Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

Я. П.

Два дня (считая и нынѣшній) ничего не пишу. Вчера попробовалъ Зел[еную] Пал[очку]. Не пошло. Все не то. Не могу соединить: всю истину, какъ я ее понимаю, съ простотой изложения. Были Фельтенъ и Сергѣенко сынъ. Кажется, я велъ себя хорошо. Записать надо:

613 1) Признавать Бога, вѣрить въ Него значитъ признавать нѣчто не познаваемое чувствами (но самое реальное). И, удивительное дѣло, тѣ, кто не хочетъ признавать Его, Его духовную реальность, необходимо должны признать неподлежащую чувствамъ (которой они приписываютъ матерьяльность) реальность безсмысленной безконечности матеріи во времени и пространствѣ.

2) Мы смѣло отдаемся въ руки врачей, хлороформирующихъ насъ для совершенія операціи. Какже робѣть, когда при смерти совершаетъ надъ нами эту операцію подъ хлороформомъ совершаетъ Богъ, или природа?

3) Какъ нужно, нужно отвыкнуть отъ мысли о наградѣ; похвалѣ, одобреніи. За все хорошее, что мы можемъ сдѣлать, намъ не можетъ быть никакой отплаты. Плата впередъ получена нами такая, что съ самымъ большимъ усердіемъ не отработаешь ея.

4) У человѣка два сознанія: своего ограниченнаго, заключеннаго въ предѣлы «я» и своего614 неограниченнаго «я». — Для неогранич[еннаго] «я» не можетъ быть страданій (стѣсненій), не можетъ не быть постоянное благо (не то страстное благо, к[оторое] даетъ временное удовлетвореніе желані[я], а благо ровное, спокойное, благо сознанія себя, сознанія блага). И человѣкъ можетъ переносить и переноситъ болѣе или менѣе, чаще или рѣже свое сознаніе изъ однаго «я» въ другое. Человѣкъ, живущій однимъ духовнымъ «я» (святой), не знаетъ несчастій; человѣкъ, живущій однимъ огранич[еннымъ] «я», не можетъ не страдать. Всѣ мы живемъ въ серединѣ между двумя, все болѣе и болѣе освобождаясь отъ ограниченнаго и приближаясь къ неограннч[енному], духовному.

16 Апрѣля 1905. Я. П.

Все это время болѣ[ю] сердцемъ. Прежде не замѣчалъ, а теперь чувствую: стѣснені[е], перебои. И хорошо, серьезно. Отъ этого и не могъ работать. А очень хочется и изложеніе вѣры и о Генр[и] Джоржѣ, к[отораго] прочелъ по Николаеву и вновь восхищенъ.

Бываетъ это послѣднее время такое — минутами — ясное пониманіе жизни, какого никогда прежде не было. Точно сложное уравненіе приведено къ самому простому выраженію и рѣшенію.

Записать надо многое.

1) О наградѣ. Жить не для людей, а для Бога кажется трудно, п[отому] ч[то] не видишь награды за добрую жизнь. Такъ кажется. А это неправда. Богъ, к[оторый] въ тебѣ, награждаетъ да еще какъ (совѣсть).

2) Главное зло науки: отвлекать отъ существен[ныхъ] вопросовъ, обѣщая какое-то рѣшеніе чего-то.

Нынче 21 (вечерь) Апр. 1905. Я. П.

За это время лучше сердце. Началъ писать: Народ[ные] Заступни[ки]. Недурно. И Ген[ри] Джоржа. Вчера съ Бутурл[инымъ] б[ылъ] у Петр[а] Осипова, и онъ жестко упрекалъ меня за то, что я говорю, а скупаю землю. Было и больно и хорошо. Почувствовалъ, какъ полезно, укрѣпляюще осужденіе, въ особенности незаслуженное, и какъ пагубно, разслабляюще похвалы, и особенно незаслуженныя (а они всѣ незаслуженныя). Записать надо:

1) Наука — совершенно, какъ церковь — неуловима. Ты говоришь: вотъ,615 — указывая на дарвинизмъ, или преступные типы, или тому подобное, — вотъ чепуха или ложь. Тебѣ отвѣчаютъ: да это не наука, а я говорю про настоящую науку, — подразумѣвая подъ этимъ нѣчто другое, также отрицаемое людьми, признающими другія, а не эту часть науки.

2) Въ первый разъ понялъ все значеніе616 заповѣди: люби Бога всѣмъ с[ердцемъ] и в[сею] д[ушою] т[воею]. Это значитъ то самое, чего я теперь хочу достигнуть, къ чему я съ такимъ трудомъ теперь пріучаю себя; а именно, то, чтобы жить для Бога, служить только Ему, т. е. дѣлать всякое дѣло только въ виду Бога и для того, чтобы дѣлать то, чего Онъ хочетъ, независимо отъ того, чего хочешь самъ и чего хотятъ отъ тебя люди. И это можно, можно.

3) Сначала, въ первое время жизни человѣкъ живетъ только для себя, потомъ для себя и славы людской (людей такихъ же, какъ самъ, живущихъ для себя). Потомъ начинаетъ жить для себя и для толпы и еще для избранныхъ, наиболѣе уважаемыхъ людей, и потомъ начинаетъ жить нетолько для себя и для славы людской, но и для Бога. А надо жить только для Бога. Тогда будетъ хорошо и тебѣ, будетъ и слава людская. Надо пріучать себя къ этому.

————————————————————————————————————

4) Чѣмъ хуже становится человѣку тѣлесно, тѣмъ лучше ему становится духовно. И потому человѣку не мож[етъ] б[ыть] дурно. Я долго искалъ сравненія, выражающаго это. Сравненіе самое простое: коромысло вѣсовъ. Чѣмъ больше тяжесть на концѣ тѣлесномъ, чѣмъ хуже тѣлесно и въ смыслѣ славы людск[ой] (тоже тѣлесное), тѣмъ выше поднимается конецъ духовный, тѣмъ лучше душѣ.

5) Все чаще и чаще думаю о памяти, о воспоминаніи, и все важнѣе и важнѣе, основнѣе и основнѣе представляется мнѣ это свойство. Я получаю впечатлѣніе. Его нѣтъ въ настоящемъ. Оно есть только въ воспоминаніи, когда я начинаю, вспоминая, обсуждать его, соединять съ другими впечатлѣніями и мыслями. Я получилъ617 радость или оскорбленіе. Въ618 настоящемъ619 нѣтъ ни620 радости ни оскорбленія, оно начинаетъ дѣйствовать только въ воспоминаніи. Изъ безчисленнаго количества впечатлѣній, к[оторыя] я получа[лъ], я очень многія забылъ, но они оставили слѣды въ моемъ духовномъ существѣ. Мое духовное существо образовано изъ нихъ.

6) Если кто нибудь сомнѣвается въ томъ, что жизнь есть нѣчто духовное, a тѣло — только необходимое условіе, то пусть онъ подумаетъ о томъ, что такое его «я». Вѣдь никакъ не тѣло и не сознаніе тѣла въ настоящемъ, a сознаніе всего того, что соединено въ одно моимъ воспоминаніемъ. Даны всѣ эти воспоминанія чувствами тѣла, но существо, к[оторое] я называю собой, никакъ не тѣло. Напротивъ, тѣло есть нѣчто,621 хотя и дающее воспоминанія, вмѣс[тѣ] съ тѣмъ и нарушающее духовное сознаніе. (Дурно выражено, а очень важно и нужно.)

7) Удивительны мудрыя и вѣрныя мысли, выражаемыя спиритами.622 Я записалъ п[отому], ч[то] имѣлъ объясненіе этого, а теперь забылъ.623

8) Вещество — это предѣлъ, въ к[оторый] заключено нераздѣльное духовное начало; движеніе есть то, что выражаетъ (проявляетъ) единство, нераздѣльность духовнаго существа.

Не будь вещества, не могло бы быть отдѣльности духовнаго существа. Или иначе: Отдѣльность духовнаго существа представляется веществомъ. Не будь движенія, отдѣленное существо не было бы единымъ со Всѣмъ. Или иначе: единство отдѣленнаго существа со Всѣмъ представляется движеніемъ.

Не будь нераздѣльнаго духовнаго существа, заключеннаго въ предѣлы, не было бы жизни. Жизнь есть единство въ раздѣленности, или раздѣленность въ единствѣ.

9) Только признаніе духовности міра и иллюзорности матерiи и движенія разрѣшаетъ загадку безконечности. Вещество и движеніе, пространство и время — иллюзіи.

10) Отдѣленность нельзя сознавать безъ движенія вещества.

11) Предѣлъ вещества — то вещество, к[оторое] я сознаю собою; предѣлъ движенія — то движеніе, к[оторое] я сознаю собою.

12) Я — не мое тѣло, a движеніе моего тѣла. Я — это воспоминаніе моей жизни, нѣчто вполнѣ духовное.

13) Мы переходимъ отъ животнаго (обманчиваго) сознанія къ сознанію духовному, истинному, и когда мы переходимъ въ духовное сознаніе, намъ кажется, что мы сами это сдѣлали, что мы свободны. Но это намъ кажется только п[отому], ч[то] мы бы могли оставаться въ животномъ сознаніи.

Je m’entends.624

14) Движеніе само по себѣ всегда иллюзія. Мы познаемъ только извѣстную степень движенія, а ни самое быстрое, ни самое медленное недоступно намъ.

И что же, движусь ли я въ вагонѣ, подвигаясь назадъ, съ той же быстротой, съ к[оторой] ѣду?

Движенія нѣтъ. Движеніе есть только отношеніе отдѣльныхъ существъ.

15) Вещество отдѣляетъ и соединяетъ. Тоже дѣлаетъ и движенiе.625 Безъ вещества не можетъ быть отдѣленности,626 не можетъ быть и безъ движенія.627 Вещество познается только движеніемъ; движеніе познается только веществомъ.

Нынче 4 Мая 1905. Я. П.

Казалось, что недавно не писалъ, а вотъ прошло почти три недѣли. Нѣтъ, только 2 недѣли. Не писалъ ни дневника ни писемъ. Чувствовалъ себя очень хорошо, а нынче дурно: слабо, уныло, тупо. За это время окончилъ Великій Грѣхъ. Написалъ разсказъ на молитву. Казалось хорошо и умилялся во время писанія, а теперь почти не нравится. Записать:

1) Кто-то, математикъ, сказалъ Наполеону о Богѣ: Je n’ai jamais eu besoin de cette hypotèse.628 A я бы сказалъ: Je n’ai jamais pu faire quoique ce soit de bon sans cette hypotèse.629

2) Кажется, ужъ это записано, а не могу не повторить: Жизнь вся моя есть, была и будетъ,630 отъ рожденія до смерти. Я только не вижу ее еще всю. Измѣнить ее я не могу: тѣлесное иллюзорное идетъ по тѣлеснымъ631 законамъ, духовное — по духовнымъ. Я только перехожу изъ одной области въ другую, и эти переходы изъ тѣлесной, т. е. иллюзорной, въ духовную, реальную, мнѣ кажутся свобод[ой]. У меня нѣтъ свободы, но лучше, чѣмъ свобода, то, для чего нужна свобода, — у меня благо, всегдашнее благо. Въ этомъ и несомнѣнный смыслъ жизни. Мнѣ дано благо, ненарушимое благо.

3) Движеніе — это отдѣленіе себя отъ себя; вещество — это отдѣленіе себя отъ Всего. (Это или очень глубоко мудро или очень глубоко глупо.)632 Для отдѣленія себя отъ себя нужно движеніе, и отъ движенія — время. Для отдѣленія себя отъ Всего нужно вещество, и отъ вещества — пространство.

4) Я, какъ отдѣльное существо, есмь вещество, включающее въ себя другія существа, и есмь движеніе, включающее въ себѣ другія двпженія. И вмѣстѣ съ тѣмъ самъ включенъ и въ другое вещество и другое движеніе. (Плохо. — Только отъ того пишу, что записано.)

5) Для животнаго существа въ человѣкѣ нужно счастье извнѣ, для разумнаго, духовнаго существа нужно только усиліе (усиліе сознанія) изнутри.

6) Я вижу во снѣ, что со мной разговариваетъ человѣкъ о томъ, что было между нами прежде, и я вспоминаю, что это точно было. Точно также, какъ я вспоминаю на яву то, что было. И воспоминаніе мое на яву не болѣе реально, чѣмъ воспоминаніе во снѣ. Я вѣрю, что это было. Доказательство только то, что я помню. Если и другіе говорятъ, что это было, то вѣдь только ихъ воспоминанія. Они столько же цѣнны, какъ и воспоминанія тѣхъ, съ к[оторыми] я говорю во снѣ. — Такъ что нельзя отрицать того, что вся эта жизнь есть сонъ, пробужденіе отъ к[отораго] наступить при смерти. И часто къ старости, какъ къ концу времени сна, нелѣпость этой жизни сна становится все яснѣе и яснѣе.

7) Саша отъ боли вспрыснула морфій. Няня не одобрила: пострадать надо, когда Богъ посылаетъ. А Мечниковъ хочеть уничтожить нетолько страданія, но и смерть.

Развѣ онъ не жалкій, испорченный ребенокъ въ сравненіи съ народной мудростью старушки?

8) Судковой говорилъ, что онъ представляетъ себѣ нравственный прогрессъ человѣчества такимъ, что люди будутъ чувствовать жизнь другихъ нетолько близкихъ, но всѣхъ людей и будутъ испытывать это счастье за всѣхъ. А я подумалъ, что это уже

Скачать:PDFTXT

Я. П. Два дня (считая и нынѣшній) ничего не пишу. Вчера попробовалъ Зел[еную] Пал[очку]. Не пошло. Все не то. Не могу соединить: всю истину, какъ я ее понимаю, съ простотой