Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

С[оня] слаба, жалка тоже очень. Продолжаю записанное въ книжечкѣ самое важное о жизни:

1) Если есть что нибудь, когда нибудь, где нибудь, для кого нибудь, то есть только одно, то, что сказано въ первыхъ стихахъ Еванг[елія] Іоанна, есть сознаніе, т. е.1007 человѣкъ сознаетъ нѣчто. Сначала1008 ему кажется, что это сознаніе есть1009 онъ самъ, но вдумавшись, какъ это будетъ видно послѣ,1010 онъ видитъ, что1011 есть только то, что онъ сознаетъ, а что то, что онъ считаетъ собою, есть только то ограниченіе, вслѣдствіи к[отораго] онъ не можетъ сознавать всего того, что сознаетъ. Сознаніе человѣка значитъ то, что онъ чувствуетъ въ себѣ въ какой-то не полной, ограниченной1012 мѣрѣ проявленіе чего-то безконечнаго, всемогущаго. И это проявленіе1013 кажется1014 ему Иван[омъ], Петромъ, Львомъ Толстымъ.1015 Человѣкъ есть1016 проявленіе (чтобы не повторять слова безконечнаго, всемогущаго, назову это божественнымъ) божественнаго существа въ ограниченномъ состояніи. Это проявленіе божества, сознаніе1017 человѣко[мъ] своей божественности, составляющее его,1018 ограничено тѣмъ, во-1-хъ, что оно представляется1019 въ пространствѣ ограниченнымъ1020 тѣломъ, тѣмъ, что проявляется оно не во всемъ существующемъ, а только въ тѣлѣ, и еще тѣмъ, что свойство всемогущества1021 имѣетъ только надъ этимъ своимъ тѣломъ (не въ томъ смыслѣ, что1022 человѣкъ можетъ сдѣлать все, что хочетъ, съ своимъ тѣломъ, но что тѣ части1023 его тѣла, к[оторыя] подлежатъ1024 ему, онъ можетъ направлять, какъ хочетъ).1025 Bo-2-хъ, ограничено тѣмъ, что человѣкъ сознаетъ себя не всего, а ясно сознаетъ только ту часть себя, к[оторая]1026 заключена въ этомъ1027 его тѣлѣ, и то не всю, а только ту часть, к[оторая] раскрылась1028 ему и постоянно и равномѣрно раскрывается. Такъ что собой1029 человѣкъ называетъ ту часть міра, к[оторую] сознаетъ и въ которой чувствуетъ себя всемогущимъ, и ту степень раскрытія своего сознанія, до которой онъ дошелъ. Жизнью же1030 мы называемъ все большее и большее раскрытіе сознанія, какъ во времени, такъ и въ пространствѣ, т. е. все большее и большее раскрытіе своей божественной сущности и вслѣдствіи этого все большее и большее расширеніе сознанія, перенесенiе сознанія на другія существа, на все (любовь). Начинается жизнь, когда начинается сознаніе. Сначала сознаніе и всемогущество его ограничено своимъ тѣломъ. И въ это время тѣло бываетъ сильнѣе всего. Потомъ тѣло слабѣетъ, и всемогущество переносится внѣ себя, на другія существа, покоряемыя, какъ свое тѣло своимъ нервнымъ апаратомъ, любовью,1031 не сейчасъ, какъ дѣйствуетъ апаратъ на тѣло, но такъ же вѣрно, хотя бы и черезъ столѣтія. (Хотѣлось бы лучше выразить. Мысль вѣрна, но неясно выражена.) Въ этомъ расширенiи сознанія по мѣрѣ раскрытія1032 его, въ этомъ жизнь.

Кончается она прекращеніемъ сознанія, того сознанія, к[оторое] мы знаемъ. Но такъ какъ1033 жизнь есть только то, что мы сознаемъ, то прекращеніе нашего сознанія не можетъ быть причиной прекращенія жизни, также какъ прекращеніе свѣта солнца при его заходѣ не можетъ быть указаніемъ на1034 уничтоженіе солнца. — Нравственный выводъ изъ этого пониманія жизни тотъ, что т[акъ] к[акъ] высшее проявленіе жизни есть расширеніе ея, любовь, то къ этой цѣли должны быть направлены усилія человѣка. Люби Бога и ближняго. Будь всемогущъ надъ своимъ тѣломъ: работай, играй,1035 будь семьяниномъ, но знай, что высшее призваніе и раскрытіе ведетъ къ любви ко Всему. Таково ученіе монашества, Индусовъ и всякое нравственно религіозное ученіе и ученіе христіанское.

Главное — увѣренность въ томъ, что то, что есть я,1036 есть проявленіе божества, и что благо только въ одномъ: въ сознаніи себя этой частью Бога, и что всѣ бѣдств[ія] въ одномъ: въ признаніи себя отдѣльны[мъ] отъ Бога существомъ. (Много еще нужно бы и хотѣлось бы писать объ этомъ, да усталъ и плохо думается.)1037

Когда я говорю о всемогуществѣ человѣка, я разумѣю подъ этимъ то сознаніе своей жизни, которое можетъ проявляться въ моментъ настоящаго. Если человѣкъ сознаетъ себя живымъ, это значитъ, что онъ можетъ такъ или иначе проявить это сознаніе (пускай онъ будетъ безсиленъ двигаться, говорить, онъ, пока живъ, можетъ такъ или иначе думать. Если человѣкъ не можетъ поступить такъ или иначе — онъ мертвъ. И это не нужно доказывать, это1038 знаютъ всѣ.) И потому жизнь состоитъ въ этомъ всемогущемъ произвольномъ раскрытіи сознанія въ каждый моментъ настоящаго.

2) Ребенокъ, Таничка, служитъ только себѣ. Его сознаніе Бога есть сознаніе своей животной жизни, и онъ правъ. Выросъ ребенокъ, и, какъ звѣрь, которому надо кормиться, онъ испытываетъ потребность труда. И онъ1039 входитъ въ общеніе съ природой, работая для своего1040 питанія, и онъ также правъ.1041 Онъ мужаетъ, и является новая нуждапохоть. Онъ удовлетворяетъ ей, и у него и у нея дѣти, надо кормить ихъ. Въ этомъ его жизнь, и онъ правъ. И у него общеніе съ супругой, дѣтьми. Кругъ его дѣятельности расширяется. И онъ и жена и дѣти входятъ въ обществ[енныя] условія. Надо, пользуясь ими — школами, дорогами и т. п. — принимать участіе въ нихъ, и онъ правъ, заботясь объ этихъ дѣла[хъ]. Кругъ еще больше расширяется. Но общество не одно. Оно часть человѣчества и въ настоящемъ, и въ прошедшемъ, и въ будущемъ. И онъ приведенъ къ необходимости нравственно религіознаго ученія для всѣхъ людей.

Таковъ ходъ одного человѣка. Но люди, проходя черезъ эти ступени, узнали, къ чему ведетъ жизнь человѣка. И, узнавъ послѣднюю цѣль, ею руководятся въ удовлетворенiи первыхъ. Религіозно воспитываютъ, религіозно женятся, устраиваютъ обществ[енныя] дѣла.

(Все очень слабо.)

2 Окт. 1906. Я. П.

Сейчасъ было тяжелое испытаніе съ слѣпымъ. Пріѣхалъ и сталъ упрека[ть] меня, что не отдалъ землю, не выкупаю ее теперь, увѣряя, что у меня есть деньги. Я ушелъ отъ него. Можно б[ыло] мягче. И я не выдержалъ вполнѣ испытанія. Продолжаю быть въ усталомъ состояніи, но думается хорошо, и кажется, что уясняется опредѣленіе жизни. Сейчасъ постараюсь изложить въ письмѣ Черткову. А записать нужно только:

1) Понятно, что правительство, т. е. люди правительственные, по своему прошедшему поставленные въ необходимость завѣдывать различными частями установленнаго управленія, стараются такъ или иначе отвѣчать на предъявляемыя къ нимъ требованія. Понятно тоже, что человѣкъ, недовольный правительством, требованіями его, можетъ отказаться исполнять эти требованія, можетъ, охраняя себя, уѣхать изъ предѣловъ1042 вліянія правительства, перейти въ другое подданство. Но что за странная мысль частнаго лица замѣнить существующее правительство новымъ, и что за странная и преступная дѣятельность, направленная на достижен[iе] такой цѣли. А между тѣмъ это то самое, что теперь дѣлаютъ всѣ люди нашего празднаго круга. —

1043 «Такъ что же, такъ и оставаться съ Ник[олаемъ] Павл[овичемъ] или съ персидскимъ Шахомъ?» — «Зачѣмъ? Можно и должно бороться уясненіемъ мысли, нельзя у себя — за границей, какъ Герценъ. Главное же, надо бороться пасивнымъ неучастіемъ въ томъ, что считаешь дурнымъ, бороться уясненіемъ нравственныхъ началъ,1044 уничтожающихъ оправданія зла». — «Но это будетъ долго». — «Во 1-хъ, скоро только блохъ ловятъ, а во-вторыхъ, такой способъ борьбы со зломъ нетолько не возьметъ больше времени, но, напротивъ, достигнетъ во много разъ скорѣе цѣли — и скорѣе, и вѣрнѣе. Измѣненіе, сдѣланное насиліемъ, неизбѣжно приведетъ къ слѣдующему тоже насильственному измѣненію. Главное же то, что измѣненіе можетъ совершиться только при1045 подъемѣ общественнаго сознанія. Общественное же сознаніе всегда понижается — и очень — всякой революціей.

2) Только время даетъ возможность свободы (всемогущества надъ тѣмъ, что во власти), даетъ жизнь, т. е. свободу. Время же есть измѣненіе отношеній частей пространства. Не будь ограниченія времени,1046 т. е. будь я сразу, какой я есмь или буду въ моментъ смерти, т. е. будь я тѣмъ существомъ, включающимъ въ себя всѣ воспоминанія, весь опытъ прожитой жизни, будь это существо сразу, не было бы жизни, не было бы свободы. Свобода и жизнь есть только1047 потому, что я постоянно раскрываюсь самъ себѣ, и что въ каждый моментъ этого раскрытія1048 я могу такъ или иначе отнестись къ условіямъ, въ к[оторыхъ] нахожусь. Я сказалъ: не будь ограниченія времени; но ограниченіе времени возможно только при ограниченiи пространства, т. е. что я сознаю себя частью всего пространственнаго міра. Если бы — какъ ни странно это сказать — я былъ Все, то я не жилъ бы: я бы только былъ для кого-то. Если бы я сразу былъ то, что я есмь — тоже странно сказать — я тоже не жилъ бы. Для того, чтобы жить и быть свободнымъ, необходимо ограниченное существо въ пространствѣ, проявляющееся во времени. Это самое я и есмь. (Усталъ, и не хорошо.)

3, 4 Окт. 1906. Я. П.

Вчера писалъ письма: Черткову съ изложеніемъ понятія жизни. Надо вложить сюда. И о революц[iи] — Ягнъ. Сейчасъ утро. Хочу пописать Вас[илія] Можайскаго.

10 Окт. 1906. Я. П.

Желанія своего не исполнилъ. Поразилъ разговоръ на больш[ой] дорогѣ съ Ламинцовскимъ молодымъ крестьяниномъ революціонеромъ, и на другое [утро] чтеніе газетъ съ 22 казненными, и я началъ писать объ этомъ. И вышло очень плохо, но я три дня писалъ но немногу объ этомъ, и все плохо. Хочется отвѣтить на вопросъ: что дѣлать?

Записать надо многое:

1) Только время, т. е. постоянное движеніе всего и меня, даетъ возможность свободы, т. е. направленія движенія, происходящаго во мнѣ. Только время даетъ возможность свободы отдѣльному существу.

2) То, что я называю своею жизнью, есть сознаніе божественнаго начала, проявляющагося въ одной части Всего. Часть эта ограничена предѣлами, представляющимися мнѣ тѣлесностью (матеріей) въ пространствѣ. И божественное начало это нетолько свободно, но всемогуще и въ предѣлахъ черезъ измѣненія во времени. Эти измѣненія сознанія во времени есть то, что я называю жизнью. Проявилось бы бож[ественное] сознаніе только въ1049 тѣлесности въ пространствѣ — и не было бы движенія, не было бы жизни. Жизнь есть проявленіе бож[ественнаго] начала въ предѣлахъ пространства движеніемъ во времени.

3) Жизнь есть освобожденіе (все большее и большее) своей божественности. Не началось сознаніе божественности, свободы — не началась жизнь (сознаніе это есть во всемъ органическомъ). Кончилось это сознаніе — кончилась жизнь.

4)1050 Записано такъ: умираетъ не то, что сознаваемо, а то, что сознаетъ. Это не вѣрно. Надо сказать: Смерть есть прекращеніе сознанія въ прежней формѣ.

5) Записано такъ, послѣ очень тяжелаго настроенія: Ужъ очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лѣчатся, ѣдутъ куда-то, учатся чему-то, спорятъ, заботятся о томъ, до чего нѣтъ дѣла, а жизни нѣтъ, п[отому] ч[то] обязанностей нѣтъ. Ужасно!!!! Все чаще и чаще чувствую это.

6) Ходилъ гулять. Чудное осеннее утро, тихо, тепло, зеленя, запахъ листа. И люди вмѣсто этой чудной природы съ полями, лѣсами, водой, птицами, звѣрями, устраиваютъ себѣ въ городахъ другую, искусствен[ную] природу, съ заводскими трубами, дворцами, локомобилями, фонографами….. Ужасно, и никакъ не поправишь….

7) Очень важное. Люди нашего времени гордятся своей наукой. То, что они гордятся

Скачать:PDFTXT

С[оня] слаба, жалка тоже очень. Продолжаю записанное въ книжечкѣ самое важное о жизни: 1) Если есть что нибудь, когда нибудь, где нибудь, для кого нибудь, то есть только одно, то,