Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

людей любятъ тебя. —

6) Любитьблаго, быть любимымъ — счастье.

7) Человѣкъ это сосудъ281 съ двумя отверстіями, въ одно изъ к[оторыхъ] входитъ (отъ Бога) любовь и въ другое выходитъ (вродѣ чайника). Все дѣло человѣка — дл[я] блага держать въ чистотѣ оба отверстія. Одно — большее, черезъ к[отор]ое входитъ любовь Божія. Держать въ чистотѣ его тѣмъ, чтобы освобождаться отъ себялюбивыхъ страстей. Чистота втораго отверстія, черезъ к[отор]ое выходитъ жизнь, зависитъ отъ устраненія, избавленія себя отъ всего того, что мѣшаетъ любви къ людямъ: раздраженье, гордость, стяжательность.

8) Да, праздностьмать всѣхъ пороковъ, въ особенности умственныхъ: ложныхъ разсужденій: политика, наука, богословіе.

9) Если богатый совѣстливъ, то онъ стыдится богатства и хочетъ избавиться отъ него; а избавиться отъ него почти также трудно, какъ бѣдному разбогатѣть. Трудность главная — семья. Привычки можно преодол[ѣть], но — семья.

10) Упрекать въ гордости можно и должно282 только себя. А то всякое несогласіе представляется гордостью.

11) Въ первый разъ живо почувствовалъ всю несоизмѣримость своей духовной, божественн[ой], безвременной жизни и всѣхъ видимыхъ мн[ѣ] интересовъ этой жизни. Написать, не говорю уже: драму, воззваніе, но ясно изложить ученіе истины. Все это такъ ничтожн[о] въ сравненіи съ внутренней, духовн[ой] жизнью съ ея неизбѣжнымъ выраженіемъ въ этой жизни, хотя и въ недоступной мнѣ формѣ, что невольно всю энергію жизни переносишь на освобожденіе духовной сущности и сознаніе и потому и невольное проявленіе ея. (Списалъ, какъ записано. Помню, что это б[ыло] очень живое сознаніе, но теперь плохо понимаю).

12) Видѣлъ во снѣ, что устраиваю чью-то спальню, и что для устройства ея мнѣ нужно спросить кого-то на той же улицѣ. Я иду, захожу въ домъ; меня не узнаютъ, но я дохожу до хозяина; онъ спрашиваетъ, что мнѣ нужно? И я, къ досадѣ, чувствую, ч[то] забылъ. Дѣлаю усилія вспомнить. И эти усилія будятъ меня. И я въ бдящемъ состояніи стараюсь вспомнить, и не могу. И я понимаю, что то, зачѣмъ я шелъ во снѣ, я и не зналъ, но увидалъ во снѣ только то, что «я забылъ». Все, что я видѣлъ, какъ мнѣ казалось передъ этимъ, все это б[ыло] безъ времени. Только просыпаясь, я все это расположилъ во времен[и]. Не то ли мы дѣлаемъ въ нашей жизни? Все, что мы (какъ намъ кажется) переживаемъ, все это уже есть, а мы только располагаемъ это во времени. То, что все есть, и ничего въ нашей жизни не происходило, не двигалось, мы узнаемъ, когда будемъ умирать (просыпаться), какъ я узналъ, проснувшись, что я не забылъ, а тольк[о] видѣлъ во снѣ, что забылъ. (Въ записной книжкѣ записано: «неясно». Но я не согласенъ.)

13) Свойственно ли молодости желать тог[о], чего я желаю (спасенія души), приближенія къ Богу? Мнѣ ясно, что283 больше желать нечего, п[отому] ч[то] я стою передъ смертью. Но имъ, бѣднымъ, кажется, что есть много достойна[го] желанія, кромѣ этого, — того, что единое на потребу.

14) Хорошо молиться въ уединеніи, но,284 кромѣ этой молитвы, едва ли не еще нужнѣе этой молитвы — молиться при вступленіи въ общеніи съ каждымъ человѣкомъ: царемъ или нищимъ. Молиться, т.е. напоминать себѣ285 о томъ, что наступилъ важный моментъ, въ к[оторомъ] надо жить всѣми силам[и] души.

15) Правительство русское286 знаетъ и не можетъ не знать, что у насъ287 все держится на религіи, и себя основываетъ на религіи, но та религія, на к[оторой] оно основываетъ себя, была нетверда и прежде; теперь уже совсѣмъ не держитъ.

16) Думалъ, что надо готовиться хорошо умереть. И вспомнилъ, ч[то] вся жизнь съ дѣтства — есть умираніе, и потому надо всегда, не переставая готовиться.

17) Помѣстилъ отдѣлъ: «Суевѣріе личности». Это — вѣрное выраженіе.

18) Читаю наизусть слова о любви изъ посланія Іоанна и подумалъ, какъ много мы можемъ сдѣлать привычкой. Большей частью я привыкалъ къ дурному, а можно пріучить себя къ хорошему такъ, чтобы механически дѣлать доброе.

19) Не сердиться надо не отъ того, что это людямъ вредно и непріятно, а отъ того, что это тебѣ вредно, хуже всего.

20) Дарвинъ и ученые думали, ч[то] они устранили Бога тѣмъ, ч[то] открыли переживаніе болѣе приспособленныхъ, и открытіемъ питекантропуса, но кто же сдѣлалъ приспособлені[е] и питекантропуса? Опять Богъ, какъ и въ библейскомъ объя[с]нен[іи]. А не есть ли все это нѣчто подобное моему сновидѣнію, когда я видѣлъ во снѣ, что забылъ что-то важное, а я видѣлъ во снѣ, что забылъ то, чего не было.

21)288Душу человѣка можно сравнить съ289 закрытымъ сосудомъ съ однимъ выходомъ. Выходъ этотъ — выходъ любви. Жизнь есть выливані[е] жидкости. И потому все дѣло жизни это — то, чтобы держать въ чистотѣ отверстіе, а не пытаться пробить стѣнки.

22) (Это другое).290 Плохо, если вода въ сосудѣ вообразить себѣ, что она — сосудъ, и не будетъ сознавать свою способность течь, испаряться. Тоже и съ душой. (Не ладно.)

29 Ноября 1907. Я. П.

Только недѣлю не писалъ, а кажется, ужасно долго. Такъ полна жизнь. Записать нужно довольно много, но нынче не буду. Запишу только самое существенное, то, что испытываю сейчасъ уже благотворность той душевной дѣятельнос[ти], к[оторой] я отдался. Въ самомъ тѣлесно дурномъ состояніи и расположеніи духа — мнѣ хорошо. Мало того, что хорошо — радостно. Какъ удивительно, de gaité de coeur,291 губятъ свои жизни люди, попуская себя на раздраженіе. Все въ «табѣ», какъ говорилъ Сютаевъ. Смотри съ любовью на міръ и людей, и онъ также будетъ смотрѣть на тебя. Все занятъ Кр[угомъ] Чт[енія] и, кажется, подвигаюсь. Сережа, Маша, Андрюша — со всѣми мнѣ хорошо. Записать изъ книжки денной:

1) Сначала кажется страннымъ, почему человѣкъ, сдѣлавши злое дѣло, становится еще злѣе. Казалось бы, ему надо успокоиться: онъ сдѣлалъ то, что хотѣлъ. А это отъ того, ч[то] сознаніе, совѣсть упрекаетъ его, и ему надо оправдаться, если не передъ другими, то передъ самимъ собою, и для оправданія онъ дѣлаетъ зло новое with a vengeance.292

2) Пища только тогда законна, когда возможны и желательны293 послѣдствія ея — трудъ. Точно также и половое общеніе — тольк[о] тогда, когда возможны и желательны послѣдствія его — дѣти.

3) Насколько животныя цѣломудреннѣ[е] людей: только до оплодотворенія.

4) Лиха бѣда начать. Цѣломудренный стыдъ — могучее средство предохраненія. А наше искусство притупляетъ, уничтожаетъ его.

Сейчасъ примусь за первый отдѣлъ Кр[уга] Чт[енія].

————————————————————————————————————

Здѣсь Сережа и Маша.

Страшно давно не писалъ. Нынче, 16 Дек. 1907. Я. П.

29 Ноября упалъ съ лошади, зашибъ руку. Теперь проходитъ. За это время много было, все больше и больше, хорошихъ писемъ. Нисколько не увлекаюсь и не желаю распространенi[я], какъ бывало прежде, а просто радъ, что могъ и могу служить людямъ хоть чѣмъ нибудь. Какъ странно, что вмѣстѣ съ добротой приходить смиреніе — скро[мность]. Мнѣ теперь не нужно, какъ прежде, притворяться смиреннымъ. Какъ тольк[о] работа въ себѣ, такъ сейчасъ видишь, что не только гордиться, но радоваться не на что. Радуюсь только на то, что мнѣ незаслуженно хорошо, и что ближе къ смерти, то все лучше и лучше.

Все занятъ Кр[угомъ] Чт[енія]. Главное — порядокъ отдѣловъ. Кажется, теперь близко къ концу распредѣленіе, редакція же самыхъ мыслей — еще огромная работа. Переписаны только три. Былъ Анд[рей] съ новой….. Очень б[ыло] тяжело, хотя старался, какъ могъ, и ничѣмъ не провинился. Съ С[ережей], со всѣми хорошо, даже со стражниками. «Радуйся, если тебя ругаютъ». Записать надо, кажется, очень мног[ое]. Гусева все не выпускаютъ, хотя давно, съ 22 обѣщали и въ Тулѣ и въ Петерб[ургѣ].

1) Грѣхи потому грѣхи, т. е. ошибки, что приводятъ къ обратнымъ послѣдствіямъ того, для чего они совершаются. Наслажденіе ѣдой, питьемъ,294 половой похотью, богатствомъ, славой. Всѣ ощущен[ія] радости ослабѣваютъ отъ удовлетворенiя.

2) Отсутствіе религіи производитъ, вслѣдствіе отсутствія одной свойственн[ой] человѣку работы надъ собой, потребность перенесенія этой работы на другихъ, производитъ столь распространенно[е] въ наше время сумашествіе поученія, осужденія другихъ и заботу объ устройствѣ не своего внутренняго міра, а веществена[го], внѣшняго міра.

3) Революцiонеры не успѣваютъ въ своей дѣятельности преимущественно п[отому], ч[то] они грубо опредѣляютъ то, что должн[о] быть, и даже какъ то, что должно быть, должно совершиться. Это поспѣшность, нетерпѣливость, ребячество. Перевороты успѣшные совершаются только религіознымъ путемъ, когда люди думаютъ тольк[о] о себѣ, о своей жизни, а не опредѣляютъ переворотъ въ жизни общей.

4) Пора человѣку узнать себѣ цѣну. И какъ удивительно сознаніе своей духовности даетъ человѣку въ одно и тоже время и высшее сознаніе своего достоинств[а] и низшее смиреніе; сознані[е] достоинства, не похожее на возвеличеніе себя, гордость, но заявляющее гораздо большія, чѣмъ гордость, требованія, — и смиреніе, не похожее на покорность человѣку, но спускающееся еще гораздо ниже. (Все плохо.)

5) Какое безуміе — работать для устройств[а] жизни! Живи самъ для себя, для Бога, а жизнь уже устроится наилучшимъ образомъ. А то люди, живя дурно, жесток[о] — цари, министры, революцiонеры, живя дурно, этой самой своей дурной жизнью думаютъ устроить хорошую жизнь.

6) «Но какже не устраивать жизнь, не поддерживать существующее устройств[о], не заботиться объ этомъ устройствѣ, погибнетъ все». Да вѣдь и такъ уже давно все погибло и держится тѣмъ, что тольк[о] губитъ еще больше. Какъ промотавшійся, весь въ долгахъ человѣкъ не можетъ не увеличивать своихъ долговъ для того, чтобы продолжалась ведомая имъ жизнь. (Скверно.)

7) Поразительно извращеніе мысли у людей ученыхъ и сохраненіе ея цѣлост[и] у людей неученыхъ. Причина этого — отрицанi[е] души у ученыхъ и признаніе ея у неученыхъ.

8)295Тѣлесная праздность возможна только при излишкѣ труд[а] работающихъ.

9) Опредѣленіе міра, какъ произведенія движенія матеріи, по Марксу, Энгельсу, Феербаху, Дицгену, гораздо, несравненно296сложнѣе, труднѣе и запутаннѣе и, главное, еще больше безосновно, чѣмъ опредѣлен[іе] Бога.

10) Богъ есть любовь. А любовь во всѣхъ вѣрахъ. —

11) Безъ религіи, т. е. установленнаго отношен[ія] къ безконечному духовному, человѣкъ — безхвостая обезьяна, умѣющая дѣлать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.

12) Люди нашего времени, особенно ученые, нетолько не знаютъ религіи никакой, но не знаютъ даже того, что такое религія; хуже этого: думаютъ, что знаютъ, предполагая подъ религіей разговоры и произвольны[я]297 разсужденія о неопредѣленныхъ предметахъ: душѣ, Богѣ и т. п. Люди эти похожи на того лакея знаменитаго математика, к[отор]ый, видя, что его хозяинъ пишетъ мѣломъ на доск[ѣ] буквы и цифры, рѣшилъ съ своим[и] пріятелями, что занимается професоръ тѣмъ, чтобы рисовать линейки значковъ и циф[ръ] на черной доскѣ.

13). Хорошо обращаться съ людьми такъ, какъ будто ты прощаешься съ ним[и] передъ смертью. И тутъ не будетъ ошибки. Развѣ не все равно, что тебя отдѣляетъ отъ смерти полчаса или полвѣка.

14) Хорошо помнить, что каждый день, часъ, это отсрочка отъ смерти. Тогда все

Скачать:TXTPDF

людей любятъ тебя. — 6) Любить — благо, быть любимымъ — счастье. 7) Человѣкъ это сосудъ281 съ двумя отверстіями, въ одно изъ к[оторыхъ] входитъ (отъ Бога) любовь и въ другое