Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

старика.

Не могу иногда не видѣть благотворность моихъ добрыхъ поступковъ и не могу не умиляться, не радоваться. Но помни, что главныя послѣдствія не видны тебѣ, а есть.

2) На свѣтѣ нѣтъ ничего великаго, есть правильное и неправильное тольк[о]. А все одинаково безконечно велико или безконечно мало.

Нынче, 6 Дек. 1908. Я. П.

Записано длинно разсужденіе о веществѣ и движеніи, пространств[ѣ] и времени. Впишу послѣ. Вчера былъ немного слабъ, но на душѣ все лучше и лучше. Ясно вижу, чувствую радостную возможн[ость] перенести весь интересъ и смыслъ жизни, всѣ желанія на то, ч[то] всегда въ моей власт[и], ч[то] всегда даетъ благо: на — не скажу — духовно[е] совершенствованіе, а на все больше[е] и больше[е] приближеніе къ исполненію не своей, a всемірной воли. Теперь только, на 9-мъ десяткѣ, начинаю пріучать себя и пріучаю. Помоги Богъ всякую минуту, во всякомъ дѣлѣ, при всякой мысли вспоминать: то ли дѣлаю, ч[то] хочу для исполнен[ія] Его воли, а не своей? не для людей, а для себя, духовного себя? И вспоминаю. И надѣюсь, что дойду до того, ч[то] не нужно будетъ и вспоминать. Помоги Богъ.

Все копаюсь надъ П[исьмомъ] къ И[ндусу]. Кажется, дребедень и повтореніе. Надо кончить и оторваться. Художественно[е] хочется, но не начинаю, п[отому] ч[то] нѣтъ тако[го], ч[то] бы приспичило, такого, ч[то] не могу не писать, такъ же какъ жениться только тогда, когда не могу не жениться.

Хочу для фонографа приготовить настоя[щее], близкое сердцу.

1)481 То, что мы называемъ жизнью, есть та частица или, скорѣе, то проявлені[е] жизни, к[оторо]е мы сознаемъ въ тѣлѣ.

2) Какъ я особенно счастливъ. Если меня и ненавидятъ, не зная меня, многіе, какъ много людей не по заслугамъ любятъ меня. Люди, к[оторые] по своимъ quasi482 религіозны[мъ] взглядамъ, к[оторые] я разрушаю, должны бы был[и] ненавидѣть, любятъ меня за тѣ пустяки — «Войн[а] и М[иръ]» и т. п., которые имъ кажутся очень важными.

Вышло Сербск[ое] письмо въ «Г[олосѣ] М[осквы]», и очень мнѣ пріятно.

Нынче, вечеръ 14 Д. 1908. Я. П.

Цѣлые 6 дней не писалъ. Кончилъ письмо Индусу, слабо, повторенія. Написалъ кое какія письма. С[оня] въ Москвѣ. Послѣдніе дней 4 или 5 слабъ тѣломъ. Душевно былъ не оч[ень] дуренъ, но нынче вѣшанье, мучан[ье] людей вызвало негодованіе, недоброе, злое чувство къ вѣшателямъ. Дума[ю] о худож[ественномъ], и какъ будто нараждается. Записалъ очень важное о Богѣ — любви, впишу послѣ. Еще хорошо думалъ о томъ, что:

1) дѣти приходятъ прямо отъ Бога…. — не помню, какъ записано. А еще:

2) О потерѣ памяти. Потеря памяти о себѣ, о личности. Вѣдь это — великое благо. Личность кончается, начина[й] жить всѣмъ…

15 Дек. 1908. Я. П.

Оч[ень] слабо себя чувствую. Давно не б[ыло] такъ. Нынче вернулась С[оня]. Я цѣлое утро ничего не писалъ и тольк[о] дѣлалъ пасьянсы. Хочу записать не записанное изъ книжечки.

1) Истинная, блаженная жизнь это — сознательное, всей жизнью исполненіе воли Бога. Согласіе своей воли, подчиненіе ея волѣ Всего.

2) Основа представленія человѣка о веществѣ, движеніи, пространствѣ и времени — въ отдѣленности человѣка отъ міра, отъ Всего. — Для того, чтобы сознавать себя отдѣленнымъ, человѣкъ долженъ представить себѣ вещество483 движущееся;484 вещество п[отому], ч[то] отдѣленнымъ или соединеннымъ485 должно быть что нибудь. Вотъ это что нибудь и есть вещество; движущееся же п[отому], ч[то] только движеніемъ могутъ быть отдѣлены части вещества другъ отъ друга. Отдѣленное же486 вещество487 нельзя себѣ представлять иначе, какъ занимающее извѣстное мѣсто въ488 пространствѣ.489 Движеніе же, перемѣна мѣста въ пространств[ѣ]490 включаетъ въ себя представленіе о томъ, что вещество было въ одномъ мѣстѣ и стало въ другомъ; т. е. понятіе времени.

Тоже, что ни вещество, ни движеніе, ни пространство, ни время не имѣютъ никакого реальнаго значенія, а суть только необходимости нашего сознанія отдѣленности, доказывается тѣмъ, что всѣ эти понятія не могутъ представляться иначе, какъ безконечными, т. е. не имѣющими сами по себѣ никако[го] реальнаг[о] смысла. Реально, дѣйствительно тольк[о] отдѣленность человѣка отъ Всего; веществ[о] же, движеніе, пространство и время491 суть только необходимыя условія мысли при сознаніи человѣкомъ своей492 отдѣленности.

2) То, что мы называемъ жизнью, есть только та частица ея или, скорѣе, проявленіе ея, к[отор]ое мы сознаемъ въ нашемъ тѣлѣ. (Не пом[ню]).

3) Все493 хорошее не достается даромъ: смерть достигается страданіями. Они же и облегчаютъ ее для тѣхъ, кто не видятъ ея блага.

4) Есть только два рода людей: религіозны[е], живущіе для исполненія Общей воли, и нерелигіозные, живущіе для себя. Это два болѣе различныя существа, чѣмъ волкъ и заяцъ.

5) Наука по отношенію къ закону любви (непротивленія) поступаетъ также, какъ поступала религія: не отрицаетъ прямо закона любви, но ставитъ выше его законы, уничтожающіе его. Въ религіи это было — повиновеніе власти отъ Бога; въ наук[ѣ] это — повиновеніе законамъ исторически[мъ], экономическимъ, естественнымъ.

6) Посланія Іоанна отрицаютъ всякое представленiе о Богѣ, кромѣ любви, кромѣ того начала любви, к[отор]ое каждый человѣкъ сознаетъ въ себѣ. Просить не о чемъ и некого. Можно только жить или не жить любовью.

Когда нѣтъ никакого другаго Бога, кромѣ любви, то хочешь — не хочешь будешь служить любви, если почувствовалъ недостаточность жизни для себя и потребность общенія съ высшимъ, со Всѣмъ, міромъ.

Вотъ эта-то вѣра нужна; нужна п[отому], ч[то] она возможна только на дѣлѣ. И прочна эта вѣра п[отому], ч[то] все лишнее отброшено, а держится на томъ, что знаетъ всякій человѣкъ и разумомъ и сердцемъ.

Молитва при такой вѣрѣ не такая, въ к[отор]ой къ кому-то обращаешься, просишь кого-то: помоги, помилуй, а тольк[о] такая: «знаю, что Ты — любовь. Хочу жить Тобою». (Нехорошо.)

7) Любовь это — сознаніе своей истинно[й] жизни, единой во Всемъ. Дѣти, приходя ОТТУДА, еще ясно чувствую[тъ] эту жизнь и ея единственно[е] вполн[ѣ] доступное намъ проявленіе въ любви. Сознані[е] своей личной жизни есть самообманъ. Старость понемногу освобождаетъ отъ него. Совсѣмъ освобождаетъ смерть.

18 Дек. 1908. Я. П.

Не писалъ 3 дня. С[оня] вернулась. Пріѣхали Рѣп[инъ] съ Нордм[анъ]. Все также слабо себя чувствую. Перебираю художеств[енное]. Казалось бы, могу. Написалъ очень озлобленное предисловіе и не годящееся начало. Духовно слабъ. Вчера вечеромъ получилъ письмо недоброе о томъ, что наживаюсь сочиненіями, и б[ылъ] такъ слабъ, что огорчился и отвѣчалъ (бросилъ письмо).

494Нынче перебиралъ переписанное въ дневникѣ, но писать ничего не могу. Сейчасъ проводилъ Рѣпина. С[оня] н[е]здорова. Выпишу, что есть, изъ записн[ой] книжки.

1) Воспоминаніе о прошедшемъ и загадываніе о будущемъ составляютъ то, что мы называемъ и сознаемъ личностью. Перестань человѣкъ вспоминать и загадывать, и для него уничтожится время и съ нимъ вмѣстѣ личность, и останется только любовь, обращенная на все окружающее его въ мірѣ, на все разнообразное отдѣленное отъ него и другъ отъ друга. И человѣкъ почувствуетъ, сознаетъ себя неподвижнымъ среди движущагося вокругъ него міра (его личность составляетъ часть этого движущагося міра. Человѣкъ почувствуетъ, что міръ движется передъ нимъ, какъ земл[я] передъ солнце[мъ], а онъ стоитъ, и только, какъ солнце землю, соединяясь съ свѣтомъ Бога, освѣщаетъ этотъ движущійся передъ нимъ, вокругъ него міръ. Только освободись человѣкъ отъ воспоминаній въ прошедшемъ и загадываній въ будущемъ, освободись отъ времени, и онъ освободится отъ обмана о томъ, что движется онъ, не міръ вокругъ него; движется затѣмъ, чтобы онъ могъ понимать его.

Тоже самое, иначе записанное:

Личность есть только воспоминаніе о прошедшемъ и желанія въ будущемъ. Какъ только нѣтъ ни того ни другого, нѣтъ времени — жизнь въ безвременномъ моментѣ настоящаго — нѣтъ личности, а есть только основа жизни — любовь, Богъ. Такъ это было бы, если бы человѣкъ могъ вполнѣ отрѣшиться отъ воспоминаній и желаній; въ жизни же возможно только приближеніе: чѣмъ меньше воспоминаній и желаній, т. е. чѣмъ больш[е] уничтожена, ослаблена личность, тѣмъ больше проявляется въ жизни любовь — Богъ, тѣмъ больше живешь внѣ времени и сознаешь, что движешься не ты, a міръ для того, чтобы ты могъ познавать его.

2) Когда римскій міръ развратился, его обновили неразвращенные варвары. Теперь ужъ нѣтъ варваровъ, и потому, хочешь — не хочешь, надо намъ сами[мъ] дѣлаться варварами въ томъ хорошемъ, что было въ варварахъ.

3) Большая ошибка думать, что всѣ изобрѣтенія, увеличивающiя власть людей надъ природой въ земледѣліи, въ добываніи и химическомъ соединеніи веществъ, и возможность большаг[о] воздѣйствія людей другъ на друга, какъ пути и средства сообщенія, печать, телеграфъ, телефонъ, фонографъ, есть благо. И власть надъ природой, и увеличеніе возможности воздѣйствія людей другъ на друга будутъ благомъ только тогда, когда дѣятельность людей будетъ руководима любовью, желаніемъ блага другимъ, и будутъ зломъ, когда она будетъ руководима эгоизмомъ, желаніемъ блага только себѣ. Выкопанные металл[ы] могутъ пойти на удобства жизн[и] люде[й] или на пушки, послѣдствіе увеличенія плодородности земли можетъ дать обезпеченное питаніе людямъ и можетъ быть причиной усиленнаго распростра[н]енія и потребленія опіум[а], водки, пути сообщенія и сред[с]тв[а] сообщенія мыслей могутъ разносить добрыя и злыя вліянія. И потому въ безнравственномъ обществѣ, каково наше мнимо христіанское, всѣ изобрѣтенія, увеличивающія власть человѣка надъ природою и средства общенія, нетолько не благо, но несомнѣнное и очевидное зло.

4) Вчера почувствовалъ большую пользу изъ подавленнаго состоянія духа, при к[отор]омъ не трогаютъ вопросы религіозные и хочется не любить, а осуждать и ненавидѣть. Хорошо заставить себя въ такихъ состояніяхъ сознавать ихъ, бороться съ ними, главное же, хорошо тѣмъ, ч[то] зная себя такимъ, понимаешь невмѣняемость другихъ людей, когда они такіе, и уже можешь не сердиться на нихъ, a жалѣть ихъ.

27 Дек. 1908. Я. П.

Много дней пропустилъ. Было много посѣтителей и хорошихъ писемъ. Занимался все время статьей о статьѣ С[толыпи]на, и кажется, напрасно. Художест[венная] работа въ головѣ ясна, но нѣтъ охоты писать. Нездоровилось. Написалъ нѣскольк[о] писемъ: 1) священнику, 2) о свящ[енномъ] писані[и], 3) о пространствѣ и времени.

Записано только два:

1) Молитва. Хочу жить сейчасъ въ Тебѣ, Тобою, чтобы совершалась не моя воля, но Твоя,495 не то, что я хочу, а то, чего Ты хочешь, и не такъ, какъ я хочу, а такъ, какъ Ты хочешь.

2) Тоже молитва при общеніи со всяк[имъ] человѣкомъ. Помни, что передъ тобой стоитъ не убійца, не развратникъ, не жандармъ, полицейскій, король, шпіонъ, a проявленіе Бога. Помни, передъ кѣмъ ты, и относись къ нему, ка[к]ъ къ самому священному предмету, как[ой] только есть въ мірѣ.496

3) Хорошо, слушая разсказъ о дурныхъ дѣлахъ людей, читая книги неумныя, дурныя, помнить, что дѣлали или писали это люди, т. е.497 существа,498 проявляющія въ себѣ или могущія проявлять въ себѣ Бога. Это можно. Можно пріучить себя къ этому. А если пріучишь, какое счастье! Мнѣ часто совѣстно бываетъ говорить людямъ о томъ, какъ надо жить и въ чемъ они

Скачать:TXTPDF

старика. Не могу иногда не видѣть благотворность моихъ добрыхъ поступковъ и не могу не умиляться, не радоваться. Но помни, что главныя послѣдствія не видны тебѣ, а есть. 2) На свѣтѣ