дѣйствуя противно своей природѣ.1826
————————————————————————————————————
Кто говоритъ, что нужно и полезно прав[ительство]? Какъ кабачникъ.1827
————————————————————————————————————
Разница въ пониманіи. — Слышалъ, понялъ, разсказалъ — одно, почувствовалъ — друго[е].
————————————————————————————————————
Удивленіе передъ признаками разума въ1828 жизни1829 животныхъ. Такое же передъ признаками1830 животности въ разумныхъ.1831
————————————————————————————————————
Время даетъ возможность свободы отдѣленному существу.1832
————————————————————————————————————
Пространство — множест[во].
Время — движеніе.1833
————————————————————————————————————
Успѣшность революціи въ зависимости отъ освобожденія отъ заблужд[еній].1834
————————————————————————————————————
Читалъ свое О смыслѣ жизни и вижу, что теперь я яснѣе понима[ю]. А тогда казалось, что лучше нельзя. Тоже будетъ и съ теперешнимъ.1835 Тоже будетъ вѣчно. А я хочу все понять. Если все понять, также какъ и все обнять, не б[ыло] бы жизни.1836
Жизнь все въ боль[шемъ] раскрываніи. И пониманi[е] Бога какъ Творца и Бога Хр[иста] также законно, какъ и мое.1837
————————————————————————————————————
Законъ и Пророки до Іоанна.
Отдѣленіе отъ Павловской религіи.1838
————————————————————————————————————
Все — спектакл[ь]. Ist nur ein Gleichniss.1839
————————————————————————————————————
Чѣмъ меньше желанія на внѣшнее, тѣмъ болѣе желані[я] на внутреннее.1840
————————————————————————————————————
Властвующіе люди устраиваютъ такую жизнь, въ к[оторой] успѣваютъ тѣ люди, к[оторые] имѣютъ ихъ свойств[а] — похожи на нихъ. Нашу жизнь устроил[и] Евреи — ренегаты, какъ Павелъ.1841
————————————————————————————————————
Что такое забвені[е]?1842
————————————————————————————————————
Заводъ — наказ[аніе]1843 работникамъ.
————————————————————————————————————
Радость въ томъ, чтобы достигать того, чего желаешь. Всегда достигать можно тольк[о] однаго: становиться лучше.1844
————————————————————————————————————
Кто хочетъ узнать, пусть испытаетъ. Нѣтъ помѣхи. Нѣтъ конца. И награда — радо[сть] любви своей и къ себѣ.1845
————————————————————————————————————
Какъ можно пріучить себя жизнь класть въ чинахъ, богатствѣ, колекціонерствѣ, такъ можно и въ соверш[енствованіи]. Можно испытать сейчасъ: посадить1846 сѣмя, или пироги въ печь, или бѣлье въ букъ, и будешь ждат[ь] и радоваться совершенi[ю] ожидаемаго.1847
————————————————————————————————————
Самоотреченіе только рели[гіо]зн[ое]. А то тò1848 да не тò.1849
————————————————————————————————————
Въ этой жизни нельзя ни все понять, ни все отдать, а надо стараться понять и отдать какъ можн[о] больше, и чѣмъ больше поймешь и отдашь, тѣмъ будешь счастливѣе.1850
————————————————————————————————————
Человѣкъ1851 такъ упорно держится своего, п[отому] что онъ только что понялъ то, что понялъ, осудивъ прежнее, а ему предлагаютъ осудить это его новое просвѣтленіе.1852
————————————————————————————————————
Если есть Богъ, то Онъ не три, не 23, даже1853 не одинъ, вообще число не приложимо къ поняті[ю] Бога.1854
————————————————————————————————————
Любовь — фальш[ь]. Нужна намъ не любовь, а отсутствi[е] ненависти, угнетенi[я] — нужна справедливость. Лакомъ покрывать нетесанну[ю] доску.1855
————————————————————————————————————
Скажи: если бы то, для достиженія чего ты трудишься, могло бы быть достигнуто тѣмъ, чтобы про твою дѣятельность никто не зналъ и даже тебя бы считали врагомъ, продолжалъ ли бы ты свою дѣятельность?1856
————————————————————————————————————
Сонъ есть воспомина[ніе].1857
Разговоръ съ Америк[анцемъ]: разрѣш[еніе] Фран[цузское] одно — русск[ое] другое.1858
————————————————————————————————————
Разго[воръ] съ Колей.1859 Результатъ теперешн[ей] революц[iи] не мож[етъ] б[ыть] тотъ же, какъ 120 лѣтъ назадъ.1860
————————————————————————————————————
Я движусь или, скорѣе, я открываюсь самъ себѣ вмѣстѣ съ открывающимся мнѣ міромъ, a мнѣ представляется, что міръ движется: Все, что я узнаю, всю мою жизнь, всю жизнь міра, все то, что я не знаю изъ прошедшаго, и все, что я узнаю изъ сама[го] далекаго будуща[го], все это есть уже и только мнѣ неизвѣстно и мнѣ открывается. Я по наблюденi[ю] знаю, что мнѣ откроется моя смерть, и1861 я дума[ю], что ея нѣтъ, но она уже есть, и все то, что откроется послѣ нея. — Такъ что случиться со мной и со всѣмъ мір[омъ] ничего не можетъ: все уже есть, и я только имѣю счастье быть частью міра, творить часть его.1862
————————————————————————————————————
Быть довольнымъ тѣмъ, чтобы ничѣмъ не выдѣляться, ничѣмъ не служить, кромѣ добрыхъ отношенi[й] съ Всѣмъ живымъ.1863
————————————————————————————————————
Что сновидѣнія — воспоминанія, видно изъ того, что не знаешь, что было прежде, что послѣ. Связываешь же всѣ воспоминанія въ послѣдовательность въ моментъ пробуждені[я]. Отъ этого кажется длинный сонъ кончающимся звукомъ разбудивш[имъ].1864
————————————————————————————————————
Подумалъ, что если буду такъ совершенствоваться, то скоро нечего будетъ дѣлать. Не бойся, 1000 лѣтъ проживешь, не додѣлаешь 1/1000 части.1865
Совершенствовал[ся] прежде, но не для Бога.
————————————————————————————————————
Любовь Фофа[нова?] — такой уже не было.
————————————————————————————————————
Успѣхъ — потомъ все меньше и мень[ше] — скучно.
Прикидывала, за кого вытти. Вс[ѣ] плохи.1866 Ненужны нико[му] прекрасныя плечи.1867
————————————————————————————————————
Мать ревновал[а] къ отцу. Отъ этог[о] не выказыва[ла?]1868
————————————————————————————————————
Нужно корм[ить], хотѣла показ[ать], поняла. Онъ ушелъ. Взглянула въ его лицо: не сердитое, но страдальч[еское]. Онъ очень правдивый и чуткій. Онъ самъ не б[ылъ] развратн[ымъ], у него б[ылъ] сынъ незаконный.1869
————————————————————————————————————
Fais ce que doit, advienne que pourra.1870
Человѣкъ ходитъ, Богъ водитъ.
Все въ этомъ: въ томъ, чтобы не думать о послѣдствіяхъ, а о томъ, чтобы поступать, какъ должно.
Это измѣняетъ всю жизнь. —1871
————————————————————————————————————
Я не движусь, а во всякій моментъ открыванія могу чувствовать себя1872 Богомъ, т. е. свободнымъ.1873
————————————————————————————————————
Просить Б[ога] не о чемъ. Можно только благодарить и пользоваться даннымъ мнѣ благомъ.1874
————————————————————————————————————
Всѣ заблужденi[я] философовъ отъ построеній объективныхъ. Вѣрно только субъективное, подтверждаемое и чувствомъ и разумомъ.1875
Надо пріучиться1876 спокойно переносить, даже вовсе не заботиться о превратномъ о себѣ мнѣніи.1877
————————————————————————————————————
Во мнѣ борятся двѣ жизни, — три жизн[и]: одна — животная, другая — для мнѣнія людско[го], третья — для Бога. — Послѣдняя одна настоящая, вѣчная, свободная, радостн[ая].1878
————————————————————————————————————
Всѣхъ людей мож[но] распредѣлять по этимъ тремъ дѣятельностямъ, по отношені[ю] ихъ. — Прибавить къ этому большую или меньшую способность 1) памяти, 2) быстроты соображені[я], 3) художественности, 4) религіозности.1879
————————————————————————————————————
Жалѣть = любить. Какъ вѣрно это русск[ое] выраженіе!
А чтобъ жалѣть, надо приравнивать человѣка къ тому, чѣмъ онъ могъ бы быть:1880
————————————————————————————————————
<Илья, Сер[ежа], Лева, Вл[адимиръ] Щур[овскій]>
————————————————————————————————————
Какъ больнаго физическаг[о] жалѣешь, приравнивая его къ здоровом[у], такъ надо и въ духов[ной] области.1881
————————————————————————————————————
Я думалъ, что можн[о] радоваться на свое совершенств[ованіе], какъ радуешься на ростъ посѣяннаго, но это неправда. Совершенствованi[я] никогда не видишь, а если видишь, то его нѣтъ. — Можно только пріучить себя къ этому, какъ къ всякому труду.1882
————————————————————————————————————
Кр[угъ] Ч[тенія]. Каждый день одно метафизическ[ое], одно нравственно[е].
————————————————————————————————————
Только соскочило, отсохло страстн[ое] животное: похоть, славолюбіе, и обнажилась сущность души — любовь.1883
Если понялъ, что жизнь въ освобожден[iи] отъ ограниченія плоти, то смерть есть полное освобожденіе и не можетъ б[ыть] страшна, а тольк[о] радостна. А такъ [какъ] ничто хорошее не дается безъ труда и страдані[я], то и умираніе есть трудъ и страданіе.1884
————————————————————————————————————
Дл[я] Дор[ика].
Великое — мерзость.
Не давай себѣ импонировать.
————————————————————————————————————
О пустяшности ума.1885
————————————————————————————————————
Я просыпаюсь въ постели и сознаю себя, какимъ я былъ въ 35 лѣтъ. Это не то что я вспоминаю, а я именн[о] такой. Мнѣ надо вспомнить, что я теперь, чтобы сказать, что это — воспоминаніе. А это не воспоминаніе, а это то, что я теперь и такой, какой я теперь, и такой, какой я былъ 40, 30, 20, 10 лѣтъ тому назадъ. То, что я называю воспоминаніемъ, есть только сознаніе невозможност[и] проявить себя тѣмъ, чѣмъ я есмь: соединеніе всего того, что я пережилъ во времени.1886
————————————————————————————————————
Историки для Дорика.
————————————————————————————————————
Замѣна обрядо[въ] церк[овныхъ] христіанст[вомъ] разумны[мъ].1887
————————————————————————————————————
Дурное веселье.
————————————————————————————————————
Жалѣть дурныхъ можно тольк[о] тогда, когда счастливъ своей добротой.1888
————————————————————————————————————
Уроки задава[ть] нравственные:
1) не осуждать,
2) не объѣдаться,
3) не разжигать похоть,
4) не лѣниться,
5) не лгать,
6) не спорить. И т. д.1889
————————————————————————————————————
Человѣкъ въ мірѣ подобенъ работнику, взятому хозяин[омъ]1890 на содержаніе съ тѣмъ, чтобы работникъ исполнялъ хозяйско[е] дѣло и получалъ тѣмъ большее вознагражденіе, чѣмъ лучше исполняетъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ б[ылъ] готовъ всякую минуту [быть] отосланъ хозяиномъ на другую работу или, мож[етъ] б[ыть], и совсѣмъ.1891
————————————————————————————————————
Время есть неспособность, невозможность понять себя всего (въ длину), а пространство — невозможность, неспособность понять1892 все внѣ себя (въ ширину).1893
————————————————————————————————————
Противл[еніе] злу — цѣль практич[еская]. Непрот[ивленіе] — духовная.1894
————————————————————————————————————
Письмо съ 2 марками.
————————————————————————————————————
Христіанс[тво] — вообще вѣра только въ томъ и состоитъ, чтобы не вѣрить1895 себѣ, a вѣрить1896 Богу — не вѣрить кажущимся ему послѣдствіямъ, a вѣрить неизвѣстнымъ ему божескимъ.1897
————————————————————————————————————
Ты, политикъ, любишь людей. Поле для проявленія твоей любви сейчасъ огромное и въ настоящемъ — и безъ соедин[енія] съ зломъ и проявле[нія] его, а ты заботишься о будущемъ и съ примѣсью зла и въ себѣ и внѣ себя.1898
————————————————————————————————————
Съ особенной ясностью, приложимостью къ жизни почувствовалъ всю сложность условій жизни и невозможность предвидѣть послѣдствія своихъ поступковъ: Разумны тольк[о] поступки, вытекающіе или изъ животной потребности, или изъ1899 духовной потребност[и] — велѣній совѣсти — исполнен[iя] воли Бога.1900
————————————————————————————————————
Тоже, что считается умной дѣятельн[остью] — наука, поисти[нѣ] самое глупое.1901
————————————————————————————————————
Всю жизнь для тщеславія, какже трудно отвыкнуть.1902
————————————————————————————————————
Благодарн[ость] Богу = вся молитв[а].1903
————————————————————————————————————
1904 Вызывать добро, а зло найдутъ сами.1905
————————————————————————————————————
Зашли въ тупикъ и не хотятъ вернуться назадъ, даже не могутъ.1906
————————————————————————————————————
Какъ трудно различить: служишь ли людямъ для нихъ, или для похвалы отъ нихъ. Повѣрка одна: будешь ли дѣлать тоже, зная, что никто не узнаетъ.1907
————————————————————————————————————
При каждомъ поступкѣ — не животнаго побужденi[я] — спроси: для кого?1908
Свойства характер[овъ]:
1) Чуткость …….. и до тупости.
2) Страстность ……. и до лѣни.
3) Смиреніе …….. самодовольств[о], самоувѣренность.
4) Умъ ………… глупость.
5)1909
————————————————————————————————————
Человѣку свойствен[но] стремлені[е] къ увеличенію. То это количест[во] картинъ, лошад[ей], спичеч[ныхъ] коробо[чекъ], качество соба[къ], то миліонъ, а одно нужн[о] — свою доброт[у].1910
————————————————————————————————————
Люди, подчинявшi[еся] власти, были гораздо свободнѣе людей, участвующихъ во власти.1911
————————————————————————————————————
Воля Бога въ томъ, чтобы было хорошо, но не мнѣ одному, а всѣмъ.1912
————————————————————————————————————
Историческо-экономическіе законы это только отрицаніе свободы воли — оправданіе зла.1913
————
КОММЕНТАРИИ
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ЖИЗНИ Л. Н. ТОЛСТОГО за 1904—1906 гг.
1904.
Работа над повестью «Фальшивый купон» (Д. 3, 6, 15, 18, 19, 22 и 27 янв., 2 февр.; ЕСТ 20 и 21 янв., 4 февр.; письмо к Т. Л. Сухотиной 19 февр.).
Январь 3
Начало работы над «Кругом чтения» (Д.).
Январь 3—16
Работа по составлению «Круга чтения» (Д. 6, 11, 16 янв.; письмо к Л. Л. Толстому 19 янв.).
Январь 10
Написано прибавление к предисловию к английской биографии В. Гаррисона, составленной В. Г. Чертковым и Ф. Хола (Д. 11 янв.).
Январь 12
С. А. Толстая передает в Исторический музей рукописи Толстого, ранее переданные ею в Румянцевский музей (ЕСТ).
Январь 15 и 17
Работа над статьей «Камень главы угла» (о религии) (Д. 16 и 18 янв.).
Январь 17
Последние поправки в статье о Шекспире (Д. 18 янв.).
Январь 19
Исправление корректуры предисловия к «Краткому изложению Евангелия» для нового издания «Свободного слова» (письмо к Черткову 19 янв.).
Январь 20
В письме к В. Г. Короленко Толстой благодарит его за присылку «очень интересной» книги с его предисловием: Г. Т. Хохлов, «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство».
Январь 21
Письмо к Джону Лей о Диккенсе: «крупнейший писатель романист XIX столетия», сочинения которого «принесли и будут продолжать приносить очень много добра человечеству».
Январь 24
Толстой прочел вслух семейным и гостям рассказ Куприна (название неизвестно) (ЕСТ).
Январь 25
С. А. Толстая засвидетельствовала у тульского нотариуса Я. Ф. Белобородова выданную ей Толстым 21 мая 1883 г. в форме частного письма доверенность на ведение всех его имущественных дел («Дело графов Толстых», Тульское архбюро).
Январь 27
Началась русско-японская война.
Январь 28
Мысли о войне (Д.).
Писание «Воспоминаний» (пометы А. Л. Толстой на обложках черновых рукописей, ГТМ).
Январь 30 и 31
Толстой ездил в Тулу верхом за последними телеграммами о войне (ЕСТ).
Февраль 3—7 (?)
Начата статья о русско-японской войне (Д. 8 февр.).
Февраль — май 8
Писание статьи о русско-японской войне — «Одумайтесь!» (Д. 8, 19, 23, 25 и 27