Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

А ничто такъ не противуположно. Любовь ничего не ищетъ внѣ себя. A желаніе любви ищетъ внѣ себя и недовольно…..

7) Дѣлать съ успѣхомъ дѣла можно только для себя: сластолюб[iе], корысть, слава. Но всѣ эти дѣла скверныя. Для людей же если захочешь дѣлать: политика, благотвор[ительность], поученія… — ничего не выходитъ. Чтобы дѣлать нужное для людей, дѣлай то, что велитъ Богъ, а что выйдетъ — предоставь ему.

Нынче уже 22 Мая 1906. Я. П.

Все время б[ылъ] въ дурномъ, слабомъ состояніи. Все писалъ, передѣлывалъ Двѣ дор[оги]. И все не совсѣмъ ясно. За послѣднее время б[ыло] много радостнаго: старичокъ изъ Коломны, Еврей, отказывающійся отъ военной повинности, и юноша Офицеровъ, весь охваченный возрожденіемъ. Письма тоже были. Нынче отъ Мироновыхъ изъ Самары. Боюсь, что воздѣйствіе на нихъ Добр[олюбова] не просто и не прочно. Письмо отъ Davidson Morisson и отъ Токитоми. —

Въ это послѣднее время минутами находило тихое отчаяніе въ недѣйствительности на людей истины. Особенно дома. Нынче всѣ сыновья, и особенно тяжело. Тяжела неестественность условной [близости] и самой большой духовной отдаленности. Иногда, какъ нынче, хочется убѣжать, пропасть. Все это вздоръ. Записываю, чтобы покаяться въ своей слабости. Все это хорошо, нужно и можетъ быть радостно. Не могу жалѣть тѣхъ слѣпыхъ, кот[орые] мнятъ себя зрячими и старательно отрицаютъ то, что я вижу. — Думалъ въ тяжелую минуту и записалъ:

1) Только будь въ937 полной преданности волѣ непостижимаго, таинственнаго начала — Бога (Deus absconditus)938 и полагай свою жизнь въ исполненіи этой воли, и все будетъ легко. И какъ. всегда у меня бываетъ особое утѣшеніе и молитва, теперь это моя молитва и мое утѣшеніе.

2) Міръ неподвиженъ, неподвиженъ и я; мнѣ кажется, что міръ и я движемся, а они не движутся, а раскрываются мнѣ.

29 Мая 1906. Я. П.

Очень мнѣ тяжело отъ стыда моей жизни. И что дѣлать, не знаю. Господи, помоги мнѣ. Все копаюсь надъ Двумя Дор[огамаи]. Доволь[но] хорошо изрѣдка думаю и часто прямо желаю смерти. Это хорош[о]. Записать надо очень много:

1) Записано такъ о заключеніи Дв[ухъ] Дор[огъ]: Мы, русскіе, находимся въ счастливомъ, выгодномъ положеніи вслѣдствіи 3-хъ условій:

1. Историческій моментъ. Мы дожили въ деспотизмѣ до явнаго провала представительнаго правленія.

2. Противорѣчіе между выяснившимся смысломъ христіанства и нашей жизнью стало явно и непереносимо.

3. Мы живемъ преимущественно земледѣліемъ, а земледѣліе, отъ к[отораго] мы отходимъ вслѣдствіи грѣха власти, есть единственная разумная форма жизни.

939 И потому русскому народу надо только перестать признавать необходимость власти.

Но какже жить безъ власти? будетъ рѣзн[я], анархія, говорили прежде. Но говорить этого уже нельзя.940 Во 1-хъ, п[отому], ч[то] ясно, что, идя по теперешнему пути съ властью, народы идутъ къ самоуничтоженію: нельзя всѣмъ властвовать, всѣмъ покупать, всѣмъ производить предметы роскоши и пользоваться ими, а по этому пути мы идемъ къ этому. Во 2-хъ, живя промышленн[ой] городской жизнью, нельзя быть нравственнымъ. Въ 3-хъ, положеніе народа такъ дурно, что хуже быть не можетъ. (Все это плохо.)

2) Ученіе Христа не касается политики, но оно одно рѣшаетъ всѣ политическ[ие] вопросы.

3) Я не понималъ прежде того, что разумѣлъ Платонъ подъ своими идеями, но теперь понялъ, когда самъ неизбѣжно пришелъ къ нимъ.

4) (Къ этому самому). То, что я въ узкомъ смыслѣ называю собою, это сейчасъ въ моемъ тѣлѣ. Но болѣе настоящее я — это я и ребенокъ, и молодой, и старикъ — со всѣмъ и хорошимъ и дурнымъ, что есть во мнѣ. (Такимъ я вижу себя во снѣ: я и молодой и старый).941 Другихъ же людей я вижу во снѣ такъ, что они, нѣсколько лицъ, и живыя и мертвыя — въ одномъ. Я понимаю тогда себя и людей внѣ времени и пространства.

5) Какъ я вижу человѣка и всякое животное какъ одно цѣлое (не могу видѣть иначе), а между тѣмъ всякое животное есть измѣняющееся существо, соединеніе клѣтокъ, поддерживаемое обращеніемъ крови и др[угими] процессами, такъ я могу видѣть и буду видѣть (въ другой жизни) всѣхъ людей какъ одно цѣлое, измѣняющееся существо — (Идеи).

6) Записано такъ: Я понимаю существо этого комара, потомъ понимаю сущест[во] комара (вообще), потомъ существо насѣкомаго, живаго существа, потомъ соединенія существъ — міра — Бога. (Опять идеи.) Не ясно еще, но я понимаю.

7) Человѣкъ посредствомъ сознанія можетъ избавиться отъ зла — все претворить въ благо для себя и для міра.

8) Какъ я больно, мучительно чувствую нелюбовь людей, въ родѣ какъ болитъ членъ тѣла. И какъ восторженно, радостно, умиленно чувствую любовь. Первое — хорошо, второе — дурно.

9) Всѣ мы живемъ и грабежомъ, и милостыней, и трудомъ. Дѣло только въ томъ, сколько чего %. Я весь живу милостыней и грабежомъ. И мучаюсь.

10) У насъ глупое православіе, такой же глупый расколъ и разумныя секты. У европейцовъ умное католичество и глупыя секты. (Неправда.)

11) Мнѣ представляется, что всѣ существа совершаютъ круги отъ рожден[iя] къ смерти. Вотъ такъ:

Одна часть круга скрыта, но это только такъ кажется мнѣ, п[отому] ч[то] я не могу понимать сущностей, какія они дѣйствительно суть. Они не движутся, но стоятъ, но не такія, какія я понимаю.

12) Часто испытываю отчаяніе отъ непониманія людьми самыхъ очевидныхъ, простыхъ истинъ и отъ ужасной самоувѣренности.

13) Смотрю, Вѣрочка служитъ няней, работае[тъ] а мои болтаются, играютъ. Кто счастливѣе? Разумѣется, нѣтъ сравненія.

14) Я не могу понимать существа иначе, какъ во времени: какъ они рядомъ со мной появляются и совершаютъ кругъ: козявка, воронъ, дубъ.

15) Удивительно, какъ это люди хотятъ заставить другихъ людей сдѣлать себя свободными. Человѣку надо только знать, что онъ свободенъ. Пѣтуху надо перестать смотрѣть на черную черту отъ носа, встать и итти. Какъ у Силоамской купели.

16) Три главныя черты въ людяхъ въ разныхъ доляхъ составляютъ всѣ различія характеровъ:

942 1) Разумность — знаніе, инстинктъ того, что важно, о чемъ больше всего думать, и что не важно;

2) умственная ловкость, память, сообразительность и

3) чуткость, способность переноситься въ другаго и чувствовать за него.

17) Проповѣдовать христіанство надо не столько рабочимъ, сколько неработа[ющимъ] господамъ.

18) Безуміе теперешняго правительства, при свободѣ печати позволяющаго себѣ репрессіи.

19) Господа, всѣ праздные люди, живущіе чужимъ трудомъ, всѣ виноваты и всѣ знаютъ это и сваливаютъ вину другъ на друга: революц[iонеры] на консерв[аторовъ], консерват[оры] на революціонеровъ.

20) Разумъ данъ человѣку не для того, чтобы вырабатывать правила, какъ жить, а для того, чтобы жить по разуму.

Зайцы живутъ не по правиламъ, а по внутреннему закону. Такъ долженъ жить и человѣкъ. Правила, предписываемыя людямъ, внѣшніе законы произошли отъ завоевателей. И эти правила теперь мѣшаютъ людямъ жить по разуму. Поэтому первое и главное, что должны сдѣлать люди, это то, чтобы бросить всѣ внѣшнія правила, законы.

21) Я открываюсь себѣ среди другихъ943 отдѣленныхъ существъ (идеи) и не могу видѣть ихъ, какъ и себя, вполнѣ.

22) Сознать себя отдѣленнымъ существомъ значитъ познать существованіе того, отъ чего отдѣленъ, познать существованіе Всего — Бога.

23) Служить Богу нельзя. Ему не можетъ быть нужна никакая служба. Онъ только даетъ благо существован[iя] всѣмъ, дѣлится944 со всѣми ради любви. Онъ — любовь.

6 Іюня 1906. Я. П.

Чувствую себя хорошо. Мало сплю и слабъ; и это хорошо. Какъ будто подвигаются «Дв[ѣ] Дор[оги].» Былъ кореспондентъ, и я кое что и о Генр[и] Дж[орджѣ] написалъ и ему сказалъ о Думѣ и репрессіяхъ. Здѣсь Денис[енки]. Началъ читать съ Оней Кр[угъ] Чт[енія]. Не глубоко, но хорошо думается и чувствуется. Со всѣми сыновьями хорошо, любовно, съ Андр[еемъ] ужасно трудно. Какая язва ихъ общая самоувѣренность! Какъ они много лишаются отъ этого. —945 Все борюсь съ заботой о людск[омъ] мнѣніи и стараюсь установить прямое отношеніе къ Богу. Рѣдко —могу. Записать:

1) Наукой люди, руководящіе обществ[еннымъ] мнѣніемъ, называютъ данныя, получаемыя отъ наблюденія; все же то, что дается сознаніемъ (самое основное и нужное), признается не наукой.

2) Невыгоды представ[ительнаго] правленія: не рѣшительность, споры, раздраженіе, развращеніе народа; выгоды (мнимыя) то, что злоупотребленія власти видны и могутъ быть исправляемы. Выгода же истинная одна: та, что видно зло отъ самой власти, отъ всякой власти.

3) (Къ Дв[умъ] Дор[огамъ]). Что будетъ? Для того, чтобы отвѣтить на этотъ вопросъ, надо рѣшать его не въ виду нашихъ представленій о жизни народа и народовъ, какъ мы дѣлаемъ обыкновенно, а946 ставъ на точку зрѣнія человѣка, нормальнаго человѣка (Робинзона), человѣ[ка], какъ всѣ люди, кормящаго себя и свою семью. (Нехорошо.)

4) Говорятъ: успѣхи цивилизаціи: прогрессъ, печать, паръ, электр[ичество], машины, камен[ный] уголь, измѣияютъ жизнь народовъ. Но вѣдь всѣ эти изобрѣтенія произошли только отъ того, что существовало насиліе власти. Уничтожьте насиліе власти, и уничтожатся всѣ эти изобрѣтенія, по крайней мѣрѣ, большая часть ихъ.

5) День не есть та минута, к[оторую] я переживаю, но есть все, что совершает[ся] отъ восхода до захода солнца. Дано мнѣ это представление и опытомъ, и воспоминаніемъ, и разумомъ. Тоже и представленіе о моемъ 40-лѣтнемъ сынѣ. Это не тотъ плѣшивый человѣкъ, к[оторый] сейчасъ разсуждаетъ о политикѣ, а это то существо, к[оторое] рожалось, играло, учил[ось],947 заблуждалось, мужало и которое будетъ948 старѣться и умретъ. И такъ все.

————————————————————————————————————

6) Самое обычное заблужденіе — что люди растутъ до 20, 25 лѣтъ одинаково и физически и духовно. Ошибка въ томъ, что ростъ физическій останавливается, но духовный не переста[етъ] до глубочайшей старости и смерти.

3 Іюля 1906. Я. П.

Давно не писалъ. Болѣ[лъ] желудкомъ. Урывками работалъ Д[ве] Д[ороги]. Духовное состояніе очень радостное, свободное, въ волѣ Бога чаще всего. Записать:

1) Я знаю, что живу въ этомъ мірѣ, что, живя, мнѣ надо увеличивать любовь. Я спрашиваю, для чего это? И отвѣта нѣтъ. Но я вѣрю, не могу не вѣрить, что это хорошо, что это такъ надо. Въ этомъ вѣра.

Когда я спрашиваю себя: кто сдѣлалъ, что это такъ,949 и кто знаетъ, для чего это такъ? Я тоже не нахожу отвѣта. Но я вѣрю, не могу не вѣрить, что есть Тотъ или То, Кто или что сдѣлало это и знаетъ, зачѣмъ.

Въ этомъ вѣра въ Бога.

2) Слабоумные и потому самоувѣренн[ые], упрямые люди не видятъ, просто не видятъ того, что опровергаетъ ихъ сужденія.

Человѣ[къ]950 доказываетъ имъ то, что опровергаетъ ихъ. Онъ говоритъ, что доказывающій самъ не вѣритъ и притворяется.

3) Ты какъ лошадь на колесѣ. Дѣлать — работать будешь. Задача твоя только въ томъ, чтобы дѣлать, работать951 то, что тебѣ велѣно. Велѣно же тебѣ только то, чтобы себя дѣлать лучше.952 А лучше значитъ покорнѣе Богу. A чѣмъ покорнѣе будешь Богу, тѣмъ тебѣ будетъ лучше и всѣмъ людямъ.

Благодарю Того, кто сдѣлалъ это такъ. Лучше для человѣка ничего быть не могло.

4) Богатые землевладѣльцы осуждаютъ рабочихъ, крестьянъ. Да вѣдь все, что они могутъ сдѣлать дурнаго, все лучше

Скачать:PDFTXT

А ничто такъ не противуположно. Любовь ничего не ищетъ внѣ себя. A желаніе любви ищетъ внѣ себя и недовольно..... 7) Дѣлать съ успѣхомъ дѣла можно только для себя: сластолюб[iе], корысть,