Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

и наша внѣшняя жизнь, никогда не можетъ быть извѣстно намъ. Уже одна ежечасная возможность смерти дѣлаетъ это знаніе невозможным. Устраивая и не устраивая свою внѣшнюю жизнь, я знаю, что она будетъ не такою, какою я хочу. Одно только по отношенію моей жизни въ моей власти: это ея внутреннее измѣненіе — все большее и большее приближеніе къ нравственному совершенств[ованію], и это одно нужное мнѣ и главное измѣненіе моей жизни всегда въ моей власти.

Каково же заблужденіе людей, употребляющихъ всѣ силы на то измѣненіе жизни, которое внѣ ихъ власти, на устройство жизни другихъ людей, и для этого мнимаго устройства ея лишающихъ себя того устройства жизни, которое всегда въ ихъ власти и которое одно можетъ вліять на жизнь другихъ людей? То, что со мной будетъ, въ смыслѣ внѣшнихъ событій хорошее или дурное, я не знаю и не могу знать; то же, что жить нравственно всегда хорошо и для меня и для всѣхъ людей, я навѣрное знаю. И зная это, я буду жертвовать вѣрнымъ невѣрному?

Такъ что кажущійся такимъ труднымъ для отвѣта вопросъ о томъ, не ошибочно ли бы было среди всѣхъ живущихъ насиліемъ злыхъ быть одному или немногимъ непротивящимися добрыми, подобенъ вопросу о томъ, какъ быть трезвому среди пьяныхъ, не лучше ли напиться вмѣстѣ со всѣми.

23 Апрѣля.

Есть сознаніе себя, своей духовной сущности, и сознаніе своихъ предѣловъ, которое въ началѣ жизни сознается какъ «я». Это второе сознаніе предѣловъ заслоняетъ, скрываетъ первое сознаніе духовности: кажется, что сознаніе своихъ предѣловъ и есть сознаніе себя. Вся жизнь есть все большее и большее сознаніе своей духовной сущности, освобожденіе отъ обмана признанія собою своихъ предѣловъ. Смерть для того, кто вполнѣ сознаетъ свою духовную сущность, есть освобожденіе отъ стѣснявшихъ ее предѣловъ.391

26 Апрѣля.

1) Ничто такъ не утверждаетъ въ неуничтожаемости, безвременности своей сущности, ничто такъ не способствуетъ, спокойному принятію смерти, какъ мысль о томъ, что умирая я не вступаю въ новое положеніе, а только возвращаюсь въ то безвременное, безпространственное, безтѣлесное, безформенное состояніе, въ которомъ былъ и изъ котораго пришелъ въ эту жизнь. (Хорошо).

Нельзя даже сказать: «въ которомъ былъ», а въ то состояніе, которое мнѣ также свойственно, какъ и то, въ которомъ я нахожусь теперь.

2) Таничка еще свѣжа отъ Начала всего — любви и любитъ всѣхъ. Мика уже любитъ только себя, я пріучаюсь опять, какъ Таничка, любить всѣхъ.

3) Der langen Rede kurzer Sinn.392 Причина всѣхъ бѣдствій — суевѣріе возможности устройства общества насиліемъ. Причина суевѣрія — отсталость вѣры, дѣятельность, не имѣющая уже разумнаго основанія. Причина отсталости вѣры — непониманіе той, которая свойственна возрасту человѣчества и открыта ему. И потому избавленіе отъ бѣдствій — пониманіе соотвѣтственной возрасту человѣчества вѣры, вѣры въ высшій законъ любви.

30 Апрѣля.

Соціалисты дѣлаютъ, кромѣ всѣхъ другихъ ошибокъ, двѣ главныя, разрушающія всѣ ихъ доводы.

Первая — въ предположеніи о томъ, что все сосредоточенное въ однихъ мѣстахъ машинное производство останется тоже при экономической свободѣ рабочихъ. Тогда какъ потребность по крайней мѣрѣ 9/10 всѣхъ предметовъ — защиты государства, изготовляемыхъ теперь ружей, пушекъ, крѣпостей, предметовъ роскоши, желѣзныхъ дорогъ и т. п. должна уничтожиться; такъ что и машинное, всегда тяжелое для людей производство, возникшее только при несвободѣ, произведшей капитализмъ, не только не будетъ расти, но уничтожится, и люди будутъ жить не кучами мучительно городской жизнью, а просторно, естественно и радостно на землѣ, и имъ не нужно будетъ капитала. Прогрессъ же техническій будетъ въ томъ, что будутъ придуманы облегченія производства безъ необходимости каторжной жизни. Вчера былъ убѣжденный рабочій соціалистъ. Я спросилъ, что онъ дѣлалъ на заводѣ. — Трубки для папиросныхъ гильзъ.

Вторая въ томъ, что при соціалистическомъ устройствѣ необходимы распорядители. Откуда возьмутъ такихъ людей, которые безъ злоупотребленій устроятъ посредствомъ насилія соціалистическій справедливый строй?

2 Мая.

1) Развѣ не ясно, какой полный невѣжда этотъ професоръ Геккель. Каковы же его ученики? Возражать не стоитъ: возраженіе въ Евангеліи, но они не знаютъ его, безнадежно не знаютъ, рѣшивъ, что они выше его.

А если люди такъ невѣжественны, что могутъ по закону убивать, то что же законъ? И все рушится.393

2) Нельзя спрашивать: перемѣнить ли жизнь? Перемѣнить надо жизнь только тогда, когда нельзя не перемѣнять. И тогда нечего спрашивать. А для того, чтобы притти въ такое положеніе, надо внутренне, духовно измѣниться.394

9 Мая.

Сознаніе и познаніе.

Сознаніе — это изученіе своего духовнаго существа, познаніе — это изученіе всего внѣшняго. Одно всегда въ ущербъ другому. Чѣмъ больше одного, тѣмъ меньше другаго.

Память и усилія мысли въ той же зависимости: чѣмъ больше однаго, тѣмъ меньше другаго. Какъ одно ограниченное вмѣстилище. И отъ того, что вмѣстилище для обоихъ одно, почти всегда смѣшиваютъ оба и принимаютъ одно за другое, тогда какъ напротивъ — чѣмъ больше памяти, тѣмъ меньше усилія мысли, и наоборотъ. Про памятливаго человѣка говорятъ — умный, про самобытно мыслящаго, мало помнящаго говорятъ — глупый.

10 Мая.

Сознаніе есть изученіе духовной сущности, познаніе — изученіе тѣлеснаго, вещественнаго. Сознаніе есть знаніе идеала совершенства и своего отношенія къ нему. Изъ него вытекаетъ нравственное совершенствованіе. Познаніе есть знаніе вещественнаго міра, всегда недоступное по условіямъ времени и пространства — безконечности ихъ, и потому изъ него ничего не вытекаетъ.

11 Мая.

«Старый брешетъ» огорчило меня, но благополучно преодолѣлъ, захотѣлось сдѣлать ему добро. Надо бы написать. А какъ явенъ самообманъ общины. Разговоры о любви, а желать оскорбить или не замѣтить, что оскорбляешь, — нипочемъ.

13 Мая.

1) Утеряна главная сущность ученія Христа: сыновность Богу. — 2) данное участіе въ жизни Божеской.

14 Мая.

Благодарю тебя, Господи, за то, что открылъ то, что можно жить Тобою. Только такъ и хочу жить.

Къ заявленію. И не думайте, что я разсчитываю на неприкосновенность въ зависимости отъ юбилея….395

Къ обращенію. Вспомните, что вы сыны Бога, а не палачи.396

15 Мая.

Къ Не убий. И все это дѣлается для насъ, для мирныхъ жителей. Хотимъ мы или не хотимъ этого, насъ дѣлаютъ участниками этихъ ужасовъ.

И все это дѣлается среди тѣхъ людей и тѣми людьми, которые говорятъ, что поклоняются и считаютъ Богомъ того, кто сказалъ. Вамъ сказано,….. Всѣ братья … Любить всѣхъ, прощать всѣмъ не семь, а семьдесятъ разъ семь, кто сказалъ про казнь, что пусть тотъ, кто безъ грѣха, броситъ первый камень. Въ этомъ страшное дѣло, это самое ужасное, запрещенное дѣло дѣлается наиболѣе почитаемыми людьми и съ участіемъ учителей этой вѣры.

Дѣлается тамъ, гдѣ въ народѣ считается долгомъ помочь несчастненькимъ.

Вижу, какъ съ улыбкой презрѣнія прочтутъ это европейцы. То ли дѣло у насъ, скажутъ Англичане и другіе. У насъ все это такъ устроено, что одно удовольствіе. Все по машинѣ. Ничего не видно, и только флагъ.

16 Мая.

И это христіане!

———————————————————————————————————

1) Сознаніе есть сличеніе, сравненіе своего «я» тѣлеснаго, своей личности съ «я» божественнымъ, духовнымъ, всеобщимъ, которое во мнѣ же. Поэтому сознаніе — основа всякой нравственности. —

Есть люди лишенные или почти лишенные этого свойства — сознанія. У этихъ людей часто рядомъ съ огромнымъ знаніемъ, утонченностью нѣтъ нравственныхъ требованій: мои сыновья, и имъ имя легіонъ — всѣ ученые.

Помню, какъ я въ дѣтствѣ почти удивился проявленію въ себѣ этого свойства, которое еще не умѣло находить для себя матерьялъ. Помню, меня удивляло то, что я могъ, сознавая себя, сознавать сознающаго себя, и опять спрашивая, сознавалъ, что я сознаю себя сознающимъ сознающаго себя. И потомъ: сознаю себя, сознающаго себя, сознающаго себя и т. д. до безконечности.

Да, сознаніе есть признаніе въ себѣ Бога и сужденіе Бога во мнѣ о своей личности и о всемъ открывающемся мнѣ съ точки зрѣнія личности.

1 Ср. «Не могу молчать», гл. IV.

[2)] Записано въ февралѣ: Почему міръ представляется намъ im Werden,397 въ движеніи, и почему меня не будетъ, a міръ все также будетъ измѣняться? И я отвѣтилъ: не знаю.

Нѣтъ, знаю.

Міръ представляется мнѣ im Werden,398 совершающимся потому, что я не въ силахъ обнять его весь, какъ онъ есть внѣ времени, такъ, какъ я обнимаю вполнѣ существо умершаго (любимаго): онъ для меня уже не совершается, а есть, какъ есть, весь. То же, что міръ будетъ безъ меня измѣняться, есть ни на чемъ не основанное предположеніе. Міръ будетъ представляться другимъ существамъ (т. е. мнѣ кажется, что будетъ представляться другимъ существамъ) опять399

20 Мая 1908. Я. П.

Возбужденно-радостное состояніе прошло, но не скажу, ч[то] дурно. Хорошо то, ч[то] нетолько нѣтъ противленія смерти, но хочется. Здѣсь Стах[овичъ]. Со[ня] въ Москвѣ и Петерб[ургѣ], съ С[ашей] очень радостно. Все поправлялъ о казняхъ. Кажется, не дурно, и кажется, ч[то] нужно.

Были Добролюбовцы два изъ Самары — не совсѣмъ хорошее впечатлѣніе. Въ нихъ отсутствуетъ драгоцѣнное для меня свойство простоты. Ихъ добрая жизнь дѣланная, и я чувствую, что пахнетъ и клеемъ и лакомъ. Сознаніе нужно, необходимо, но я думаю, что оно нужно только для повѣрки себя, а не для поддѣлки себя. Не умѣю ясно оказать, а знаю.

Думалъ нынче 1) то, что моя жизнь хорош[а] тѣмъ, что я несу всю тяжесть богатой ненавидимой мной жизни: видъ трудящихся для меня, просьбы помощи, осужденi[е], зависть, ненависть, — и не пользуюсь ея выгодами, хоть тѣмъ, чтобы любить то, что для меня дѣлается, чтобъ помочь просящимъ, и др.

2) Забылъ.

21 Мая 1908. Я. П.

Давно не чувствовалъ себя такъ400 нездорово, какъ вчера. Слабость и мрачность. Но, слава Б[огу], не дурно. Были 120 дѣтей желѣзно-дорож[наго] училища. Очень милы. Писалъ немного «Казни», съ отвращеніемъ читалъ Фигнеръ. Нынч[е] утромъ б[ылъ] старикъ нищій 82 лѣтъ. Зашелъ посл[ѣ] 18 лѣтъ, кроткій, спокойный, и потомъ два студента. Одинъ — литерат[оръ], другой — революціон[еръ]. Револ[юціонеръ] прямо поставилъ вопросъ: если бы я могъ при повѣшеніи 20 сдѣлаться палачемъ и, повѣсивъ одного, спасти 19, слѣдовало ли бы повѣсить этого одного? Очевидно, вопросъ этотъ важенъ ему, и мое мнѣніе объ этомъ тревожитъ его. Приводилъ еще другіе подобные же примѣры. Когда я сказалъ ему, ч[то] надо дѣлать свое, не дѣлать дурнаго, онъ сказалъ: а не будетъ ли того, что этотъ не дѣлающій дурнаго будетъ, не смотря на страданія вокругъ него, ходить, высоко подня[въ] голову: «какой, молъ, я хорошій!» Я сказалъ ему, что у насъ каждаго слишкомъ мног[о] грѣховъ всякихъ, чтобы, не дѣлая грѣха компром[и]са,401 чувствовать себя безгрѣшны[мъ]. Да, это служеніе народ[у],402 дѣланіе добр[а] другимъ есть страшное зло; надо написать объ этомъ особенно. И все зло правитель[ства], и все зло революц[іонеровъ], и все зло воспитанія, экономич[еское] — все на этомъ.

29 Мая 1908. Я. П.

То, что записано о нездоровьѣ, съ 21 мая продолжается до сихъ поръ. Никогда не чувствовалъ себя до такой степени слабымъ. И нѣтъ худа безъ добра: въ такія времена,

Скачать:TXTPDF

и наша внѣшняя жизнь, никогда не можетъ быть извѣстно намъ. Уже одна ежечасная возможность смерти дѣлаетъ это знаніе невозможным. Устраивая и не устраивая свою внѣшнюю жизнь, я знаю, что она