Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

блага Всего не пропадаетъ, какъ не пропадаетъ дѣятельность клѣтк[и] для организма.

Такъ что смерть можетъ быть только перенесенiемъ сознанія изъ клѣтки во все тѣло,624 [изъ] личности въ Общее. И это вѣроятно, п[отому] ч[то] вся жизнь есть ничто иное, какъ все большее и большее расширеніе сознанія.

(Очень м[ожетъ] б[ыть] важно.)625

——————————————————————————————————

Хорошо бы всегда помнить, что жизнь не есть состояніе, a движеніе. Въ духѣ оно — состояніе, но кажется движеніемъ п[отому], ч[то] постоянно раскрывается.626

——————————————————————————————————

Такъ просто то, что дѣлается. Всѣ, кто внизу, хотятъ влѣзть на тѣхъ, которые держатъ всѣхъ. — Подъ видомъ учені[я], просвѣще[нія].627

——————————————————————————————————

Читая Паскаля, понялъ въ первый разъ, какъ надо понимать l’homm[е] dans l’état de pêché628 и la629 Rédemption.630 То, что есть естествен[ный] процессъ жизни: переходъ отъ непосредств[еннаго] состоян[iя] животнаго къ требованія[мъ] духовн[ой] жизни, онъ (и вс[ѣ] церковники) называютъ спасені[емъ], откровеніемъ, происшедшимъ отъ Христа.631

——————————————————————————————————

Еклезіа — собраніе избранныхъ — первый грѣхъ — нарушеніе завѣтовъ Христа — всемірна[го] братства.632

——————————————————————————————————

Тѣмъ вредна революція наш[а], ч[то] она руководится эгоизмомъ. Измѣнить существующ[iй] строй можетъ только дѣятельнос[ть] для Бога. —633

Читаю письмо съ самоувѣренны[мъ] рѣшеніемъ вопроса непротивленія:… если убиваютъ, насилуютъ…, отказаться отъ воен[ной] службы, когда за меня пойдетъ семейный….

И сначала досад[но] на самоувѣренность глупости, а подумавъ, вижу, что ему нельзя иначе. Иначе онъ или понималъ бы и жилъ, какъ я, или вовсе не жилъ бы. —634

——————————————————————————————————

Жизнь раскрывается. Ну а ты что же при этомъ? Можешь или не можешь содѣйствовать этому раскрытію?

Можешь — тѣмъ, чтобы соблюсти свою неподвижность, а не двигаться вмѣстѣ съ тѣмъ, что закрываетъ тебя.635

——————————————————————————————————

Богъ живетъ на небѣ и въ душѣ.

——————————————————————————————————

Для того, чтобы простить, надо забыть все прошедшее, начинать отношенія съ начала.636

——————————————————————————————————

Іуда за 30 сребрен[никовъ] и повѣси[лся]. Такъ и мы за пустяки.

——————————————————————————————————

Только теперь началъ жить. Сталъ бояться однаго судьи.637

——————————————————————————————————

Борозды сѣетъ.

——————————————————————————————————

Что лучше: журавля въ неб[ѣ] — разсказъ о [1 неразобр.] или вѣра въ Бога?

——————————————————————————————————

Молиться въ тайн[ѣ].

——————————————————————————————————

Читалъ письмо Веригина и подумалъ о вредѣ осужденія. Лучше 1000 разъ ошибиться, принявъ несовершенныхъ людей за добры[хъ], чѣмъ одинъ разъ ошибиться обратно. Помог[и], Господи.638

——————————————————————————————————

Самое грубое пониманіе Бога мало отличается отъ самаг[о] высокаго въ сравнен[іи] съ тѣмъ, что понимается. —639

Тотъ, кто молится Идолу, невѣжествен[енъ], не просвѣщенъ, но тотъ, кто совсѣмъ не молится, тотъ глупъ.640

——————————————————————————————————

Написать для дѣтей день о641 губительныхъ привычк[ахъ] одурманенія опіумомъ, алкоголемъ, табакомъ, онанизмо[мъ].

——————————————————————————————————

Какое ужасное положеніе людей, не642 понимающихъ своей духовной жизн[и], когда они старѣются. Я испытываю обратное.643

——————————————————————————————————

Читаю о Думѣ и жалѣю о томъ, что люди эти умны и образованы.644

——————————————————————————————————

Думалъ о свободѣ воли: Та свобода, к[оторую] мы имѣемъ измѣнять теченіе своей жизни, не можетъ измѣнить общаг[о] хода жизни. Какъ если бы каждо[е] зерно изъ высыпаемаго четверика могло измѣнять свое положеніе — можно и не зер[но], а пчелы, черви — какъ бы не измѣня[ли] свое полож[е]н[іе] з[ерно], п[чела], общее послѣдств[іе] высыпанія было бы одно и тоже. Тоже и съ людьми, не подчиняющим[ися] общему закону. Свобода въ томъ, что человѣкъ можетъ имѣть радость сознательно подчиняться высшему закону своей жизни.645

——————————————————————————————————

Богатые будутъ жить богато, a бѣдные бѣдно и отнима646

——————————————————————————————————

Не солнце движется, а земля къ нему поворачивается. Также и не года, врем[я] идетъ, а я открываюсь самъ себѣ.647

——————————————————————————————————

Какая все тайна для стариковъ, и какъ все просто дѣтямъ.648

——————————————————————————————————

Поразительная тайна новый челов[ѣкъ] въ мірѣ.649

——————————————————————————————————

Надо жить такъ: содѣйствовать единені[ю].650

Орлова объ егоиз[мѣ] личномъ, семейн[омъ], государственн[омъ].651 Есть только два [—] божескій егоизмъ — личное и безкон[ечное].

——————————————————————————————————

Пространство уничтожается временемъ.652

——————————————————————————————————

Почему хр[истіанскіе] народы въ бѣдств[енномъ] положен[iи]? Мирное и счастливое сожительство возмож[но] только при соединеніи людей одной вѣрою. У христ[іанскихъ] наро[довъ] б[ыла] одна извращен[ная] вѣра. Когда извращеніе распалось, распалось и согласіе общества.653

——————————————————————————————————

Лошадь не слушается, а поддается тому мотиву, какой есть, т[акъ] к[акъ] ей все равно. Такъ и люди безъ вѣры.654

——————————————————————————————————

Любовь къ семейн[ымъ] — школа любви.

——————————————————————————————————

Слова Христ[а] — дурны[я] слова.

——————————————————————————————————

Пуст[ой] Бар[абанъ] <3>

<Ходи[те въ] свѣтѣ 2>

Мног[о] ли з[емли] н[ужно] 2

Цвѣтн[икъ] 1

Зерно съ к[уриное яйцо] 1

Ив[анъ] Дур[акъ] 1

Гдѣ люб[овь], та[мъ] и Б[огъ]

Кавк[азскій] плѣн[никъ].

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1907 г. № 3

Есть тол[ь]ко два способа жить: жить для радостей тѣла, ставить тѣло выше всег[о] или жить для духа — ставить выше всег[о] духъ. При первомъ жизнь — чѣмъ дальше, тѣ[мъ] хуже и кончается ужасомъ смерти.655 При второмъ — наоборотъ — все лучш[е] и лучше и кончается радостью смерти.656

——————————————————————————————————

Какъ страшно человѣку знать себя однимъ, отдѣленнымъ отъ всего.657

——————————————————————————————————

То, что многіе люди, огромное большинство людей называетъ поэзіей, это неясное, смутное выраженіе важныхъ мыслей (Walt Whitman и т. п.). Стихотворецъ скажетъ неясно то, что ясно сказано у Канта, н[а]п[римѣръ], что существ[ованіе] Бога не доказуемо, но сознает[ся] законъ, и люди, к[оторые] не прочтутъ и не оцѣнятъ Канта, приходятъ въ восторгъ отъ глубины поэзіи.658

——————————————————————————————————

Рабочіе, бѣдные вообще,659 не добрѣе, a скорѣе — злѣе богатыхъ. Этимъ-то они и жалк[и].660

——————————————————————————————————

Богатые живутъ хуже бѣдныхъ, живутъ праздно, тогда какъ бѣдн[ые] работаютъ. Этимъ-то и жалки богатые.661

Ошибаюсь или нѣтъ, но мнѣ кажется, что только теперь — хороши ли дурны — но поспѣли плоды на моемъ деревѣ.662

——————————————————————————————————

Строй жизни основанъ на религіозномъ пониманіи людей. Строй жизни т[акъ] наз[ываемыхъ] христіанскихъ народовъ основанъ на павловскомъ еврейскомъ религіозномъ пониманіи. И потому успѣхъ Евреевъ.663

——————————————————————————————————

Жизнь человѣка это664 все большее и большее сознаніе духа въ человѣкѣ. Для того чтобы это было возможно, нужно движнiе во времени тѣла въ пространст[вѣ]. (Не то.)665

Движеніе относится къ време[ни], какъ тѣло къ пространству.666

——————————————————————————————————

Астрономія это так[ая] наука, въ к[оторой] очевиднѣе всего иллюзорность пространства и времени.667

——————————————————————————————————

Феербахъ признанъ матерьялистомъ прямо по глупости.

——————————————————————————————————

Доброму богатому стыдно, ч[то] онъ богатъ, и жалко бѣднаго и668 хочется сдѣлать добро бѣдному.

Даже доброму669 бѣдному досадно, что онъ бѣденъ, и завидно богатому и хочется ему сдѣлать зло. Вотъ чѣмъ жалки бѣдные.670

——————————————————————————————————

Надо не ненавидѣть дурныхъ, т. е. заблудшихъ людей, но любить ихъ и жалѣть. — Это такъ, но для того, чтобы это можно б[ыло] искренно сдѣлать, надо любить въ нихъ Бога того, к[оторый] въ себѣ. Для того же, чтобы это сдѣлать, надо въ себѣ сознавать этого Бога и любить его.671

Суди о другихъ какъ о себѣ: это ты же. И въ дурныхъ дѣлахъ ихъ672 будь снисходителенъ какъ въ своихъ

——————————————————————————————————

и надѣйся на раскаяніе.673

——————————————————————————————————

Видѣлъ во снѣ приготовленіе къ изданію журнала нравственности. 1-й отдѣлъ — религіозно метафиз[ическія] ученія и исторія и обзоръ религій. — 2-й отдѣлъ забылъ, но могъ бы быть нравственно прак[т]ическ[ія] правила. 1-й отдѣлъ: въ отношен[іи] себя только. 2-й: отношенія къ людямъ. 3-й отдѣлъ (тоже забылъ) могъ бы быть ученіе о совершенствованіи. Вспомнилъ: воспитаніе.674

——————————————————————————————————

Всѣ вѣры одни въ корнѣ. И не мож[етъ] б[ыть] иначе. Человѣкъ одинъ.675

——————————————————————————————————

Будемъ держаться этого единаго и откинемъ наши нетолько личныя, но народныя привязанности.

——————————————————————————————————

Самоотреченіе нуж[но] во всѣхъ дѣлахъ.676 Нужно и въ дѣлѣ вѣры, нужно пожертвовать своим[и] любимым[и] русски[ми] народными, индійскими народны[ми], буддійски[ми] народ[ными] преданіям[и].677

——————————————————————————————————

Не печатайте мое это письмо. Я пишу толь[ко] для васъ, желая пока тольк[о] общенія моей души съ вашей.

——————————————————————————————————

Почему мы стремимся все впередъ? П[отому] ч[то] жизнь тольк[о] въ раскрытіи.678

——————————————————————————————————

Конституція, свобода, это только борь[ба] всѣхъ противъ всѣхъ, ненависть вмѣсто любви.679

——————————————————————————————————

Жизнь наша представляется намъ движеніемъ. Для того, чтобы было движен[iе], нужно, чтобы был[а] точка неподвижн[ая], по отношенію к[оторой] совершается движені[е]. Такая точка есть духъ человѣка — его сознаніе. То, что намъ предоставляется движеніемъ жизни, есть снятіе покрововъ съ неподвижнаго духа.680

——————————————————————————————————

Вижу во снѣ: говор[ю] съ людьми: одинъ въ родѣ Ив. Ив. Горб[унова], другой въ родѣ Лебрен[а]. Говорю: всегда есть люди, видящіе впередъ и страдающіе, а потомъ всѣ придвигаются къ нимъ. А потомъ опять впередъ. И безъ конца. И мнѣ вдругъ и моем[у] собесѣднику стал[о] грустно. Потомъ хожу подъ руку съ тѣмъ, к[оторый] Лебренъ, и говорю: Это намъ кажется грустно п[отому], ч[то] безконечно, но для истинной жизни (для Бога) это только жизнь. То, что намъ кажется движеніемъ — это жизнь.

——————————————————————————————————

Сейчасъ думалъ: Наша жизнь представляется намъ движеніемъ съ началомъ — рожденіемъ, и концомъ — смертью. И мы потому и о всей жизни хотимъ судить также. Говоримъ о началѣ, концѣ, движеніи, когда эти понятія свойственны только нашему,681 не иному сознані[ю] жизни.682

——————————————————————————————————

Самое пагубное заблужденіе въ томъ, чтобы думать, что есть средства такого общественна[го] расположенія, распредѣленія людей, при к[оторомъ] людямъ можетъ быть лучше, чѣмъ при какомъ либо иномъ: борьб[а] сословій, всевозможныя конституціи. — Всѣ эти перемѣны устройства тольк[о] вносятъ новое зло.683

——————————————————————————————————

Вредъ общенія люд[ей] черезъ газеты.

А газеты стремятся замѣнить личное общеніе.684

——————————————————————————————————

1) Я знаю, что существу[ю].

2) Знаю, ч[то] существую[тъ] другіе люди и существа.

3) Знаю, ч[то] начало, principe685 ихъ существованія тоже,

что и во мнѣ.

4) Стремлюсь соединиться съ ними: — любовь.686

——————————————————————————————————

Я не могу687 знать688 ничего непосредственно о томъ, что б[ыло] до меня, какова была моя утробная жизнь и первое дѣтство, не знаю и все то, что происходил[о] во время моего сна и забвенія. Всего этого не было бы, если бы не было689 соединеннаг[о] общающагося сознанія, посредствомъ к[отораго] я узнаю отъ такихъ же людей, какъ я, то, ч[то] ими б[ыло] сознано:690 моя утробная жизнь, дѣтство. Есть тольк[о] предположен[iя] о томъ, что это все было, предположенія, нужныя для объясненія связи матерьяльныхъ явленій. (Не ясно, но важно.691 Надо разобраться.) Все же, что въ области сознанія прямо передается моему сознанію,692 мысли сознательныхъ существъ — Хр[иста], Будды, Сократ[а], все это есть гораздо больше, чѣмъ все то, что происходи[тъ] теперь рядомъ въ деревнѣ Яс[ная] Пол[яна] или въ Индіи и не оставляетъ слѣдовъ въ сознаніи людей, могущихъ передать это моему сознан[ію].693

——————————————————————————————————

Сыновья не любятъ, п[отому] ч[то] соперничаютъ.694

——————————————————————————————————

[1)] Х[ристосъ] позналъ695 жизнь въ духѣ696 и вмѣстѣ съ тѣмъ почувствовалъ страданія тѣла и захотѣлъ уничтожить страда[нія], но не могъ. Что же дѣлать?

2) Уничтожить тѣло, уйти изъ тѣла. Но духъ Б[ожій] вложенъ въ тѣло, и уничтожить тѣло значитъ нарушить вол[ю] Бога.

Что же дѣлать?

3) Служить тѣлу. Но д[ухъ] Б[ожій] вложе[нъ] въ тѣло для

тог[о], чтобы въ тѣл[ѣ] служить Богу. И Хр[истосъ] рѣши[лъ], ч[то] надо, несмотр[я] на страданія тѣла, въ тѣлѣ служить Богу.697

——————————————————————————————————

Общее правил[о]: поступай съ другим[и], какъ хоч[ешь], ч[тобы] поступал[и] съ тобой.

<Помни, что во всѣ[хъ] Д[ухъ] Б[ожій]>

Отчего не дѣл[аютъ] этого люди.

На это 5 причинъ.

<Какъ? Во всѣхъ услов[іяхъ] жизни исполнять требованія духа.>

1) Въ негнѣва[ніи] и прощен[іи].

2) Въ соблюден[іи] наибольш[ей] чистот[ы].

3) Въ непоставл[еніи] никакихъ человѣческих[ъ] установ[леній] выше требова[ній] духа.

4) Въ воздержан[іи] отъ всяка[го] насилія.

5) Въ признані[и] всѣхъ людей братья[ми].

——————————————————————————————————

Все есть. Время: прошедшее и будущее — иллюзія. Прошедшее — то, к[оторое] я вижу, будущее — то, к[оторое] не вижу. Настоящее есть единств[енный] образецъ того, что есть, и въ этомъ настоящемъ я могу вызвать сознаніе и сдѣлать его реальнымъ.698

——————————————————————————————————

Для Д[ѣтскаго] З[акона] Б[ожія]. Сначала признать высшую волю и свою подчиненность ей.

——————————————————————————————————

Я только одинъ и есть и былъ и буду. И я — мгновенное проявленіе во времени.699

——————————————————————————————————

Я духовный700

Скачать:TXTPDF

блага Всего не пропадаетъ, какъ не пропадаетъ дѣятельность клѣтк[и] для организма. Такъ что смерть можетъ быть только перенесенiемъ сознанія изъ клѣтки во все тѣло,624 [изъ] личности въ Общее. И это