Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

поздно. Похвалы тяжелы. Радостно только выражаемое единеніе. Читаю газету364 Русь. Ужасаюсь на казни, и, къ стыду,365 глаза отъискиваютъ Т. и Л. H., а когда найду: скорѣе, непріятно. Пью кофе. Всегда не воздержусь — лишнее, и сажусь за пись[ма].366

367Когда нибудь продолжу это описаніе, а теперь

21 Марта 1908. Яс. Пол.

Все время, не все время, а дней 5 нездоровилось, но на душѣ продолжа[ло] быть оч[ень] хорошо. Послѣдній день, вчера б[ыло] очень слабо. Нынче спалъ до368 9 часовъ и, несмотря на нездоровье, писалъ статью очень хорошо. Все, что б[ыло] неясно, уяснилось, и гуляя думалъ, и кажет[ся] все ясно, и допишу. За послѣднее время работалъ надъ новымъ изданіемъ Кр[уга] Чт[енія] (Гусевъ такъ хорошо, любовно помогаетъ) и еще надъ любимымъ милой Мар[ьей] Алек[сандровной] Дѣтскимъ евангеліемъ, какъ мы его называемъ. И работа и та и другая были очень пріятныя, особенно надъ Евангел[іемъ]. Съ дѣтьми сталъ заниматься по утрамъ, но часто пропускаю.

За это время непріятныя заботы объ юбилеѣ, не мои — мои только о томъ, какъ бы прекратить его. Сейчасъ получилъ по этому случаю ругательное письмо. Хочу исполнить желаніе пишущаго — послать въ газету и при этомъ случаѣ ясно и опредѣленн[о] высказаться. Вот и все. Саша выписываетъ изъ книжечекъ. Выпишу кое что и я.

1) Въ знаніи важно не количество знаній, даже не точность ихъ (п[отому] ч[то] совершенно точныхъ знаній нѣтъ и никогда не будетъ), а разумная связность ихъ: то, чтобы онѣ со всѣхъ сторонъ освѣщали369 міръ. Въ родѣ того, ч[то] бываетъ въ постройкахъ. Постройка можетъ быть великолѣпна или бѣдна: зимній дворецъ и шалашъ, но и то и другое — разумныя построй[ки] только370 тогда, когда они защищаю[тъ] со всѣ[хъ] сторонъ отъ непогоды и даютъ возможность жить въ нихъ и зимой и лѣтомъ; но самыя великолѣпныя 3 стѣны безъ 4-й или 4 безъ крыш[и] или безъ оконъ и печи много хуже бѣдной хаты, въ к[отор]ой можно укрыться и не задыхаться и не мерзну[ть]. Тоже и въ научныхъ знаніяхъ, теперешн[ихъ] знаніяхъ ученыхъ въ сравненіи съ знані[ями] безграмотнаго крестьянина земледѣльца. Эта истина должна быть основой воспитанія и образованія. Расширять знанія надо равномѣрн[о].

21 Февраля 08.371

Въ знаніи важно не количество знаній, даже не точность ихъ, (п[отому] ч[то] точныхъ совершенно знаній нѣтъ и никогда не будетъ), а разумная связность ихъ, то, чтобы они со всѣхъ сторонъ освѣщали міръ. Въ родѣ того, что бываетъ въ постройкахъ. Постройка можетъ быть великолѣпна — зимній дворецъ и шалашъ, и то и другое разумныя постройки, если защищаютъ со всѣхъ сторонъ отъ непогоды и даютъ возможность жить въ нихъ. Но самыя великолѣпныя три стѣны безъ четвертой или безъ крыши — не постройка и внѣ сравненія съ шалашемъ. — То же и въ научныхъ теперешнихъ знаніяхъ въ сравненіи съ знаніями безграмотнаго крестьянина. Эта истина должна быть основой воспитанія и образованія. Расширять знанія надо равномерно.372

1) Трудность объясненія жизни не въ томъ, чтобы объяснить происхожденіе духовнаго, а въ томъ, чтобы объяснить одинаковость представленія тѣлеснаго.

2) Весь міръ для меня, для человѣка, зрительный: я вижу все, я ощупываю, прислушиваюсь, нюхаю только, когда не вѣрю глазамъ. Для собаки весь міръ пахнетъ, и, повѣряя запахъ, она смотритъ. Когда собака лаетъ на видный предметъ, не успѣвъ обнюхать, то это то же, что со мной, когда я глазами ищу, что такъ воняетъ.

3) Нельзя совсѣмъ отрицать славу людскую. Желать быть одобреннымъ Христомъ — не дурно.

23 Марта.

Если бы было извѣстно, что смерть ухудшаетъ наше положеніе, жизнь въ виду неизбѣжной смерти была бы ужасна. Если же бы мы навѣрно знали, что смерть улучшаетъ наше положеніе, мы пренебрегали бы жизнью.373

———————————————————————————————————

Прежде, чѣмъ былъ Авраамъ, я есмь — можетъ, долженъ сказать каждый человѣкъ. Всѣ сознаемъ свою жизнь безъ начала ея. А если ей не было начала, то не будетъ и конца.

———————————————————————————————————

Живо почувствовалъ грѣхъ и соблазнъ писательства; почувствовалъ его на другихъ и перенесъ основательно на себя.

———————————————————————————————————

Нужно два: любовь и правда. Первое я зналъ. Надо работать надъ вторымъ. Нѣтъ, три: воздержаніе, правда и любовь.

———————————————————————————————————

374сознательно добро — соединеніе съ Богомъ.

Какъ императоры убѣждены въ благодѣтельности монархіи и президенты республики…., а капиталисты въ необходимости капиталовъ, а професора, фармацевты въ необходимости медицины, такъ всѣ они убѣждены въ необходимости противленія злу насиліемъ.

———————————————————————————————————

Законъ жизни прекрасно изображается пальцами въ перчаткѣ: отдѣли ихъ, воображая увеличить тепло каждаго пальца — и всѣмъ холодно, и чѣмъ лучше отдѣлены, тѣмъ холоднѣе; откинулъ перегородки, соединилъ — всѣмъ хорошо.

———————————————————————————————————

Видишь, какъ мальчикъ, идя по деревнѣ, нарочно дразнитъ собакъ: собаки окружили его и лаютъ и бросаются, а онъ отмахивается палкой. Говоришь ему: зачѣмъ ты дразнишь собакъ? Онъ говоритъ: я не дразню, я отбиваюсь.375

———————————————————————————————————

Только тогда дѣлаешь дѣло Божье, когда не знаешь, что его дѣлаешь.376

———————————————————————————————————

Хорошо знать, что все, что ты дѣлаешь, ты дѣлаешь только для Бога, и что ничто не можетъ помѣшать мнѣ дѣлать то, что я дѣлаю.

1) Вся жизнь есть освобожденіе — сознательное и безсознательное — отъ похотей плоти, отъ плотской жизни. Смерть есть это полное освобожденіе. Какъ же бояться, не желать ее. Трудно не желать.

Бояться, не желать ее можно только тогда, когда не понимаешь, не сознаешь свое духовное «я», то «я» которое одинаково нетѣлесно въ старомъ человѣкѣ, въ ребенкѣ, даже грудномъ, даже въ животномъ.377

2) «Вся жизнь — матеріальные процессы, развитіе и соотношеніе существъ».

Хорошо, но что же такое отдѣльность существъ, сознаніе каждымъ существомъ своей отдѣльности? Вѣдь если есть только матерія, то матерія эта должна быть вся единою, нераздѣльною. Что же такое значитъ то, что нѣкоторыя соединенія матеріи сознаютъ себя отдѣленными отъ всѣхъ другихъ?

Образуется или не образуется эта отдѣленность и сознаніе отдѣленности, что это такое?

А это-то удивительное явленіе пропускается, признается существующимъ безъ объясненія.

А все дѣло въ немъ, и никакія объясненія ничего не даютъ, если это не объяснено.378

24 Марта 1908. Я. П.

1) Нельзя не думать о засыпаніи и пробужденіи, какъ о подобіи смерти и рожденія. Какъ при засыпаніи теряется связь бывшаго сознанія бдѣнія съ новымъ сознаніемъ въ сновидѣніи, также должно быть и при смерти. И какъ при пробужденіи является новое сознаніе, такъ должно быть и при рожденіи. (Что-то тутъ есть, но не могу разобраться.)

25 Марта 1908. Я. П.

1) Главное подобіе въ отношеніи ко времени: въ томъ, что какъ во снѣ, такъ и наяву времени нѣтъ, но мы только воображаемъ, не можемъ не воображать его. Я вспоминаю длинный, связный сонъ, который кончается выстрѣломъ, и я просыпаюсь. Звукъ выстрѣла это былъ стукъ вѣтромъ прихлопнутаго окна. Время въ воспоминаніи о сновидѣніи мнѣ нужно, необходимо было для того, чтобы въ бдящемъ состояніи расположить всѣ впечатлѣнія сна. Тоже и въ воспоминаніяхъ о событіяхъ бдѣнія: вся моя жизнь въ настоящемъ, но я не могу въ воспоминаніи о ней, скорѣе въ сознаніи ея — не располагать ее во времени. Я — ребенокъ, и мужъ, и старикъ — все одно, все настоящее. Я только не могу сознавать этого внѣ времени.

Спрашиваю себя: зачѣмъ это? И отвѣтъ самъ собой напрашивается: затѣмъ, чтобы дать мнѣ возможность блага жизни. Будь я внѣ времени и пространства, меня бы не было и не было бы моего блага, не было бы моей возможности жить по своей, моей волѣ — она же воля Бога. Богъ живетъ во мнѣ. (Je m’entends.)379

Какъ, просыпаясь отъ стука захлопнувшагося окна, я знаю, что сновидѣніе было иллюзія, такъ я при смерти узнаю это обо всѣхъ, кажущихся мнѣ столь реальными событіяхъ міра.

2) Въ первый разъ понялъ на Сер[ежѣ], могъ бы и на его матери, что бываютъ люди, всегда или до времени лишенные религіознаго метафизическаго интереса и пониманія, а ты сердишься на нихъ за ихъ непониманіе. А какъ поймешь, что это его свойство души, и станетъ легко.

27 Марта 1908 г. Я. П.

1) Жизнь моя есть проявленіе Бога. Чѣмъ болѣе я проявляю Бога, тѣмъ я испытываю большее благо (свободу, сознаніе добра). Благо не есть цѣль, а только признакъ исполненія назначенія.

10 Апр. 1908. Я. П.

Были сыновья. Со всѣм[и] очень хорошо. Все пишу статью. Подвигаюсь. Хотѣлъ записать:

1) Богъ высвобождается изъ всѣхъ самыхъ разнообразныхъ препятствій. И это высвобождение во всѣхъ видахъ, всегда, дл[я] всѣхъ благо.

12 Апр. 1908. Я. П.

Здоровье — желудокъ очень плохъ. Не сплю, и дурное расположеніе духа, съ к[оторымъ] борюсь болѣе или менѣе успѣшно. Сейчасъ хочу записать.

1) Если бы мужчины знали всѣхъ женщинъ, какъ мужья знаютъ своихъ женъ, они никогда [бы] не спорили съ ними и не дорожили бы ихъ мнѣніе[мъ].

2) Хорошій работникъ не бросаетъ работу, если и знаетъ, что не увидитъ ее въ дѣлѣ и не получить награды. Тоже съ работой жизн[и] до самой послѣдней минуты смерти.

19 Апр. 1908. Я. П.

Здоровье лучше. Статья подвигается, но слаба. Записать есть много. Сейчасъ запишу слѣд[ующее], очень хорошее:

1) Вѣрный признакъ того, что вся моя дѣятельность пустая, то, что на меня нетолько нѣтъ гоненій, но меня восхваляютъ. Хорошо для смиренія.

Чувствую большую тяжесть отъ глупо[й] благотворительности внѣшней въ соединеніи съ безумной роскошью жизни своей.

Былъ Семеновъ. Онъ еще не готовъ самъ для себя. Много хорошаго въ общеніи съ людьми. Не хочу называть… —

28 Апр. 1908 Я. П.

Меня старательно лѣчатъ. Былъ Щур[овскій]. Усердіе большое, но, какъ и всѣ, хочетъ знать и вѣритъ, что знаетъ, но ничег[о] не знаетъ. Нѣсколько дней, да и почти всегда нехорошо… Вчера, кажется, что кончилъ статью. — Нынче, лежа въ постели, утромъ пережилъ давно не переживавшееся чувство сомнѣнія во всемъ. Въ концѣ концовъ остается всетаки одно: добро, любовь — то благо, к[отор]ое никто отнять не можетъ. Вчера получилъ укорительное по пунктамъ письмо отъ юноши марксиста, и, къ стыду своему, мнѣ б[ыло] тяжело. Все еще далеко отъ жизни только для души (Бога), и все еще тревожитъ слава людская. Да, какъ вчера говоритъ Паскаль, есть только одно истинное благо, то, к[оторое] никто ни отнять, ни дать не можетъ. Только бы умѣть его пріобрѣтать и жить для него!

6 Мая 1908. Я. П.

Все занятъ статьей. Дня четыре посвятилъ для воспоминаній о солдатѣ для Поши. Не очень дурно, но задорн[о]. Нынче не письма, а разговоръ о правѣ на мои сочинені[я] послѣ смерти. Трудно перенесъ. Записать много есть въ книжечк[ахъ], а теперь хочется записать:

1) то, что въ первый разъ сейчасъ, гуляя, ясно вполнѣ понялъ благодѣтельнос[ть] осужденій, укоровъ, стыда людскаго. Понялъ, какъ это загоняетъ въ себя, — разумѣется, если есть въ себѣ то, куда уйти. Прямо хорошо, желательно.

2) Умереть значить уйти туда, откуда пришелъ. Что тамъ? Должно быть, хорошо, по тѣмъ чудеснымъ

Скачать:TXTPDF

поздно. Похвалы тяжелы. Радостно только выражаемое единеніе. Читаю газету364 Русь. Ужасаюсь на казни, и, къ стыду,365 глаза отъискиваютъ Т. и Л. H., а когда найду: скорѣе, непріятно. Пью кофе. Всегда