Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 55. Дневники и записные книжки, 1904-1906 гг.

и фантазия досужими Рудаковыми, Соколовыми и т. п. лицами приписаны всё ему же? Вы знаете, что дети все легенды воспринимают за действительность. Андрей Кудрин тоже дитя, да еще с хорошими задатками. Вы приподняли его духовно в мир идеалов, а телом оставили среди слишком реального мира, с его борьбой за существование, милитаризмом. Он отказался идти против ближнего, а они за это осудили его на 5 лет ужасной жизни в арестантских ротах, пять лет лишений духовной жизни, уж не говоря о физической, после которых, разве вы уверены, что он останется таким же хорошим, как есть, и не пожалеет ли, что последовал Великому учителю! Я слыхал, что вчера пришло ваше письмо к нему, которое лежит у коменданта г. Киева, а так как международный закон о неприкосновенности корреспонденции для комендантов не писан, то оно не попадет к нему; таким образом Кудрин и с этой стороны, имеющей большое значение, лишен моральной поддержки; растолковать же ему, что не тогда «возлюбят ближних, как самих себя», когда бросят оружие, а при перемене экономических условий только лишь, есть полнейшая возможность. Я, глубокоуважаемый и почитаемый Лев Николаевич, утруждаю вас чтением этих строк еще и потому, что думаю заняться Кудриным, объяснить ему, что тратить непроизводительно пять лет лучшей жизни теперь грешно — его простят, если он возвратится к исполнению общегражданской воинской повинности. Извиняюсь за слог — я не могу выразить на бумаге того, что бы хотелось, — думаю, вы поймете меня и мою мысль и напишете, что думаете об вышеизложенном. Ваш ответ меня и обрадует и направит по честному в данном случае пути. Примите уверения в совершенном почтении и уважении. Дм. Дробневский. Киев. 20 декабря. P. S. Если сочтете нужным ответить, то мой адрес: Киев, 125 Курский полк».

656. 28429. и нынче заметка о Что же делать. — Заметка о статье «Что же делать?», которую Толстой прочел 29 декабря 1906 г., была помещена в «Русских ведомостях № 314 от 28 декабря, под заглавием: «Новая статья гр. Л. Н. Толстого». Здесь читаем: «В Courrier Européen напечатана переведенная с рукописи статья Льва Николаевича Толстого «Так что же нам делать?» («Que nous faut-il donc faire?»). Знаменитый писатель касается в ней актов террора — правительственного и революционного. В своих беседах с революционерами и с защитниками правительства он, как и следовало ожидать, решительно осуждал насилие, откуда бы оно ни исходило, и неизменно слышал один и тот же вопрос: «Так что же нам делать?» По мнению Л. Толстого, вместо этого вопроса следовало бы задать другой: «Что мне делать?» И тогда сам собою явился бы следующий ответ: [приводится выдержка из статьи]. Сам автор признает, что его «ответ» покажется «отвлеченным и непрактичным», но выражает уверенность, что если люди поймут эту истину, то «не только исчезнут ужасы и страдания, но на земле наступит царство Божие». Из этих выдержек видно, что новая статья гр. Л. Н. Толстого содержит в себе повторение тех взглядов, которые он высказывает уже давно, но которые, очевидно, не кажутся убедительными ни правительству ни революционерам».

657. 28429-32. Главное, надо написать о том, что все их теории историко-экономические….. нет выхода. — В следующем 1907 году и позднее Толстой не раз во многих статьях высказывался по общественно-политическим вопросам: «Почему христианские народы вообще, и в особенности русский, находятся теперь в бедственном положении» (1907), «Не убий никого» (1907), «Закон насилия и закон любви» (1908), «Неизбежный переворот» (1909), «Пора понять» (1909), «Три дня в деревне» (1910) и др.

658. 28516. аристотелевск[ую]. — Аристотель (384—322 до н. э.) — греческий философ и естествоиспытатель, пользовавшийся громадным авторитетом в Европе в XIII—XIV веках, когда он был объявлен «верховным учителем в делах человеческих».

659. 2865-7 чувствую необходимость написать об историческ[их] теориях и свободе воли и потому — о нравственности. — Такая статья не была написана Толстым.

660. 28614. Соловьев. — Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — философ. См. т. 49, прим. к записи Дневника от 5 октября 1881 г.

661. 28614. Булгаков. — Сергей Николаевич Булгаков (род. 1871 г.) — писатель-экономист. В 1890-х гг. выступал как марксист в ряде работ, между прочим — «О рынках при капиталистическом производстве» (М. 1897), затем примкнул к философии Канта, а после 1905 г. принял учение Вл. Соловьева, которое проводил в ряде статей (сборник «Два града» М. 1911 и др.). В 1918 г. принял священство. В настоящее время находится в рядах белой эмиграции. С. Н. Булгаков был у Толстого 28 марта 1897 г. и затем в Крыму 10 июня 1902 г.; Толстой говорил с ним о рабочем вопросе.

662. 28631. Стоицизм — греческая философская школа, основанная Зеноном на Кипре (ок. 340—265 до н. э.). Наиболее известные и ценимые Толстым представители стоицизма: Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.

663. 28631. Сократ. — Сократ (469—399 до н. э.) — греческий философ. Учение Сократа изложено в сочинениях его ученика Платона, из которых «Федон» и «Пир» Толстой признавал произведшими на него «очень большое» впечатление в возрасте от 20 до 35 лет (см. письмо Толстого к М. М. Ледерле 1892 г. — H. Н. Гусев, «Толстой в молодости», М. 1927, стр. 415).

664. 28632. Плутарх. — Плутарх (ок. 50—120) — греческий писатель, учитель философии, автор сочинения «Vitae parallelae», содержащего сравнительные биографии знаменитых людей.

665. 28632. Сенека. — Луций Анней Сенека (род. 4 до н. э., ум. 65) — римский философ стоик. Некоторые мысли Сенеки включены Толстым в его «Круг чтения».

666. 28632. Цицерон. — Цицерон (106—43 д. н. э.) — римский оратор и философ. Некоторые отрывки из Цицерона Толстой поместил в свой «Круг чтения».

667. 28634. Энциклопедисты. — Энциклопедисты — составители французской энциклопедии «La grande Encyclopédie», выходившей в 1751—1772 гг. под редакцией Дидро и Д’Аламбера. Главнейшие представители энциклопедистов: Дидро, Д’Аламбер, Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Гельвеций, Бюффон, Мармонтель, Мабли, Гримм и др. Энциклопедисты являлись выразителями передовых идей того времени, подготовивших Великую французскую революцию.

31 декабря. Стр. 290.

668. 29019-20. Та же мысль прекрасно выражена у Амиеля….. чтобы она вертелась. — Мысль Амиеля, упоминаемую в Дневнике 31 декабря 1906 г., Толстой, очевидно, перечел в «Круге чтения» на 31 декабря. Она следующая: «Время есть величайшая иллюзия. Она есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь, образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее. Глаз не видит сферу всю сразу, хотя сфера существует вся сразу. Нужно одно из двух: либо чтобы сфера вертелась перед глазом, который смотрит на нее, либо чтобы глаз обошел вокруг наблюдаемой им сферы. В первом случае это мир, развертывающийся или как будто развертывающийся во времени; во втором случае это наша мысль, анализирующая и постепенно восстановляющаяся. Для высшего разума нет времени: что будет, то есть. Время и пространство — это раскрошение бесконечного для пользования им существами конечными». Взято из записи Амиеля в его дневнике 16 ноября 1864 г. См. «Из дневника Амиеля». Перевод с французского М. Л. Толстой, под редакцией и с предисловием Л. Н. Толстого, изд. «Посредник», 2-е, М. 1905, стр. 57.

ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАПИСНЫМ КНИЖКАМ 1904—1906 гг.

К листам из записной книжки 1904 г.

669. 2961. У Тотлебе[на]. — Гр. Эдуард Иванович Тотлебен (1818—1884) — генерал-адъютант, военный инженер. В 1854 г. руководил инженерными работами в Севастополе, в 1877—1879 гг. — осадой Плевны. С 1879 г. был генерал-губернатором в Одессе, потом в Вильне. Толстой виделся с Тотлебеном в Севастополе в 20-х числах 1855 г. (запись в Дневнике 23 января 1855 г.). Упоминание о Тотлебене в записной книжке объясняется тем, что он является прообразом «генерал-губернатора южного края», выведенного в повести «Божеское и человеческое», которою был тогда занят Толстой.

670. 2977-8. Егор Чедаев. Освободительное свидетельство от службы. 1902, Мая. — Сохранилась копия письма Толстого от 1 июля 1904 г. крапивенскому воинскому начальнику относительно выдачи нового (взамен утраченного) освободительного от военной службы свидетельства крестьянину деревни Грецовки, Ясенецкой волости Егору Чедаеву. См. т. 75.

671. 29710-16. Дорогой Александр Степанович….. Вы так умеете обнародовать эти извести[я], что посы. — Это недоконченное письмо адресовано писателю и исследователю сектантства, Александру Степановичу Пругавину (1850—1920). См. т. 49, прим. к записи Дневника от 22 июля 1881 г. В 1902—1904 гг. в журнале «Право» печатались статьи А. С. Пругавина: «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», вышедшие затем (в 1905 г.) отдельно в издании «Посредник». Судя по черновику письма, статьи нравились Толстому. Однако, письмо не было переписано и не было отправлено А. С. Пругавину, который ничего не упоминает о нем в своей статье «Письма и записочки Л. H. Толстого» («Вестник Европы» 1911, 2, стр. 270—285; также в сборнике статей автора: «О Льве Толстом и толстовцах», М. 1911, стр. 99—128). Упоминаемый в письме Ф. Стахеев и женщина сектантка нам неизвестны.

К листам из записной книжки 1904—1906 гг.

672. 30119. Рассказы, к воскресеньям. — В свой «Круг чтения» Толстой через каждые 7 дней, начиная с 7 января, поместил так называемые «недельные чтения», т. е. рассказы или статьи, соответствующие содержанию данного дня. Здесь Толстой перечисляет те сюжеты художественных произведений и статей, которые казались ему подходящими для «недельных чтений». Из тридцати четырех задуманных сюжетов им были обработаны только пять. Ниже мы сообщаем данные о тех из этих сюжетов, о которых у нас имеются сведения; прочие нам неизвестны.

673. 30120. Ушедший странств[овать] от жены — это, повидимому, тот самый сюжет, на который Толстым в феврале 1905 г. был написан рассказ «Корней Васильев».

674. 30121. Кормилицы — этот сюжет значится и в списке сюжетов 1903 г., опубликованном А. Б. Гольденвейзером в издании: «Русские Пропилеи», т. 2. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и приготовил к печати М. Гершензон, изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1916, стр. 350—351. (См. также т. 54, стр. 340.) Об этом сюжете, оставшемся неиспользованным, А. Б. Гольденвейзер сообщает: «Помню, что Лев Николаевич говорил об этой теме: о женщине, бросившей своего ребенка и кормящей чужого».

675. 30124. Убийца, ужаснувш[ийся] непротивлению. — Впервые находим этот сюжет в списке, составленном Толстым в 1886—1888 гг.; здесь он обозначен словами: «Убийца. За что?» (см. т. 50). Затем в Дневнике 29 мая 1889 г. Толстой записывает: «Еще, ходя по лесу, где я преследовал без жалости, добивал раненого зайца, подумал о том, как невинны должны быть убийцы. Они думают о другом и убивают без борьбы. Но стоит опомниться… Как хороша могла бы быть история об

Скачать:PDFTXT

и фантазия досужими Рудаковыми, Соколовыми и т. п. лицами приписаны всё ему же? Вы знаете, что дети все легенды воспринимают за действительность. Андрей Кудрин тоже дитя, да еще с хорошими