Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

ее, какъ что-то имъ принадл[е]жащее, въ к[отор]ой они могутъ достигать своихъ цѣлей. Какже имъ при такомъ взглядѣ не отчаиваться при мысл[и] о смерти?

Да, ты только работникъ дѣла хозяйск[аго], Божія, и знаешь навѣрно только то, что ты присланъ сюда работать Его дѣло. Хорошо ли, дурно это положеніе, нечего разсуждать, оно таково и не измѣнится; одно, о чемъ можно и должно разсужда[ть], это то, какъ лучше прожить. А лучше прожить можно, очевидно,450 только тогда, когда451 будешь дѣлать ту работу, какая задана.452 Узнаешь, что дѣлаешь ту работу, какая задана, п[о тому], ч[то] она самая легкая, и нетолько легкая, но и радостная. Съ тѣхъ поръ, какъ мы знаемъ жизнь людей, мудрѣйшіе изъ нихъ иска[ли] опредѣленіе этой работы и указывал[и] ее — всѣ истинныя религіи и ученія нравственности указывали это, и всѣ одно и тоже: единеніе со всѣми и содѣйствіе единені[ю] со всѣми — любовью. О томъ же, что за хорошее исполненіе работы будетъ награда послѣ смерти отъ хозяина, можн[о] гадать и вѣрить. Но эти гаданія тѣмъ меньше нужны, чѣмъ больше и лучш[е] исполняетъ человѣкъ работу хозяина. Исполненіе это даетъ благо, благо въ настоящемъ, исключающее всякій интересъ къ будущему.

11 Августа 1908. Ясная Поляна.

Тяжело, больно. Послѣдніе дни неперестающій жаръ, и плохо, съ трудомъ переношу. Должно быть умираю. Да, тяжело жить въ тѣхъ нелѣпыхъ, роскошныхъ условіяхъ, въ которыхъ мнѣ привелось прожить жизнь, и еще тяжелѣе умирать въ этихъ условіяхъ: суеты, медицины, мнимаго облегченія, исцѣленія, тогда какъ ни того, ни другого не можетъ быть, да и не нужно, а можетъ быть только ухудшеніе душевнаго состоянія. Отношеніе къ смерти никакъ ни страхъ, но напряженное любопытство. Объ этомъ впрочемъ, послѣ, если успѣю.

Хотя и пустяшное, но хочется сказать кое что, что бы мнѣ хотѣлось, чтобы было сдѣлано послѣ моей смерти. Во-первыхъ, хорошо бы, если бы наслѣдники отдали всѣ мои писанія въ общее пользованіе; если уже не это, то непремѣнно все народное, какъ-то: «Азбуки», «Книги для чтенія». Второе, хотя это и изъ пустяковъ пустяки, то, чтобы никакихъ не совершали обрядовъ при закопаніи въ землю моего тѣла. Деревянный гробъ, и кто хочетъ снесетъ или свезетъ въ Заказъ противъ оврага, на мѣсто зеленой палочки. По крайней мѣрѣ, есть поводъ выбрать то или другое мѣсто.

Вотъ и все. По старой привычкѣ, отъ которой всетаки не освободился, думается, что еще сдѣлалъ бы то бы да это, странно — преимущественно одинъ художественный замыселъ. Разумѣется, это пустяки, я бы и не въ силахъ былъ его исполнить хорошо.

Да, «все въ табѣ и все сейчасъ», какъ говорилъ Сютаевъ, и все внѣ времени. Такъ что же можетъ случиться съ тѣмъ, что во мнѣ и что внѣ времени, кромѣ блага.453

21 Августа.

Не писалъ съ 12 числа. Здоровье все также, ногѣ лучше, общее состояніе хуже, т. е. ближе къ смерти. Нынче ночью испыталъ безъ всякой внѣшней причины особенно сильное и мало сказать: пріятное, а серьезное, радостное чувство совершеннаго отпаденія не страха даже, a несогласія со смертью. Очень радуюсь этому, потому что это чувство, я знаю, не случайное, проходящее, а оно можетъ, не будучи испытываемо безпрестанно, оставаться въ глубинѣ души, и это очень хорошо. Чувство это подобно тому, что бы испыталъ человѣкъ, узнавъ неожиданно для себя, что тамъ, гдѣ онъ считалъ себя вдали отъ дома, онъ подлѣ него, и что то, что онъ считалъ чѣмъ-то страннымъ и чуждымъ, есть самый домъ его.

Все занимаюсь съ Н[иколаемъ] Н[иколаевичемъ] Кругомъ Чтенія. Не скажу, чтобы очень доволенъ, но и не недоволенъ. Чувствую приближеніе 28-го по увеличенію писемъ. Буду радъ, когда это кончится, хотя радъ тоже тому, что совершенно равнодушенъ къ тому или къ другому отношенію людей ко мнѣ, хотя и все болѣе и болѣе неравнодушенъ къ моему отношенію къ нимъ.

Написалъ письмо М. и не раскаиваюсь.454

26 Августа 1908. Я. П.

Мнѣ лучше, но все еще лежу. Работалъ надъ Кругомъ и что дальше, то больше и больше вижу недостатковъ и исправляю. Дошелъ до 8 числа. Шумятъ по случаю юбилея, и я радъ, что чувствую себя спокойнымъ совсѣмъ. Недоброе письмо и не заслуженно недоброе письмо гораздо больше тревожитъ меня, чѣмъ все, ч[то] дѣлается ради юбилея. На душѣ хорошо, думаю, что подвигаюсь. Радъ работѣ надъ Кругомъ. Помогаетъ уясненію многаго. А какая радость — друзья, и какіе! Усталъ, ничего больше писать не хочется.

[17 Августа 1908. Я. П.]455

(Художественное). 1) Ребенокъ въ богатой буржуазной семьѣ атеистической научно-либеральной предается церковности. Онъ черезъ 15 лѣтъ революціонеръ анархистъ.

2) Кроткій, искренній сынъ священника, хорошо учится и въ школѣ и въ семинаріи, его женятъ и посвящаютъ. Дочь его сосѣда прихожанина даетъ матушкѣ, тщеславной интеллигенткѣ, книгу. Онъ читаетъ Толстого, и пробуждаются вопросы.

3) Мальчикъ, 6-ой сынъ слѣпого нищаго, вызываетъ сочувствіе жены перваго либерала атеиста. Его берутъ, отдаютъ въ школу, блестящія способности, выводятъ его въ магистры науки. Онъ ѣдетъ на родину, встрѣчается съ товарищами, ужасается, передумываетъ все и отрицаетъ науку и истину одну и спасеніе видитъ въ вѣрѣ въ Бога.

4) Одинъ изъ товарищей началъ торговать, нажилъ миліонъ и либеральничая живетъ трудами рабочихъ.

5) Сынъ аристократической семьи ведетъ къ своднѣ, потомъ филантропія, потомъ отреченіе отъ всего.

6) Сынъ разорившагося полуаристократа, тщеславный, дѣлаетъ карьеру женитьбой, сынъ сдержанный дѣлаетъ карьеру — вѣшаетъ. Онъ льстилъ первому, теперь важничаетъ.

7) Такой же, сынъ буржуа, аристократическій писатель, живетъ журналистикой, чувствуетъ гадость и не можетъ.

18 Августа.

1) Въ тѣлѣ каждаго человѣка живетъ духъ Божій. Не былого бы въ тѣлѣ людей единаго для всѣхъ духа Божьяго, не было бы жизни. Не было бы тѣлъ людскихъ, раздѣляющихъ людей, также не было бы жизни.

2) Любовь человѣка соединяетъ его съ людьми и Богомъ, даетъ ему высшее благо. Этой любви не было бы, если бы не было тѣла, и потому тѣло необходимо для блага людей.456

3) Жизнь это освобожденіе души отъ тѣла, и когда освобожденіе въ любви, жизньблаго.

4) Освобожденіе отъ жизни любовью — благо. Мѣшаютъ этому благу ошибки — грѣхи.

5) Если бы не было духа, заключеннаго въ тѣлѣ, не было бы жизни. Мы не имѣемъ никакого права говорить о духѣ и о тѣлѣ отдѣльно. Мы не знаемъ и не можемъ знать ни того, ни другого въ раздѣленіи, но мы не можемъ понимать нашу жизнь безъ этого раздѣленія, такъ какъ знаемъ, что вся наша жизнь есть неперестающее уничтоженіе тѣла и уясненіе духа. При смерти совершается полное уничтоженіе тѣла и уясненіе духа и исчезновеніе его.

20 Августа.

1) Вредно угождать тѣлу и потому, что оно никогда не довольно, а хочетъ все большаго и большаго, и потому, что чѣмъ больше служишь тѣлу, тѣмъ больше ослабляешь душу.

2) Страдать можно только тѣломъ. Духъ не знаетъ страданій. Чѣмъ слабѣе духовная жизнь, тѣмъ сильнѣе страданія. Какая же ошибка жить для тѣла, а не для души.457

22 Августа.

1) Богъ это законодатель жизни, т. е. я по своему человѣчеству допускаю законодателя за закономъ. Есть законъ жизни. Богъ это законодатель.

2) Царь и рабочій.

3) Неужели изъ-за сладкаго куска.

4) Ужасно то, что мы отвыкли отъ любви и еще хуже, привыкли къ нелюбви.458

5) «Хочу исполнить законъ Твой…»

6) Богъ не любитъ постороннихъ лицъ. Съ нимъ можно общаться одинъ на одинъ.

7) Видѣлъ отвратительный по безнравственности сонъ, и больше чѣмъ когда нибудь убѣдился, что нравственность не можетъ имѣть матеріальнаго начала. Она-то главный признакъ духовной природы.

23 Августа.

Вѣрю, что то, что живитъ весь міръ, то невидимое, неосязаемое, но одно истинно существующее есть во мнѣ и живетъ въ самомъ себѣ. Хочу соединиться съ нимъ во всѣхъ проявленіяхъ его и знаю, что соединеніе это дается любовью. Любовь же даетъ высшее благо. Мѣшаютъ этому благу грѣхи тѣла, грѣхи ума, грѣхи вѣры. Грѣхи тѣла: объѣденіе, лѣность, половая похоть, недоброжелательство къ людямъ и живымъ существамъ. Грѣхи ума, соблазны: гордость, тщеславіе, неравенство, богатство, желаніе возмездія. Грѣхи вѣры, суевѣрія: суевѣріе возможности для блага ихъ устроенія людей насиліемъ, суевѣріе различія государствъ и народовъ, суевѣріе ложнаго закона Бога, суевѣріе ложной науки.

Помоги мнѣ,459 Богъ въ себѣ и Богъ во мнѣ, своимъ усиліемъ и мысли и дѣла освобождаться отъ этихъ грѣховъ. Помоги мнѣ презирать свое тѣлесное я, забывать его, помоги мнѣ воздерживаться и въ дѣлѣ и словѣ отъ всякаго поступка, не руководимаго любовью и удаляющаго отъ освобожденія. Помоги мнѣ сознать свою жизнь въ освобожденіи себя отъ грѣховъ тѣла любовью. Помню, хочу всегда помнить, что жизнь моя, истинная жизнь — въ освобожденiи отъ грѣховъ тѣла только въ настоящемъ, что жизнь эта въ моей власти, что проявленіе ея любовью даетъ мнѣ неизмѣнное благо, ненарушимое ни страданіями, ни смертью. Помоги мнѣ, Богъ въ себѣ и во мнѣ, помнить то, что то, что мы называемъ жизнью, есть ничто иное, какъ только постепенное освобожденіе души отъ тѣла, что не было бы этого тѣла и постепеннаго освобожденія отъ него, не было бы и того, что мы называемъ жизнью, и того блага, которое даетъ намъ это постепенное освобожденіе. Помоги, помоги, помоги мнѣ не оступаясь итти по пути этого освобожденія, памятуя то, что въ немъ одномъ благо и жизнь.

24 Августа.

1) Все живое имѣетъ сознаніе. Въ сознаніи себя отдѣльнымъ существомъ и жизнь, и всякое живое существо сознаетъ себя подчиненнымъ общимъ и своимъ законамъ: камень — и тяготѣнія, и непроницаемости; растеніе — и тяготѣнія, и роста, и воспроизведенія; животное — и тяготѣнія, и роста, и воспроизведенія, и общенія съ себѣ подобными; человѣкъ — и тяготѣнія, и роста, и воспроизведенія, и общенія, и разумнаго нравственнаго поведенія.

26 Августа.

Грѣхи, соблазны и суевѣрія всегда были, есть и будутъ. Жизнь и благо ея въ освобожденіи отъ нихъ.

28 Августа.

1) Короткая молитва: Не оставляй меня Ты (не могу назвать Тебя). Помогай мнѣ служить Тебѣ въ дѣлѣ Твоемъ, быть съ Тобою, въ Тебѣ и Тобою.460

2) Поѣсть, когда голоденъ, выпить воды, когда хочется пить, большое удовольствіе тѣлу. Но отказаться отъ ѣды, питья, отъ всего, чего хочетъ тѣло, уже не удовольствіе, а радость души. Знаетъ это только тотъ, кто испыталъ это.

1 Сентября.

Не оставляй меня и помоги мнѣ, Господи, исполнять волю Твою, всегда быть Тобою, въ любви ко всему живому. Не оставляй меня и помоги мнѣ.

2 Сентября.

Благодарю Тебя, Господи, за жизнь и благо ея. Помоги мнѣ прожить ее въ любви. Не оставляй меня, чтобы мнѣ помнить то, что Ты во мнѣ, и что я живъ только Тобою.

—————————————————————————————————

1) Правдивость въ мелочахъ; 2) правдивость въ томъ, чтобы не скрывать; 3) пріучать себя высказывать именно то, что хочется скрыть.

2 Сентября.

Вѣрю, что есть только Ты, и что Ты

Скачать:TXTPDF

ее, какъ что-то имъ принадл[е]жащее, въ к[отор]ой они могутъ достигать своихъ цѣлей. Какже имъ при такомъ взглядѣ не отчаиваться при мысл[и] о смерти? Да, ты только работникъ дѣла хозяйск[аго], Божія,