Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

къ нимъ. Какже жить безъ нихъ.

2) Человѣкъ, живущій духовнымъ сознаніемъ, не можетъ быть несвободенъ: Онъ живетъ667 въ Богѣ. Но приходитъ668 человѣкъ въ духовное сознаніе не по своей волѣ

5 Іюля 1905. Я. П.

Вся жизнь наша есть проявленіе сознанія…..

669 Началъ выписывать мысли, но чувствую себя столь слабымъ, что отложу до другаго раза. Все боль желудка. Не спалъ отъ боли. И опять утро не работаю.

Все хочется писать совѣтъ людямъ въ теперешнее время, и все не въ силахъ. Видно, не надо. И такъ хорошо, и дѣло, самое важное дѣло, есть. — Записать:

1) Цивилизація шла, шла и зашла въ тупикъ. Дальше некуда. Все обѣщали, что наука и цивилиз[ація] выведутъ насъ, но теперь уже видно, что никуда не выведетъ: надо начинать новое.

2) 0,777…. произошло отъ дѣленія неизвѣстнаго дѣлимаго на 10. 7/10 + остатокъ [въ] 10 разъ меншій дѣлимаго. Для того, чтобы не было остатка, надо отнять отъ дѣлимаго670 и дѣлителя 1/10. Отнявъ отъ дѣлимаго 1/10, будетъ 7 безъ остатка; отнявъ отъ дѣлителя (10) 1/10, будетъ 9. [0,]7777… равно 7/9.

————————————————————————————————————

Послѣднее писаніе заключилъ глупостью. Нынче:

31 Іюля 1905. Я. П.

Не писалъ 28 дней. Никакъ не думалъ, чтобы такъ долго. Все это время б[ылъ] физич[ески] довольно здоровъ, но духовно слабъ: мало писалъ. Мало подвинулся въ «Концѣ Вѣка». Но кажется, за это время б[ыло] не мало мыслей, мож[етъ] б[ыть] и интересныхъ. Сейчасъ запишу ихъ. — За все это время б[ыла] большая лѣнь, слабость и дурное расположеніе, но, слава Богу, мало проявлявшееся. — Записываю.

1) Записано такъ: пассивная революція началась въ Россіи.

2) Въ такія времена борьбы, какъ теперь въ Россіи, нужно,671 первое: воздерживаться отъ того, чтобы помогать той или другой сторонѣ; второе: отъискивать средства примиренія.

3)672 Интелигенція внесла въ жизнь народа673 въ сто разъ больше зла, чѣмъ добра.

4) Записано: Не правъ ли Сютаевъ? А теперь не могу вспомнить, въ чемъ.

5)674 Революція675 теперь никакъ не можетъ повторить того, что б[ыло] 100 лѣтъ назадъ. Революціи 30, 48 годовъ неудались п[отому], ч[то] у нихъ не б[ыло] идеаловъ, и они вдохновлялись остатками большой революціи. Теперь тѣ, к[оторые] дѣлаютъ русскую революцію, не имѣютъ никакихъ: экономическ[iе] идеалы — не идеалы.

6) Революція плодотворная только та, к[оторую] нельзя остановить.

7) Отдѣльныя существа676 проявляются въ этомъ мірѣ въ677 различныхъ (по отношенію между собой) предѣлахъ въ пространствѣ и времени. Это проявленіе ихъ есть то, что мы называемъ жизнью, сознавая его въ себѣ и наблюдая въ другихъ существахъ. Проявленіе свое я переживаю, проявленіе въ другихъ существахъ (предѣлы к[отор]ыхъ678 ограниченнѣе моихъ) я вижу вполнѣ, какъ въ менѣе долговѣчныхъ, чѣмъ человѣкъ, существахъ: соба[ки],679 насѣкомыя. Въ нѣкоторыхъ вижу начала680 или знаю по преданіямъ о начала[хъ] (растенія), въ нѣкоторыхъ не знаю ничего о началахъ и не вижу концовъ (планеты, звѣзды).

8) Смыслъ жизни для насъ въ нашей жизни есть благо.

Но говорить, что Богъ далъ намъ жизнь для нашего блага — антропоморфизмъ.

9) Главная преграда для осуществленія ученія Христа (681 открытой истины) женщины — ихъ лживость, ихъ освобожденіе себя отъ своего долга, своего призванія — дѣторожденія.

10) Для существованія разумнаго, нравственнаго общества необходимо нахожденіе женщинъ подъ внушеніемъ мущинъ. Въ нашемъ же обществѣ обратное: мущины682 находятся подъ внушеніемъ женщинъ.

11) Гораздо лучше кокетничаніе женщинъ плечами и задницей, чѣмъ принципами, убѣжденіями…

12) Записано такъ: Только благодаря времени: постепенному открыванію существа міра, возможно сознаніе жизни — движенія жизни. Понимаю я это такъ: Всѣмъ отдѣленнымъ существамъ открывается ихъ духовная сущность постепенно. И это открываніе есть то, что мы (для себя) сознаемъ жизнью, движеніемъ жизни.

13) Недоразумѣніе дѣятелей теперешней русской революціи въ томъ, что они хотятъ учредить для русскаго народа новую форму правленія; русскій же народъ дожилъ до сознанія того, что ему не нужно никакой.

14) Какъ хорошо, что я бываю и золъ, и глупъ, и гадокъ, и знаю это про себя. Только благодаря этому я могу (къ несчастью, только иногда) кротко, прощая, переносить злость, глупость, гадость другихъ.

15) Страдаешь отъ того, что люди не религіозны, не понимаютъ религіозныхъ требованій, и досадуешь на нихъ — огорчаешься. Надо понять, что способность религіознаго отношенія къ жизни (высшая теперь человѣческая способность) не можетъ быть передана разсужденіемъ или какимъ бы то ни было духовнымъ воздѣйствіемъ людямъ, не имѣющимъ ее. Какъ нельзя научить собаку затворять дверь, или лошадей не топтать траву, или дикихъ людей готовить себѣ жилища и пищу, пока у нихъ не развился разсудокъ, такъ нельзя научить людей — каково большинство людей теперь — тому, чтобы они жили, понимая все значеніе своей жизни, т. е. жили, руководствуясь религіознымъ сознаніемъ. Люди такіе только начинаютъ вырабатываться — являются одинъ на тысячи, и являются совершенно независимо отъ образа жизни, матерьяльнаго достатка, образованія, столько же и даже больше среди бѣдныхъ и не образованныхъ. Количество ихъ постепенно увеличивается, и измѣненіе обществен[наго] устройства зависитъ только отъ увеличенія ихъ числа.

16) Ничто такъ не подвигаетъ къ добру, какъ сознаніе того, что тебя любятъ. Оно подвигаетъ и тѣмъ, что радостно быть любимымъ, и дѣлаешь то, что вызываетъ любовь, подвигаетъ и прямо, непосредственно тѣмъ умиленіемъ, к[отор]ое возбуждаетъ любовь,683 возбуждаемая и испытываемая.

17)684 Слишкомъ хорошо, легко бы было жить, если бы не б[ыло] того, что тревожитъ, огорчаетъ, испытуетъ.

18) Всѣ совершающіяся измѣненія въ жизни людей, всѣ существенныя — совершаются по духовнымъ причинамъ. Но это нетолько не значитъ того, что685 измѣненія эти произвольны, но, напротивъ, показываетъ, что они непроизвольны, т[акъ] к[акъ] измѣненія духовныя внѣ власти человѣка — онѣ сама жизнь.

19) Цивилизація лжехристіанская завела христ[іанскіе] народы въ такой тупикъ, изъ к[отораго] ясно, что нѣтъ никакого выхода, и надо итти назадъ, не всю дорогу назадъ, а ту часть дороги, к[оторая] завела въ тупикъ.

20) Сидимъ на дворѣ, обѣдаемъ 10 кушаній, мороженое, лакеи, серебро,686 и приходятъ нищіе, и люди добрые продолжаютъ ѣсть мороженое спокойно. Удивительно!!!!

21) Борьба свѣта и тьмы, добра и зла происходитъ во мнѣ, а я думаю, мнѣ кажется, что это я борюсь. Такъ записано, Въ сущности же я понимаю это такъ: Раскрывается для меня сущность жизни, снимаются покровы, скрывающіе ее, а я думаю, что я иду. То бываетъ, что ѣдешь, и тебѣ кажется, что берега бѣгутъ, а тутъ: Берега идутъ, a тебѣ кажется, что ты идешь.

22) Записано такъ: религіозное сознаніе указываетъ все большее и большее благо въ духовномъ, и потому человѣкъ все больше и больше стремится къ духовн[ому] благу.

23) Разница между правилами и законами та, что правила предписываются, а законы сознаются. Таковы законы христіанства.

24) Русск[ая] революція должна разрушить существ[ующій] порядокъ, но не насиліемъ, а пассивно, неповиновеніемъ.

25) Откровенно говорить можно только съ Богомъ. Только Ему можно все сказать.

26) Хорошо, когда люди отталкиваютъ — приближаешься къ Богу. На это особенно хорошо униженіе.

27) Разсужденіемъ нельзя вызвать въ другомъ религіознаго сознанія, но уяснять религіозное оознаніе словомъ, выяснять687 благость нужно (этого же и хочется). Нужно затѣмъ, что когда въ человѣкѣ зарождается религіозн[ое] сознаніе, онъ находитъ помощь въ своемъ движеніи. Уясненіе своего религіозн[аго] сознан[ія] повышаетъ общее.

28) Соціализмъ есть одно изъ малыхъ приложеній христіанства, но невѣрное, п[отому] ч[то] неполное.

29)688 Сущность религіознаго сознанія въ томъ, что человѣкъ перестаетъ сознавать себя царемъ, купцомъ, отцемъ, мужемъ, а сознаетъ себя той математическ[ой] точкой въ пространствѣ и времени, к[оторая] имѣетъ смыслъ только въ этой точкѣ, въ нематерьяльномъ сознаніи, цѣль, задача к[оторой] одна: исполнить то, что должно. — (Очень плохо, а очень важно, вернусь къ этому. Все духовно слабъ.)

Писалъ все это нынче, 1 Августа.

Ничего не работалъ. — Сплю.

Нынче 10 Августа 1905. Я. П.

Былъ въ Пироговѣ. Два или три дня чувствовалъ себя особенно слабымъ, но послѣ 3-хъ дней стало работаться, и почти кончилъ Коньцъ Вѣка. Было очень хорошо въ уединеніи и у Маши. — Вернулся 7-го, и здѣсь было хорошо. Вчера нагрѣшилъ, раздражился о сочиненіяхъ — печатан[іи] ихъ. Разумѣется, я кругомъ виноватъ. Хорошо ли, дурно это, но всегда послѣ такого грѣха: разрыва любовной связи точно рана болитъ. Спрашивалъ себя: что значитъ эта боль? И не могъ найти другаго отвѣта, какъ только то, что открывается (посредствомъ времени) сущность своего существа. Считаешь его лучшимъ, чѣмъ оно есть.

Странное испытываю я теперь въ хорошія минуты ощущеніе пониманія смысла жизни, такого яснаго, что становится жутко. Надо попытаться выразить. Записать:

1) Различіе между мущиной и женщиной: у мущины похоть всегда, но такая, что можно ее удержать. У женщины временами — неудержимая. — (Разсказъ (В.)).

2) Какая явная нелѣпость — насиліемъ уничтожать насиліе.

Разсказъ: подмѣненный ребенокъ.

11 Августа 1905. Я. П.

Порядочно работалъ. На душѣ хорошо.

Подмѣненный реб[енокъ] хорошо бы.

————————————————————————————————————

27 Августа 1905. Я. П.

Писалъ все время К[онецъ] В[ѣка]. Кажется, порядочно. Почти кончилъ. Все еще «почти». Вышли Е[диное] н[а] П[отребу] и В[еликій] Г[рѣхъ], и кажется, что В[еликій] Г[рѣхъ] врѣзался въ препятствіе, и претъ, и, мож[етъ] б[ыть], ломаетъ. Сейчасъ прочелъ критику американ[ца]. Очевидно, противъ шерсти, и больно. Тоже отношеніе въ Россіи: или молчаніе или раздраженіе боли. Хорошо.

689 Какъ мнѣ ясно опредѣлилась теперь исторія моихъ отношеній къ Европѣ: 1) радость, что меня, ничтожнаго, знаютъ такіе великіе люди; 2) радость, что они меня цѣнятъ на равнѣ съ своими; 3) что цѣнятъ выше своихъ; 4) начинаешь понимать,690 кто тѣ, к[оторые] цѣнятъ; 5) что они691 едва ли понимаютъ; 6) что они не понимаютъ; 7) ничего не понимаютъ, что они, тѣ,692 оцѣнкой к[оторыхъ] я дорожилъ, глупые и дикіе. Сегодня получилъ критику на В[еликій] Г[рѣхъ] жалкую и Questionnaire693 редактора Echo о смертн[ой] казни, почему она необходима и справедлива. И фамилія редактора — Sauvage.694

695 Просыпаюсь утромъ и спрашиваю себя: что у меня впереди? и отвѣчаю: ничего, кромѣ смерти. Ничего не желаю. Все хорошо. Что же дѣлать? Какже жить? Наполнять остающуюся жизнь дѣлами, нужными Пославшему. И какъ легко! Какъ спокойно! Какъ свободно! Какъ радостно!

Записать:

1) Кто свободнѣе: монголъ, рабъ Чингисъ Хана или Богдыхана, к[оторый] можетъ отнять у него имущество, жену, дѣтей, жизнь, или Бельгіецъ, Американецъ, посредствомъ выборовъ управляющій будто бы самъ собою?

2) Лучшее состояніе — то, когда ничего не желаешь. Но что же тогда благо? Благо тогда трудъ для исполненія воли Пославшаго.

3) Благо одно —696 трудъ. И потому и молитва — одно: благодарность за то положеніе, въ к[оторомъ] находишься.

Пишу и сплю, и хорошія мысли дурно, не ясно, неточно выражаю. Все это записано въ книжечкѣ такъ:

Просыпаюсь и спрашиваю: что передо мной, что ожидаетъ меня?

Ничего, кромѣ смерти впереди, и ничего, кромѣ исполненiя должнаго сейчасъ. Это кажется дурно. А какъ это хорошо! Радуетъ и возбуждаетъ не то, что со мной случится, а то, что я сдѣлаю.

Благо только одно: не счастье, а трудъ, согласный съ закономъ,

Скачать:PDFTXT

къ нимъ. Какже жить безъ нихъ. 2) Человѣкъ, живущій духовнымъ сознаніемъ, не можетъ быть несвободенъ: Онъ живетъ667 въ Богѣ. Но приходитъ668 человѣкъ въ духовное сознаніе не по своей волѣ 5