Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

жизни, растущія въ суку, неправы, вредны, если они поглощаютъ всю силу роста.648 Это съ нашей лжецивилизаціей.

9) Если гуляютъ и топчутъ хорошій лугъ, я жалѣю, но не негодую, но когда подъ видомъ блага народа, любви къ нему, въ сущности же изъ корысти, славы людской и самыхъ разнообразныхъ цѣлей, всковыриваютъ лугъ и засѣваютъ абсянтомъ или портятъ, и онъ зарастаетъ полынью, я не могу не негодовать. Знаю, что дурно, но не могу не негодовать противъ самодовольныхъ либераловъ, к[оторые] дѣлаютъ это.

10) Ты хочешь совершенства, и жизнь, ослабляя твое тѣло и его страсти, помогаетъ тебѣ. Отъ этого649 безсознательно всегда хочется впередъ — уйти изъ тѣла, изъ движенья: изъ отдѣленности. Положи свою жизнь въ расширеніи духовномъ, и650 болѣзн[и], старость, всякія тѣлесныя невзгоды, смерть будутъ благомъ.

11) Кажется, что ослабѣваешь, старѣешься, умираешь, а это — крѣпнешь, ростешь, рождаешься.

12) Уговаривать нельзя, можно только помогать вступить во всемірную духовную жизнь: соединиться съ Богомъ.

13) Ты только передаточное орудіе, черезъ кот[орое] дѣйствуетъ сила божія. Твое дѣло только въ томъ, чтобы держать въ порядкѣ орудіе — себя, свою душу.

14) Я орудіе, к[оторымъ] работаетъ Богъ. Мое651 благо истинное въ томъ, чтобы участвовать въ Его работѣ. Участвовать же въ Его работѣ я могу только тѣмъ, чтобы держать въ порядкѣ, чистотѣ, остротѣ, правильности то орудіе, к[оторое] дано мнѣ. —

15) Не заниматься собой, а работать внѣшнюю работу, к[оторую] я считаю нужной, все равно, что рубить тупымъ топоромъ. Только испортишь топоръ и размочалишь и разщеплешь то, что рубишь, а ничего не652 сдѣлаешь, не построишь.

Только когда одинъ, въ тишинѣ, т. е. въ общеніи съ тѣмъ Б[огомъ], к[оторый] въ тебѣ, поднимаешься на ту высоту, на кот[орой] б[ылъ] и можешь быть. Съ людьми сейчасъ спускаешься. Я испытывалъ это съ Ч[ертковымъ]. Ужъ какъ онъ мне близокъ, а какъ только я не одинъ, я только 1/100 себя. Всѣ должны испытывать это.

12 Іюня 1905. Я. П.

Было очень дурное расположеніе духа. Старался пользозоваться имъ. Написалъ въ два дня разсказъ: Ягоды. Не дурно. Сейчасъ б[ылъ] Миша и разговаривалъ хорошо. Очень можетъ быть, что въ немъ пробудится жизнь. Во всѣхъ должна пробудиться.

— Все больше и больше болѣю своимъ довольствомъ и окружающей нуждою. Записать надо:

1) Человѣкъ не можетъ не быть правъ, когда онъ утверждаетъ себя, свое божественное я, но когда онъ съ653 увѣренностью правоты, свойственной божественному я, утверждаетъ свое животное, или тщеславное, честолюбивое, исключительное я, тогда онъ ужасенъ. Въ этомъ основа самоувѣренности.654

2) Зачѣмъ? я не знаю, но знаю несомнѣнно, что мнѣ свойственно стремиться къ благу, опредѣляя благо и достигая его тѣми средствами, к[оторыя] даны мнѣ. Ребенкомъ я кричу, плачу, ласкаюсь, чтобы получить желаемое; юношей, мужемъ прилаживаюсь, борюсь, тружусь, и только старцемъ вижу, что благо только въ служеніи Богу. И это такъ. И это можно бы знать теоретически. Въ этомъ преподаваніе религіи.

————————————————————————————————————

Пишу и сплю. Такъ слабо себя чувствую. Хотѣлъ писать и Силоамск[ую] башн[ю] и Зел[еную] пал[очку] и ничего не могу.

18 Іюня 1905. Я. П.

Больше недѣли чувствую себя физически очень дурно: желудокъ, кишки. Написалъ только вступленіе къ Вел[икому] Гр[ѣху] и нѣсколько ничтожн[ыхъ] писемъ. Записать надо нѣсколько, кажущихся мнѣ важными, вещей.

1) (Къ Силоамск[ой] башнѣ). Это разгромъ не русскаго войска и флота, не русск[аго] государства, но разгромъ всей лже-христіанской цивилизаціи. Чувствую, сознаю и понимаю это съ величайшей ясностью. Какъ бы хорошо б[ыло] съумѣть ясно и сильно выразить это. —

Разгромъ этотъ начался давно: въ655 борьбѣ656 денежной, въ борьбѣ успѣха въ такъ называемой научной и художественной дѣятельности, въ к[оторой] евреи не христіане побили всѣхъ христіанъ во всѣхъ государствахъ и вызвали къ себѣ всеобщую зависть и ненависть. Теперь это самое сдѣлали въ военномъ дѣлѣ, въ дѣлѣ грубой силы Японцы, показавъ самымъ очевиднымъ образомъ то, къ чему не должны стремиться христіане, въ чемъ они никогда не успѣютъ, въ чемъ всегда будутъ побѣждены нехристіанами: въ праздномъ знаніи томъ, что называется наукой, въ доставляющихъ удовольствіе забавахъ, «pflichtloser Genuss»,657 и въ средствахъ насилія. — Исторія совершаетъ обученіе христіанъ отрицательнымъ путемъ: показываешь имъ, чего они не должны дѣлать, на что не должны устремлять свои силы.

2) Движеніе религіозное къ большему свѣту — правдѣ и добру658 есть результатъ всѣхъ сложныхъ дѣятельностей людскихъ: и экономич[еской], и политич[еской], и худож[ественной], и научной. Сложная, огромная работа совершается только для того, чтобы произвести очень небольшой шагъ въ религіозномъ сознаніи. Подобно тому, какъ для передвиженія великой тяжести работаютъ сложныя колеса, рычаги, пробѣгая тысячи саженъ въ своемъ вращеніи для того, чтобы на дюймъ подвинуть тяжесть.

3) Иногда и все чаще бываетъ время, что желаешь смерти. Это дурно. Желать смерти — явное неповиновеніе Богу. Уже потому нельзя желать смерти, что вся твоя жизнь, мож[етъ] быть, была нужна для того часа, к[оторый] долженъ былъ наступить, а ты лишилъ себя этого часа.

4) Читалъ записки сектанта Мироненка. Очень даровитый и религіозный человѣкъ. Прекрасны сравненія, прекрасное пониманіе и примѣненіе текстовъ Св[ященнаго] писанія. Но тутъ же я замѣтилъ, какъ опасно говорить о религіозн[ыхъ] предметахъ образно, сравненіями, въ связи съ текстами, приподнято и неясно.

Для обсужденія и выраженія религіозн[ыхъ] предмето[въ] нужно еще больше точности, чѣмъ въ математикѣ.

5) Записано такъ: Жизнь своимъ общеніемъ увеличиваетъ внутреннее содержаніе духовнаго существа. Въ этомъ расширеніе. Надо же сказать такъ: чѣмъ больше раскрывается свое существо, жизнь, тѣмъ больше общенія съ существами міра. (Не важно и не ясно.)

6) Записано: радоваться только на увеличенiе мудрости и любви и радость жизни. Не понимаю, не помню. Жалко.

7) Т[акъ] к[акъ] я — отдѣленное существо, то не могу видѣть, чувствовать, сознавать Всего. (Не вышло.).

8) (Очень важное, нужное, радостное). Меня долго смущала мысль о томъ, что желаніе любви людей, существъ, даже будущихъ людей такъ сильно, естественно, такъ кажется хорошо, даетъ такъ много хорошихъ, чистыхъ радостей, что, казалось бы, должно быть хорошо, а между тѣмъ высшее состояніе духовнаго человѣка — то, когда онъ живетъ только для Бога, не заботясь о славѣ людской, презирая ее. И вотъ разъясненіе этого противорѣчія открылось мнѣ. Вѣдь всѣ существа, люди, живущіе теперь и имѣющіе жить послѣ, вѣдь все это — проявленія Бога, это — Богъ въ659 одномъ изъ тѣхъ состояній, въ к[оторыхъ] онъ доступенъ мнѣ. И потому искать любви существъ, людей современныхъ и будущихъ, не противно, но согласно съ желаніемъ служить Богу, исполнять Его волю. Дѣло только въ томъ, чтобы желать, искать любви духовной, а не животной.

9) Есть два сознанія: сознаніе животное, отдѣляющее, и сознаніе духовное, соединяющее. Въ первомъ несвободенъ, во второмъ не можетъ быть вопроса о свободѣ. Нельзя сказать, что въ первомъ несвободенъ,660 п[отому] ч[то], если я скажу, что несвободенъ въ животномъ, чувствующемъ свое отдѣленіе существѣ, то какъ же я назову то состояніе, въ к[оторомъ] я, человѣкъ, существо, не чувствуетъ своего отдѣленія, какъ это происходитъ въ младенцѣ, въ утробномъ плодѣ? Такъ что если я назову человѣка свободнымъ вполнѣ при сознаніи духовномъ, я не могу не признать извѣстной степени свободы въ существѣ животномъ, сознающемъ свое отдѣленіе. Такъ что, очевидно, есть степени свободы. И, строго говоря, нельзя признать полной свободы и въ661 человѣкѣ при духовномъ сознаніи.

Свобода, какъ и жизнь, есть бо́льшая или меньшая. И какъ жизнь идетъ, увеличиваясь, расширяясь, такъ и свобода.

29 Іюня 1905. Я. П.

Больше недѣли нездоровъ желудкомъ. Почти ничего не дѣлалъ. Лева здѣсь. Мнѣ его всей душой жалко, но помочь ему невозможно. Мож[етъ] б[ыть], такъ и нужно. И ему хорошо въ его слѣпотѣ. Только нынче немного пописалъ Сил[оамскую] Куп[ель]. Пошу чѣмъ больше вижу, тѣмъ больше цѣню и люблю. <Саша[?] грубѣетъ. Или нѣтъ идеаловъ или очень низкіе>.662 Здоровье С[они] не опредѣленно. Скорѣе вѣроятно, что нѣтъ дурнаго. Съ ней очень хорошо.

Записать надо: самое главное.

1) Записано такъ: Время — это сама жизнь. Эта мысль пришла почти во снѣ и, какъ всегда въ полуснѣ или во снѣ, показалась особенно важной и глубокой. Сущность мысли та, что міръ, «Все», неподвижно и невременно, но для меня, отдѣльнаго существа, онъ постепенно раскрывается: снимаются покровы, скрывающіе его отъ меня, сознаніе мое расширяется, освобождается, и въ этомъ моя жизнь. Это не ясно, но мнѣ не хочется отказаться отъ этого.

2) (къ Силоам[ской] башнѣ). Измѣненіе государственнаго устройства можетъ произойти только тогда, когда установится новая центральная власть, или когда люди мѣстами сложатся въ такія cоединенія, при к[оторыхъ] правительственная власть будетъ не нужна. A внѣ этихъ двухъ положеній могутъ быть бунты, но не перемѣна устройства.

3) Toqueville говоритъ, что большая революція произошла именно во Франціи, а не въ другомъ мѣстѣ, именно п[отому] ч[то]663 вездѣ положеніе народа было хуже, задавленнѣе, чѣмъ во Франціи. En détruisant en partie les institutions du moyen âge on avait rendu cent fois plus odieux ce qui en restait.664 Это вѣрно. И по той же причинѣ новая, слѣдующая революцiя освобожденія земли должна произойти въ Россіи, такъ какъ вездѣ положеніе народа по отношенію къ землѣ хуже, чѣмъ въ Россiи.

4) Какъ хорошо быть больнымъ! Въ болѣзни ясно видно, что важно и что неважно въ жизни. А въ этомъ вся мудрость. Я испыталъ это на дняхъ.

5) Желать умирать нельзя, п[отому] ч[то] желать умирать значитъ желать будущаго, а истинная жизнь внѣ времени.

6) Я пережилъ 3 отношенія къ брачной жизни: 1) бракъ ненарушимъ, счастливъ ли, несчастливъ ли, терпи, какъ свое тѣ[ло], и нѣтъ порывовъ, отчаянія, романовъ. 2) Согласье душъ, страсть, поэтическая любовь, Вертеръ, страданія любви, и 3) Не нравится супругъ или супруга, расходись и возьми новаго или новую.

7) Хорошо бы написать объ отношеніи неиспорченныхъ дѣтей къ вегетарьянству, какъ они твердо знаютъ, что нельзя лишать жизни.

8) Революція только та благотворна, кот[орая] разрушаетъ старое только тѣмъ, что уже установила новое. (Гурійцы.) Не склеивать рану, не вырѣзать ее, а665 вытѣснять ее живой клѣтчаткой.

9) Увеличеніе свободы есть просвѣтлѣніе сознанія.

10) Свобода есть освобожденіе отъ иллюзіи, обмана личности.

11) Какъ французы были призваны въ 1790 году къ тому, чтобы обновить міръ, такъ къ тому же призваны русскіе въ 1905.

3 Іюля 1905. Я. П.

Немного лучше. Передѣлывалъ предисловіе къ В[еликому] Г[рѣху]. Не работается. Нынче живо думалъ: только бы смотрѣть на выработку въ себѣ любви какъ на главное дѣло жизни, и дѣла всегда есть, и не будешь жалѣть, что не пишется. Думалъ: нездоровье, боль, дурное расположеніе духа? — Я этого нынче желалъ, чтобы въ этихъ состояніяхъ испытать себя и побѣдить.

1) Павл[а] Николавна, какъ и многіе, говоритъ, что не любитъ принциповъ, п[отому] ч[то] нельзя live to it.666 Это — неспособность мыслить. Принципы — это сознаніе истины, добра, и вся жизнь есть приближеніе

Скачать:PDFTXT

жизни, растущія въ суку, неправы, вредны, если они поглощаютъ всю силу роста.648 Это съ нашей лжецивилизаціей. 9) Если гуляютъ и топчутъ хорошій лугъ, я жалѣю, но не негодую, но когда