Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

веры» Толстой разумел статью «Кто я?», над которой он тогда работал. 17 апреля 1905 г. он писал В. Г. Черткову: «Другая работа — это изложение веры простое, ясное, народное, детское. Работаю над этим и очень приятно и полезно для себя, но до сих пор без результатов. Думаю иногда, что эта работа мне не по силам».

305. 13029. Написал письмо о перекувыркн[утой] телеге. — Крестьянин села Семеновского, Тверской губ. и уезда, Городенской волости, Михаил Данилович Суворов (р. 1853 г.), служивший лакеем в Петербурге у вдовы министра гр. Дмитрия Андреевича Толстого, гр. Софии Дмитриевны Толстой, обратился к Толстому с письмом (написано малограмотно, почтовый штемпель 17 марта), в котором спрашивал: «Долголь многонаселенные серые сермяги тащить будут перекувыркнатаю телегу? Двадцатый век идет, и время тяжкое настигло, льется кровь и пот, обездолены, оббессилены, не будет отцов, братьев, и множество калек. А перекувыркнутая телега стоит на том же месте. Будем ли мы в состояние продолжать тащить телегу и петь дубинку, что сама пойдет». Толстой отвечал М. Д. Суворову обширным письмом, в котором изложил свой взгляд на причины народного порабощения и средства освобождения. Ответ Толстого, подписанный 25 марта 1905 г., был напечатан под заглавием «Как освободиться рабочему народу?» в издании «Свободное слово» № 96, Christchurch 1905. (Л. Н. Толстой, «Что нужно рабочему народу?» стр. 3—10.) В России был напечатан в издании «Обновление» № 10, Спб. 1906; издание было конфисковано.

29 апреля 1907 г. Толстой вновь проредактировал это письмо и дал ему название «Истинная свобода», под которым оно и было напечатано в 19 томе «Сочинений» Толстого, изд. 12-е, М. 1911, стр. 549—555, но, по постановлению Московской судебной палаты, было вырезано из тома вместе со многими другими статьями. В 1917—1918 гг. статья «Истинная свобода» появилась в одиннадцати различных изданиях.

306. 13029-30. Исправил корректуры Круга — «Круга чтения».

307. 1311. Нынче б[ыл] опыт с Л[евой]. — 30 марта 1905 г. в Ясную поляну приехал журналист М. Романов, сотрудник газеты «Русский листок», который рассказал Толстому, что его сын Лев Львович намерен издавать газету «Русский народ», «христианского» направления («Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого). Издание этой газеты не осуществилось. Для Толстого сообщение Романова послужило, как он пишет, «опытом» того, чтобы «не позволять себе думать недобро о людях», так как всё предприятие Льва Львовича несомненно представлялось ему делом легкомысленным и самоуверенным.

308. 1312. письмо о сочинениях. — Письмо это следующее: «Высокоуважаемый граф Лев Николаевич! я, как и все, глубоко преклоняюсь перед вашим гением и вашими идеями, но, признаться, я не могу согласовать или понять некоторые из ваших поступков. Ваш талант дан вам богом для всех людей, а не есть исключительно ваша привилегия, следовательно, ваша философия, ваша наука должны быть доступны легко всякому последнему бедняку, как воздух. На деле же ваши произведения есть роскошь, доступная лишь очень обеспеченным господам. Не говоря уже о том, что вашим истинам цензура ставит массу препятствий, вы сами, назначив слишком высокую цену на них, сами ставите еще более препятствий. Поймите, чтобы прочесть ваши книги у нас в глуши, нужно целые годы выжидать, разыскивать и выпрашивать, так как купить нет возможности за неимением средств. Ведь вы, я слышал, очень богаты и не нуждаетесь еще в бóльших заработках; на каком же основании вы лишаете нас, бедняков, возможности знать ваши сочинения. Не смею надеяться получить ответ от вас или получить от вас по удешевленной цене всех ваших сочинений, хотя, признаться, мне очень бы хотелось прочесть ваши рукописи, не выпущенные цензурой; но убедительно прошу вас от имени всех бедняков, которые, быть может, больше всех нуждаются в ваших книгах, уменьшите за них плату, чем сделаете много, много добра. Надеюсь, вы простите меня зa это письмо. Пишу смело, так как знаю, что вам иначе писать было бы глупо. Искренний ваш почитатель И. Бутович. 27 марта 1905 г. М. Томашполь, Подольской губ.».

3 апреля. Стр 131—133.

309. 13125-26. кое что сделал, именно: Предисловие к Сети веры — Предисловием к «Сети веры» Толстой называет свою статью о Петре Хельчицком, впервые напечатанную в «Круге чтения» (т. II, вып. 2, стр. 220—225).

310. 13126-27. и выборки из Сет [и] В[еры] (8). — Толстой делал выборки из «Сети веры» Петра Хельчицкого с целыо поместить их в «Круг чтения». Однако, им было помещено не восемь выдержек из этой книги, а только две: «Закон Бога и закон мира сего» (т. II, вып. 2, стр. 330—338) и «Христианство и разделение людей» (т. II, вып. 2, стр. 443—449). В 1911 г., по приговору Московской судебной палаты, выдержки из «Сети веры» были вырезаны из «Круга чтения» вместе с некоторыми другими статьями.

311. 13127-28. и Предисловие к Уч[ению] XII Ап[остолов]. — «Учение двенадцати апостолов» — древний памятник христианской письменности, составленный, как полагают исследователи, между 96—112 гг. в Сирии или Египте христианином из евреев. Был найден никомидийским митрополитом Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Константинополе и опубликован им в 1883 г. Об этой рукописи создалась целая литература, обзор которой см. в книге: А. В. Карашев, «О новооткрытом памятнике «Учение двенадцати апостолов», М. 1896 г. Русский перевод К. Попова был напечатан в журнале «Труды Киевской духовной академии» 1884, т. IV, и отдельно: «Учение двенадцати апостолов. Новооткрытый памятник древней церковной литературы в переводе с греческого, с введением и примечаниями К. Попова», Киев, 1885. Толстой знакомился с этим памятником по этому отдельному (второму) изданию, а также по немецкому изданию: «Lehre der Zwölf Apostel». Nach der Ausgabe des Metropoliten Philotheos Bryennios mit Beifügung des Urtextes, nebst Einleitung und Noten, ins Deutsche uebertragen von Lic. Dr. Aug. Wünsche. 3-ter Abdruck. Verl. O. Schultze. Leipzig 1884. Толстой сделал свой собственный перевод этого памятника, который, с его предисловием и послесловием, был напечатан в журнале свящ. Смирнова «Детская помощь» (1885, 8, 24 мая, стлб. 425—435) без ведома Толстого, чем он остался не вполне доволен, так как 17 или 18 июня 1885 г. писал В. Г. Черткову: «Я узнал, что в «Детской помощи» издатель священник напечатал мой перевод с примечаниями Учения двенадцати Апостолов, и что на него за это напали. Я никак не думал, что его напечатают, и потому оставил очень много небрежного и слишком смелого, неопределенного в переводе» (т. 85, стр. 229). В 1905 г. Толстой написал новое предисловие к «Учению двенадцати апостолов», которое появилось в «Круге чтения», т. II, вып. 2, стр. 524—527.

312. 13128. письмо о перекувыркнутой теле[ге] — См. прим. 305.

6 апреля. Стр. 133—134.

313. 13322. были Фельтен. — Николай Евгеньевич Фельтен (род. 1884 г.), в то время единомышленник Толстого. См. т. 54, прим. 563.

314. 13322. и Сергеенко. — Алексей Петрович Сергеенко (род. 1886 г.) — единомышленник Толстого, сын литератора Петра Алексеевича Сергеенко (1854—1930), с 1906 г. по 1920 г. секретарь В. Г. Черткова, один из трех лиц, подписавших завещание Толстого 22 июля 1910 г.; с 1930 г. сотрудник настоящего издания. Автор статей: «Как писалось завещание Л. Н. Толстого» — «Толстовский ежегодник 1913 года», изд. Общества Толстовского музея в С.-Петербурге и Толстовского музея в Москве, Спб. 1914, отд. II, стр. 76—79; «Памяти И. И. Озолина» — «Русские ведомости» 1913, № 16 от 19 января; «Отказ от военной службы Николая Яхновского», изд. трудовой общины-коммуны «Трезвая жизнь» и «Единение», М. 1918; «Последний завет» — «Мир» 1918, №31 от 10 сентября; «Кто был Лев Толстой», изд. трудовой общины-коммуны «Трезвая жизнь», М. [1919]; «Толстой в жизни» — «Известия ЦИК СССР» 1928, № 210 от 9 сентября; редактор «Воспоминаний о Л. Н. Толстом ученика яснополянской школы В. С. Морозова», изд. «Посредник», М. 1917, и (совместно с В. Ф. Булгаковым) журнала «Истинная свобода», М. 1920—1921, вышло всего 8 №№.

16 апреля. Стр. 134.

315. 13422-23. о Генр[и] Джорже. — Генри Джордж (1839—1897) — американский экономист, борец за освобождение земли от частной собственности. Средством к освобождению земли Генри Джордж считал «единый налог» с ценности земли, отбирающий в пользу общества весь незаработанный доход (ренту) с земли, при уничтожении всех других податей и налогов. Главнейшие сочинения Джорджа: «Прогресс и бедность» (1879), «Общественные задачи» (1884), «Покровительство отечественной промышленности или свобода торговли?» (1886), «Открытое письмо к папе Льву XIII» (1891), «Наука политическая экономия» (1898). Библиографию переводов Генри Джорджа по-русски и статей о нем на русском языке см. в книге «Избранные речи и статьи Генри Джорджа», перевод с английского С. Д. Николаева, изд. «Посредник», 3-е, М. 1906, стр. 108—110. Толстой познакомился с учением Джорджа в 1885 году; его книга «Прогресс и бедность» произвела на Толстого «очень сильное и радостное впечатление» (письмо к Черткову 24 февраля 1885 г., т. 63, стр. 144). Толстой считал проект Джорджа наиболее верным, практичным и безболезненным средством разрешения земельного вопроса, о чем писал в ряде статей: «Великий грех» (1905), «Письмо крестьянину о земле» (1905), «Единственное возможное решение земельного вопроса» (1906), «Предисловие» к книге Джорджа «Общественные задачи» (1906) и др.

316. 13423. K[oтopoгo] прочел по Николаеву. — В издании «Посредник» в 1904 г. вышли «Избранные речи и статьи Генри Джорджа» в переводе С. Д. Николаева и с обширной биографией Джорджа, составленной переводчиком.

21 апреля. Стр. 135—137.

317. 1352-3. Начал писать: Народ[ные] Заступни[ки]. — Статья «Народные заступники» была в окончательной редакции озаглавлена автором «Великий грех». «Великим грехом» Толстой в этой статье называет частную земельную собственность. Была напечатана в «Русской мысли» 1905, 7, отд. 2, стр. 247—266. Отдельные издания: «Свободное слово» № 98, Christchurch 1905, и «Посредник», № 600, М. 1905. («Народные заступники» — также название сборника статей М. О. Меньшикова, вышедшего в 1900 г.).

318. 1353. И Ген[ри] Джоржа. — Начатая Толстым статья о Генри Джордже была им затем введена в статью «Великий грех».

319. 1354. б[ыл] у Петр[а] Осипова. — Петр Осипович Зябрев (1843—1906) — яснополянский крестьянин, молочный брат Толстого, хорошо знавший грамоту и любивший читать. Толстой иногда захаживал к нему.

320. 1354.-5 и он жестко упрекал меня за то, что я говорю, а скупаю землю. — Поводом к упрекам Толстого Зябревым в том, что он «говорит, а скупает землю», была покупка дочерью Льва Николаевича Александрой Львовной имения Телятинки у соседней помещицы А. Е. Звегинцевой, в трех верстах от Ясной поляны. В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого под 27 апреля 1905 г. записана следующая передача этого разговора Толстым дочери Александре Львовне: „Он меня распекал за тебя, Саша, и это мне было

Скачать:PDFTXT

веры» Толстой разумел статью «Кто я?», над которой он тогда работал. 17 апреля 1905 г. он писал В. Г. Черткову: «Другая работа — это изложение веры простое, ясное, народное, детское.