Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

того, что дѣлаете вы. Вы своей жизнью, основанной на грабежѣ, разрушаете всякую нравственность въ людяхъ, а потомъ жалуетесь на ихъ безнравственность.

5) Къ Кр[угу] Чт[енія]. Четыре отдѣла:

1. Человѣкъ живетъ не для себя, а для исполненія воли Бога.

2. Что такое Богъ? Законъ и законодатель.

3. Въ чемъ воля Бога? Въ возвеличеніи въ себѣ духа Бож[ія].

4. Что ожидаетъ человѣка? Ничего не ожидаетъ, а благо сейчасное и вѣчное даетъ исполненіе воли Бога.

6) Если признать то, что время есть постепенное раскрытіе для насъ недоступнаго для нашего восприниманія во всемъ его значеніи: сущности себя и окружающаго міра, то намъ не нужно понятіе движенія самого въ себѣ. Движеніе, при такомъ пониманіи, есть только перемѣна отношеній меня и предметовъ. При раскрытіи ихъ во времени есть переходъ предметовъ изъ прошедшаго въ настоящее. Моментъ тому назадъ летающій стрижъ былъ передъ окномъ, въ теперешній, настоящiй моментъ онъ за 2953 аршина. Переходъ отъ однаго мѣста, т. е. отношенія къ другимъ предмет[амъ], я воспринимаю движеніемъ. Переходъ совершается постоянно, и потому постоянно все въ движеніи.

7) Записано: теперешнія бѣдствія привычны и распредѣлены, но хуже трудно. (Не помню, къ чему.)

8) Записано: чтобы узнать волю народа, надо вникнуть въ состояніе каждаго. (Тоже не помню.)

9) Къ Кр[угу] Чт[енія].

954 1. Жизнь есть обязанность.

2. Передъ кѣмъ?

3. Въ чемъ обязанность

4. И въ чемъ послѣдстві[я] исполненія.

10) На дняхъ б[ылъ] въ самомъ дурномъ расположеніи духа, и противенъ мнѣ б[ылъ] только я самъ. Слава Богу.

11) Получилъ отъ Гонч[аренко] озлобленное письмо. Сначала огорчило, но потомъ подумалъ: какъ ему тяжело злиться. — Вспомнилъ жалкаго Александ[ра] Петр[овича] и начинаю чувствовать жалость, но только начина[ю]. Очень трудно. Главная трудность — самоувѣренность людей.

12) Все зло отъ того, что нѣтъ религіи. A нѣтъ религіи отъ того, что одни люди настаивали на томъ, что религія въ мурцовкѣ и въ томъ, что попъ, накрывъ фартукомъ, проститъ грѣхъ и т. п.,955 и взрослые не могли вѣрить этому. И свою религію не могли выдумать, а взяли то, что было: безбожіе.

13) Мы часто смотримъ на древнихъ,956 какъ на дѣтей. A дѣти и мы передъ древними, передъ ихъ глубокимъ, серьезнымъ, не засореннымъ пониманіемъ жизни.

14) Меня обидѣли. Какъ хорошо! Могу простить, могу имѣть радость прощен[ія].

15) Если русск[ій] народъ — нецивилизован[ные] варвары, то у насъ есть будущность. Западные же народы — цивилизованные варвары, и имъ уже нечего ждать. Намъ подражать западн[ымъ] народамъ все равно, какъ здоровому, работящему, неиспорченному малому завидовать Парижск[ому] плѣшивому молод[ому] богачу, сидящему въ своемъ отелѣ. Ah, que je m’embête!957

Не завидовать и подражать, a жалѣть.

16)958 Есть два сознанія: одно — отдѣленности отъ Всего, другое — единства со Всѣмъ.

17) Какое спокойствіе и безстрашіе, если желать только однаго: исполнить волю Бога, дѣло Божіе сейчасъ: любить людей и объ одномъ этомъ думать!

18)959 Пробудись, возрасти, укрѣпись во мнѣ и покори моего животнаго и заставь его служить Тебѣ, исполняя Твою волю.

19) Братцы, любите другъ друга! говорилъ Іоаннъ въ старости. Люди любятъ слушать это. Я вчера радостно испыталъ это съ телеграфистомъ.

20) Что бы было, если бы всѣ разговоры, всѣ газеты, книги, лекціи проповѣдова[ли] бы все одно и тоже, какъ теперь проповѣдуютъ революцію, проповѣдовали бы христіанскую любовь, радость любви, благость ея.

21) Индусы покорены Англичанами, а они свободнѣе Англичанъ: они могутъ жить безъ Англичанъ, а Анг[личане] не могутъ жить безъ нихъ.

22) Какая ужасная привычка приказывать! Нѣтъ ничего болѣе развращающаго, нарушающаго960 отношен[iе] естественнаго, добраго, разумнаго человѣка къ человѣку. Бѣдные и подвластные не знаютъ этого грѣха; и это незнаиіе съ избыткомъ искупаетъ невыгоду ихъ положенія. Надо всѣмъ отвыкать приказывать.

23) Пришла мысль: не есть ли все, что дѣлается теперь, только освобожденіе печати послѣ долгаго запрета для того, чтобы истина христіанск[ая] сильнѣе охватила бы людей.

24) Дурное расположеніе духа — нездоровье — это самая нужная провѣрка961 твердости христіанскаго сознан[ія] — экзаменъ. Чѣмъ хуже физическ[ое] состояніе, тѣмъ больше можно и долж[но] жить сознаніемъ. Какъ это хорошо. Благодаренъ за это.

25) Все болѣе ясно мнѣ, что жизнь есть пробужденіе. (Было ясно, теперь забы[ль].)

26) Если жизнь въ духѣ (сознаешь ее въ духѣ), то нѣтъ смерти, есть тольк[о] освобожденіе отъ узъ тѣла.

27)962 Какъ можно положить жизнь въ увеличеніи чиновъ, славы, богатства, мускуловъ (и какъ многіе, умирая, живутъ этимъ (табакерка Семена)), такъ можно положить ее въ увеличеніи духовной силы — любви. И можно умереть, не замѣтивъ этого, думая только объ увеличеніи это[го] блага.

Нынче 30 Іюля 1906. Я. П.

Очень давно не писалъ. Думаю, что кончилъ статью Две дороги, и кажется, что не дурно. Даже былъ очень доволенъ. Какъ Фетъ Двумя Липками. Здѣсь Ч[ертковъ], и мнѣ очень пріятно. Рѣшилъ отдать съ измѣненіями Пр[авительство], Рев[олюціонеры], Нар[одъ]. Много есть чего записать. Нынче думалъ, читая Кр[угъ] Чт[енія], о странномъ соединеніи въ одномъ днѣ: выписки изъ М[ат]ѳ[ея] Единая заповѣдь: Люби Бога и ближняго, и другая выпискатоже самое другими словами — изъ Марка Аврелія, того самаго, к[оторый] гналъ и мучалъ христіанъ. Какъ бы не впасть въ такую же ошибку:963 считать вредными и врага[ми]964 единомышленниковъ.

Послѣднее время мнѣ особенно хорошо благодаря живому сознанію своего положенія — раба Бога, для к[отораго] только одно дѣло — служеніе Ему. Какъ только вспомнишь, такъ сейчасъ спокойно, радостно, безстрашно. Записать надо:

1) Есть ли Богъ? Не знаю. Знаю, что есть законъ моего духовнаго существа. Источникъ, причину этого закона я называю Богомъ.

2) Чѣмъ больше служишь другимъ (съ усиліемъ), тѣмъ радостнѣе; чѣмъ больше служишь себѣ (безъ усилія), тѣмъ тяжелѣе жизнь.

3) Дѣло, предстоящее русск[ому] народу, въ томъ, чтобы развязать грѣхъ власти, к[оторый] дошелъ до него. А развязать грѣхъ можно только тѣмъ, чтобы перестать участвовать во власти и повиноваться ей.

4) Жизнь моя раскрывается мнѣ, раскрывается и жизнь міра, a мнѣ кажется, что я движусь и движется міръ.

5) Людямъ необходимо, чтобы жить, быть согласными съ самими собой, т. е. быть правыми. Для живущаго духовной965 жизнью возможно признаніе966 неправоты своего животнаго во имя правоты своего духовнаго я. Но не живущій духовной жизнью, во имя чего ему признать себя неправымъ? — Нельзя.

6) Люди мало образованные бываютъ часто дерзки и упорны въ мысляхъ. Это отъ того, что они не знаютъ, какими разными путями можетъ работать мысль.

7) Настоящее сознаніе своей отвѣтственно[сти] можетъ быть только у человѣка, признающаго свое рабство Богу. Только тогда сознаніе грѣха и радость добр[аго] дѣл[а].

8) Опасность мнимаго знанія послѣдствій своей дѣятельности — въ дерзости поступковъ, въ допущеніи дѣлъ дурныхъ ради добрыхъ послѣдствій. Я знаю, что всѣ люди будутъ счастливы, если будетъ республика или самодержавие, и потому не бѣда погибель нѣсколькихъ для блага всѣхъ.

9)967 Когда я говорю: я не могу этого сдѣлать, я, собственно, говорю, что я не могъ этого сдѣлать прежде. То же, что я могу въ каждую минуту настоящаго, я не знаю и не могу знать. И мнѣ надо знать, что я не могу знать этого.

24 Авг. 1906. Я. П.

Двадцать четыре дня не писалъ. Провелъ это время хорошо. Да теперь, слава Богу, все лучше и лучше. За это время пріѣзжалъ Чертковъ. Я ѣзди[лъ] съ нимъ къ Машѣ. Ч[ертковъ] очень б[ылъ] пріятенъ, но боюсь, что много отъ того, что онъ очень высоко цѣнитъ меня. Былъ и Меншиковъ и, слава Богу, совсѣмъ съ другой стороны б[ылъ] настолько пріятенъ, что съ удовольствіемъ вспоминаю объ отношеніи съ нимъ. Хотѣлъ написать, что М[аша] мнѣ очень мила, да всѣ читаютъ мои дневники. Да и лучше. Много работалъ надъ «Дв[умя] Дор[огами]» и, кажется, совсѣмъ кончилъ. Думаю, что нужно, мож[етъ] б[ыть] полезно. Но знать не могу. А знаю, что мнѣ нужно б[ыло] написать. — Состояніе сознанія раба Божія немного не ослабѣло, а потеряло новизну, но укоренилось, и, слава Богу, живу имъ. — Часто или на прогулкѣ, или когда потушу свѣчу, лежа въ постели, испытываю новое, радостное чувство жизни, благодарности, (спокойнаго) довольства.968 Замар[алъ]: спокойнаго, п[отому] ч[то] чувство не безпокойное, но очень живое, сильное. Записать:

1) Не знаю, что отъ чего: самоувѣренность отъ глупости, или глупость отъ самоувѣреннос[ти]. Но если самоув[ѣренность] есть глупость, то нельзя сказать, что глупость — это самоувѣренность. Причинаглупость. Самоув[ѣренность] частный случай. (Не стоило.)

2) Прочелъ у Менделѣева, что назначеніе, идеалъ человека — размноженіе. Ужасно нелѣпо. Вотъ глупость (не свойство, а поступокъ слова) — послѣдствіе самоуверенности. Животныя поѣдаютъ другъ друга, и потому имъ надо размножаться, и размножен[iе] можетъ быть идеаломъ кроликовъ. Поѣданіе и размноженіе взаимно ограничиваются. У людей же, освободившихся отъ поѣданія другими животными, размноженіе ничѣмъ не можетъ быть ограничено, кромѣ сознаніемъ добра, совершенствованіемъ. Совершенствованіе включаетъ цѣломудріе. Оно-то и ограничиваетъ. Какъ ужасно безнравственно и просто глупо Мендел[ѣевское] размноженіе. Вѣдь если люди выдумаютъ химическую пищу, то размноженіе всетаки дойдетъ до того, что будутъ стоять плечо съ плечомъ. Поѣданіе и размноженіе животныхъ есть экилибри, устанавливаемый въ области эгоистической, тѣлесной жизни. Въ области духовной жизни — любовь, прирученіе и цѣломудріе.

3) Начало самоотреченія есть самоотречен[iе] семейное, т. е. воздержаніе отъ наслажденія произведенія себѣ подобныхъ — цѣломудріе, потомъ уже самоотреченіе отъ себя, своей жизни.

4) Сущность всѣхъ вѣръ одна и таже. И не можетъ быть иначе, п[отому] ч[то] сущность отношенія человѣка къ Богу, къ Безконечному, вездѣ для всякаго одна и таже.

Браманизмъ, Буддизмъ, Таосизмъ, Конфуціанство, Еврейство, Христіанство — одно и тоже: признаніе непостижимаго Нача[ла], въ зависимости к[отораго] наша жизнь, признаніе въ себѣ отраженія, или частицы, или проявленія этого начала и вытекающ[аго] изъ этого признанія исполненія воли, благой воли этого благого Начала.

5)969 Всѣ вѣры различны во внѣшности, на поверхности, но всѣ ближе и ближе сходятся по мѣрѣ углубленія.

6) Церковь, наука, искусство, государство, цивилизація, право, все это эвфемистическія наименованія оправдываемыхъ и не прекращаемыхъ гадостей и глупостей, к[оторыя] дѣлаю[тъ] люди.

7)970 Думалъ о томъ, что теперь дѣлать правительству, и стало совершенно ясно, что главное: прекратить всѣ репрессіи, согласиться на всѣ требованія, и не для того, чтобы стало лучше. (Хуже не будетъ, и очень мож[етъ] б[ыть], ч[то] станетъ лучше), но для того, чтобы не участвовать въ злѣ, не быть въ необходимости сдерживать, карать.

8) Въ разговорѣ грубо ошибся въ греческомъ словѣ и въ исторической датѣ, и стало непріятно, досадно. Вспомнилъ о томъ, зачѣмъ, для чего живу: для исполненія Его воли, и какъ рукой сняло. Трудно вспомнить, въ чемъ была непріятность.

9) Молитва моя по утрамъ почти всегда полезна. Часто повторяю971 нѣкоторыя слова, не соединяя съ ними чувства, но большей частью то одно, то другое изъ мѣстъ молитвы захватитъ и вызоветъ доброе чувство: иногда преданность волѣ Бога, иногда любовь, иногда самоотреченіе, иногда прощеніе, не осужденіе. Всегда

Скачать:PDFTXT

того, что дѣлаете вы. Вы своей жизнью, основанной на грабежѣ, разрушаете всякую нравственность въ людяхъ, а потомъ жалуетесь на ихъ безнравственность. 5) Къ Кр[угу] Чт[енія]. Четыре отдѣла: 1. Человѣкъ живетъ