Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

[начинаю] забывать. Нынче много спалъ и, проснувшись, почувствовалъ совершенно новое освобожденi[е] отъ личности: такъ удивительно335 хорошо! Только бы совсѣмъ освободиться. Пробужденіе отъ сна, сновидѣнія, это — образецъ такого освобожденія.

9 Февр. 1908. Я. П.

За это время занятъ б[ылъ] переработкой Нов[аго] Кр[уга] Чт[енія]. Исправленіе стараго кончилъ, хотя придется еще поработать. Былъ Буткевичъ съ юнош[ей] учителемъ, и хорошія письма. Душевное состояніе все лучше и лучше. Духовная жизнь, внутренняя, духовная работа все больше и больше замѣняетъ тѣлесную жизнь, и все лучше и лучше на душѣ. То, что кажется парадоксомъ: что старость, приближеніе къ смерти и сама смерть — хорошо — благо, несомнѣнная истина. Испытываю это. Письмо отъ Гр. Петрова, просится пріѣхать. Постараюсь видѣть тольк[о] брата, сына божія. Здоровье недурно.

1) Христіанство никакъ, какъ думаютъ нѣкоторые, не въ томъ, чтобы не повиноваться правительству, а въ томъ, чтобы повиноваться Богу.

2) Чѣмъ бы люди не пытались избавиться отъ насилія, однимъ только навѣрное нельзя избавиться отъ него: насиліемъ.

3) Записано: одно изъ двухъ: продолжать, <но забыть нельзя. (Что-то б[ыло] серьезное, но забылъ и теперь не понимаю).>336 (Кажется, вспомнилъ. Все это — замѣтки для задуманнаго воззванія.) Одно изъ двухъ — это то, чтобы, сдѣлавъ духовное усиліе, перестать повиноваться правительства[мъ], признавъ необходимость повиновенія Богу, или продолжать жить, какъ живемъ. Но если избрать послѣднее, то нельзя забыть того, что разъ выяснилось, того, ч[то] мы неизбѣжно337 идемъ къ погибели и тѣлесной и духовной.

4) Спрашивалъ себя: зачѣмъ я пишу это? Нѣтъ ли тутъ личнаго желанія чего либо для себя? И338 увѣренно могу отвѣтить, что нѣтъ, что если пишу, то только п[отому], ч[то] не могу молчать, считалъ бы дурнымъ дѣломъ молчать, какъ считалъ бы дурнымъ не339 постараться остановить дѣтей, летящихъ подъ гору въ пропасть или подъ поѣздъ.

5) (Тоже къ воззванію). Можно бы было относиться равнодушно къ тому, что я говорю, если бы я говорилъ что нибудь мною придуманное, такое, что можетъ быть и можетъ не быть, но вѣдь та погибель, о к[отор]ой я говорю, не можетъ не быть, неизбѣжно будетъ. — Можно бы б[ыло] задумываться, сдѣлать ли или не сдѣлать то, что я говорю, если бы для этого нужно б[ыло] что нибудь опасное, трудное, стыдное, унизительное, несогласное съ человѣч[еской] природой; а тутъ напротивъ, то, къ чему я призываю, и безопасно, и легко, и благородно, и согласно и съ сознаніемъ своего достоинства и съ природой человѣка.

6) Говорятъ: если мы будемъ такъ глупы, ч[то] не будемъ противиться злу, не будемъ готовиться къ отпору, то придутъ Японцы, Китайц[ы], вообще нехристіане и плѣнятъ и перебьютъ насъ. Но вѣдь тотъ законъ любви ко всѣмъ, во имя к[отор]аго мы не будемъ бороться и вооружаться, не есть наша личная фантазія, а есть высшій законъ жизни, заложенный въ душ[ахъ] всѣхъ людей. — Законъ этотъ извѣсте[нъ] и Китайцамъ, и Японцамъ, и также, какъ и у насъ, только извращенъ. Стоитъ людямъ увидать возможность слѣдованія въ жизн[и] этому закону, и люди, будь они Японц[ы], Китайцы, дикіе негры, они усвоятъ этотъ законъ. А не усвоятъ этотъ о законъ и поработятъ и побьютъ насъ, то это будетъ всетаки безъ сравненія лучше того, чѣмъ если бы мы побили ихъ.

7) (Не понимаю, зачѣмъ записалъ слѣдующій труизмъ). Добрая жизнь народовъ возможна тольк[о] въ той мѣрѣ, въ к[отор]ой живутъ доброй жизнью люди, ихъ составляющiе. Революціи же вызываютъ въ людяхъ, кромѣ прежнихъ недостатковъ, еще самую противную, несовмѣстимую съ доброй жизнью троицу340 пороковъ: гордости, зависти, злобы. Улучшеніе положенія народа возможно, напротивъ, только при невмѣшательствѣ народа въ дѣла власти.

8) Хорошо помнить при общеніи съ людьми, что надо относиться къ нимъ, какъ къ сынамъ Бога, безразлично, царь онъ или нищій. Хорошо помнить при этомъ и о своей и его смерти.

9) Говорятъ о безсмертіи души, о будущей жизни, что нужно знать про это для настоящей жизни. Какой вздоръ! Тебѣ дана возможность все увеличивающагося и увеличивающагося блага здѣсь сейчасъ; чего же тебѣ еще надо? Только тотъ, кто не умѣетъ и не хочетъ находить это благо, можетъ толковать о будущей жизни. Да и что такое въ самомъ дѣлѣ то, что мы называемъ будущей жизнью? Понятіе будущаго относится ко времени. А время есть только условіе сознанія въ этой жизни. Говорить о будущей жизни, когда кончается эта жизнь, это все равно, что говорить о томъ, какую, форму приметъ кусокъ льда, когда онъ растаетъ, или341 перейдя въ воду и составныя части его превратятся въ паръ.

Кромѣ того, какая мнѣ и зачѣмъ жизнь въ будущемъ, когда вся моя жизнь духовная — только въ настоящемъ. Жизнь моя въ томъ, чтò я люблю, а я люблю людей и Бога. И то и другое не уничтожается съ моей смертью. Смерть есть только прекращеніе отдѣленности моего сознанія.

10) Нашелъ, кажется, незамѣченное прежд[е] въ Паскалѣ мѣсто:

«Истинная добродѣтель въ томъ, чтобы ненавидѣть себя (п[отому] ч[то] мы дѣйствительн[о] ненавистн[ы] своими похотями) и искать такое существо, к[отор]ое бы стоило любви и к[отор]ое мы бы могли любить. Но такъ [какъ] мы не можемъ любить то, ч[то] внѣ насъ, то надо любить такое существо, к[отор]ое было [бы] въ насъ, но не было нами. И такое существо есть только одно: Всемірное существо. «Царствіе божіе внутрь насъ» (Луки XVII, 21). Всемірное благо въ насъ, но оно не мы».

11) Памятьсвязь съ прошедшимъ; любовьсвязь съ настоящимъ. Уменьшается связь съ прошедши[мъ] — память, увеличивается связь съ настоящимъ. Нельзя владѣть обѣими: чѣмъ больше первая, тѣмъ меньше вторая. И наоборотъ. Полное уничтоженіе памяти и полное соединеніе съ342 [настоящимъ] любовью — смерть.

12) Я сейчасъ все больше и больше теряю память и сознаю то, что пріобрѣтаю. И такъ хорошо!

13) Богъ не есть любовь. Мы называемъ Его любовью только п[отому], ч[то]343 Онъ проявляется въ людяхъ любовью.

14) Спрашиваю себя: можетъ ли сознаніе того, ч[то] истинное, всегда доступное, всегда растущее благо, такое, при обладан[iи] к[отор]ымъ ничего больше не нужно, можетъ ли такое сознаніе сдѣлаться общимъ, передаваться воспитаніемъ? И отвѣчаю: да.

15) Міръ представляется мнѣ такимъ устройствомъ, при к[отор]омъ существа (въ томъ числѣ и человѣкъ) одарены344 самодѣятельностью,345 дающей имъ сознаніе блага, въ точно опредѣленныхъ предѣлахъ, въ области к[отор]ыхъ они свободны, но изъ к[отор]ыхъ вытти не могутъ. Такъ что существа имѣютъ благо свободы, не могущей нарушить теченіе жизни цѣлаго и его законовъ. Одинъ изъ такихъ законовъ можетъ быть сознанъ человѣкомъ. Законъ этотъ есть любовь.

16) Свобода воли есть возможность не по внѣшн[ей], чужой, а по своей волѣ жить и дѣйствовать согласно или несогласно съ закономъ Всего. Но несогласіе это ограничено извѣстным[и] непреступаемым[и] предѣлами. Такъ что человѣкъ можетъ346 свободно дѣйствовать согласно съ закономъ любви и получить все увеличивающееся и вѣрное, вполнѣ удовлетворяющее его, имъ самимъ пріобрѣтенное благо, но не можетъ нарушить общаго закона жизни, такъ какъ, и отступая отъ закона и противодѣйствуя ему, онъ исполняетъ его.

17) Записалъ о томъ, ч[то] нужно составить новую, соотвѣтствующую моему духовному состоянію молитву и выучить ее также, какъ я знаю теперешнюю.

18) Думалъ ночью какъ будто заново о смыслѣ жизни, И опять все тоже, ч[то] долженъ и можешь дѣлать то, чего требуетъ отъ тебя твое духовное сознаніе. И не то что долженъ передъ кѣмъ нибудь, a неизбѣжно поощряемъ къ этому тѣмъ, что одна только эта дѣятельность даетъ истинное благо. Если же спрашивать, зачѣмъ? То ein Narr kann mehr fragen als Tausend Weisen antworten.347 Зачѣмъ — не мое дѣло, и мнѣ не нужно и не дано знать. Нѣтъ и органовъ для того, чтобы понять это.

19) Наша жизнь и наше призваніе въ ней подобно вотъ чему: Что-то хорошее, нужное для людей дѣлается какою-то непонятной для нихъ силой. Представимъ себѣ, что строится что-то. Люди не могутъ понять, чтó и зачѣмъ, но знаютъ, что имъ надо въ извѣстномъ направленіи носить, возить матерьялъ: камни, песокъ, извѣсть, лѣсъ, желѣзо. И если люди дѣлаю[тъ] это — имъ легко и хорошо. Они и дѣлаютъ это: нѣкоторые, зная, что строится что-то, другіе — не зная даже и этого. Есть между людьми лѣнивые, к[отор]ые просто не дѣлаютъ то, ч[то] нужно, и имъ бываетъ худо. Есть и усердные, но самоувѣренны[е], к[отор]ые думаютъ, что знаютъ, зачѣмъ идетъ работа, и или ввозятъ матерьялъ не туда, куда велѣно, или сами начинаютъ строить не то, ч[то] нужно.

20) Вчера, читая мистич[ескія] книги и находя въ нихъ хорошее, но неясное, съ непріятнымъ чувствомъ подумалъ о томъ, ч[то] тоже може[тъ] показаться и въ моихъ писаніяхъ. Какъ въѣлось тщеславіе! Что мнѣ за дѣло о томъ, какъ будутъ смотрѣть. Дѣлай, что должно, а о мнѣніи другихъ…

21) Жизнь наша проявляется двояко: 1) какъ освобожденіе духа въ себѣ, совершенствованіе личности, и 2) какъ освобожденіе духа во Всемъ, совершенствованіе міра.

22) Собака удивляется на фонографъ, а не удивляется на голосъ человѣка, на проявлен[iя] жизни въ немъ, въ слонѣ, въ лошади, въ мухѣ, знаетъ, что есть другія существа, также, какъ и она сама, отдѣленны[я] отъ другихъ.

Муха же и вошь знаютъ это про муху и вошь, но не знаютъ этого про человѣка. А человѣкъ не знаетъ этого про земной шаръ. А земной шаръ не знаетъ этого про… и т. д.

23) Удивляешься на рѣшительность сужденій глупыхъ, недумающихъ людей. A развѣ это можетъ быть иначе? Тотъ, кто думаетъ, знаетъ, какъ сложно всякое умственное утвержденіе и часто какъ сомнительно.

24) Испытываю все больше и больше велико[е] благо забвенія.

25)348Грѣхъ тѣлоугожденія произвелъ грѣхъ праздности, сладострастія; грѣхъ гордости — грѣхи неравенства, тщеславія, любостяжанія. Всѣ эти грѣх[и] вмѣст[ѣ] — недоброжелательства.

26) Есть только два возможныя послѣдовательныя, но неразумныя міросозерцан[ія]: 1) Тѣло есть — духъ кажется; 2) Духъ есть — тѣло кажется.

8 Февр.349

[1)] Тѣло — проявленіе духа. Движеніе и тѣло суть необходимыя условія сознанія. Безъ тѣла и движенія не могло бы быть сознанія. Безъ сознанія не было бы ни тѣла, ни движенія, пространства и времени тоже.

[2)] Сознаніе есть условіе отдѣленности, неполноты, ограниченности. То, что ограничено въ человѣкѣ, — само въ себѣ, неограниченное, не нуждается въ сознаніи.

[3)] Хорошо начинать день молитвой о томъ, чтобы провести день или ту часть его, которая дана мнѣ, исполняя волю Бога: свое назначеніе, и кончать день передъ сномъ молитвой воспоминанія и покаянія о томъ, въ чемъ отступилъ отъ должнаго.

11 Февр.

Никакъ нельзя внушить, передать другому религіозное міровоззрѣніе. У каждаго свое. Если бы не было у каждаго свое, каждый особенный, не зачѣмъ бы было каждому жить. Можно только дать матерьялы для образованія своего міросозерцанія, а брать изъ нихъ, что

Скачать:TXTPDF

[начинаю] забывать. Нынче много спалъ и, проснувшись, почувствовалъ совершенно новое освобожденi[е] отъ личности: такъ удивительно335 хорошо! Только бы совсѣмъ освободиться. Пробужденіе отъ сна, сновидѣнія, это — образецъ такого освобожденія. 9