Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

происходитъ не отъ краткости жизни, а отъ недостатка разумѣнія. Для человѣка всегда весь реальный міръ не имѣетъ смысла. (Неясно.)

5) Сначала жизнь тѣлесная и радости и дѣти тѣлесныя, потомъ жизнь духовная и радости и дѣти духовныя.

И дѣтей и радостей духовныхъ можетъ быть гораздо больше, чѣмъ тѣлесныхъ.

6) Мнѣ приходитъ мысль, что переходъ отъ жизни733 животной734 къ735 жизни духовной, отъ радостей, интересовъ животныхъ къ радостямъ, интересамъ духовнымъ, есть начало, зародышъ736 новаго737 отдѣленнаго духовнаго существа, еще не познавшаго своихъ предѣловъ, еще не пришедшаго къ сознанію. Когда же существо это придетъ къ сознанію, ему представятся его предѣлы веществомъ также, какъ и теперь въ нашей жизни, и также онъ пойметъ жизнь подобныхъ ему существъ, какъ и мы понимали въ нашей жизни. —

————————————————————————————————————

Пропустилъ эти страницы и пишу. 9 Дек. 1905. Я. П.

За это время закончилъ Бож[еское] и Чел[овѣческое]. Писалъ: Свободы и Свобода, какъ отдѣльную статью, и нынче включилъ въ Кон[ецъ] Вѣка и послалъ въ Москву и въ Англію. Вѣроятно, поздно. Пускай по старому. Вчера продолжалъ Ал[ександра] I. Хотѣлъ писать Воспом[инанія], но не осилилъ. Все забастовки и бунты. И чувствую больше, чѣмъ когда нибудь, необходимость и успокоеніе отъ ухожденія въ себя. Какъ-то на дняхъ молился Богу, понималъ свое положеніе въ мірѣ по отношенію къ Богу, и было очень хорошо. Да, забылъ, 3-го дня писалъ Зел[еную] Пал[очку]. Записать надо:

1) Какъ это люди не видятъ, что жизнь есть зарожденіе новаго сознанія, а смерть — прекращеніе прежняго и начало738 новаго.

2) Когда наступитъ новый, разумный, болѣе разумный складъ общественной жизни, люди будутъ удивляться тому, что принужденіе работать считалось зломъ, а праздность — благомъ. Тогда, если бы тогда было наказаніе, лишеніе работы было бы наказаніемъ.

3) Сознавать себя можно опредѣленной формы кускомъ льда и водой. Въ первомъ случаѣ солнце — зло, во второмъ739 — величайшее благо.

4) При животномъ сознаніи главное дѣло: что я сдѣлаю; при духовномъ — какъ я себя поведу, какъ буду жить.

5) Переходъ отъ государственнаго насилія къ свободной, разумной жизни не можетъ сдѣлаться вдругъ. Какъ тысячелѣтія слагалась государственная жизнь, такъ, мож[етъ] б[ыть], тысячелѣтія она будетъ раздѣловаться.

6) Сегодня 16 Дек.

Продолжаю записывать.

740 Главное различіе людей не въ томъ, какъ они думаютъ: богаты ли мыслями, и широкій ли кругъ обхватываетъ ихъ мысль, и много ли они знаютъ, т. е. помнятъ, а въ томъ, чтò741 они думаютъ, чтò привлекаетъ къ себѣ ихъ мысль, и чтò742 они знаютъ, т. е. запоминаютъ.

16 Декабря.

Писалъ немного Алек[сандра] I. Но плохо. Пробовалъ писать воспоминанія — еще хуже. Два дня совсѣмъ ничего не писалъ.

Все нездоровъ желудкомъ и былъ очень соненъ умственно и даже духовно. Ничто не интересуетъ. Такіе періоды я еще не привыкъ переносить терпѣливо. — Въ Москвѣ продолжаются ужасы озвѣренія. Извѣстій нѣтъ, поѣзда не ходятъ. Иногда думаю написать соотвѣтственно Обращенію къ Царю и его п[омощникамъ] — къ интелигенціи и народу. Но нѣтъ сильнаго желанія, хотя знаю ясно, что сказать. — Все борюсь съ своей антипатіей къ N. N.743 и почти безуспѣшно. Вчера онъ не понялъ, началъ изъ середины, не понимая, и у меня заколотило сердце. Colère rentrée744 еще хуже. Надо, надо побѣдить. Отъ Ч[ерткова] телеграмма. К[онецъ] В[ѣка] вышелъ 23, 10. Изъ Москвы ничего не знаю. Записать надо:

1) Часто прямо чувствую,745 (мож[етъ] б[ыть], это и заблужденіе, прелесть), что через меня хочетъ пройти, требуетъ выраженія мнѣ ясная истина, и я все не могу облечь ее въ наиболѣе доступную форму. Истина эта простая, до глупости простая: что людямъ лучше жить746 не каждому для себя, а для всѣхъ, какъ хочетъ того Богъ. И что это лучше и для тѣла и для души. Можетъ быть, и удастся сказать это. Разумѣется, не для того, чтобы меня хвалили или чтобы радоваться на то, что я сдѣлалъ, а для того только, чтобы сдѣлать, что должно. — Только бы быть поджожками костра. Пускай сгорѣть прежде, чѣмъ займется костеръ.

2) Смотрѣлъ, одѣваясь, на портретъ Гарисона и подумалъ о томъ, какъ онъ былъ великъ, когда издавалъ свой «Non-resistant» и какъ потомъ — не то что опустился, а сталъ незначущимъ, когда ѣздилъ въ Англію и говорилъ рѣчи и занимался женскимъ вопросомъ. Подумалъ объ этомъ, прикинулъ на себя, и такъ мнѣ ясно стало, что всѣ мы орудія747 Божіи, что Онъ проявляется черезъ всѣхъ насъ748 и не исключительно и больше черезъ кого нибудь одного, а черезъ всѣхъ:749 въ одномъ въ одно время и для однихъ людей, въ другомъ въ другое время и для другихъ людей. Всѣ мы равны, всѣ — органы Бога; въ одномъ онъ больше открытъ въ одно время, въ другомъ — в другое. Такъ и надо смотрѣть на людей, на всѣхъ людей.

————

Да, еще: ясно пришелъ въ голову разсказъ — сопоставленіе параличной старушки, радующейся на то, что можетъ уже до печки дойти, съ плѣшивымъ Потоцкимъ: «Ah, que je m’embête!»750

————————————————————————————————————

18 Декабря 1905. Я. П.

Немного лучше, но продолжается умствен[ная] слабость. Вчера ничего не писалъ. Нынче началъ писать А[лександра] I, но плохо, неохотно. Записать надо то, что видѣлъ во снѣ.

Кто-то говоритъ мнѣ: вы хорошій человѣкъ? Я говорю: сказать, что я хор[ошій] чел[овѣкъ], будетъ несмиреніе, т. е. что я не — хорошій человѣкъ; сказать, что я дурной, будетъ рисовка. Правда въ томъ, что я бываю и хорошій и дурной человѣкъ. Вся жизнь въ томъ проходитъ, что, какъ гармонія, стягивается и растягивается и опять стягивается — отъ дурного до хорошаго и опять къ дурному. Быть хорошимъ значитъ только то, чтобы желать чаще быть хорошимъ. И я желаю этого.

————————————————————————————————————

23 Дек. 1905. Я. П.

Здоровье лучше, умственно свѣжѣе. Говорилъ о революц[iи] и увлекся писать все тоже въ краткой формѣ: «Прав[ительство], Револ[юціонеры], Народъ». Всѣ эти дни писалъ это, и кажется, годится. Постоянно молюсь (εύχομαι), прося Бога научить, помочь мнѣ дѣлать угодное Ему, должное. Еще часто молюсь, благодаря за благо, к[оторое] дано мнѣ испытывать. Какъ я писалъ, что хорошо въ родѣ молитвы посвящать время на то, чтобы стараться любить (прощать) всѣхъ нелюбимыхъ людей, такъ хорошо тоже молиться, благодаря, вспоминая всѣ блага, к[оторыми] пользуешься — семья, друзья, достатокъ, здоровье. Не дотрогивался въ это время ни до А[лександра] I ни до воспоминаній. А хочется. Записать:

1) О сознаніи. Сознаніе, т. е. взглядъ на себя. (Есть кто-то, кто можетъ видѣть меня.) Подняться на ту высоту, съ к[оторой] видишь себя, какъ посторонняго — очень полезно, нужно. Это высшій актъ человѣческой души. Удивительное дѣло, сознаніе сразу останавливаетъ всякую дѣятельность, но только на время. Надо посредствомъ сознанія остановиться, а потомъ уже продолжать дѣятельность пропущенною сквозь сознаніе. Есть люди, почти лишенные это[го] свойства. Надо признавать это и не требовать и не ожидать отъ нихъ недоступнаго имъ.

2) Одинъ изъ главныхъ мотивовъ революціи это — чувство, к[оторое] заставляетъ дѣтей ломать свои игрушки, страсть къ разрушенію.

3) Теперь, во время революціи, ясно обозначились три сорта людей съ своими качествами и недостатками. 1) Консерваторы, люди, желающіе спокойствія и продолжен[iя] пріятной имъ жизни и не751 желающіе никакихъ перемѣнъ. Недостатокъ этихъ людей — эгоизмъ, качество — скромность, смиреніе. Вторые — революцiонеры — хотятъ измѣненія и берутъ на себя дерзость рѣшать, какое нужно измѣненіе, и не боящіеся насилія для приведенія своихъ измѣненій въ исполненіе,752 а также и своихъ лишеній и страданій. Недостатокъ этихъ людей — дерзость и жестокость, качество — энергія и готовность пострадать для достиженія цѣли, к[оторая] представляется имъ благою. Третьи — либералы — не имѣютъ ни смиренія консерваторовъ, ни готовности жертвы революціонеровъ, a имѣютъ эгоизмъ, желаніе спокойствія первыхъ и753 самоувѣренность вторыхъ.

————————————————————————————————————

Думалъ, что для воспоминаній — напишу ли я когда подробно — надо хотя бы изъ каждаго возраста написать сцены, событія, душевныя состоянія самыя характерныя.

27 Декабря 1905. Я. П.

Всѣ эти дни испра[влялъ] Пр[авительство] Рев[олюціонеры] и Нар[одъ]. Кажется, кончилъ, но не знаю, куда дѣвать. Довольно хорошо себя чувствую и живу. Нынче — теперь утро — проводилъ Дун[аева] и Ник[итина], бездна Сухот[иныхъ], и чувствую себя слабымъ. Получилъ письмо отъ В[еликанова]. Надо отвѣтить наилучшимъ образомъ нетолько письмомъ, но и дѣломъ. Трудно. Тѣмъ лучше. Рѣшай трудное. Поправилъ вчера корректуры Круга Чтенія за Іюль мѣсяцъ. И мнѣ очень нe понравилось. Непріятное чувство остается отъ игры въ карты, а всетаки несравненно лучше разговоровъ. Записать надо:

1) Читалъ Мысли Муд[рыхъ] л[юдей] 27 Дек[абря]. Сказано: всѣ страданія отъ незнанія. Спасеніе отъ страданій — знаніе. Истинное знаніе достигается совершенствованіемъ. И потому спасеніе отъ страданій одно: совершенствованіе. Совершенствованiе же достигается работой въ тиши надъ собой, а никакъ не внѣшними измѣненіями формъ жизни. Хочется прибавить къ этому то, что работа надъ внѣшними измѣненіями формъ жизни, какъ это совершается теперь у насъ, нетолько нарушаетъ ту тишину, к[отор]ая необходима для внутренней работы, но всегда понижаетъ уровень нравственности. Очень понижаетъ его.

2) Дунаевъ ужасается на звѣрство людей. Я не ужасаюсь. Это кажется удивительно, но происходитъ это отъ того, что тотъ ужасъ, к[оторый] онъ испытываетъ теперь при754 проявившемся звѣрствѣ (755 причина к[отор]аго въ отсутствіи религіи), я испыталъ 25 лѣтъ тому назадъ, когда увидалъ себя756 вооруженнымъ разсудкомъ животнымъ, лишеннымъ всякаго пониманія смысла своей жизни (религіи), и увидалъ кругомъ всѣхъ757 людей такими. Я758 тогда759 ужаснулся и удивлялся только тому, что люди не рѣжутъ, не душатъ другъ друга. И это не фраза, что я ужаснулся тогда. Я дѣйствительно ужаснулся тогда едва ли не болѣе, чѣмъ люди ужасаются теперь. Тоже, что дѣлается теперь, есть то самое, передъ чѣмъ я ужаснулся и чего ждалъ. — Я — какъ человѣкъ, стоящій на тендерѣ поѣзда, летящаго подъ уклонъ, к[оторый]760 ужаснулся, увидавъ, что761 нельзя762 остановить поѣзда.763 Пасажиры же764 ужаснулись только тогда, когда крушеніе совершилось.

3) Весь законъ Божій въ одномъ: въ признаніи себя «рабомъ божіимъ», въ сосредоточеніи всѣхъ своихъ желаній въ одномъ: въ исполненіи дѣла, къ к[оторому] приставленъ. Дѣло это одно: ты самъ, твоя душа, доведете себя до высшаго доступнаго тебѣ совершенства.

4) Ничто такъ очевидно не подтверждаетъ этого, — того, что дѣло жизни есть именно это исполненіе воли Божіей, — какъ то, что чего бы ты не желалъ внѣ своего совершенствованія и какъ бы полно не удовлетворилось твое желаніе, какъ скоро оно удовлетворено, такъ тотчасъ же уничтожается прелесть желанія. Не765 теряетъ своего радостнаго значенія одно: сознаніе своего приближенія къ Богу.

Сколько вещей желалъ, начиная отъ того, чтобы у тебя выросли усы, и до того, чтобы учредилась республика въ Россіи, и какъ только выросли усы и учредилась республика, такъ удивляешься, какъ могъ766 желать такой767 не могущей радовать вещи.

Только

Скачать:PDFTXT

происходитъ не отъ краткости жизни, а отъ недостатка разумѣнія. Для человѣка всегда весь реальный міръ не имѣетъ смысла. (Неясно.) 5) Сначала жизнь тѣлесная и радости и дѣти тѣлесныя, потомъ жизнь