Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

ему нужно, будетъ брать онъ самъ.

13 Февр.

[1)] Божеская любовь, т. е. любовь къ Богу, узнается только по любви къ врагамъ. Ихъ-то нужнѣе всего любить для того, чтобы были тѣ благія послѣдствія, которыя даетъ любовь.

[2)] Если разсуждать въ формѣ пространства и времени о жизни, то можно представить себѣ то, что наши сознанія произошли отъ сознаній частицъ, составляющихъ тѣло сознающаго, и что также изъ нашихъ сознаній отдѣльныхъ существъ составится сознаніе одного высшаго отдѣльнаго существа, которое будетъ относиться къ намъ, какъ мы къ частицамъ своего тѣла. Существа эти кажутся намъ огромными, но вѣдь предѣловъ нѣтъ ни величинѣ, ни числу (звѣзды).

Изъ всей этой чепухи вѣрно и важно одно: то, что тотъ міръ, который мы знаемъ, который мы воображаемъ — да, воображаемъ нашими духовными способностями — не только не есть весь міръ, какъ онъ есть, а есть одинъ изъ безконечно малыхъ и безчисленныхъ міровъ, какіе есть и какіе могутъ быть безконечно разнообразно представляемы. Выводъ только тотъ, что весь тѣлесный міръ есть только произведенiе нашей духовной сущности и что истинное доступное намъ знаніе — только духовное.

[3)] Все утро думалъ и думаю о томъ, почему міръ представляется намъ «im werden»?350 Почему меня не было и не будетъ, a міръ все тотъ же будетъ и такъ же измѣняться? Отвѣтъ только одинъ: не знаю.

<19 февр.>351

Хочу же я сказать всѣмъ и тѣмъ и этимъ и всѣмъ людямъ вотъ что: хочу сказать, что нельзя такъ жить, что надо «одуматься», какъ говорилъ еще Іоаннъ. Надо одуматься, понять, что нельзя жить безъ вѣры и, понявъ это: не выдумывать новыя вѣры или научныя новыя ученія, которыя, не объясняя смысла жизни, только описываютъ внѣшнюю сторону ея и потому не могутъ дать никакого руководства въ ней, ничего этого не нужно, а нужно только откинуть отъ той вѣры, въ которой мы живемъ, то, что скрываетъ сущность настоящей, то, что скрываетъ отъ насъ истинную. Откинуть ложь и жить по той истинѣ, которая открыта намъ и принять которую мы принуждены ужаснымъ, горькимъ опытомъ.

Только пойми мы это, пойми мы то, что не осуществленіе программъ демократовъ, монархистовъ, соціалистовъ, анархистовъ, антимилитаристовъ и т. п., пойми мы то, что не эти одностороннія проявленія религіозной истины, свойственной нашему времени, могутъ избавить насъ отъ зла, а избавить насъ только признаніе всей религіозной истины, во всей ея цѣлости, той истины, которая отъ вѣка открыта всякому сердцу человѣческому и ясно, просто, убѣдительно открыта намъ во всѣхъ истинныхъ ученіяхъ жизни и особенно ясно и близко въ ученіи Христа. Только пойми мы это и прими эту истину — истину о томъ, что жизнь наша только въ большемъ и большемъ проявленіи любви, — любви, несовмѣстимой съ насиліемъ, пойми мы, что въ этомъ увеличеніи любви въ себѣ и во всемъ человѣчествѣ — и отдѣльное благо каждаго, и благо всѣхъ людей, — только пойми мы это и въ своей жизни и въ общеніи съ людьми и, главное, въ воспитаніи слѣдующихъ поколѣній поставь эту истину въ основу всего. Только пойми всякій человѣкъ, что онъ не только не имѣетъ никакого права, но и возможности устраивать жизнь другихъ людей, что дѣло его, каждаго, устраивать, блюсти свою жизнь, возвышая въ себѣ духъ сына Божія, увеличивая главное его свойство352 любовь, — и не скажу что всѣ ужасы нашей жизни замѣнятся тѣмъ благомъ, котораго желаетъ всякое сердце человѣческое, п[отому] ч[то], пока живъ человѣкъ и человѣчество, всегда будетъ идеалъ, къ которому они будутъ стремиться, а уничтожится то кричащее, мучительное несоотвѣтствіе требованій нашей души и существующей злой, все ухудшающейся, звѣрской жизни.

Вотъ это, только это хотѣлъ я, прежде чѣмъ умереть, сказать своимъ братьямъ.

Кто бы ты ни былъ: царь, нищій, подумай объ этомъ, пожалѣй себя, пожалѣй свою душу…

353Вѣдь какъ бы ты ни былъ затуманенъ, одуренъ своимъ царствомъ, властью, богатствомъ, какъ бы ни былъ измученъ, озлобленъ своей нуждой и обид[ами], ты такой же, какъ и мы всѣ, обладатель или, скорѣе, проявитель того же духа Божія, который живетъ во мнѣ, и надѣюсь, думаю, даже увѣренъ, что говоритъ черезъ меня, говоритъ тебѣ: зачѣмъ, для чего ты мучаешь себя и всѣхъ, съ кѣмъ имѣешь общеніе въ этомъ мірѣ? Только пойми, кто ты и какъ, съ одной стороны, ничтожно то, что ты признаешь своей тѣлесной жизнью и ошибочно называешь собою, и какъ необъятно велико то, что ты сознаешь354 истинно собою — твое духовное существо, — только пойми это и кто бы ты ни былъ, не измѣняя своего внѣшняго положенія, а оставаясь царемъ, дворникомъ, приказчикомъ, профессоромъ, земледѣльцемъ, начни каждый часъ своей жизни жить не для внѣшнихъ цѣлей, а для исполненія того истиннаго355 назначенія твоей жизни, которое ты не можешь не356 сознавать: начни жить, полагая цѣль и благо твоей жизни въ томъ, чтобы съ каждымъ часомъ, днемъ все больше и больше освобождать духъ свой отъ обмановъ плоти, все больше и больше совершенствоваться въ любви, что въ сущности одно и тоже. Только начни дѣлать это — и съ перваго часа, дня ты почувствуешь, какое новое, неиспытанное и чудное благо все больше и больше будетъ вливаться въ твою душу и — что больше всего поразитъ тебя — какъ тѣ самыя внѣшнія условія, которыми ты такъ былъ озабоченъ и которыя всетаки такъ далеки были отъ твоихъ желаній, какъ эти условія сами собой (оставляя тебя въ твоемъ внѣшнемъ положеніи или выводя изъ него) сложатся для тебя такъ хорошо, какъ ты только можешь желать.

Милый братъ, ради Бога, ради своей души, ради своей жизни, не рѣшай впередъ, что все то, что я пишу здѣсь, невѣрно, несогласно съ тѣмъ высшимъ знаніемъ, которымъ тебѣ кажется, что ты обладаешь. Ради всего дорогого для тебя умоляю тебя для тебя же самого: прочти внимательно то, что написано здѣсь, постараясь понять то, что написано (какъ всегда и должно относиться къ мыслямъ и словамъ другого человѣка) такъ, какъ понималъ тотъ, кто писалъ ихъ.

И если ты несчастливъ — а я знаю, что ты несчастливъ — подумай о томъ, что то, что предлагается тебѣ здѣсь, выдумано не мною, а есть плодъ духовныхъ усилій всѣхъ высшихъ, лучшихъ умовъ и сердецъ человѣчества, и что это не разсужденія и слова только, а самое практическое, вѣрное средство избавиться тебѣ отъ твоего несчастія и дать тебѣ величайшее благо. Подумай объ этомъ и испытай.357

20 Февр.

Постоянно получаю письма съ сомнѣніями и опроверженіями непротивленія. Какъ это знаменательно! Никто не сомнѣвается въ заповѣди не убій, не укради, не лги и др. А между тѣмъ всѣ тѣ необыкновенные случаи, которые придумываются для непротивленія, приложимы и ко всѣмъ другимъ запрещеніямъ и указаніямъ. Отчего это? Оттого, что заповѣдь непротивленія есть заповѣдь всѣхъ заповѣдей, — такая заповѣдь, непризнаніе которой разрѣшаетъ неисполненіе всѣхъ другихъ. Прежде я говорилъ, что я прожилъ 80 лѣтъ и никогда не видалъ тѣхъ случаевъ, о которыхъ пишутъ, а въ эти 80 лѣтъ не прожилъ ни одного дня, часа, не видавъ страшнаго зла отъ неисполненія этой заповѣди.

22 Февр.

Наука изучаетъ свое откровеніе, своихъ апостоловъ, отцовъ: Дарвина, Маркса….

23 Февр.

[1)] Анночкѣ: пойми, что ты не самка, a человѣкъ. А главное, помни, что твое дѣло — совершенствованіе твоей души, а не бракъ. И потому, если не удался бракъ или ошиблась, оступилась, не только не отчаивайся, но знай, что въ этомъ исправленіи ошибки — твоя жизнь и твое благо. Если и станешь самкой, то стань человѣческой, — не скажу выше, а человѣчнѣе животнаго.

[2)] Цѣломудріе. Родъ прекратится. Ну такъ поѣдемъ въ бардель.

24 Февр.

[1)] Если жалуешься на страданія — и тѣлесныя и душевныя — то жалуешься на жизнь: страданія — это треніе жизни, безъ котораго не было бы жизни, не было бы того, въ чемъ сущность жизни: освобожденія души отъ тѣла, отъ ошибокъ тѣла, отъ страданій, связанныхъ съ тѣломъ. Малыя страданія — медленное движеніе освобожденія; болыпія страданія, какъ тѣлесныя, такъ и душевныя — болѣе быстрое освобожденіе. А мы жалуемся на страданія. Пойми это — и будешь видѣть благо въ страданіяхъ, и не будетъ страданія, какъ нѣтъ его для работника.

[2)] Что я помню изъ прошедшаго? Все то, что содѣйствовало освобожденію: и событія, и люди. Остальное все забыто. Какого же еще доказательства, что жизнь въ освобожденій?

[3)] Истинный законъ Бога — то, что соединяетъ людей; ложный законъ Бога — то, что разъединяетъ.

10 Марта 1908.

Ровно мѣсяцъ не писалъ. Занятъ б[ылъ]358 за письменнымъ столомъ статьей. Не идетъ, а не хочется оставить. Работа же внутренняя, слава Богу, идетъ непереставая и все лучше и лучше. Хочу написать то, что дѣлается во мнѣ и какъ дѣлается; то, чего я никому не разсказывалъ и чего никто не знаетъ. Много писемъ, посѣтителей. Особенно важныхъ не было. Затѣя[ли] юбилей, и это мнѣ вдвойнѣ тяжело: и п[отому], ч[то] глупо и непріятна лесть, и п[отому], ч[то] я по старой привычкѣ соскальзываю на нахожденіе въ этомъ не удовольствія, но интереса. И это мнѣ противно. Былъ Ч[ертковъ]. Мнѣ особенн[о] хорошо съ нимъ было. Съ недѣлю тому назадъ я заболѣлъ. Со мной сдѣлался обморокъ. И мнѣ б[ыло] очень хорошо. Но окружающіе дѣлаютъ изъ этого fuss.359 Читалъ вчера чудную статью Индуса въ переводѣ Наживина. Мои мысли, неясно выраженныя.

Живу я вотъ какъ: Встаю, голова свѣжа, и360 приходятъ хорошiя мысли, и, сидя на горшкѣ, записываю ихъ. Одѣваюсь[,] съ усиліемъ и удовольствіемъ выношу нечистоты. Иду гулять. Гуляя, жду почту, к[отор]ая мнѣ не нужна, но по старой привычкѣ. Часто задаю себѣ загадку: сколько будетъ шаговъ до какого нибудь мѣста, и считаю, раздѣляя каждую единицу на 4, 6, 8 предыхані[й]: разъ, и а, и а, и а; и два, и а, и а, и а…. Иногда по старой привычкѣ хочется загадать, что если будетъ столько шаговъ, сколько предполагаю, то… все будетъ хорошо. Но сейчасъ же спрашиваю себя: что хорошо? и знаю, что и такъ все оч[ень] хорошо, и нечего загадывать. Потомъ, встрѣчаясь съ людьми, вспоминаю, а большей частью забываю то, что хотѣлъ помнить, что онъ и я одно. Особенно трудно бываетъ помнить при разговорѣ. Потомъ лаетъ собака Бѣлка, мѣшаетъ думать, и я сержусь и упрекаю себя за то, что сержусь. Упрекаю себя за то, что сержусь на палку, на к[отор]ую спотыкаюсь.361 Да, забылъ сказать, что умываясь, одѣваясь, вспоминаю бѣдноту деревни и больно на свою роскошь одеждъ, а привычк[а] чистоты.362 Возвращаясь съ прогулки, берусь за письма. Просительныя письма раздражаютъ. Вспоминаю, что братья,363 сестры, но всегда

Скачать:TXTPDF

ему нужно, будетъ брать онъ самъ. 13 Февр. [1)] Божеская любовь, т. е. любовь къ Богу, узнается только по любви къ врагамъ. Ихъ-то нужнѣе всего любить для того, чтобы были