Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

34234. Марк[с] говорит:бытие. — Разумеется формула Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (предисловие «К критике политической экономии»).

12 июня. Стр. 343—344.

1161. 3436. Намыливать. — Толстой узнал, что та петля, которую затягивают вокруг шеи приговоренного к повешению, предварительно намыливается. Он ввел эту подробность в свою статью «Не могу молчать», где несколько раз упоминается «намыленная петля».

1162. 34328. Пропустить имена. — Запись относится к статье о приговоре по делу В. А. Молочникова. Толстой получил от В. А. Молочникова копию приговора по его делу Петербургской судебной палаты от 7 мая 1908 г., которым он приговаривался к одному году заключения в крепости зa распространение запрещенных статей Толстого. Толстой написал по этому поводу статью, в которой привел и самый приговор, опустив, однако, имена судей. См. т. 37.

13 июня. Стр. 344.

1163. 34430. Гегель. — Георг Гегель (1770—1831) — немецкий философ.

1164. 34430. Чанинга. — Вильям-Эллери Чаннинг (1780—1842) — американский писатель по нравственным и общественным вопросам. Много мыслей Чаннинга Толстой включил в свой «Круг чтения».

1165. 34430—31. Лихтенберга — Георг Лихтенберг (1742—1799) — немецкий физик, философ и сатирик. Много изречений Лихтенберга помещено Толстым в «Круге чтения».

К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ 1908 Г. № 3.

Стр. 347—361.

1166. 3473. Всему конец — точнее: «Всему бывает конец» — первоначальное название статьи «Закон насилия и закон любви».

1167. 3475. Детское Евангелие — «Учение Христа, изложенное для детей».

1168. 3475. Орлов. О предисловии Толстого к альбому картин Н. В. Орлова см. прим. 348.

1169. 3476. Детская география — уроки по географии с яснополянскими мальчиками. См. прим. 31.

1170. 34715. Письмо Индусу. — О письме к индусу Tarakuatta Das см. прим. 329 и 403.

1171. 34715. Воззвание о повешенных 20-и — статья «Не могу молчать».

1172. 34719. Жизнь, или Все правы. — Очевидно, вариант заглавия задуманного художественного произведения из жизни революционеров, названного впоследствии «Нет в мире виноватых».

1173. 34820. Значение непротивления у Буки. — Имеется в виду статья «Добро», помещенная в «Круге чтения» (т. первый, изд. «Посредник», М. 1906, стр. 264—266). Статья подписана псевдонимом «Бука». Автор — Александр Иванович Архангельский (1857—1906), единомышленник Толстого, бывший ветеринарный фельдшер, под влиянием взглядов Толстого оставивший службу в земстве и занявшийся часовым ремеслом. Выдержка взята из его обширного сочинения «Кому служить?», написанного в 1890 гг. и в то время еще не напечатанного (впервые появилось в Болгарии в 1911 г.). О перечитывании Толстым в «Круге чтения» статьи «Буки» в дневнике H. Н. Гусева 7 апреля 1908 г. рассказывается:

«Утром, когда я в кабинете Льва Николаевича убирал книги, он читал «Круг чтения» на сегодняшний день и сказал мне:

— Как хорош этот «Бука» — Архангельский! Какая сила и сердца, и ума… «Добро» вы помните? И то самое, что я пишу о непротивлении…

— Ах, как хорошо! — сказал Лев Николаевич, продолжая читать. — Ветеринарный фельдшер… какое мужество!..» (H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 128).

1174. 3496. Приидите ко мне. — Текст из Евангелия от Матфея, гл. 11, ст. 28—30.

[16 июня]. Стр. 349.

1175. 34915. Эпиграфы из 16 июня, 6. — Эпиграф из «Круга чтения» на 16 июня, 6 (мысль Канта) взят Толстым к XVI главе статьи «Закон насилия и закон любви».

1176. 35017. В эпи[графы]….. закл[ючение]. — Указанные мысли из «Круга чтения» Толстой думал поместить в качестве эпиграфов к главам своей статьи «Всему бывает конец» («Закон насилия и закон любви»); однако эпиграфов этих в статье не находим.

1177. 35019. Вести по 2 дня….. 1-го Марта. — Запись относится к работе над «Новым кругом чтения» («На каждый день»).

1178. 35021—23. Бр[атья]….. е[сть] л[юбовь]. — Текст взят из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 7—8.

1179. 35024—26. Б[ога] не в[идѣлъ]….. в[ъ] н[асъ]. — Текст взят из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 12.

1180. 35027—28. Б[ог] е[сть] д[ух]….. и и[стине]. — Текст взят из Евангелия от Иоанна, гл. 4, ст. 24.

5 мая. Стр. 352.

1181. 35231. мозг Менделеева. — Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — профессор химии в Петербургском университете, управляющий лабораторией морского министерства, автор многих работ по своей специальности, из которых считается классическим сочинение «Основы химии» (1868 г.). Открыл один из основных законов современной химии — периодический закон химических элементов.

26 мая. Стр. 353.

1182. 35323 у Кришны — Кришна — индусское божество, восьмое воплощение Вишну. Верующие приписывают ему много поучительных слов Толстой в 1907 г. читал английскую книгу о Кришне Baba Prеmanand Bharati (см. прим. 676).

1183. 35323. у Павла. — Апостол Павел писал о любви в «Первом послании к Коринфянам», гл. 13, ст. 1—8, 13.

12 июля. Стр. 358.

1184. 35812—15. В Тул[е] 1500. — Толстой подсчитывал, сколько имеется у него денег для благотворительных целей в Тульском и Московском банках. Подсчет производился им в связи с мыслями об уходе из Ясной поляны. См. запись от 7 июля 1908 г. в «тайном» Дневнике, стр. 172.

30 июля. Стр. 359.

1185. 35917. Машенька — сестра Толстого, Мария Николаевна Толстая (1830—1912), монахиня. См т. 46.

1186. 35919. Соловьевфилософ Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900).

20—28 февраля. Стр. 359—360.

1187. 35931—34. Поразительно мне хорошо. — Поразившую его повесть Толстой прочел в индусском журнале «The Light of India» [«Свет Индии»], издававшемся Баба Бхарати в Лос-Анжелесе. Продолжение повести помещено в январском № этого журнала за 1908 г. (р. 31—37) и называется «Jim». An Anglo-Indian Romance Founded on Real Facts by Baba Bharati.

В дневнике H.H. Гусева «Два года с Л. Н. Толстым» (изд. 1928 г., отр. 94) в записи от 21 февраля 1908 г. о чтении Толстым этой статьи рассказывается: «Вчера вечером Лев Николаевич прочитал нам вслух выдержку из английского журнала «The Light of India» (который он очень одобряет) о том, как один человек, возвышаясь духом, настолько переместил центр тяжести своей жизни из материального в духовное, что забыл почти всё, относящееся к материальной жизни. Он получил письмо от Лизы и спрашивает: — Кто такое Лиза? — Кажется, она жена. Чья жена? — Моя жена. — А кто такое я?»

1188. 3602—3. Напомнить….. презирает. Вспомнившуюся ему китайскую пословицу Толстой привел в письме к И. А. Самсонову от 24 февраля 1908 г., применяя ее к тем общественным деятелям, которые в то время готовились праздновать его 80-летие.

1189. 360l0. Издать….. Иоанна. — Об отношении Толстого к входящим в состав «Нового завета» посланиям Иоанна см. прим. 418. Издание посланий Иоанна не было осуществлено.

[10—13 мая]. Стр. 360.

1190. 36032. «Après поus le déluge» — «после нас хоть потоп»: выражение» употребленное впервые французским писателем Габриелем Бонно Мабли (1709—1785) в применении к тогдашнему французскому аристократическому обществу.

1191. 36025. Я думал,что он….. зол. — Речь идет о тогдашнем премьер-министре П. А. Столыпине.

К ЛИСТАМ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 Г.

26 июня. Стр. 364.

1193. 3644 Слепого 8 лет. — Речь идет о восьмилетнем мальчике, сыне слепого крестьянина, приходившего к Толстому Толстой хотел куда-нибудь пристроить этого мальчика, о чем просил своих знакомых. См. прим. 389.

29 июня. Стр. 364.

1193. 36415 Читаю Индуса — Свами Вивекананду. В воспоминаниях Христо Досева «Вблизи Ясной поляны» (изд. «Посредник», М., без обозначения года, стр. 70—71) записано следующее суждение Толстого:

«Восторгаясь силой, глубиной и значительностью индусских писателей Вивекананды и Баба-Барати, он говорил:

Жаль только одного: передавая нам, западным народам, всё то глубочайшее, до чего дошла их религия и философия, они стараются вместе с тем представить в лучшем свете и заблуждения и суеверия своего народа. К ним очень хорошо применима прекрасная мысль Канта о том, что когда человек воспитан в известных суевериях, он становится потом софистом этих же суеверий».

См. также записи Дневника от 10 марта и 4 июля 1908 г. и прим. 260 и 359.

6 июля. Стр. 366.

1194. 36523. Ужасно положени[е] того, кто уверен, ч[то] он все знает. — Запись вызвана наблюдениями над С. А. Толстой. См запись в тайном Дневнике 14 июля 1908 г., стр. 173.

1195. 36525. Эгоизм женщин, доходящи[й] до комизма. —Запись относится к С. А. Толстой. См. запись в «тайном» Дневнике 14 июля 1908 г., стр. 173.

9 июля. Стр. 366.

1196. 3664. М[ихаил] С[ергеевич] — М. С. Сухотин.

14 июля. Стр. 366.

1197. 36617. «переходишь от смерт[и] и в жизнь». — Выражение заимствованно из 14 ст. третьей главы «Первого соборного послания» Иоанна богослова: «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти».

17 августа. Стр. 369.

1198. 36936. Ренана. — Жозеф-Эрнест Ренан (1823—1892) — французский историк и философ, автор книги «Vie de Jésus» («Жизнь Иисуса») и других книг по истории древнего христианства.

21 августа. Стр. 371.

1199. 37110. Хотел переделать молитву по Кругу Ч[тения] — Толстой предполагал включить в «Новый круг чтения» («На каждый день») особую молитву, составленную применительно к тем отделам, по которым расположен материал и содержание которых было кратко выражено в предисловии. Таким образом каждому отделу должна была соответствовать определенная часть «молитвы». Первая редакция «молитвы» была написана в январе 1908 г., после чего Толстой отложил ее и не возвращался к ней вплоть до 18 декабря 1909 г., когда впервые исправил переписанный текст «молитвы». После этого Толстой более к «молитве» не возвращался. В записной книжке 23 августа и 2 сентября 1908 г. (см. стр. 372—373 и 377—378) имеем попытки совершенно нового изложения «молитвы». Первоначальный текст «молитвы», исправленный 18 декабря 1909 г., см. в томе 44, стр. 397—402.

1200. 37810—14. Прошу вас возвратить очень злого человека. — Это — черновик письма к жителю Ясенков Н. Ференцеву, преследовавшему А. Л. Толстую пошлыми ухаживаниями.

20 сентября. Стр. 378—379.

1201. 37815—37928. Полагая, что злодействами. — Это — черновой текст заявления в газеты, которое Толстой хотел отправить после вызова его секретаря H. Н. Гусева 19 сентября 1908 г. в Тульское жандармское управление. Гусева допрашивали по поводу посланных им по почте запрещенных статей Толстого. В своем заявлении в Тульское жандармское управление от 20 сентября Толстой написал, что Гусев посылал книги по его поручению. Дело кончилось в 1909 г. высылкой Гусева на два года в Пермскую губернию.

8 октября. Стр. 382

1202. 38237. Сделать сокращенный Круг. — Запись указывает на замысел Толстого составить сокращенный «Круг чтения». Замысел осуществлен не был.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

К ДНЕВНИКУ 1907—1908 гг.

2 февраля 1907.

1203. 822—23. он страдает завистью ко мне, переходящей в ненависть. —13 марта 1903 г. Толстой записал в своем Дневнике: «Второй раз встречаю в жизни незаслуженную, ничем не вызванную ненависть от людей только за то, что им хочется

Скачать:TXTPDF

34234. Марк[с] говорит:бытие. — Разумеется формула Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (предисловие «К критике политической экономии»). 12 июня. Стр. 343—344.