Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

слышу, осязаю. Я не знаю, что оно про себя чувствуетъ, сознаетъ. Третье знаніе еще менѣе глубокое, это знаніе разсудкомъ: выводимое изъ своихъ чувствъ или переданное знаніе словомъ отъ другихъ людей — разсужденіе, предсказаніе, выводъ, наука.

Первое. Мнѣ грустно, больно, скучно, радостно. Это несомнѣнно.

Второе. Я слышу запахъ фіалки, вижу129 свѣтъ и тѣни и т. д. Тутъ можетъ быть ошибка.

Третье. Я знаю, что земля кругла и вертится,130 и есть Японія и Мадагаскаръ и т. п. Все это сомнительно.

Жизнь, я думаю, въ томъ, что и третье и второе знаніе переходятъ въ первое, что человѣкъ все переживаетъ въ себѣ.

3) Духъ человѣка божественъ, безконеченъ, вѣченъ, но сознаніе его ограничено. Онъ можетъ сознавать только во времени и пространствѣ, но время и пространство безконечны, и потому и онъ безконеченъ. Богъ сознаетъ все, человѣкъ же только то, что отграничено пространствомъ и временемъ.

4) Я былъ уже многимъ. И все, чѣмъ я былъ, все это во мнѣ, все это мое я. И жизнь моя здѣсь и послѣ смерти131 будетъ только пріобрѣтеніемъ новаго содержанія моего я. И какъ бы я не увеличивался, я никогда не перестану быть ограниченнымъ, ничтожнымъ, п[отому] ч[то] Все безконечно.

5) Я теперешній и я въ слѣдующую секунду — одинъ и тотъ же я, но я не могу сознавать я слѣдующей секунды, и поэтому мнѣ кажется, что есть движеніе моего сердца, дыханія. Не будь перехода сознанія новаго я, не было бы движенія сердца.

6) Также не будь перехода сознанія новаго я, не было бы движенія земли вокругъ своей оси, дня и ночи.

Все чепуха, а не могу отстать отъ нея.

7) Я представлялъ себѣ сознаніе, какъ ограниченное отверстіе въ шару. Сначала границы этого отверстія представляются тѣлесн[ымъ] существомъ, потомъ то, что составляетъ содержаніе этого отверстія, представляется духовн[ымъ] существомъ, и подконецъ самое содержимое шара, все содержимое его признается собою.132 Такъ что высшее сознаніе возвращается назадъ въ себя. Но это не такъ. Тѣлеснымъ существомъ представляются тѣ133 предѣлы,134 кот[орые] ограничиваютъ то, что сознается собою, потомъ признается то, что находится въ предѣлахъ. Потомъ это какъ бы стекло или ледъ все утончается и утончается, и сознаніе переходитъ не назадъ, а впередъ, въ высшую сферу.

Все чепуха, но не могу отстать.

8) Вся загадка, вся трудность, весь узелъ опредѣленія жизни въ томъ, что жизнь есть сознаніе только настоящаго мгновенія, и вмѣстѣ съ тѣмъ моя жизнь есть жизнь всего міра и въ пространствѣ и во времени, но я не могу ее сразу сознать всю (какъ можетъ, долженъ сознавать Богъ), но сознаю ее по частямъ во времени и пространствѣ. Я — и я 50, и 30, и 20 лѣтъ, и 10, и во время рожденья, и до рожденья, и въ отцѣ, дѣдѣ, прадѣдѣ и во всемъ предшествовавшемъ Все это во мнѣ уже есть. И все, что будетъ со мной при жизни и послѣ смерти, все это уже есть, но я только не пережилъ еще этого, но переживу. И только отъ этого есть движеніе и матерія, время и пространство.

(Опять на предѣлахъ откровенія и бреда.)135

30 Апр. 1904. Я. П.

Все также думаю по утрамъ (просыпаясь) о своемъ философскомъ бредѣ. Думалъ и вчера и нынче вотъ что:

1) Наше постоянное стремленiе къ будущему не есть ли признакъ того, что жизнь есть расширеніе сознанія. Да, жизнь есть расширеніе сознанія.

2) Движеніе, все движеніе въ мірѣ матерьяльномъ, начиная съ движенія сердца до движенія Сиріуса, есть только иллюзія, происходящая отъ расширенія сознанія: все больше и больше ожидаю, узнаю и переживаю. (Je m’entends.)136

3) Для того, что[бы] могло быть расширеніе сознанія (благо), нужно, чтобъ оно б[ыло] ограничено. Оно и ограничено пространствомъ и временемъ.

4) Сначала кажется, что я — матерьяльное (я принимаю свои предѣлы за себя), потомъ кажется, что я — что-то духовное, т. е. что-то, какъ матеріялисты говорятъ, что-то изъ тонкой матеріи, отдѣльное. Потомъ сознаешь, что ни матерьяльнаго, ни духовнаго нѣтъ, а есть только прохожденіе черезъ предѣлы вѣчнаго, безконечнаго, к[оторое] есть Все само въ себѣ и ничто (Нирвана) въ сравненіи съ личностью.

5) Живя съ сознаніемъ тѣлесности, челов[ѣкъ] — эгоистъ, борецъ за свои радости; живя съ сознаніемъ духовнаго существа, онъ — гордецъ, славолюбецъ; живя въ сознаніи своего участничества въ Божествѣ, онъ дѣлаетъ то, чего хочетъ и что дѣлаетъ Богъ — блага всѣмъ.

————————————————————————————————————

7 Мая 1904. Я. П.

1) Третьяго дня встрѣтилъ оборваннаго просящаго прохожаго. Разговорился съ нимъ: онъ бывшій воспитанникъ Педагогич[ескаго] института. Онъ — Ничшеанецъ sans le savoir.137

Да какой убѣжденный. «Служеніе Богу и ближнимъ, подавленіе своихъ страстей это — узость, нарушеніе законовъ природы. Надо слѣдовать страстямъ, они даютъ намъ силу и величие». Поразительно, какъ ученіе Ничше, эгоизмъ, есть необходимое слѣдствіе всей совокупности quasi138 -научной, художественной и, главное, quasi139 -философской и популяризаторской дѣятельности. Мы не удивляемся и не сомнѣваемся въ томъ что если въ140 хорошо разработанную землю141 попали142 сѣмена и при этомъ будетъ тепло, влага, и ничто не затопчетъ посѣвъ, то143 вырастутъ144 извѣстныя растенія. Возможно также вѣрно опредѣлить, какія будутъ145 духовныя послѣдствія извѣстныхъ умственныхъ, художеств[енныхъ], научныхъ воздѣйствій.

2) Мнѣ все больше и больше кажется, что нужно и есть что сказать о причинахъ подавленія духовной жизни людей и средств[ахъ] избавленія. Все тоже старое: Причина всего — насиліе, оправдываемое разумомъ насиліе, и средство избавленія: религія, т. е. сознаніе своего отношенія къ Богу. Тоже хочется выразить въ художественной формѣ. Ник[олай] I и декабристы. Читаю много хорошаго по этому.

3) Жизнь ограниченнаго сознанія: наша жизнь и жизнь всѣхъ отдѣльныхъ существъ146 сознается нами движеніемъ и матеріей во времени и пространствѣ. Для жизни же неограниченнаго сознанія нѣтъ ни времени, ни пространства, ни движенія, ни матеріи. Такая жизнь непонятна намъ; но она есть. Одна она есть. Наша же жизнь и всѣхъ отдѣльныхъ существъ есть только проявленіе ея. — Такая неограниченная жизнь147 невыразима словомъ, непонятна разсудку, но мы знаемъ ее; знаемъ п[отому], ч[то] она есть мы, и мы — это она.

Мы знаемъ ее помимо разсудка, соединяемся съ ней внѣ области разсудка. Для разсудка мы можемъ объяснить себѣ существованіе такой неограниченной жизни тѣмъ, что она соединяетъ въ одно все существующее также, какъ мы воспоминаніемъ соединяемъ въ одно всю свою прошедшую жизнь и воображеніемъ соединяемъ въ одно жизнь другихъ существъ. Мы соединяемъ такъ только ограниченное число событій и существъ, Богъ же соединяетъ въ себѣ все.

4) Жизнь наша представляется намъ расширеніемъ своего сознанія; въ сущности же нѣтъ расширенія, а есть уясненіе сознанія жизни. Жизнь (Богъ) по существу безпредѣльна и безконечна; и потому сознаніе этой безпредѣльности и безконечности есть жизнь въ насъ.148 И законъ жизни есть149 все болѣе и болѣе ясное это сознаніе. (Не хорошо, неясно.)

Нѣсколько дней здоровье нехорошо. Вялъ. Нѣтъ охоты работать. Отослалъ давно о Войнѣ и жду дѣйствія, хотя знаю, что никакого не будетъ и не слѣдуетъ ждать.

————————————————————————————————————

8 Мая 1904. Я. П.

Нынче получилъ письмо отъ матроса изъ Порть Арт[ура]. Угодно ли Богу или нѣтъ, что насъ начальство заставляетъ убивать? —

Есть это сомнѣніе, и я пишу о немъ, но знаю тоже, что есть великій мракъ въ огромномъ числѣ людей. Но, какъ Кантъ говоритъ, какъ только ясно выражена истина, она не можетъ не побѣдить все. Когда? Это другой вопросъ. Намъ хочется скоро, а у Бога 1000 лѣтъ какъ одинъ часъ. — Думается мнѣ, что для того, чтобы кончились войны (и съ войнами узаконенное насиліе) нужны вотъ какія историч[ескія] событія: нужно 1) чтобы Англія и Америка были въ войнахъ разбиты государствами, введшими общую воинскую повинность; 2) чтобы они вслѣдствіе этого ввели общ[ую] воинск[ую] повинность, и 3) что тогда только всѣ люди опомнятся.

————————————————————————————————————

11 Мая. Я. П. 1904.

Здоровье лучше. Пріѣхали Михайл[овъ] и Николаевъ, пріѣзжаютъ Мережк[овскіе]. Всѣ дни ничего не писалъ. Англичанинъ съ письмомъ отъ Ч[ерткова]. Душевное состояніе хорошо.

1) Ил[ья] Вас[ильевичъ] лакей вслѣдствіе праздника и гулянья не въ духѣ. И я не успѣлъ оглянуться, какъ заразился тѣмъ же дурнымъ, недобрымъ расположеніемъ. Одно изъ важнѣйшихъ правилъ въ жизни: не зѣвать, когда другіе зѣваютъ. Не поддаваться никакому внушенію, не провѣривъ его. Отдаваться только такому, как[ое] признаешь добрымъ: поддаваться внушенію Христа, Марка Аврелія, а не Мопасана и т. п. Не забывать и того, что ты тоже внушаешь.150

2) Вчера, гуляя, думалъ: Моя жизнь (к[оторую] я151 знаю основательно одну) есть несомнѣнно, если не расширеніе (расширеніе мнѣ не нравится), то уясненіе сознанія (оно б[ыло] темно — становится яснѣе). И, дойдя до высшей степени ширины, ясности, т. е. что я сознаю собою другія существа или даже всѣ существа, оно изчезаетъ — наступаетъ смерть. Но такое же сознаніе — я вижу, знаю — живетъ въ другихъ людяхъ, существахъ, кот[орыя] ограничивають мое сознаніе, соприкасаются съ нимъ. И въ нихъ, во всѣхъ этихъ существахъ происходитъ то же: они уясняютъ свое сознаніе, увеличиваютъ его, живя, и это увеличившееся, уяснившееся въ нихъ сознан[іе] уничтожается смертью. Такъ что жизнь вообще есть проявленіе истинно и неограниченно существующаго, сущаго, «τὸ ὄν»,152 въ153 безконечно многихъ154 ограниченныхъ сознаніяхъ, к[оторыя] намъ представляются матерьяльными движущимися существами также, какъ и мы сами. Эти зарождающіяся и уничтожающiяся сознанія суть какъ бы дыханія Бога. Богъ дышитъ нашими жизнями.155 Это сравненіе не точно. Сравненіе будетъ вѣрнѣе съ живыми клѣтками тѣла. Каждая живетъ и умираетъ и, живя и умирая, служитъ всему. Но, чтобы сравненіе было полно, надо прибавить, что клѣтка человѣкъ (про другія не знаю, но думаю, что и они смутно сознаютъ) сознаетъ то, что онъ и всѣ другія клѣтки пмѣютъ источнпкомъ одно общее начало.

Изъ этого пониманія жизни прямо вытекаетъ нравственное ученіе всѣхъ религій. Человѣкъ, духъ, сынъ божій, братъ всѣхъ существъ, призванъ служить всѣмъ существамъ, Всему, Богу. Какъ хорошо! Особенно ясно выясняется изъ этого пониманія жизни нравственное обязательство156 нетолько не уничтожать жизнь существъ, но служить жизни. Жизнь всякая есть проявленіе Бога. Уничтожить жизнь значить уничтожить органъ, вмѣстѣ со мной служащій Богу — служащій и мнѣ.

20 Мая 1904. Я. П.

Послѣдніе дни писалъ предисловіе къ ст[атьѣ] Ч[ерткова]. Кое что добавилъ къ войнѣ. А передъ этимъ дня два ничего не дѣлалъ. Здоровье недурно, хотя чувствую убыстряющееся приближеніе къ переходу.

1) Часто съ необычайной ясностью чувствую, сознаю случайность этого міра, этой жизни. Она — не все, но она и не ничто, она — частица Всего.

2) Ѣхалъ верхомъ дорожкой между только посаженными крошечными березками и 40-лѣтними старыми березами моей посадки и живо представилъ себѣ, какъ черезъ 40 лѣтъ крошечныя березки будутъ старыя, а на мѣсто старыхъ будутъ молодыя отъ корня. И эта мысль — боюсь глупаго самомнѣнія,

Скачать:PDFTXT

слышу, осязаю. Я не знаю, что оно про себя чувствуетъ, сознаетъ. Третье знаніе еще менѣе глубокое, это знаніе разсудкомъ: выводимое изъ своихъ чувствъ или переданное знаніе словомъ отъ другихъ людей