Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

во мнѣ и во всемъ живомъ. Чувствую себя отдѣленнымъ отъ Тебя, но жизнь моя въ Тебѣ и потому стремлюсь любовью соединиться съ Тобой и со всѣмъ живымъ, тѣмъ, что отъ Тебя. Хочу этого соединенія и потому борюсь съ тѣмъ, что отдѣляетъ меня отъ Тебя: съ похотью тѣла, съ лѣнью, сладострастіемъ и, главное, съ недобротою. Борюсь съ соблазнами гордости, тщеславія, корысти, возмездія; борюсь съ суевѣріями властолюбія, государства, богословія, науки. Борюсь усиліемъ дѣла и мысли, самоотреченіемъ, смиреніемъ, правдивостью и воздержаніемъ въ дѣлѣ и словѣ. Знаю, что жизнь только въ любви въ настоящемъ, и что для духовной жизни нѣтъ страданій, нѣтъ смерти, есть только то, чего желаетъ душа, только благо. Благодарю Тебя.

3 Сентября 1908. Я. П.

Поправляюсь. На душѣ, скучно повторять, все лучше и лучше.

Хочется писать художественное, и намѣчается, но боюсь, буду не въ силахъ.

1) Я все забылъ и забываю, такъ что прошедшее изчезаетъ для меня. Также, еще больше изчезаетъ будущее. Какъ это хорошо! Вся сила жизни — а сила эта страшно умножилась — переносится въ настоящее. Я сознаю это. Какъ это радостно!

14 Сент.

Понемногу выздоравливаю. Юбилеймного пріятнаго для низшей души, но трудное сдѣлалъ для высшей души. Но жаловаться на себя не очень могу. Все понемногу выкорабкиваюсь. Нынче взялъ тетрадь именно для того, чтобы записать то, ч[то] утромъ и ночью въ первый разъ почувствовалъ, именно почувствовалъ, что центръ тяжести моей жизни перенесся уже изъ плотско[й] въ духовную жизнь: почувствовалъ свое равнодушiе полное ко всему тѣлесному и неперестающій интересъ къ своему духовному росту, т. е. сво[ей] духовной жизни.

И нужно, хочется записать:

1) Придумалъ остроумное и бойкое словечк[о] противъ человѣка, напечатавшаго миѣ непріятное, и хотѣлъ записать. Потомъ вспомнилъ, что это нехорошо, и рѣшилъ не писать. И стало очень хорошо на душѣ. Если сомнѣваешься въ томъ, даетъ ли духовная жизнь, удовлетворенiе ея требованій такое же благо, какъ удовлетвореніе тѣлесныхъ желаній, или вообще даетъ ли благо? если сомнѣваешься, то постарайся сдѣлать такое доброе, хоть немного самоотверженн[ое] дѣло, и устроить такъ, чтобы никто никогда не узналъ. Сдѣлай это и461 увидишь, что удовлетворенi[е] духовн[ыхъ] требованій не менѣе радостно, чѣмъ тѣлесныхъ.

Охъ, слава людская! какъ она путаетъ насъ! Какъ важно освобождаться отъ нея. Да, градаціи: 1) для себя, 2) для людей, 3) для себя — Бога. Отъ перваго до второг[о] — малое разстояніе, отъ втора[го] до третья[го] — огромное.

Нынче былъ пріѣзжій тяжелый юноша. Оставилъ тяжелое впечатлѣніе. Сейча[съ] придутъ тульскіе революціонеры.

28 Сент. 1908. Я. П.

Нога лучше, но общее состояніе тѣла — желудка — дурно. Въ душѣ хорошо. Идетъ работа. Только теперь настоящая работа, только теперь, въ 80 лѣтъ, начинает[ся] жизнь. И это не шутка, если понимать, что жизнь мѣряется не временемъ. Все Кругъ работаю. Не совсѣмъ хорошо. Но можетъ быть на пользу. Кое что художеств[енное] и важное напрашивается. Много писемъ, и хорошихъ. Какъ хорошо, что не увидишь послѣдствій! Тутъ-то и жизнь: приготовливать послѣдствія добры[я] — по крайней мѣрѣ съ желаніе[мъ] добраго, — кот[орыхъ] не увидишь.

Нынче ночью думалъ двѣ; одну записалъ, другую забылъ.

1) Хочешь соединиться съ людьми — не соединишься; живешь только для себя, для души, не думая о соединеніи, — и соединишься съ Китайце[мъ], Индусомъ, съ человѣкомъ 25 столѣтія.

2) «Зачѣмъ любить непріятныхъ людей?» Зачѣмъ принимать лекарство?

Затѣмъ любить непріятныхъ, что эт[о] пріятно, ч[то] въ этомъ благо.

3) Богъ любитъ tête-à-tête?462 Two is company…

4) Молитва короткая: «Хочу жить здѣсь Тобою».

5) Въ жизни нашей одна цѣль: благо, и цѣль эта достигается. Но для того, чтобы она могла быть достигнута, нужно б[ыло], чтобы жизнь наша была въ пространствѣ и времени. Для того, чтобы для человѣка б[ыло] благо, оно должно быть не постоянное, а достигаемое.

26 Окт. 1908. Я. П.

Почти мѣсяцъ не писалъ. Все занятъ Кр[угомъ] Чт[енія]. Хочу назвать: «Ученіе жизни». И на душѣ оч[ень] хорошо, все ближе к смерти, встрѣчаемой, какъ все представляющееся въ будущемъ, какъ благо. Началъ худож[ественное]. Но едва ли нетолько напишу, но едва ли буду продолжать. Началъ тоже письмо Сербкѣ. Все хочется короче и яснѣ[е] выразить ошибку жизни христ[іанскихъ] народовъ. — Получилъ вчера книгу отъ Китайца. Заставляетъ думать. Много думается. Записать хочу пустяки.

1) Получаю письма отъ юношей, въ дребезги разбивающія все мое міросозерцаніе. Прежде я досадова[лъ] на легкомысленную самоувѣренность и ограниченность, потомъ хотѣлось показать ему всю его глупость, теперь же почти не интересуетъ. Т. е. интересуетъ, пока я ищу, нѣтъ ли справедливаго упрека, но потомъ оставляю. Вѣдь только подумать о томъ, какъ въ моей семьѣ никакіе доводы, никакая близость, даже любовь не могутъ заставить людей перестать утверждать, что 2×2=5 ; какже хотѣть переубѣдить чужи[хъ], далекихъ людей? Какъ вчерашн[яго] соціалиста или озлобленнаго христіанина крестьянина. Да, великое слово Франциск[а] Асиз[скаго]: когда будетъ радость совершенна[я]. Да, много изъ моихъ послѣдователей берутъ изъ христіанства тольк[о] его отрицающую зло сторону. Истинное христіанство не сердится на нехристіанскіе поступки людей, а старается только самому не поступать не христіански — сердиться.

2) Какое удивительное сумашествіе: убивать людей для ихъ блага!

3) Какъ я прекрасно забылъ все прошедшее и освободился отъ мысл[и] о будущемъ. Да, начинаю въ этой жизни выходить изъ нея, изъ главна[го] условія ея: времени.

Буду почаще писать, если буду живъ. Нѣсколько дней оч[ень] нездоровится. Изжога и слабость и зябкость. Слава Богу, не мѣшаетъ жить.

28 Окт. 1908. Я. П.

Вчера оч[ень] тяжело болѣлъ. Слабость и сонъ. Такъ ясно было, что такова смерть: уничтоженіе сознанія этой жиз[ни], т. е. этого проявленія жизни. И такъ хорошо!

1) Да, когда я родился, я умеръ къ той жизни, потерялъ сознаніе той жизни. Не могу себѣ представить, не могу мыслить иначе какъ въ условіяхъ времени, что я родился, потерялъ созна[ніе] (употребляю глаголы въ прошедшемъ, все въ прошедшемъ, слѣдовательно, во времени). Но я въ этой жизн[и] не могу мыслить внѣ времени, но это не показываетъ того, что та жизнь была во времени, также, какъ и то, что жизнь послѣ смерти (к[отор]ую я не могу мыслить внѣ времени) будетъ во времени.

463Да, вчера было очень хорошо. Также и нынче. Нынче съ особенной ясностью и силой чувствую истинную, внѣвременную жизнь.

2) Какая ни съ чѣмъ несравнимая, удивительная радость — и я испытыва[ю] ее — любить464 всѣхъ, все, чувствовать въ себѣ эту любовь или, вѣрнѣе, чувствовать себя этой любовью. Какъ уничтожается все, что мы по извращенности своей считаемъ зломъ, какъ все, всѣ — становятся близк[и], свои… Да не надо писать, тольк[о] испортишь чувство.

Да, великая радость. И тотъ, кто испыталъ ее, не сравнитъ ее ни съ какой другой, не захочетъ никакой другой и не пожалѣетъ ничего, сдѣлаетъ все, что можетъ, чтобы получить ее. А для того, чтобы получить ее, нужно одно небольшое, но трудное въ нашемъ извращенно[мъ] мірѣ, — одно: отучить себя отъ ненависти, презрѣнія, неуважен[iя], равнодушія ко всякому человѣку. А это можно. Я сдѣлалъ въ этомъ отношеніи такъ мало, а уже какъ будто впередъ получилъ незаслуженную награду.

Съ особенной силой чувствую сейчасъ — или, скорѣе, чувствовалъ сейчасъ на гуляньи эту великую радость — любви ко всѣмъ.

Ахъ, какъ бы удержать ее или хоть изрѣдка испытывать ее. И довольно.

30 Окт. 1908. Я. П.

Вчера мало спалъ и съ утра усердно писалъ о Серб[ахъ]. Кажется, плохо. Потомъ слабо оч[ень] себя чувствовалъ. Записать:

1) «Жажда знанія», «помогите» — въ письмахъ. И это больше ничего, какъ самая грубая корысть и тщеславіе — залѣзть повыше на шею своего же брата.

2) Мало того, чтобы «креститься», сказать себѣ, что хочу жить по-христіански. Этому надо465 много и съ усиліемъ учитьсяучиться жить по-христіан[с]к[и], хотя бы учиться тому, чтобы встрѣчать всякаго человѣка (нынче два несчастные оборванцы изъ Тулы, вчера Ан[дрея] жена) съ любовью и уваженіемъ. A отношеніе къ имуществу, къ пищѣ, къ увеселеніямъ, къ рѣчи. Да, въ 80 лѣтъ только начинаю не то, что учиться, а понимать, что надо учиться. Начинаю и учиться.

3) Забылъ, и жалко. Одно вспомнилъ: То, ч[то] какъ только чувствуешь, что что нибудь непріятно, что чего нибудь боишься, хочешь скрыть. Ищи въ себѣ: въ чемъ ты тутъ отступалъ отъ любви, ищи и найдешь.

31 Окт. Я. П. 1908.

Вчера просмотрѣлъ, поправилъ Сербское. Кажется, выйдетъ сносно. Нынче еще поправлялъ. Письмо отъ Индуса. Надо отвѣчать почти тоже. Кр[угомъ] Чт[енія] чуть чуть занялся. Очень важное:

1) Вчера и нынче думаю, и стало совершенно ясно, что одно изъ главныхъ, если не главное, сознаніе, изъ к[отор]аго вытекаютъ высшія нравственныя состоянія, это — сознаніе своей духовности, божественности, вслѣдствіе к[отор]ой въ той мѣрѣ, въ к[отор]ой сознаешь ее, нельзя ни хитрить, ни скрывать, ни бояться, ни — главное — нельзя не любить кого бы то ни было. — Какъ практическо[е] правило, я примѣняю его къ себѣ такъ: какъ только чего нибудь страшно, на что нибудь досадуешь, чего нибудь хочется, кого нибудь не любишь, главное, чего нибудь боишься, вспомни, кто ты, пойми, что ты — свободное всемогущее существо, и все проходитъ. Становится ясно, что если чего боишься, желаешь и не можешь, то препятствіе въ тебѣ. И какъ только поймешь это — сейчасъ свобода и всемогущество. Всякое неудовлетворение это — только сошествіе съ истиннаго пути: бьешься о стѣны, прешь туда, куда не надо. Опомнишь[ся], станешь на путь, и опять со всѣм[и], со Всѣмъ, съ Богомъ. — Хорошо.

1 Нояб. 1908. Я. П. Е[сли] б[уду] ж[ивъ].

Пропустилъ день. Нынче 2 Н. 1908. Я. П.

Вчера занимался — статьей Сербск[ой]. Кончаю. Не плохо и не хорош[о], средне. Вчера б[ыло] на душѣ или, скорѣ[е], на тѣлѣ тоскливо, п[отому] ч[то] не поддавался. Нынче утро, и хочется записать вотъ что:

1) Гуляю, сижу на лавочкѣ и смотрю на кусты и деревья, и мнѣ кажется, ч[то] на деревѣ большiе два какъ бы ярко оранжевые платка; а это на вблизи стоящемь кустѣ два листка. Я отношу ихъ къ отдаленнымъ деревьямъ, и это два большіе платка, и ярко466 оранжевые они отъ того, что я отношу цвѣтъ этотъ къ удаленному предмету. И подумалъ: Весь міръ, какой мы знаемъ, вѣдь только произведеніе нашихъ внѣшн[ихъ] чувствъ: зрѣнія и осязанія… и наш[ихъ] соображеній.467 Какъ же вѣрить въ реальность, единую реальность468 міра, какимъ мы его представляемъ себѣ? Какой онъ для блохъ? Какой для Сиріуса, для неизвѣстнаго мнѣ существа, одареннаг[о] неизвѣстными мнѣ чувствами? И пространство и время — это все мною построено. То, что я называю безконечно малыми существами, нисколько не меньше меня. И то, что я называю моментомъ, нисколько не меньше того, что я называю вѣчностью. Одно, одно

Скачать:TXTPDF

во мнѣ и во всемъ живомъ. Чувствую себя отдѣленнымъ отъ Тебя, но жизнь моя въ Тебѣ и потому стремлюсь любовью соединиться съ Тобой и со всѣмъ живымъ, тѣмъ, что отъ