Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

6. Письма написалъ плохія.

Одно радостное письм[о] отъ Ч[ерткова]. Цѣлый день мучительная, непреодолимая тоска. Теперь 12 часъ, ложусь спать. Былъ у М[арьи] А[лександровны].

[25 сентября] 22, 23, 24 пропустилъ. Все работалъ надъ Кр[угомъ] Чт[енія]. Нынче, 25, начерно кончилъ. Третьяго дня былъ Рѣпинъ изъ общины съ женой и пропасть народа. Былъ въ очень дурномъ духѣ. Боролся не безуспѣшно. Хорошо бесѣдова[лъ] съ Рѣпинымъ общин[никомъ]. Чрезвычайно ясно, ч[то] ничего не надо дѣлать на будущее, а сейчасъ наилучшимъ образом[ъ] тратить свою жи[знь].

Сейчасъ отдалъ милому Пошѣ (онъ дня 4 какъ пріѣхалъ) послѣдніе листы.

25 Сент.

Окончилъ К[ругъ] Ч[тенія] очень начерно. Поша уѣхалъ. Оч[ень] люблю его, б[ылъ] у Ив[ана] Ив[ановича]. Вечеромъ чита[лъ] вслухъ.

26 Сент.

Всталъ съ болью. Ходилъ. Сажусь за Дневникъ и письма.

[27 Сентября.]

Все написалъ. Монахи[ня] изнасилованная. Вечеръ игра[лъ] на форт[епіано] съ Сашей.

27.

Спалъ хорош[о], провѣрилъ Кр[угъ] Чт[енія].568 Тяжелое впечатлѣніе Андр[ея] записокъ въ столѣ[?]. Говорилъ съ С[офьей] А[ндреевной]. Ѣзди[лъ] верхомъ. Мужикъ обруга[лъ]. Вечеромъ еще говор[илъ] съ С[оней] — лучше.

28 Сент.

Здоровье лучш[е]. Чувашинъ писарь. Посла[лъ] къ Гусеву. Собиралъ къ Кр[угу] Чт[енія]. Ѣздилъ съ Рѣпин[ымъ]. Бесѣд[овалъ] съ Гусевымъ оч[ень] хорошо. Читалъ о Буддизм[ѣ].

29 Сент.

Читалъ свое старье. Все забылъ. Очень живо представлялъ себѣ воззваніе. Ходилъ пѣшкомъ верстъ 8. Проводилъ Рѣпин[а]. Вечеромъ встрѣти[лъ] Таню. Бесѣдовалъ съ Ив[аномъ] Ив[ановичемъ] и Гусевымъ.

30 Сент.

Ничего не могъ дѣлать. Пасьянсъ клалъ до часу. Немно[го] написалъ о внушеніи. Ѣздилъ верхомъ по старой дорогѣ и назадъ Косой Горой. Пріѣхал[и] Мих[аилъ] Сер[гѣевичъ] и Андр[юша]. — Наташ[а], Дорикъ.

[11 октября.]

За все это время съ 30 Сент[ября] до 11 Октября не записывалъ. — Пріѣхала Таня Кузм[инская]. Всегда радъ ей. Занятъ Кр[угомъ] Чт[енія]. На душѣ очень хорошо. Нынче сдѣлалъ два числа, но не совсѣмъ кончилъ.569 Ѣздилъ верхомъ. Мног[о] писемъ.

17 Окт.

Давно не чувствовалъ себя такъ не радостно. Ничего не могъ работать. Но, кажется, не напрасно задумался надъ продолженіемъ Кр[уга] Чт[енія].

Сегодня 11 Ноября. Много пережилъ внутренне. Работаю надъ Круго[мъ] Ч[тенія] и обдумыва[ю] статью и драм[у]. Былъ въ Крапи[внѣ].

24 Ноября.

Нынче хорошо работалъ надъ отдѣлами Кр[уга] Чт[енія]. Два письма отъ Андр[юши] хорошія. Все думаю о драмѣ.

Я не говорю, что государств[енное] устройство дур[н]о или хорошо, что надо или не надо заниматься политикой. А я говорю только то, ч[то] человѣку [прежде], чѣмъ заниматься политикой, надо570 заниматься своей жизнью, душой. И что если будутъ жить такъ, то жизнь сложится наилучши[мъ] образомъ.571

——————————————————————————————————

Кантъ: софистомъ своихъ юношескихъ заблужденій. Въ этому причина: люди считаютъ, ч[то] могутъ каждый самъ и себѣ установить свою религію.572

5 Мая.

Дѣтямъ нужно 3 основы: 1) не бояться смерти, 2) любить трудъ и 3) добро. Для всѣхъ трехъ пріем[ы] обученія.573

——————————————————————————————————

Доброталюбовь — сейчасъ награда. Нѣтъ болѣе счастливаго состоянія.574

——————————————————————————————————

Свобода воли только въ сознаніи своей духовности и потому всегда отрицательная.575

——————————————————————————————————

Праздникъ.

——————————————————————————————————

Думать, что мы можемъ знать міръ и себя, изучая матерію все равно, что если бы человѣкъ, не выходящій изъ своего угла и имѣя вѣрнаго друга, к[оторый] бы разсказывалъ ему пр[о] все, что дѣлается въ мірѣ, думалъ, что все, что онъ можетъ узнать о мірѣ и о себѣ, онъ можетъ узнать изъ разговоровъ тѣхъ людей, к[отор]ыхъ зналъ другъ, и такъ привыкъ къ другу, что совс[ѣ]мъ бы забылъ, что все, что онъ знаетъ про міръ и себя, онъ знаетъ только по сужденіямъ этого друга, тогда какъ одно, что ему нужно и можно знать, это576 знать этого друга,577 насколько и въ чемъ можн[о] вѣрить ему.578

——————————————————————————————————

Какая перемѣна совершилась съ народомъ и дворянами. Само[о]тве[рженіе] перешло отъ кр[естьянъ] къ дворя[намъ], жадность отъ двор[янъ] къ крестьян[амъ].579

——————————————————————————————————

Грубое заблужденіе думать, что я своими усиліями могу устроить домъ — семью; еще болѣ[е] грубое, ч[то] я могу устроить народъ; еще болѣе грубое, ч[то] я могу устрои[ть] Царств[о] Б[ожіе] дл[я] всего человѣчества. Все это, въ особенности жизнь всего человѣчества, устраивается по законамъ, мнѣ недоступнымъ, и отъ моей воли независящимъ. Думать и поступать такъ тож[е] самое, ч[то] дѣлала бы клѣтка моего тѣла, если бы она нарушала законъ своей жизни для того, чтобы тѣло мое поступало такъ, какъ она считаетъ это для него хорошимъ.580

——————————————————————————————————

Все, что мы можемъ дѣлать также, какъ и отдѣльная клѣтка, это то, чтобы наисовершеннѣйшимъ образомъ исполнять законъ своей жизни. Общее же теченіе жизни совершается по недоступнымъ намъ закона[мъ] и ради недоступны[хъ] намъ цѣлей.581

——————————————————————————————————

Истинная жизнь всегда только въ настоящ[емъ].582

——————————————————————————————————

Хр[истіанское] равенство людей, не понятое вполнѣ, съ смиреніемъ и терпѣніемъ, дѣлается соверш[енно] обратн[ымъ].583

——————————————————————————————————

Смерть есть уничтож[еніе] сознанія, какъ во снѣ. Возникаетъ ли новое, какъ во снѣ, намъ неизвѣстн[о].584

Христіанство даетъ, а не требуетъ. Отъ непониманія этого всѣ ужасы революцій.585

——————————————————————————————————

Богъ все измѣняющ[ій] и самъ неизмѣняющійся.586

——————————————————————————————————

Я сознаю тѣло, сознаю душу, но не сознаю того, ч[то] сознаетъ и то и другое. Это сознающее есть любовь.587

——————————————————————————————————

Жизнь не въ тѣлѣ и не въ душѣ, а въ духѣ. Онъ одинъ сознаетъ и то и другое, а его ничто не сознае[тъ].588

——————————————————————————————————

Прелесть улыбки.589

——————————————————————————————————

Знаетъ или не знаетъ, отчего рожают[ся] дѣти, все равно. Толь[ко] дѣло это важно[е], бож[ье], если дѣлает[ся] законн[о] и во время, а есл[и] не законно и не во вр[емя], то отъ это[го] и горе, и болѣзни, и, главно[е], тупость ума.590

——————————————————————————————————

Мучительно неравенство.591

——————————————————————————————————

Великое слово: Ищит[е] Ц[арства] Б[ожія] и п[равды] е[го].592

——————————————————————————————————

Сострадані[е] радостно[е] чувство. А по письма[мъ] нѣтъ.

Какое богатство красоты природы — цвѣты, воздухъ. И какiя радост[и] доставляетъ любовь. А мы чего-то ищемъ поми[мо] этого.

А тутъ народы, парк[и], города.

——————————————————————————————————

23 Июн[я]. 1) Радость покоса для работника и тоск[а] для барина.593

2) Я радовался тому, что чувствовалъ необходимость любовного общенія со всѣм[и], а теперь понялъ, что нуж[но] чувствовать постоянно любовное общеніе не съ людьми, но съ Богомъ. Второе включаетъ перво[е]. Пытаюсь.594

——————————————————————————————————

3) Тѣмъ, кто не живутъ Богомъ, скучно: они одни.595

——————————————————————————————————

Любовь не есть какое либо особое чувству, это — сознаніе единств[а]; пальцы не любятъ другъ друга, а живутъ вмѣс[тѣ] въ любви.596

——————————————————————————————————

Я — частица Всего, представляющагося мнѣ въ пространствѣ и времени. Пространство и время отдѣляютъ меня отъ Всег[о].597

——————————————————————————————————

Думалъ о томъ, какъ хорошо быть виноватымъ, униженнымъ и не огорчаться. Можно и очень нужно.598

——————————————————————————————————

Невѣрно распредѣл[еніе] обмановъ или соблазновъ. Надо: грѣхи— ошибки молодости — и потомъ соблазны. Грѣхи:

1) Убийство,599 2) Похоть,600 3) Сластолюбіе, 4) Зависть, 5) Гордость, 6) Ложь.

Соблазны: 1) Внушені[е], 2) Общ[ественное] мн[ѣніе]), 3) Государство, 4) Семья, 5) Ложн[ая] наук[а], 6) Ложн[ая] вѣра.

——————————————————————————————————

Въ Европѣ искали спасенія въ парламентаризмѣ, не нашли. Но составилось преданіе. Мы, страдая отъ того же, отъ чего страдала тогда Европа, беремъ то средство, к[оторое] тамъ оказалось недѣйствительнымъ. И беремъ когда же? Когда измѣнить порядокъ становится все болѣе настоятельны[мъ]. Мало того, тѣ стремленія европейскаго соціализма601 мы выставляемъ также, какъ и Европейцы, идеаломъ, тогда какъ осуществленіе невозмож[но], а въ Европѣ основа — насилі[е], ложь. Въ этомъ все.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1907 г. № 2

Радуйся, и паки реку: радуйся. Старому только радость.602

——————————————————————————————————

Сознаніе ограничено пространство[мъ] и временемъ, но независимо отъ нихъ. Оно искра божія.603

——————————————————————————————————

Не хотѣлось бы умереть, не выразивъ то, что нынче особенн[о] ясн[о] чувствовалъ и понималъ: смѣшн[о] писать такой труизмъ въ концѣ жизни, а онъ для меня новъ, какъ я его теперь понимаю — скорѣе, чувствую — что надо всѣхъ любить и всю жиз[нь] строить такъ, чтобы можно был[о] любить.

Хотѣлось бы написать такой законъ Божій для дѣтей.604

——————————————————————————————————

Да, спасать надо не Россію, а то, что въ мил[і]оны миліон[ов]ъ разъ, неизмѣримо дороже фикціи Россіи, свою душу.605

——————————————————————————————————

Не надо думать, что жизнь религіозныхъ людей должна быть вся поглощена заботой о поддержаніи своей религіозности и жизнь отвлеченная и скучная. Напротивъ, жизнь людей, установившихъ религіозную основу ея, не можетъ не быть радостн[ой] и совершенно свободной отъ заботъ о своей религіознос[ти].606

——————————————————————————————————

Думать такъ все равно, ч[то] думать, ч[то] люди съ государственно-научны[мъ] міросозерцаніемъ будутъ только т[о] и дѣлать, что говорить о наукѣ и политикѣ.607

Религіозное ученіе есть основа воспитанія. Воспитани[е] и образованіе безъ религіозн[аго] ученія есть не воспитаніе и образован[іе], a развращеніе и отупленіе.608

——————————————————————————————————

Для того, чтобы жить, надо имѣть надежду радост[и] впереди себя. — Какая же это радость, когда старѣешься?

Духовное совершенство любви вполнѣ осуществляется самой смертью.609

——————————————————————————————————

Думалъ: отчего такой успѣхъ Евреевъ? Отъ того, что нашъ міръ живетъ еврейскимъ религіознымъ закономъ, противны[мъ] христіанству. Они же живутъ вполнѣ своимъ закономъ Талмудистско-павловскимъ. Мы живемъ христіански-павловскимъ, а они библейско-павловскимъ. Ихъ цѣльнѣе.610

——————————————————————————————————

Въ первый разъ, глядя на портреты друзей 1856 года, — всѣ умершіе, — ясно понялъ, что это Онъ, проявлявшійся въ нихъ. Тоже понялъ и глядя на играющихъ въ винтъ; тоже и Shaw, и Великан[овъ]. Если бы всегда нетол[ь]к[о] помнить, но чувствовать это.611

——————————————————————————————————

Все менѣе и менѣе реальны люди по мѣрѣ остарѣнія.612

——————————————————————————————————

Все думалъ о томъ, что время есть, какъ говоритъ Аміель, вращеніе передо мной сферы. Но я-то гдѣ? И вдругъ ясно стало, ч[то] я вращаюсь вмѣстѣ съ безконечной сферой и вмѣстѣ стою613 надъ ней, созерцая ее. И въ самомъ делѣ. Если есть движеніе, то только относительно чего либо неподвижнаго. И это неподвижное и есть духовный я.

Какое удивительно ясное не доказательство, a уясненіе своей безсмертной духовности. Мнѣ кажется это очень важнымъ.614

——————————————————————————————————

Жизнь трепещетъ въ каждомъ существ[ѣ] именно отъ того, ч[то] каждое существо движется вмѣстѣ со всѣмъ и неподвижн[о] какъ сознаніе.615

Для того, чтобы ясно понять нереальность времени и пространства, а то, что это только ограниченность нашег[о] мышленія, надо подумать о томъ, что мое время жизн[и] и мое тѣло въ пространствѣ одинаков[о] безконечно малы въ сравненіи съ безконечн[о] великимъ и безконечно велики въ сравненіи съ безконеч[но] малымъ.616

——————————————————————————————————

Браманизмъ испорченъ церковность[ю]. Также и всѣ вѣры.617

——————————————————————————————————

Какъ рѣдко встрѣчаешь истинную любовьлюбовь любви, любовь нетолько ко всѣмъ людямъ, но ко всему.618

——————————————————————————————————

Боже, помоги мнѣ жить въ этой любви.619

——————————————————————————————————

Революционерами руководятъ властолюбіе и зависть. И что хуже всего, эти низкія чувства прикрываются мнимой любовью и состраданіемъ къ народу и любовью къ свободѣ.620

——————————————————————————————————

Мы думаемъ и говоримъ даже: отчего Богъ не сказалъ намъ словами — но мы забываемъ, то, что только наша слабость говоритъ неточными, не достаточным[и], односторонними словам[и], а что у Бога есть другой621 языкъ, другое средство передачи истины: весь міръ и то, что вложено въ насъ. (Хорошо.)622

——————————————————————————————————

[6 февраля.] Сейчасъ ходилъ и думалъ: Основа жизни нашей: стремленіе къ благу.623 Жизнь наша ограничена, и мы часто — даже никогда — не можемъ получить того блага, к[отор]аго желаемъ, но мы не отдѣльныя существа, и благо, к[отор]аго мы ищемъ и для к[отор]аго работаемъ, можетъ получить то цѣлое человѣчеств[о], міръ, к[отор]аго мы составляемъ частицу. Ничто лучш[е] этого не подтверждаетъ того, что жизнь наша не кончается этой или, скорѣе, не ограничивается этой —: мы живемъ и своей отдѣльной жизнью, и жизнью другаго болѣ[е] обширнаго, включающаго наши существованія, какъ наше тѣло — отдѣльныя клѣтки, существа. И потому наша дѣятельность для

Скачать:TXTPDF

6. Письма написалъ плохія. Одно радостное письм[о] отъ Ч[ерткова]. Цѣлый день мучительная, непреодолимая тоска. Теперь 12 часъ, ложусь спать. Былъ у М[арьи] А[лександровны]. [25 сентября] 22, 23, 24 пропустилъ. Все