Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

такъ ею, лучше всего показываетъ то, что она ложная. Истинная наука тѣмъ и познается, или, скорѣе,1051 несомнѣнный признакъ истинной науки — сознаніе ничтожности того, что знаешь, въ сравненіи съ тѣмъ, что раскрывается. А что наука ложная, въ этомъ нѣтъ никакого сомнѣнія. Не въ томъ, что то, что она изслѣдуетъ, невѣрно, а въ томъ, что это не нужно: нѣкоторое — относительно, въ сравненіи съ тѣмъ, что важно и не изслѣдовано, а многое и совсѣмъ не нужно. И я твердо увѣренъ, что люди поймутъ это и начнутъ разрабатывать единую истинную и нужную науку, к[оторая] теперь1052 въ загонѣ — НАУКУ О ТОМЪ, КАКЪ ЖИТЬ.

1053 Хорошо бы посвятить остатокъ жизни, чтобы указать на это людямъ.

8) Сначала кажется умнымъ производить начало міра не отъ Творца, а отъ матерьяльныхъ процесовъ: туманныхъ пятенъ и т. п. Потомъ становится ясно, что оба предположенія равны, одинаково неосновательны. Когда же глубже вдумаешься въ вопросъ, то станетъ ясно, что производить міръ отъ Бога-Твор[ца] безъ сравненія разумнѣе, чѣмъ производитъ его отъ матерьяльныхъ силъ. Производя міръ отъ Творца, допускается, хотя и въ грубой формѣ, начало духовное. Производство же отъ веществен[ныхъ] силъ въ безконечномъ пространствѣ и времени — явная безсмыслица.

1054 Вчера не дописалъ, а вечеромъ стало больно отъ холодности съ М[ашей] и К[олей], и я пошелъ къ нимъ и разревѣлся, но хорошо стало.

11 Окт. 1906. Я. П.

Пишу о революціи. Но плохо идетъ. И мнѣ не жалко. На душѣ хорошо очень. Благодарю Тебя, Того, кто во мнѣ. Приди и вселися въ меня и очисти….

Записать:

1055 1) Дурно отнесся къ нищему или еще что-то сдѣлалъ дурное — не помню, но стало совѣстно, больно, почувствовалъ раскаяніе. Особенно по старому больно, что нельзя поправить, что тотъ, съ кѣмъ надо б[ыло] обойтись хорошо, ушелъ, и уже не догонишь. Это ложное чувство. Не въ томъ дѣло, что непоправимо послѣдствіе моего поступка (оно мож[етъ] б[ыть] и поправимо); а въ томъ, что непоправимъ самый поступокъ, что время, въ к[оторомъ] онъ соверше[нъ], не возвратится. Но поправимъ я самъ. Я могу, сознавъ свой грѣхъ, быть осторожнымъ въ повтореніи его. Важны не послѣдствія, а поступокъ, дающій привычку злую или добрую.

2) Баба, призывающая Бога, даже Ник[олая] Чуд[отворца], какъ нѣчто высшее, духовное, ближе къ истинѣ самаго ученаго профес[сора], не признающаго ничего не подлежащаго наблюденію и разсужденію.

3) Записано такъ о Машѣ. Надо Бога любить больше Коли. Это значитъ то, что если живущій въ тебѣ и сознаваемый тобою Богъ зоветъ къ одному дѣлу, а привязанность — къ противоположному, то большая ошибка1056 предпочесть любовь человѣческую. Одно исключеніе: если N. N.1057 любишь не для себя, а для Бога.

4) Надо бы Кр[угъ] Чт[енія] составить такъ, чтобы въ каждомъ днѣ б[ыла] одна мысль религіозная, метафизическая, опредѣляющая положеніе человѣка въ мірѣ, а другая — правило полезное, помогающее жить доброй жизнью.

5) Иногда ставятъ Истину идеаломъ. Это не вѣрно: истина есть только отсутствіе лжи.

6) Часто, когда молясь, повторяю слова, совсѣмъ по новому, глубже, чѣмъ прежде, понимаю ихъ. Такъ, нынче, повторяя слова: Ищите Царства Б[ожія] и правды Его, остальное приложится вамъ. Цар[ство] Б[ожіе] внутрь васъ есть, я понялъ, что Ц[арство] Б[ожіе] это — въ тебѣ, т. е. чтобы въ тебѣ царствовалъ Богъ. Слова же: остальное приложится — значатъ не то, что приложится внѣшнее благо, а то внутреннее благо свободы, всемогущества, спокойств[iя], к[оторое] испытываешь, когда сознаешь себя въ божественномъ.

7) Когда молишься Богу, хотя бы и въ самой грубой, просительной формѣ, то совершаешь уже одинъ первый шагъ, необходимый для общенія съ Богомъ, признаешь, что благо отъ Бога; ошибаешься только въ томъ, что1058 ожидаешь блага этого извнѣ.

8) Можно считать собою то, въ чемъ проявляется моя жизнь — мое тѣло и его поступки; и можно — то, что проявляется: бож[ественное] начало. Въ первомъ дѣтствѣ человѣкъ считаетъ собою только первое: свое тѣло; въ молодости чаще и чаще1059 человѣкъ сознаетъ свое божественное. — Въ старости1060 сознаніе это все усиливается, и, я дум[аю], оно вполнѣ сознается при смерти. Этимъ объясняется тотъ восторгъ, к[оторый] часто испытываютъ умирающіе.

9) Молитва есть1061 сознаніе (какъ бы оно ни проявлялось) своей божественности. Молящійся молится себѣ, собою, сознаетъ себя частью Бога.

10) Хорошо бы вновь внести упоминаніе о Мити въ письмо къ китайцу.

11) Хотѣлъ написать о перенаселеніи и спасеніи отъ него въ1062 свойственномъ разумному человѣку цѣломудріи.

12) Ничто не можетъ помѣшать1063 каждому существу дѣлать1064 предназначенное ему дѣло (послѣдствія дѣла могутъ быть не тѣ, к[оторыя] мы предполагаемъ, но дѣлу ничто помѣшать не можетъ). Ничто не можетъ помѣшать грибу рости, мыши плодиться, яблонѣ цвѣсти и человѣку дѣлать свойственное разумному существу дѣло: —1065 разумное добро. Ничто не можетъ помѣшать человѣку быть добрымъ, любить.

13) Человѣкъ несвободенъ только, когда дѣйствуетъ противно своей разумной природѣ.

14) Люди правительства говорятъ, что правительство необходимо и полезно. Также говоритъ и кабачникъ и содержатель распутнаго дома.

15) Что такое та особенная живость восприниманія мысли, к[оторую] я иногда испытываю, въ особенности во время прогулокъ? Бываетъ, что понялъ мысль, передалъ ее, считаешь ее справедливою — и остаешься холоденъ къ ней; или вдругъ она охватитъ тебя всего, чувствуешь, что это не слова, a дѣло, что ты долженъ жить по ней, ею. И это бываетъ очень радостно.

16)1066 Мы удивляемся передъ растеніемъ (какъ мухоловка), к[оторое] проявляетъ признаки разума. Также удивительно, когда разумное существо проявляетъ только признаки жизни животной или растительной.

17) Время даетъ возможность свободы отдѣльному существу.

14 Окт. 1906. Я. П.

Еще три дня писалъ подъ впечатлѣніемъ встрѣчи на большой дорогѣ,1067 и мало, и плохо, и нынче, кажется, рѣшилъ бросить. Всѣ эти дни чувствую себя очень слабымъ: плохо движусь и еще хуже мыслю.

Нынче утромъ, гуляя, молился Богу и думалъ о томъ, какъ (я, кажется, уже записалъ это) у меня постоянно есть религiозная мысль о жизни, о своихъ обязанностяхъ, и когда она только приходитъ, она поднимаетъ, поддерживаетъ меня. Но потомъ дѣйствіе ея ослабѣваетъ, и она, какъ признанная истина, идетъ въ архивъ и перестаетъ быть двигателемъ. Такъ у меня почти произошло теперь съ мыслью о томъ, что жизнь есть сознаніе своей божественн[ой] сущности и жизнь одною ею безъ всякихъ соображеній о внѣшнихъ условіяхъ. (Это относится и до своего тѣла.) Первое время я испытывалъ восторгъ, и казалось, всегда буду жить такъ, но вотъ прош[ло] съ недѣлю, и сила воздѣйствія на жизнь ослабѣваетъ. Но надѣюсь, что не совсѣмъ. И теперь, какъ вспомню, чтò я и въ чемъ моя жизнь, и съ этимъ сознаніемъ отнесусь къ вопросамъ жизни — предстоящимъ дѣламъ, такъ сейчасъ спокойствіе, твердость, серьезность, свобода отъ всякихъ соображеній о послѣдствіяхъ. Такъ это б[ыло], когда думалъ поговорить съ А[ндрюшей] или отвѣтить студенту о моихъ имѣньяхъ. Нѣтъ, это не пройдетъ даромъ. Это придало мнѣ много силы.

1068 Вчера былъ милый И[ванъ] И[вановичъ]. Перечелъ свои печатающіяся статьи съ удовольствіемъ. И о воспитаніи и ученiи. Непріятно б[ыло] письмо Ч[ерткова], его отзывъ обо мнѣ. Нездорово это, и прямо чувствую боль — вредъ. Записать надо только:

1) О томъ, что христіанство наше, скорѣе, Павліанство, такъ далеко отъ истиннаго христіанства, что его надо нетолько открывать, но выпрастывать и спасать.

————————————————————————————————————

Нынче это мое живое пониманіе жизни, какъ сознанія Бога, послужило мнѣ даже въ томъ, что я уже съ недѣлю слабъ, вялъ, не могу ничего дѣлать, и вздумалъ было тяготиться этимъ, но вспомнилъ, что только не дѣлать того, что противно сознанію, и1069 когда и какъ можешь проявлять его — и стало хорошо.

20 Окт. 1906. Я. П.

Нѣтъ, радуюсь тому, что сознаніе жизни духовной, Бога въ себѣ, не ослабѣваетъ. Испытываю1070 совершенно новое состояніе сознанія, когда1071 признаю себя не Л[ьвомъ] Т[олстымъ], a проявленіемъ духовнаго безпредѣльнаго, единаго существа: равнодушіе къ мнѣнію людей, къ состоянію тѣла, даже къ своей производительности; испытываю кроткое, любовное безстрашіе всемогущества. — Прекрасная русская пословица: «какъ передъ Богомъ». Жить передъ Богомъ.

Здоровье все хуже. Все это время возился с заключ[ительной] главой. И такъ плохо, что бросилъ. Читалъ Чамберл[ена] объ Евр[еяхъ]. Нехорошо, хотя много мыслей вызываетъ. Очень хочется писать и худож[ественное] и религіозно-метафизическое.

Записать многое изъ книжечки и не записанное слѣдующее:

1) Очень много въ нашемъ, въ моемъ пониманіи смысла жизни (религіи) условнаго, произвольнаго, неяснаго, иногда прямо не правдиваго. Хотѣлось бы выразить см[ыслъ] жизни1072 какъ можно яснѣе; и если нѣтъ, то ничего не вносить въ это опредѣленіе неяснаго. —

Неясно, для меня, понятіе Бога. Я не имѣю никакого права говорить про Бога, про всего Бога, тогда какъ я знаю только то, что во мнѣ есть нѣчто свободное, всемогущее — хотѣлъ сказать: благое, но это качество не можетъ быть приписано этому «нѣчту», т[акъ] к[акъ] всемогущее и свободное и единое не можетъ не быть благимъ. Это сознаніе я знаю и могу жить въ немъ, и въ этомъ перенесеніи въ это сознаніе всей своей жизни есть высшее благо человѣка. Вотъ все пока.

2) Сознаніе есть созерцаніе созерцателя. Созерцатель въ зависимости, созерцаніе свободно.

3) Отдѣленное существо не могло бы быть свободно, если бы не было времени, т. е. постояннаго, непрерывнаго раскрытія своего существа и другихъ существъ. Моментъ соприкосновенія прошедшаго съ будущимъ даетъ возможность свободы.

4) Черезъ предѣлы своего существа,1073 сознаваемые мной тѣлесностью въ пространствѣ, я получаю понятіе множества; черезъ1074 раскрытіе существа, сознаваемое мною временемъ, я получаю понятіе движенія.

5) Успѣшность революціи — въ зависимости отъ освобожденія отъ заблужденій.

6) Читалъ свое: «О Смыслѣ Жизни» и вижу, что теперь я яснѣе понимаю и могъ бы выразить то, что тамъ сказано. А тогда казалось, что лучше нельзя сказать. Тоже будетъ и съ теперешнимъ пониманіемъ и выраженіемъ, тоже будетъ вѣчно. А я хочу все понять. Если все понять, также какъ и все обнять, не было бы жизни.

7)1075 Жизнь — все въ бòльшемъ1076 и бòльшемъ1077 раскрываніи. Пониманіе Бога Творца и даже Бога Христа и даже угодниковъ также на своей стадіи законно, какъ и мое.

8) Все больше и больше занимаетъ меня мысль выдѣленія христіанства (отчасти я это безсознательно сдѣлалъ) изъ церковнаго, главное, Павловскаго христіанства. Въ первый разъ чувствую, что это въ мои года не по силамъ предпріятіе.

Законъ и Пророки до Iоан[на]. Отнынѣ же Ц[арство] Б[ожіе] проповѣдуется, и всякій человѣкъ усиливаетъ его. (Л[уки] XVI, 16). Законъ б[ылъ] данъ Моисе[емъ], но милость и истина черезъ І[исуса] Х[риста]. (Іоанна I, 17). (М[ат]ѳ[ея] XI, 12, 13). Со врем[ени] І[оанна] Кр[естителя]. — Какъ хорошо бы было вырвать Евангеліе изъ Вѣтх[аго] Зав[ѣта] и Павла! Это б[ыло] бы великое дѣло.

9) Да, все творящееся въ дѣйствительномъ мірѣ не есть Ein Gleichniss, Alles Vergängliche ist nur ein

Скачать:PDFTXT

такъ ею, лучше всего показываетъ то, что она ложная. Истинная наука тѣмъ и познается, или, скорѣе,1051 несомнѣнный признакъ истинной науки — сознаніе ничтожности того, что знаешь, въ сравненіи съ тѣмъ,