Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

вѣчной, такъ точно все больше и больше проявляется это согласіе во всемъ мірѣ, по мѣрѣ движенія времени.

5) Никто не призываетъ тебя къ измѣненію и улучшенію существующихъ порядковъ, но вся сила жизни, вложенная въ тебя, призываетъ тебя къ измѣненію и улучшенію твоей внутренней, духовной жизни, къ все большем[у] и большем[у] проявленію въ себѣ Бога.

6) Все больше и больше проявлять въ себѣ Бога — въ томъ жизнь, въ томъ и вѣра.

7) Женщины нашего круга, людей достаточныхъ, имѣютъ передъ мущинами этого круга огромное преимущество, к[отор]аго не имѣютъ деревенскія, вообще257 трудящіяся женщины: это то, что они, рожая и выкармливая дѣтей, дѣлаютъ несомнѣнно нужное, опредѣленное высшимъ закономъ, настоящее дѣло. Мущины же наши большей частью проживаютъ всю жизнь въ штабахъ, професорствѣ, судахъ, администрацiи, торговлѣ, нетолько не дѣлая никакого настоящаго дѣла, но дѣлая скверныя, глупыя, вредныя дѣла. Зато и женщины бездѣтныя,258 если только онѣ не святыя, не отдаются дѣламъ любви, а берутся за мужское бездѣлье, бываютъ еще гаже, глупѣе и самодовольнѣе въ своей гадости самихъ извращенныхъ мущинъ259 неработающихъ класовъ.

8) Человѣкъ запутался такъ, что чтó ни сдѣлай, все дурно, какъ перекрестокъ дорогъ сказачнаго богатыря. Кажется, что выхода нѣтъ, и куда ни пойди — все будетъ худо. И вотъ, если только найдетъ на него внутреннее просвѣтленіе, и онъ пойм[е]тъ, что ему260 выбирать ничего не нужно, а нужно только сознать въ себѣ Бога и отдаться Ему, т. е. отдаться любви. И тогда не нужно ничего выбирать. Иди по какой хочешь дорогѣ — на всѣхъ благо.

9) (Вписать въ бесѣду:) Говорятъ: только попробуй одинъ жить по любви, когда всѣ люди вокругъ будутъ жить по мірскому, и тебя оберутъ,261 замучаютъ самого и только посмѣются надъ тобой. Такъ говорятъ люди, но это неправда. Не можетъ этого быть. Любовь и разумъ вложены не въ меня одного, а во всѣхъ людей. Не могъ Богъ вложить въ насъ любовь и разумъ — частицу Себя — только затѣмъ, чтобы намъ было дурно, если мы станемъ жить тѣмъ, что вложено въ насъ и что влечетъ насъ къ себѣ. Не можетъ этого быть.262

10) Какое счастіе чувствовать, какъ я это иногда чувствую, что у меня другаго побужденія въ жизни нѣтъ, какъ только то, чтобъ исполнять волю Пославшаго.

Я помру, такъ чтоже? Тѣмъ лучше. Если не я самъ, Л. H., буду исполнять эту волю, будутъ исполнять ее тѣ люди, к[отор]ые отъ меня, черезъ меня поймутъ, что жизнь только въ томъ, чтобы исполнять эту волю.

11) Какое счастіе жизнь! Иногда теперь, все дальше и дальше подвигаясь въ старости, я чувствую такое счастіе, что больше его, кажется, не можетъ быть. И пройдетъ время, и я чувствую еще большее, чѣмъ прежнее, счастье. Такъ чувствую я это теперь, записывая сейчасъ, 15 числа, этотъ дневникъ въ 12 часовъ дня.

12) Хорошо спрашивать себя, особенно когда колеблешься? сдѣлать, не сдѣлать? для себя ли дѣлаешь или для Бога?

26 Сент. 1907. Я. П.

Немного стѣсненъ въ писаніи тѣмъ, что Рѣпинъ пишетъ мой портретъ — ненужный, скучный, но не хочется огорчить его. Живется хорошо. Долго было состояніе сознанія своего великаго блага. Дня 4 вслѣдствіе болѣзнен[наго] состоянія была тоска и борьба. Слава Богу, ни въ чемъ особенно не приходится каяться.

Все составлялъ нов[ый] К[ругъ] Чт[енія] и окончи[лъ] очень начерно. Очень много посѣтител[ей]. Я въ модѣ теперь. И это тяжело. Поша б[ылъ]. Очень люблю его. Жалѣю объ Чертковѣ. Былъ Рѣпинъ общинникъ — горячій и пото[му] опасный. Хорошо думается. Хочется написать о женщинахъ и о сумашествіи устройс[тва] міра.263 И интересныя письма отвѣт[ить]. Записать надо:

1) Отчего безграмотные люди разумнѣ[е] ученыхъ? Отъ того, что въ ихъ сознан[іи] не нарушена естественная и разумная постепенность важности предметовъ, вопросо[въ]. Ложная же наука производитъ это нарушенi[е].

2) Требованія семьи не могутъ оправдать противныя нравственности поступки, также какъ взятый на себя подрядъ не можетъ оправдать безчестныхъ разсчетовъ съ поставщик[ами].

3) Требованія семьи, это мои требован[iя] для семьи.

4) Нужда для семьи нужнѣе, чѣмъ роскошь.

5) Мнѣ, богатому человѣку, надо дать воспитаніе дѣтямъ: какъ одѣвать ихъ, кормить? какъ ихъ учить? Для человѣка въ нуждѣ вопросы эти рѣшены, и всегда лучше, чѣмъ для человѣка богатаго.

6) Смотрю на крошку внучку Таничку и думаю: будетъ большая, старая, какъ ея мать, бабка, и спрашиваю себя: какъ это произойдетъ? Отчего? И вотъ, самое это простое и важное явленіе всѣ знаютъ, и никто матерьяльнымъ путемъ научны[мъ] нетолько не можетъ объяснить, а и не пытается объяснить. Неясно написалъ, но очень ясно въ душѣ, и постараюсь послѣ яснѣе выразить.

7) NN264 не любитъ хорошаго человѣка, вредитъ, бранитъ его. Но человѣкъ умираетъ, и неловк[о] бранить, особенно отъ того, ч[то] всѣ жалѣютъ. И вот NN265 увѣряетъ, что онъ всегда очень любилъ.

8) Наше воспитаніе людей похоже на выведеніе такихъ плодовъ (яблокъ и т. п.), въ к[оторыхъ] все почти была бы одна оболочка (вкусная) сѣмени. Чтобы сѣмени, если можно, совсѣмъ бы не было. Воспитывать людей такъ, чтобы души был[о] какъ можно меньше, а было бы одно тѣл[о].

9) Только благодаря времени, движенію, возможно осужденіе себя, раскаяніе и вслѣдствіи этого радость духовнаг[о] роста. —

Только [благодаря] пространству, отдѣленност[и], возможна любовь и радость ея.

Для не движущагося и не отдѣленнаго существа — для Бога — нѣтъ ни радости духовнаго роста, ни блага любви.

10) Внѣшніе знаки поклоненія Богу нужны, необходимы людямъ. Человѣкъ, к[оторый], будучи одинъ, перекрестится, скажетъ: Госп[оди], помилуй, этимъ показываетъ признаніе своего отношенія къ Существующему Непостижимому. Жалки люди, не признающіе этого отношенi[я].

11) Богъ хочетъ блага всѣмъ. Если я хочу жить по волѣ Бога, то долженъ желать блага всѣмъ, т. е. любить.

12) Во мнѣ живетъ то, что хочетъ блага. Я только по недоразумѣнію думаю, что я хочу блага себѣ. Желаніе блага, живущее во мнѣ, не можетъ желать блага себѣ одному. Желаніе блага есть голосъ Бога, желающаго блага всему.

13) Для разумнаго человѣка, живущаго духовной жизнью,266 разумъ есть руководитель жизни. Для неразумнаго, живущаго тѣлесной жизнью, разумъ есть только орудіе, к[оторое] можетъ быть съ пользой употреблено для блага личной жизни.

10 Октября 1907. Я. П.

Давно не писалъ, за это время былъ одинъ день въ тоскливомъ состояніи изъ-за стражниковъ, к[оторые] тревожатъ крестьянъ. Тутъ тетя Таня и Мих[аилъ] Серг[ѣевичъ] и двѣ Танички. Была непріятна неожиданная и непріятная брань за мое письмо о томъ, ч[то] у меня нѣтъ собственности. Было обидное чувство и, удивительное дѣло, это прямо было то самое, ч[то] мнѣ б[ыло] нужно: освобожденіе отъ славы людской. Чувствую большой шагъ въ этомъ направленіи. Все чаще и чаще испытываю какой-то особенный восторгъ, радость существованія. Да, только освободиться, какъ я освобождаюсь теперь, отъ соблазновъ: гнѣва, блуда, богатства, отчасти сластолюбія и, главное, славы людской, и какъ вдругъ разжигается внутренній свѣтъ. Особенно радостно. За это время работаю надъ Дѣт[скимъ] Кр[угомъ] Чт[енія], вводя его въ подраздѣленія большаго. Работа, требующая большаго напряженія, но идетъ порядочно. — Записать:

1) Жизнь не шутка, а великое, торжественно[е] дѣло. Жить надо бы всегда также серьезн[о] и торжественно, какъ умираешь.

2) Когда люди говорятъ, то кажется, что всякое говоренье есть одно и тоже дѣло. А между тѣмъ этихъ говореній есть два совершенно различныхъ и по причинамъ, вызывающимъ говоренье, и по послѣдствіямъ. Большей частью люди говорятъ только для того, чтобы дать ходъ всѣмъ своимъ чувствамъ. Это говоренье праздное; и второе, говорятъ тогда, когда хотятъ передать свою мысль другому для его пользы. Это говоренье хорошее.

3) Есть времена, когда я не сознаю себя, но и въ эти времена я знаю, что я есмь. Что же такое то, про что я знаю, ч[то] оно есть, хотя и не сознаю его? Это божественное — Богъ во мнѣ.

4) Сознавать Бога въ себѣ — это одно, и это достигается довольно легко въ уединеніи. Но сознавать нетолько въ себѣ, но и въ другихъ, когда сходишься съ ними, это гораздо труднѣе. И этому надо учиться. Учусь. Помоги, Господи.

5) Истинная и твердая вѣра въ Бога въ томъ, чтобы, несмотря на осужденіе людей, дѣлать то, чего хочетъ Богъ, и быть спокойнымъ.

6) Какъ хорошо, облегчительно чувствовать и признавать себя виноватымъ. Все запутанное и трудное сразу объясняется и облегчается.

7) Задумался о томъ, правда ли, что благо человѣка — только въ увеличеніи въ себѣ любви. Отчего же этого нѣтъ теперь во всѣхъ людяхъ? А отъ того же, отъ чего этого не было во мне 30267 лѣтъ тому назадъ. Какъ человѣкъ растетъ, такъ и человѣчество.

8) Не разъ уже я рисовалъ это.

9) Человѣкъ не знаетъ, что хорош[о], что дурно, а пишетъ изслѣдованіе объ упавшемъ аэролитѣ и о происхожденіи слова «куколь»!

12 Окт. Я. П. 1907.

Здоровье — хорошо, а на душѣ — рай — почти рай. Все больш[е] и больше входитъ въ жизнь то, чтобы, не думая о себѣ для себя (тѣла) и о себѣ въ мнѣніи другихъ, жить любя. И удивительно радостно. Должно быть, отъ возраста, освободившаго отъ страстности: въ гнѣвѣ, похоти,268 славѣ людской; но думаю, что возможно и всѣмъ. Много получаю писемъ, и очень хорошихъ. Письмо Иконникова таково, что, слушая его, расплакался, какъ старушка. И хорошо. Очень хорошо. Записать надо одно не изъ книжечки:

1) Говорятъ, говорю и я, ч[то] книгопечатаніе не содѣйствовало благу людей. Этого мало. Ничто, увеличивающее возможность воздѣйствія людей другъ на друга: желѣзн[ыя] дороги, телеграфы, — фоны, параходы, пушки, всѣ военныя приспособленія,269 взрывчатыя вещества и все, что называется «культурой», ника[къ] не содѣйствовало въ наше время благу людей, а напротивъ. Оно и не могло быть иначе среди людей, большинство к[отор]ыхъ живетъ безрелигіозной, безнравственной жизнью. Если большинство безнравственн[о], то средства воздѣйствія, очевидно, будутъ содѣйствовать только распространенію безнравственности. Средства воздѣйствія культуры270 могутъ быть благодѣтельны только тогда, когда большинство, хотя и небольшое, религіозно-нравственно. Желательно отношеніе нравственности и культуры такое, чтобы культура развивалась только одновременно и немного позади нравственнаго движенія. Когда же культура перегоняетъ, какъ это теперь, то это — великое бѣдствіе. Мож[етъ] б[ыть] и даже я думаю, что оно бѣдствіе временное, что вслѣдствіе превышенія культуры надъ нравственностью, хотя и должны быть временныя страданія, отсталость нравственности вызоветъ страданія, вслѣдствіе к[отор]ыхъ задержит[ся] культура и ускорится движеніе нравственности и возстановится правильно[е] отношеніе.

Все занятъ, и очень усердно, Д[ѣтскимъ] К[ругомъ] Ч[тенія] и хотя медленно, но подвигаюсь. Нынче думалъ, что сдѣлаю 3 Кр[уга] Ч[тенія]. Одинъ — по отдѣламъ, дѣтскій; другойтакой же для взрослыхъ. Третій — безъ отдѣловъ, но исправленный старый.

20 Окт. 1907. Я. П.

Запнулся въ своей работѣ. И два дня ничего не дѣлалъ. Очень не нравится мнѣ перечисленi[е] грѣховъ и соблазновъ.

Скачать:TXTPDF

вѣчной, такъ точно все больше и больше проявляется это согласіе во всемъ мірѣ, по мѣрѣ движенія времени. 5) Никто не призываетъ тебя къ измѣненію и улучшенію существующихъ порядковъ, но вся