Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

съ нимъ. Но не говоря о невозможности исполненія въ городахъ, если бы и исполнять въ деревнѣ, то, какъ сейчасъ, перешло бы въ формальность. Нѣтъ, обрядъ это всегда замѣна религіи формой, всегда убиваніе религіи.

15) Часто говорятъ, что надо не сердиться на дурныхъ людей, но жалѣть ихъ. Для того, чтобы это было искренно, надо, чтобы ты самъ испытывалъ счастье отъ доброй жизни. Только тогда искренно то сожалѣніе, что дурной, заблудшій человѣкъ лишенъ того блага, к[оторое] ты имѣешь.

16) Для Дѣтск[аго] Зак[она] Божія записывалъ простыя правила: 1) Не осуждать. 2) Не объѣдаться. 3) Не разжигать похоти. 4) Не одурманиваться. 5) Не спорить. 6) Не передавать недобраго о людяхъ. 7) Не лѣниться. 8) Не лгать. 9) Не спорить. 10) Не отнимать силой. 11) Не мучать животныхъ. 12) Жалѣть чужую работу. 13) Обходиться добромъ со всякимъ. 14) Старыхъ людей уважать. 15)1173

17) Человѣкъ въ мірѣ подобенъ работнику, к[отор]аго хозяинъ взялъ на содержаніе съ уговоромъ, чтобы работникъ исполнялъ хозяйское дѣло и получалъ тѣмъ больше награжденія, чѣмъ лучше исполнитъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ б[ылъ] готовь всякую минуту быть отосланнымъ хозяиномъ на другую работу или вообще туда, куда захочетъ хозяинъ, мож[етъ] быть и на полное уничтоженіе.

18) Время,1174 вслѣдствіи нашей неспособности, невозможности понять себя всего,1175 даетъ возможность понять бòльшую часть себя въ послѣдовательности. Пространство же, вслѣдствіи нашей неспособности, невозможности понять себя всего,1176 даетъ возможность понять хотя часть себя въ одно и тоже время внѣ себя.

19) Для практическихъ цѣлей всегда кажется выгоднымъ употребленіе насилія. Но достиженіе этихъ цѣлей обманчиво. Для духовной цѣли нужно непротивлен[iе] злу, и достигаются невидимыя цѣли.

20) Христіанская вѣра, вообще, только въ томъ и состоитъ, чтобы не вѣрить себѣ, не вѣрить тому, что тебѣ кажется, a вѣрить Богу, тому, что Онъ велитъ: не вѣрить кажущимся послѣдствіямъ, a вѣрить въ неизвѣстныя и всегда благодѣтельныя послѣдствія исполнен[iя] воли Божьей.

21) Ты, политическій дѣятель, говоришь, что руководитъ твоей дѣятельностью любовь къ людямъ. Ты трудишься для ихъ будущаго блага. Но вѣдь кромѣ политической дѣятельности передъ тобой огромное поле проявленія твоей любви и не въ будущемъ, а въ настоящемъ, и безъ примѣси того зла, к[отор]ое неизбѣжно въ твоей дѣятельности.

22) Съ особенной ясностью, приложимостью къ жизни почувствовалъ всю сложность условій жизни и невозможность предвидѣть послѣдствій своихъ поступковъ: — Разумны только поступки, вытекающіе или изъ животныхъ потребностей или изъ духовныхъ требованій: и тѣ и другія — веленія Бога.

23) Самой умной и почтенной дѣятельност[ью] считается политика и наука. А между тѣмъ нѣтъ болѣе празднаго и вреднаго занятія.

24) Я борюсь съ своей привычкой руководствоваться въ своей дѣятельности славой людской. Нечему удивляться, когда вся жизнь, кромѣ тѣлесныхъ побужденій, была руководима только этимъ. Огромная привычка. Думаю, что это не мое исключительное положеніе, а таково свойство всѣхъ живущихъ духовной жизнью. Первая форма духовной жизни есть жизнь для славы (такъ это даже признавалось хорошимъ у древнихъ), съ рѣдкими проблесками жизни для служенія. Чѣмъ дальше, тѣмъ больше жизни для Бога и мень[ше] для славы. Такъ со мной было.

25) Ѣздилъ верхомъ, и такъ хорошо было, что хотѣлось молиться. Искалъ формы молитвы, и нѣтъ другой, какъ только благодарность. Дано все, чего могу желать.

26) (Къ Дѣтск[ому] зак[ону] Б[ожію]). Не надо указывать на зло, а вызывать сознаніе добра. И тогда зло они сами найдутъ.

27) Положеніе нашего христіанскаго міра подобно тому, въ какомъ находились бы люди, зашедшіе въ тупикъ, изъ к[отораго] выхода нѣтъ. Люди толпятся, тѣснятся, жмутъ другъ друга, положеніе становится все хуже и хуже, но они все еще вѣрятъ, что выходъ впереди, и вмѣсто того, чтобы остановиться и итти назадъ, продолжаютъ губить другъ друга.

28) Какъ трудно различить, служишь ли людямъ для ихъ блага (ради внутренняго стремленія любви) или для благодарности, похвалы отъ нихъ. Повѣрка одна: будешь ли дѣлать тоже, зная, что никто не узнаетъ.1177 При каждомъ поступкѣ не животнаго побужденія, спроси: для кого?

29) Можно такъ опредѣлять характеры.

1) Чуткость большая, меньшая и до ….. тупости.

2) Умъ — б[ольшій], м[еньшій] и до ….. глупости.

3) Страстность б[ольшая], м[еньшая] и до ….. апатіи, холодности.

4) Смиреніе б[ольшее], м[еньшее] и до ….. самоувѣреннос[ти].

Можно присоединить еще правдивость и лживос[ть], хотя это свойство не такое основное. И характеры опредѣлять проводимыми чертами.

30) Человѣку свойственно стремиться къ увеличенію. Это можетъ быть увеличен[iе] количества рублей, картинъ, лошадей, увеличеніе чиновъ, мускуловъ, знаній, а увеличен[iе] одно только нужно: увеличеніе доброты.

31) Люди, подчиняющіеся какой бы то ни было власти, безъ всякаго сравненія свободнѣе людей, участвующихъ во власти.

32) Воля Бога въ томъ, чтобы было хорошо, но не мнѣ одному, a всѣмъ. О томъ, что хорошо для деревьевъ, я почти не знаю; что нужно для животныхъ, я1178 приблизительно знаю; о томъ, что хорошо для людей, я совсѣмъ знаю. Вотъ и надо исполнять эту волю Бога.

33) Историко-экономическіе мнимые законы это только отрицаніе свободы человѣка, отрицаніе нравственности, оправданіе зла.

31 Дек. 1906. Я. П. 12[ый] час[ъ].

Все болѣю, и все хорошее состояніе. Нынче было испытаніе — письмо Великанова.1179 Ясно стало, что надо быть благодарнымъ, такъ очевидно пока[зало] тщету заботы объ мнѣніи людей. Писалъ дѣтск[ій] Зак[онъ] Бож[ій]. Не дурно. Записать:

1)1180 То, что мы понимаемъ движеніемъ, есть проявленіе все большее и большее1181 въ себѣ вѣчнаго сознанія. Движеніе есть сознаніе своей божественности. Безъ движенія не было бы жизни. Благодаря этому движенію, жизнь трепещетъ въ насъ. Неясно, но постараюсь выразить яснѣе.

1182 Сейчасъ новый 1907 годъ.

1183 Таже мысль прекрасно выражена у Аміеля: чтобы увидать всю сферу, надо обойти ее, или чтобы она вертѣлась. Движеніе жизни есть вертящаяся безконечная сфера.

————

* ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

1904—1906 гг.

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1904 г.

Лихтенб[ергъ].

Pères de l’eg[lise].1184 [Стерты 2 строки].

Сознаніе есть добро себѣ и другимъ и сознаніе добра.1185

————————————————————————————————————

Сознаніе не можетъ имѣть награды; добро — законъ.

————————————————————————————————————

<Чер[ткову]> Жизнь есть ростъ сознанія. Событія жизни, какія бы ни были, черезъ нихъ совершается сознаніе.1186 — Свобода есть перенесенiе жизни въ сознан[іе]. Въ событіяхъ несвобода. Въ сознаніи всегда свободенъ.1187

————————————————————————————————————

Какъ ни желательно безсмертіе души, его нѣтъ, п[отому] ч[то] нѣтъ души, есть только сознаніе Бога. Умирая, кончается та форма сознанія, какая бы[ла] здѣсь, прекращается сознаніе, но то, что сознавало, неизмѣнно. Тутъ и нужна вѣра въ Бога. Умирая, я вѣрю, что я1188 какъ и все, въ Богѣ, и потому то, чт[о] б[ыло] я, не погибнетъ, a вѣчно.1189

————————————————————————————————————

Я смотритъ на себя, т. е. настоящій Я смотритъ на свои предѣлы, к[оторые] кажутся ему собою.1190

————————————————————————————————————

Разница въ томъ, что Богъ не можетъ быть ограниченъ, сознаніе можетъ.1191

Я чувствую себя. Кто Я? и кто себя? Я дѣйствительны[й] чувствуетъ себя воображаемаго.1192

————————————————————————————————————

Вся сансара совершенно безразлична. Живутъ, родятся, умира[ютъ] ровно.1193 —

Важно одно: ростъ души.1194

————————————————————————————————————

Смерть страшн[а] п[отому], ч[то] думаешь о ней полный жизни.1195

————————————————————————————————————

Смерть — закроется окошко.1196

————————————————————————————————————

Чѣмъ глупѣе, тѣмъ торжеств[еннѣе].1197

————————————————————————————————————

Сонъ соединяетъ разбитое по времени: мертв[ый] Гротъ. О Спенсе[рѣ].1198

————————————————————————————————————

Что-то заб[ылъ]

?

————————————————————————————————————

Нѣтъ ни прошедша[го], ни будуща[го], ни настоящаг[о].1199

————————————————————————————————————

Я говорю съ Маевск[имъ], онъ мертвый, но это не мѣшаетъ. Онъ разсказываетъ о своей математ[икѣ], о рѣшеніи уравненій высшихъ степ[еней], когда 3 величин[ы] извѣстны. Moе возраженіе: если х, но х не одинъ, а изъ иксовъ. Это говорятъ и Маевск[ій], и еще другой кто-то, и Кузм[инскій], и Никол[инька], и еще кто-то, к[оторый] тутъ же и былъ и не былъ.

Маевск[ій] разсказываетъ что-то, я не вслушиваюсь во все, но конецъ тотъ, что то, что меня выпустили изъ низа, дало имъ возможность вернуться. — Играетъ ли онъ въ шах[маты]? Нѣтъ. А мы играемъ, Николи[нька], онъ же Сережа, я и нашъ пріятель Водовозовъ (оказывается, что тотъ, другой, б[ылъ] Водовозовъ). Маевск[ій] говоритъ, что я блѣденъ. Я чувству[ю], что это не мож[етъ] б[ыть] иначе послѣ того, что я сдѣлалъ. И я сдѣла[лъ] что-то дурное, кот[орое] и б[ыло] и есть, и я прошу его не говорить это женѣ, к[оторая] сейчасъ можетъ и должн[а] пріѣхать, чтобы не открыть ей мо[его] преступленія. (Преступлен[iе] бы[ло], но не могу его вспомнить.) Выходимъ въ перед[нюю], тамъ маленьк[ій] солдатъ.

— Что ты? —

— Къ ваш[ему] сіятельству покойн[ика].

Смотрю, въ углу передней больш[ая] куча веретьевъ, прикрывающ[ихъ] тѣло. —

Оказывается, что я что-то сдѣл[алъ] дурное, и не я, a многіе, и имъ привозятъ покойник[а], к[отораго] они убили. Я думалъ, что мнѣ не будетъ, и вотъ ко мнѣ привезли.

Просыпаюсь.1200

————————————————————————————————————

Нѣтъ личности, нѣтъ времени, нѣтъ простран[ства].1201

————————————————————————————————————

Мнѣ становится страшно: я заглядываю туда, куда не дано человѣк[у] заглядывать.1202

————————————————————————————————————

Какъ только есть одинъ Богъ, такъ всѣ люди въ одинаковой зависимости отъ него. —1203

————————————————————————————————————

Признаніе Бога есть признаніе братства и потому любви. —

Богъ не есть любовь, но изъ Бога вытекаетъ любовь.1204

————————————————————————————————————

У Машень[ки] свой міръ.

Какой?

У каждаго свой.

У Тотлебе[на].1205

————————————————————————————————————

Рабъ Божій или человѣч[ескій].

————————————————————————————————————

Безсмертіе только безличн[ое]. Уйдешь въ безличность, окунешься въ нее. Мож[етъ] быть, чтобы опять проявиться личностью, но только мож[етъ] быть.1206

————————————————————————————————————

Помнить, что въ тебѣ Богъ.1207

————————————————————————————————————

Благо все большаго и больша[го] сознані[я] божеств[а].1208

————————————————————————————————————

Не только прош[едшее] человѣка и его будущее, но прошедшее и будущ[ее] всего міра слито въ одно у Бога.1209

————————————————————————————————————

Старость, разрушеніе органи[зма] — расширен[iе] предѣловъ. — Смерть — уничтоженіе ихъ.1210

————————————————————————————————————

Какъ радостно въ юности усиленіе сознанія (тѣлеснаго), такъ радостно въ старости усиленіе сознанія духовнаго. Если сейчасъ я въ старости не чувствую въ этомъ усиленіи духовн[аго] сознан[ія] такую же радость, к[оторую], мнѣ казалось, я испытывалъ при усиленіи сознанія тѣлеснаго, то это происходитъ отъ того, что то — воспоминаніе.1211

————————————————————————————————————

Сначала предвиди[шь], потомъ чувств[уешь], потомъ пер[е]жи[ваешь].

————————————————————————————————————

Сначала предѣ[лы] принимаетъ за сво[е] существ[о], потомъ то, что въ предѣл[ахъ], потомъ то, что проявл[яется].1212

Движеніе происходитъ отъ расширені[я] предѣловъ сознан[ія].1213

————————————————————————————————————

Стремленіе къ будущему есть исполненіе закона расширенія сознан[ія].1214

————————————————————————————————————

Егоръ Чедаевъ. Освободительное свидѣтельство отъ службы. 1902, Мая. —

————————————————————————————————————

Дорогой Александръ Степановичъ, передастъ вамъ эту записку Ф. Стахѣевъ. Онъ другъ одной, какъ мнѣ думается, замѣчательной дѣвушк[и], т[акъ] наз[ываемой] сектантки, к[оторая] содержится теперь въ женск[омъ] монастырѣ послѣ Суздальск[аго] заточенія. Вы такъ умѣете обнародовать эти извѣсті[я], что посы

————————————————————————————————————

Пробужденіе и мое и всего міра.

————————————————————————————————————

Величія нѣтъ, есть исполненіе. Не велико, а должно.1215

————————————————————————————————————

[Не только] цари, но и мудр[ецы] не велики передъ Богомъ.1216

————————————————————————————————————

Къ Царю отношеніе какъ къ убійцѣ. Не нужн[о] особенной жалост[и].1217

————————————————————————————————————

Безконечность, безъ кот[орой] мы не можемъ мыслить вещество, очевидн[о] показываетъ1218 недѣйствительность вещественнаго міра.

Ни во времени ни въ пространствѣ нѣтъ вещественному міру нѣтъ ни начала ни конца. —

Такъ что дѣйствительно есть только одно — наше сознанiе жизни, то самое, безъ к[отораго] не было и не могло бы быть и міра вещественнаго.1219

————————————————————————————————————

Что же такое міръ? И на то, на что не могло отвѣтить наблюденiе, отвѣчаетъ сознаніе. «Міръ это существа такія же, какъ я (духовныя), соприкасающiяся со мною, отдѣляющія меня отъ нихъ и себя отъ меня». Отдѣленность свою и ихъ я могу познавать только въ видѣ1220 движущагося вещества. И потому матерьяльный міръ, движущееся веществ[о]

Скачать:PDFTXT

съ нимъ. Но не говоря о невозможности исполненія въ городахъ, если бы и исполнять въ деревнѣ, то, какъ сейчасъ, перешло бы въ формальность. Нѣтъ, обрядъ это всегда замѣна религіи формой,