Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

существамъ дѣтямъ, к[оторыя] приходятъ оттуда.

12 Мая Я. П.

Со мной случилось нынче что-то новое, необыкновенное, не знаю, хорошее или дурное, должно быть хорошее, п[отому] ч[то] все, что было, есть и будетъ, все только хорошо: Случилось то, что я проснулся съ небольшой головной болью и какъ-то странно забывъ все: кот[орый] часъ? Что я пишу? Куда итти? — Но, удивительная вещь! рядомъ съ этимъ особенная чуткость къ добру: увидалъ мальчика, спяща[го] на землѣ — жалко; бабы работаютъ — мн[ѣ] особенно стыдно. Прохожіе — мнѣ не досадно, а жалко. Такъ что совсѣмъ не къ худшему, а къ лучшему.

380Прочелъ мѣстами свою работу З[аконъ] Н[асилія] и З[аконъ] Л[юбви], и мнѣ понравилось, и я кончилъ ее. Вчера мнѣ б[ыло] особенно мучительно тяже[ло] отъ извѣстія о 20 повѣшенныхъ крестьяна[хъ]. Я началъ диктовать въ фоногр[афъ], но не могъ продолжать. Господи, Начало жизни, Ты, невѣдомый, непостижимый, но сущій, глупо говорить: благодарю тебя, но иначе не могу выразить мою умиленную радость существованія. Больш[е] не могу.

Запѣлъ соловей подъ окномъ, до слезъ радостно. Сейчасъ только, вспомнилъ, что я нынче, гуляя передъ чаемъ, забылъ молиться. Все забылъ. Удивительно! Сейчасъ читаю свое письмо Анато[лію] Федоровичу и не могу вспомнить, кто это.

14 Мая 1908. Я. П.

Молюсь такъ: благодар[ю] тебя, Господи, за то, что открылъ мнѣ то, что можно жить Тобою. И не хочу и не могу жить другой жизнью.

Вчера, 13-го, написалъ обращеніе, обличеніе — не знаю, что — о казняхъ, и еще о Молочниковѣ. Кажется, то, что нужно. Былъ Муравьевъ, много разсказывалъ мучительнаго. Вчера были сыновья Анд[рей] и Мих[аилъ], жалкіе и очень далекіе. С[аша] пріѣхала. Ходилъ пѣшкомъ, хорошо думалъ. Какъ удивительно проста разгадка жизни: Жизнь личности — Льва,381 Петра, Иван[а] — нелѣпое заблужденіе. Живетъ во мнѣ Богъ, а я — Его органъ. «Богъ живетъ во всѣхъ, но не всѣ знаютъ это». Да, удивительно хорошо на душѣ.

27 Марта 1908 г.382

1) Какъ бы помнить то, что главное и даже единственное въ жизни — освобожденіе отъ тьмы (зла), скрывающаго Бога, а никакъ не счастье мое, успѣхъ мой, одобреніе людьми моихъ дѣлъ.

2) Какъ хорошо, что я понялъ нынче — vaut mieux tard que jamais,383 что люди — С[е]р[ежа] и С[оня] и имъ имя легіонъ — несогласны со мной не п[отому], ч[то] они (какъ мнѣ казалось прежде) опровергаютъ или думаютъ, что опровергаютъ мои доводы, а оттого, что все это не интересуетъ ихъ, они не знаютъ, не могутъ узнать всего того, что касается вопросовъ религіи.

3) Проявляя божественность своей души, мы никакъ не можемъ знать, какое проявленіе ея: доброе слово обидѣвшему глупому человѣку или полная философская система будетъ имѣть какія послѣдствія.

4) Такъ что для насилуемыхъ, для огромнаго числа рабочаго народа противленіе злу, подчиненіе себя насилію и участіе въ немъ есть грубое суевѣріе в родѣ постовъ, поклоненій и всякаго рода самоистязаній.384

5) (къ статьѣ) Но что же дѣлать? Вопросъ этотъ только для людей не религіозныхъ. Религіозные знаютъ, что дѣлать: установлять въ себѣ Царство Божіе и не думать о другихъ. Бѣдствіе нерелигіозныхъ людей: они учатъ другихъ.

31 Марта 08 г.

1) Я прежде думалъ, что разумъ (разумѣніе) есть главное свойство души человѣческой. Это была ошибка, и я смутно чувствовалъ это. Разумъ есть только орудіе освобожденія, проявленія сущности души — любви. (Очень важно).

2) Знаю я, что я не увижу послѣдствій этого моего воззванія, но знаю такъ, знаю вѣрнѣе смерти, что послѣдствія эти будутъ. Будутъ не въ томъ смыслѣ, что сложится такой или иной мною предвидимый и желаемый строй жизни, а будутъ въ томъ, что уничтожится то безуміе и зло, въ которомъ живутъ теперь люди христіанскаго міра. Это будетъ, я вѣрнѣе смерти знаю, что это навѣрно, неизбѣжно будетъ (къ статьѣ).

1 Апрѣля.

1) То, что составляетъ истинное, существенное движеніе жизни: освобожденіе Бога любви — никогда не сознается и не можетъ сознаваться, какъ сонъ. Не можешь знать, когда заснулъ. Можешь желать заснуть и, вспоминая, знать, что ты спалъ, но не можешь сознавать осуществленія своего желанія, какъ его сознаешь при плотскихъ желаніяхъ.

То же и съ «просвѣщеніемъ» въ смыслѣ освобожденія отъ тьмы, скрывающей Бога любовь, — въ совершенствованіи.

2) Не могу же я сознавать въ себѣ истинное движеніе жизни цотому, что совершается оно не мною, a тѣмъ Всѣмъ, что живетъ во всемъ.

2 Апрѣля.

Низшая ступеньжизнь для похотей тѣла, чтобы угодить тѣлу, вторая ступень — для одобренія людского, чтобы угодить людямъ, третья — для награды отъ Бога, чтобы угодить Богу внѣ себя, четвертая, выше которой я не знаю, жизнь ни для чего, а только чтобы угодить Богу въ себѣ.

3 Апрѣля.

1) (къ статьѣ) Никѣмъ не мучимы, сами себя мучаете. И не тѣлесно только, а духовно губите. И водка, и уничтоженіе общины, и суевѣріе, и безбожіе, и революція.

2) Да, какъ не знаешь, когда и какъ заснулъ, такъ не знаешь, когда и какъ родился. И какъ во снѣ, такъ и въ жизни начинаешь все больше и больше вѣрить въ то, что представляется мнѣ, отдѣленному отъ Всего. И также, какъ во снѣ, все меньше и меньше вѣришь и подъ конецъ просыпаешься, т. е. теряешь ту личность, которой жилъ во снѣ, и входишь въ то состояніе, въ которомъ былъ до сна, и не въ то состояніе, а въ состояніе высшее — состарѣлся, поумнѣлъ, подобрѣлъ.

4 Апрѣля.

Женщина дѣлаетъ большое дѣло: рожаетъ дѣтей, но не рожаетъ мыслей, это дѣлаетъ мужчина. Женщина всегда только слѣдуетъ тому, что внесено мущиной и что уже распространено, и дальше распространяетъ. Такъ и мужчина только воспитываетъ дѣтей, а не рожаетъ.385

6 Апрѣля.

1) Вѣдь жизнь каждаго изъ насъ не въ томъ или иномъ устройствѣ, а въ благѣ не личномъ, а въ благѣ общемъ. Общее же благо пріобрѣтается не устройствомъ съ спорами, злобой, насиліемъ, а только любовью. Главное же то, что это возможно, это въ моей власти, это свойственно моей природѣ, а то — устройство — и не въ моей власти и противно моей природѣ.

2) (къ статьѣ) Но этого никогда не будетъ.

Было время, когда не было и государствъ, а были, какъ теперь, сами собою управляющіеся народы. Почему же думать, что вѣчно будетъ одно и то же? И каждый изъ насъ прежде сосалъ грудь, потомъ игралъ въ игрушки, потомъ учился, потомъ женился, потомъ работалъ, воспитывалъ дѣтей, потомъ старѣлъ, умнѣлъ, оставлялъ прежнее и т. д.

7 Апрѣля.

1) Вѣра любви, какъ высшаго закона жизни, не исключаетъ никакихъ радостей жизни. Можно играть, плясать, все не противное любви дѣлать ЛЮБЯ.386

8 Апрѣля.

1) Революція и особенно подавленіе ея изобличило отсутствіе вѣры въ христіанство.

2) Ученіе жизни написать.

3) Высшій нравственный законъ только тогда законъ и что нибудь, когда никакой законъ не можетъ быть признанъ выше — обязательнѣе его.

9 Апрѣля.

1) Знаю въ себѣ тотъ же X — силу жизни, которую знаю во всемъ и особенно ясно въ наиболѣе себѣ подобныхъ существахъ. Силу жизни эту называю Богъ. Могу, не сознавая эту силу, жить ею, могу сознавать и жить ею. Разница между этими двумя жизнями въ томъ, что при первой живу одной ограниченной, окруженной враждебными существами жизнью; при второй живу, кромѣ своей ограниченной, еще и жизнью всѣхъ однородныхъ, близкихъ существъ, все больше и больше сознавая и ихъ любовью.

2) (къ статьѣ) Но вамъ-то, рабочему народу, нѣтъ никакой выгоды. Отчего же вы? А оттого, что у васъ нѣтъ вѣры. Отъ этого вы мучаете себя. Отъ этого вы слушаетесь. Вы освободитесь и освободите другихъ только тогда, когда будете поступать не для выгоды, не по зависти, не по злобѣ, а ради Бога, по совѣсти, ради добра, какъ поступали тѣ люди, о которыхъ я пишу.

12 Апрѣля.

1) Если работникъ и не увидитъ ни конца своей работы, ни приложенія ея, знаетъ, что не получитъ награды за ея исполненіе, ни наказанія за неисполненіе, онъ, если онъ хорошій работникъ, всетаки будетъ дѣлать ее. Моя работа — это моя жизнь, и она всегда цѣльная съ послѣдней отдѣлкой — смертью. Дѣлай ее хорошо.

2) Придите ко мнѣ, говорить Христосъ, и я думаю, что всѣмъ и удачникамъ, и особенно неудачникамъ хорошо послѣдовать его совѣту.

3) Религія есть знаніе воли Божіей: общаго направленія пути.

14 Апрѣля.

Спасеніе въ усвоеніи религіи. Выдумать нельзя. Можно принять только ту, которая уже открылась и зоветъ къ себѣ.

17 Апрѣля.

Помоги мнѣ, Господи, уничтожить себя такъ, чтобы ты могъ жить во мнѣ, проходить черезъ меня — чтобъ я могъ быть только твоимъ проявленіемъ.387

19 Апрѣля.

Помоги мнѣ, Отецъ, духовно очистить себя такъ, чтобы Ты могъ жить во мнѣ, чтобы я жилъ Тобою.

20 Апрѣля.

Записано какъ-то въ началѣ года: „все утро думалъ о томъ, почему міръ представляется намъ «Im Werden»“.388 Есть теперь что-то похожее на отвѣтъ. Вотъ что: Жизнь есть ростъ сознанія. Въ этомъ и жизнь и благо ея. Ростъ не можетъ совершаться въ этомъ мірѣ иначе, какъ въ пространствѣ и времени. Я говорю: въ этомъ мірѣ потому, что жизнь, слѣдовательно, сознаніе можетъ и растетъ безконечно, приближаясь къ Богу (Нирвана) и въ этомъ приближеніи можетъ проходить міры, т. e. состоянія, въ которыхъ ограниченіе, а потому и ростъ происходятъ въ иныхъ условіяхъ, чѣмъ пространство и время. Неясно, но есть что-то.

21 Апрѣля.

1) Я хочу жить Богомъ, а не своимъ тѣлеснымъ я, Львомъ Т[олстымъ]. Что это значитъ? То, что я хочу сознаніе Льва Т[олстого] замѣнить сознаніемъ всего человѣчества, даже всего живого. И это сознаніе я называю Богомъ. Но это сознаніе не есть Все, не есть весь Богъ, а только одно изъ проявленій Его, доступныхъ мнѣ. (Хорошо).

2) Пространство, время, тѣло и форма происходятъ отъ моего безсилія познавать все, какъ оно есть. Я могу познавать только движущееся и раздѣленное. Какъ я не могу познать шара иначе, какъ когда онъ вертясь обращается ко мнѣ всѣми сторонами, такъ и не могу познать людей, животныхъ и растенія и все иначе, какъ движущимся и раздѣленнымъ. Первое, т. е. движеніе, даетъ время и пространство, второе — раздѣленіе — даетъ тѣло и форму. (Что-то есть, но неясно.)389

22 Апрѣля.

3) «Но что же будетъ?» Вопросъ только отъ того, что мы привыкли къ суевѣрію о томъ, что мы устраиваемъ жизнь. Развѣ стараясь дѣлать, устраивать жизнь по своему, мы сколько нибудь достигаемъ этого? Жизнь устраивается при всѣхъ нашихъ усиліяхъ не такъ, какъ мы хотимъ и воображаемъ.390

4) Но что будетъ со мною, если я одинъ буду не противиться среди борющихся, среди злыхъ? Опять тоже суевѣріе. То было объ устройствѣ жизни другихъ, это объ устройствѣ своей жизни. Какая будетъ и общая,

Скачать:TXTPDF

существамъ дѣтямъ, к[оторыя] приходятъ оттуда. 12 Мая Я. П. Со мной случилось нынче что-то новое, необыкновенное, не знаю, хорошее или дурное, должно быть хорошее, п[отому] ч[то] все, что было, есть