Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

гдѣ въ одномъ лицѣ соединяются нѣсколько. Такъ и себя я только ошибочно считаю особеннымъ, однимъ: я въ себѣ ношу911 много духовныхъ существъ. (Неясно.)

9) Мы живемъ заднимъ числомъ. Это значитъ то, что все, что намъ кажется, что должно совершиться (и все, что намъ кажется, что уже совершилось), все это912 не было, не будетъ, а есть. Мы только переживаемъ то, что есть, какъ видимъ свѣтъ звѣзды, только теперь доходящій до насъ. Наше проявленіе во времени и сознаніе жизни дано намъ затѣмъ (если разсуждать, какъ обыкновенно, о Богѣ), чтобы мы могли пользоваться благомъ. Весь міръ (Богъ) есть, и всѣ существа въ Немъ сознаютъ жизнь, радуются жизни, благодаря иллюзіи времени. (5).

10) Спрашиваютъ: зачѣмъ страданія? Надо спрашивать: отъ чего страданія? Страданія отъ того, что въ человѣка вложено, во 1-хъ, сознаніе своего единства съ Богомъ и со всѣмъ существующимъ, и во 2-хъ, стремленіе къ благу — къ благу Всего. Когда же человѣкъ достигъ до сознанія своего единства со Всѣмъ и вмѣстѣ съ тѣмъ ищетъ блага себя однаго, онъ вмѣсто блага получаетъ и производитъ страданія. Страданія показываютъ человѣку, что его благо есть благо всѣхъ. Благо же всѣхъ достигается однимъ средствомъ: любовью. —

Любовь есть соединеніе сознанія единства Всего и стремленія къ благу.

11) Вчера живо, ясно пришелъ въ голову вопросъ, что такое число? Число — собран[іе] единицъ. Что такое единица?

Кажется очень просто. А между тѣмъ это одинъ изъ самыхъ глубокихъ вопросовъ. Я думаю, что единица — это отвлеченіе отъ сознанія отдѣленности отъ Всего. Объ этомъ подумаю.

(Изъ ночной книги.)913

12) Нынче тоже ясно пришла мысль о томъ, что то свойство людей передавать власть, право насилія, другимъ не есть черта добрая и христіанская, и что поэтому плоды ея: насилія, убійства — грѣхи еще худшіе, чѣмъ при личномъ участіи. Это очень важно.

13) Записано такъ: движеніе есть отношеніе существъ во времени. Понимаю это такъ: міръ въ каждый моментъ914 настоящего915 иной, чѣмъ въ предшествующей и слѣдующій моментъ. Эти перемѣны и есть движ[еніе]. (Совсѣмъ не ясно.)

14) Мнѣ нужно два главныя дѣла: равнодушіе къ мнѣнію людей о моихъ поступкахъ и доброе отношеніе ко всѣмъ людямь и существамъ. И оба сходятся въ одномъ: въ служеніи Богу.

15) Самоувѣренность свойство животнаго; нерѣшительность, робость — человѣка.

16) (Тоже, что б[ыло] въ той книжкѣ). Человѣкъ можетъ поступать такъ или иначе: по волѣ или противъ воли Бога. Но жизнь міра отъ этого не измѣнится, п[отому] ч[то] перемѣна только во времени, а времени для міра — нѣтъ. Я сдѣлаю противное волѣ Бога сейчасъ и думаю, что отъ этого измѣнится жизнь міра, но она не измѣнится, п[отому] ч[то] я же сдѣлаю потомъ то, что долженъ б[ылъ] сдѣлать. Если же я не сдѣлаю, то сдѣлаетъ это мой сынъ, правнукъ, а не мой,916 то сынъ, правнукъ Зулуса. (Нехорошо.) <Записано дальше такъ: Міръ уже есть одинъ, какъ есмь я одинъ и потому онъ измѣниться не можетъ; измѣняются отношенія во времени, но не міръ и не я>. (Неясно.)917 Міръ такъ устроенъ, что я могу измѣниться, но міръ неизмѣненъ.

17) О раскольникахъ при Петрѣ. Дѣло для нихъ не двуперстное сложеніе, а то, что властвуетъ антихристъ.

18) Развращеніе участвующихъ во власти тѣмъ сильнѣе, чѣмъ новѣе.

<19) Записано такъ: какъ въ этой жизни я сознаю себя безъ времени, а все остальное познаю движеніемъ во времени, такъ въ прежней жизни я былъ зародышемъ>.

Что-то б[ыло] записано неясно.

19) То, что мы называемъ и понимаемъ двкженіемъ, есть измѣненіе отношеній между положеніями существъ. Я открываюсь самъ себѣ, и міръ открывается мнѣ. Отношеніе мое и окружающаго въ извѣстный моментъ одно: въ слѣдующій оно будетъ другое. Переходъ изъ одно[го] состоянія въ другое мнѣ представляется движеніемъ. (Неясно.)

20) Записано такъ: Что будетъ, если все больше и больше будетъ объединяться? Прекратится сознаніе движенія (это и бываетъ при смерти). Оно и прекращается по мѣрѣ расширенiя жизни. Буду въ Богѣ. Je m’entends.918

21) Во снѣ нѣтъ ни времени ни личности: и прежде и послѣ — одно, и два лица — одно.

22) У человѣка есть, кромѣ сознанія своей жизни, высшее сознаніе, способность спросить себя: истинно ли и добро ли то, что я дѣлаю? У человѣка, стало быть, есть въ немъ самомъ мѣра истиннаго и добраго. Въ немъ, стало быть, есть истина и добро (2).

23) Отъ этого самоувѣренность — истинная, когда человѣкъ сливаетъ свою жизнь съ истиной и добромъ, и — ложная, когда человѣкъ считаетъ, что его жизнь, какая ни есть, — истина и добро. (Чепухисто.)

24) Видѣлъ сонъ, что я выгоняю сына; сынъ — соединеніе Ильи, Андрея, Сережи. Онъ не уходитъ. Мнѣ совѣстно, что я употребилъ насиліе, и то, что не довелъ его до конца. Тутъ присутствуетъ Стаховичъ, и мнѣ стыдно. Вдругъ этотъ собирательный сынъ начинаетъ меня своимъ задомъ вытѣснять съ того стула, на к[оторомъ] я сижу. Я долго терплю, потомъ вскакиваю и замахиваюсь на сына стуломъ. Онъ бѣжитъ. Мнѣ еще совѣстнѣе.919 Я знаю, что онъ сдѣлалъ это не нарочно. Сына нѣтъ. Приходитъ Таня въ сѣняхъ и говоритъ мнѣ, что я не правъ. И прибавляетъ, что она опять начинаетъ ревновать своего мужа. Вся психологія необыкновенно вѣрна, a нѣтъ ни времени, ни пространства, ни личности.

25) Если хочется имѣть больше значенія въ мірѣ, славу, то это значитъ, что не живешь духовной жизнью. Для духовной жизни920 нѣтъ большаго и меньшаго. Есть только единеніе съ Богомъ, исключающее область большаго и меньшаго. Большее и меньшее есть только для послѣдствій. A послѣдствія внѣ опредѣленія.

26) Есть Богъ непостижимый, нераздѣльный, и я и всѣ существа, частично сознающія Его, имѣющія благо сознавать Его, т. е. жить.

27) Назначеніе человека въ томъ, чтобы служить Богу — міру. A человѣкъ начинаетъ служить себѣ и, разумѣется, портитъ свою жизнь. Испортивъ свою жизнь, начинаетъ921 служить обществу, чтобъ ему б[ыло] лучше. И еще больше портитъ себѣ. А служить надо Богу въ себѣ или себе въ Богѣ.

————————————————————————————————————

28) Записано такъ: Мнѣ кажется безконечность времени и пространства, но ея нѣтъ. Я имѣю благо, живя заднимъ числомъ, сознавать въ себѣ силу Бога.

Умирая, я перехожу въ дальнейшую форму, высшую, т. е. болѣе широкую, неподвижную, и сливаюсь съ началомъ Всего, сознаю всю жизнь, неподвижную Нирвану.922 Смерть есть прекращеніе ограниченія. Я весь тогда въ травкѣ, въ слонѣ, въ солнцѣ, во всемъ — до тѣхъ поръ, пока не буду опять ограниченъ (Разсужда[ю] во времени, не могу иначе.)

29) Я стремлюсь къ благу. И такъ и должно быть, только къ благу всѣхъ, къ тому благу, к[оторое] достигается любовью.

Записалъ это 26 Апрѣля 1906. Я. П.

Революцiонеры употребляютъ противъ правит[ельственныхъ] лицъ тотъ самый аргументъ, к[оторый] прав[ительственныя] лица употребляютъ противъ своихъ враговъ и на чемъ воспитали людей: то, что убійство допустимо для общаго блага.

30 Апр. 1906. Я. П.

Стараюсь по прежнему работать, но силы оставляютъ. И прекрасно. Не жалуюсь и искренно доволенъ и даже часто радуюсь. Немного работалъ надъ Двѣ Дороги и ясно вижу все послѣдующее, но не имѣю силъ записать. Нѣсколько дней б[ылъ] бодрѣе. Нынче очень слабъ. Думается очень хорошо. Записать надо:

1) 300 лѣтъ тому назадъ пытки также казались необходимы, какъ теперь кажется насиліе. Какъ посредствомъ пытокъ достигались скоро желаемые результаты, также они достигаются и насиліемъ.

2) Власть однаго человѣка надъ другимъ губитъ прежде всего властвующаго. Богатство,923 деньги есть такая же власть,924 какъ и прямая. Она также губитъ прежде всего тѣхъ, кто обладаетъ имъ, и губитъ хуже, п[отому] ч[то] грѣхъ ея скрытъ.

3)925 Вопросъ: свободенъ ли человѣкъ, могъ ли поступить иначе, чѣмъ онъ поступилъ? Вопросъ упраздняется временемъ.926 Не могъ, п[отому] ч[то] время нельзя воротить.927

Что же значитъ сознаніе свободы? Значитъ только то, что я могъ проявить себя, какой я истинно есмь,928 т. е. мое истинное, духовное я, и проявилъ или не проявилъ себя такимъ.

Не дописалъ. Нынче 3 Мая 1906. Я. П.

3 дня очень тяжело болѣла печень — по новому; думалъ, что освобожденіе, и скорѣе б[ылъ] радъ. Сожалѣнія же не было нисколько. Боялся только рѣзки[хъ] страданій и вслѣдстствіи ихъ ослабленія духов[ныхъ] силъ. Боль печени готовилась за нѣсколько дней, и б[ылъ] въ очень дурномъ расположении, а тутъ сыновья Сергѣй и въ особенности Илья съ самоуверенностью, равной только его же невѣжеству,929 и я не выдержалъ и не добро говорилъ съ нимъ. И какъ разъ въ то время, когда я только что твердилъ себѣ, что надо двѣ: не думать о мнѣніи людей и добро относиться къ нимъ, сразу930 нарушилъ оба. Долго б[ыло] больно и стыдно. Только нынче стала проходить рѣзкая боль раскаянія. — Хочу записать записанное, a кромѣ того, нудитъ совѣсть написать къ народу о томъ страшномъ распутьѣ, на к[оторомъ] онъ стоить. Записано слѣд [ующее]:

1) То, что я чувствую, что сдѣлалъ то, что долженъ или что не долженъ былъ сдѣлать, не значитъ то, что я могъ сдѣлать то или иное, а то, что я,931 сдѣлавъ то, что должно, или не сдѣлавъ и чувствуя932 несогласіе съ собой, не сдѣлалъ что либо, а только узналъ себя, какой я дѣйствительно есмь, въ чемъ (въ узнаваніи себя) и состоитъ вся жизнь.

2) Понятіе отвѣтственности за поступки, награды и наказанія есть сознаніе истиннаго блага въ служеніи Богу и зла отъ отступленія отъ этого служенія, перенесенное во время.

3) Написано у меня такъ, но я несогласенъ съ этимъ. Написано такъ: Если и допустить, что я могъ поступить не такъ, какъ поступилъ, то это показываетъ только то, что могутъ быть временныя измѣненія: много разны[хъ] возможностей и для меня и для міра. Я933 есмь,934 какой есмь, но въ жизни могъ сдѣлаться таковымъ раньше или послѣ; и міръ есть, какой есть, только онъ по времени и условіямъ могъ сдѣлаться такимъ раньше или позже935 черезъ тѣ или другіе факторы. Но для Бога, если допустить Бога, онъ также одинъ и тотъ же, какъ поле ржи для хозяина пашни: какіе колосья вырастутъ, какіе пропадутъ, когда соберетъ рожь — раньше или позже — поле будетъ. Если даже и не будетъ въ этотъ годъ — будетъ на слѣдующіе года.

4) Мое пониманіе жизни можно выразить такъ: жизнь человѣка это постепенное раскрытіе его для самаго себя среди окружающихъ его явленій, раскрывающихся для него по мѣрѣ его раскрытія.936

Движеніемъ представляется намъ отношеніе между собой раскрывающихся явленій. (Казалось ясно, а теперь недоволенъ.)

5) Какая радость узнавать въ себѣ Бога! А въ этомъ, только въ этомъ жизнь. Узнаешь въ себѣ свободное, разумное, любящее и потому блаженное сущест[во].

6) Часто смѣшивается въ нашемъ сознаніи желаніе любви отъ людей и любовь къ нимъ.

Скачать:PDFTXT

гдѣ въ одномъ лицѣ соединяются нѣсколько. Такъ и себя я только ошибочно считаю особеннымъ, однимъ: я въ себѣ ношу911 много духовныхъ существъ. (Неясно.) 9) Мы живемъ заднимъ числомъ. Это значитъ