Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

данъ намъ какъ указаніе того, что есть смерть.

Сонъ совершенное подобіе смерти: въ томъ, ч[то] прекращается сознаніе, но не прекращается жизнь. Можетъ быть, подобенъ сонъ и тѣмъ, ч[то] въ немъ начинается новое сознаніе, все основанное на прежнемъ (бдящемъ), но не связанное съ нимъ.

Можетъ б[ыть] подобіе и въ томъ, ч[то] вся наша жизнь относится къ истинной жизни какъ сновидѣнія къ781 нашей теперешней жизни. Точно также, какъ въ тепер[ешней] жизни послѣ каждаго засыпанія и пробужденія жизнь все больше и больше открывается, такъ и истинная жизнь все больше и больш[е] открывается съ каждымъ рожденіемъ пос[лѣ] смерти.782

——————————————————————————————————

Поступки по вѣрѣ усиливаютъ вѣру. Вѣра производитъ поступ[ки]. Circulus viciosus.783

——————————————————————————————————

[13 мая 1907.]

Сегодня, 13 Мая, проснувшись, испытываю странное новое душевное состоянi[е]: какъ будто все забылъ — не могу вспомнить: есть ли Ю[лія] И[вановна] или нѣтъ, не могу вспомнить: какое число? что я пишу? — А между тѣмъ нестольк[о] представленія, сколько чувства нынѣшнихъ сновидѣній представляются особенно ярко.784

——————————————————————————————————

Воспользоваться свободой револю[ціи] для того, чтобы избавиться отъ суевѣрія необходимости влас[ти]: «Но люди не готовы». Тутъ cercle vicieux.785 Люди не будутъ готовы, пока буд[етъ] развращающая ихъ власть.786

Какъ опекунъ считаетъ всегда неготовымъ воспитанника, также и кандидатъ въ опекуны. Анархисты видятъ зло власти, но вѣрятъ въ нее — въ ея средств[а].787

——————————————————————————————————

Можно любить всякаго человѣка. Только, чтобы любить такъ человѣка, надо любить его не за что нибудь, а ни за что. Только начни любить такъ — и найдешь, за что… —788

——————————————————————————————————

Что прежде, что послѣ? Прежде надо освободить людей отъ рабства, а потомъ уже облегчать машинами работу. А не такъ, какъ теперь — когда изобрѣтеніе машинъ только усиливаетъ рабство.789

——————————————————————————————————

То, что ученые историки все дальше и дальше проникаютъ въ древность, показываетъ, что и прошедшее открывается намъ также, какъ и будущее, но открывается другим[ъ] процессомъ и также не полно.790

——————————————————————————————————

Спрашивать: есть ли Богъ, все равно, ч[то] спрашивать: есть ли я. Я въ себѣ знаю Бога — не всего, но частицу, проявлен[іе]. Все то, чего я есмь проявленіе, это есть Богъ, столь же неизбѣжн[о] существующiй, какъ и я.791

——————————————————————————————————

Вредъ медицины въ томъ, ч[то] люди больше заняты тѣломъ, чѣмъ духомъ. Жизнь сложилась такъ, ч[то] гибнутъ миліоны молодыхъ, сильн[ыхъ], здоровыхъ, дѣтей — гибнетъ жизнь, а старательно и искусно лѣчатъ стар[ыхъ], ненужныхъ, вредныхъ. Главное, пріучаетъ люде[й] — даже народъ — больше заботиться о тѣлѣ, чѣмъ о душѣ.

Если бы не б[ыло] ее совсѣмъ, не б[ыло] бы этого соблазн[а] заботы о тѣлѣ, люди больше думали бы о душѣ, и въ общемъ положеніе людей б[ыло] бы792 много лучше. Прекрас[ное] выраженіе въ народѣ, когда боленъ: помираю. Болѣзнь заставляла бы думать о смерти, а не объ аптекѣ.

А живи люди болѣе духовной жизнью, не б[ыло] бы браунинговъ, войнъ, голодныхъ дѣтей и матерей, уничтож[ающихъ] плодъ.793

——————————————————————————————————

Говорятъ: нѣтъ духовна[го] начала, все отъ тѣла. Если люди живутъ для тѣла, заняты тольк[о] тѣломъ, никогда не борятся съ нимъ, то какже имъ думать иначе. Ребенокъ живетъ для тѣла, но не объясняетъ, не оправдываетъ этого, но горе, когда взрослый продолжаетъ жить по ребячески и искусными умствованіями оправдываетъ это. Только тотъ, кто борется съ тѣломъ, знаетъ, что такое тѣло, и знаетъ, что есть то, что борется съ нимъ и что сильнѣе его.794

——————————————————————————————————

Свобода, равенство можетъ быть осуществимо тол[ь]ко любовью, а не насиліемъ.795

——————————————————————————————————

При осуществленіи насиліемъ это — величайшее зло.796

——————————————————————————————————

Двѣ науки точныя: математика и нравственное ученіе.797

——————————————————————————————————

Одно — самое поверхностное, другое — самое глубокое.

——————————————————————————————————

Точны и несомнѣнны эти науки п[отому], ч[то] у всѣхъ людей одинъ [и] тотъ же разумъ, воспринимающiй математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (ученіе о жизни) нравственное ученіе.798

——————————————————————————————————

Цивилизація Еврейска[я], отъ того успѣхъ Евреевъ. Если представить себѣ циви[ли]заці[ю] такую, гдѣ нужно бы было легкомыслi[е], энергія, веселость, была бы цивилизація цыганская. И цыган[е] властвовали бы.799

——————————————————————————————————

Міръ раскрывается мнѣ въ извѣстный моментъ и раскрывается извѣстнымъ темпомъ. Можетъ быть жизнь существъ въ тотъ моментъ, ко[г]да люди были звѣрям[и], и можетъ — въ тотъ моментъ, когда волкъ будетъ лежать съ ягненкомъ — сдѣлается тра[в]ояднымъ или что нибудь въ этомъ родѣ.

И можетъ быть жизнь существ[ъ], для к[оторыхъ] моментъ раскрыван[iя] быстрѣе или медленнѣе.800

——————————————————————————————————

Самая простая вещь: машина, лишающая работника разумности и пріятности работы, показываетъ, ч[то] душа человѣч[еская], человѣкъ отдается въ жертву выгодѣ: паръ вмѣсто лошади, сѣялка вмѣсто руки, на ружейномъ заводѣ подкладыванi[е] подъ молотъ желѣзн[ой] пластинк[и]: Евр[ейская] цивилизація.801

——————————————————————————————————

Вредъ медицины еще въ томъ, что лишаетъ спокойствія, торжественности процессъ умиранія.802

——————————————————————————————————

Самое вѣрное и дурное средство прогнать сомнѣнія, это то, чтобы учить другихъ тому, въ чемъ сомнѣваешься: Ив. М. Трегубовъ, мисіонеры.803

——————————————————————————————————

Когда нѣтъ силы зрѣнія, нѣтъ различія между свѣтомъ и тьмой.804

——————————————————————————————————

Каша поняті[й] во всей библіи. Одно — любовь къ своему народу.805

——————————————————————————————————

Радость только въ полномъ уединен[іи] съ Богомъ.806

——————————————————————————————————

Себя поймалъ, какъ я дорожу славой, по изложенію Ник[олаева] моей мысли.807

——————————————————————————————————

Жалость къ С[офьѣ] А[ндреевнѣ].

——————————————————————————————————

Самоувѣренные и потому ничтожны[е] люди импонируютъ скромнымъ и потому достойнымъ людямъ именно п[отому], ч[то] скромный челов[ѣкъ], судя по себѣ, не можетъ себѣ представить, чтобы челов[ѣкъ] говорилъ съ самоувѣренностью о томъ, чего не знаетъ.808

——————————————————————————————————

Въ человѣкѣ сердце и разумъ: желані[я] и способность находить средства удовлетворять ихъ; но это еще не человѣкъ. Человѣкъ это способно[сть] сознанія (внѣвременное) себя: своихъ желан[ій] и своего разума.809

——————————————————————————————————

[15 июня 1907.] Движніе какъ внѣ меня, такъ и во мнѣ есть открытіе того существа внѣвременнаго, какое есть. И въ движеніи этомъ я могу принимать активное или пассивное участіе. Активное я принимаю тогда, когда сознаю себя духовнымъ существомъ, понимающимъ810 жизнь, согласны[мъ] съ нею, когда я живу интересами Всего, — пассивнымъ, когда я только раскрываюсь. (По мысли хорошо, но дурно выражено.)811

——————————————————————————————————

Правдиво написать всю свою мерзость и не прошедшую, а теперешнюю.812

——————————————————————————————————

Дѣти, любите другъ друга.813

——————————————————————————————————

Одни люди поднимаются въ обществ[ѣ] людей, другіе спускаются.814

——————————————————————————————————

Мотивъ Жизни — воля Бога. Только извращені[е] мысл[и] ведетъ на ложны[й] путь.815

——————————————————————————————————

Всѣ страсти только преувеличеніе естествен[ныхъ] влеченій законныхъ: 1) тщеславіе — желаніе знать, чего хотятъ другіе; 2) скупость — береженіе чужихъ трудовъ; 3) любострастіе — продолжен[іе] рода; 4) гордость — сознані[е] своей божественности; 5) злоба, ненависть къ людямъ — ненависть къ злу.816

Ничто лучше не доказываетъ существованi[е] Бога (какъ глупо слово: доказывать Бога! Доказывать Бога все равно, что доказыва[ть] свое существованіе), какъ освобожденіе отъ страстей и въ особенности отъ послѣдней: отъ славы людской.

25 Іюн. 1907.817

——————————————————————————————————

Жизнь становится сномъ. Хочешь проснуться — и не можешь.

Просыпаются рано, не доспавъ, отъ страшна[г]о сна; просыпаются поздно старые — выспавшись.

Хочешь проснуться и не можешь,818 чувствуешь, что все нелѣпый сон[ъ]. И во всей путаницѣ — ничтожествѣ только одно настояще[е] — свой поступокъ добры[й] или, скорѣй, свое сознаніе добра.819

——————————————————————————————————

Видѣлъ во снѣ П. Д. Горчакова — его визитъ и отношеніе къ нему дѣтей, — дѣти и Лева и Митинька, какъ они ушли играть чей-то вальсъ. А я обижаюсь, что они это не при насъ дѣлаютъ. Развѣ не таже чепуха, ка[къ] и всей жизни.

——————————————————————————————————

Если бы положеніе о томъ, что всѣ углы треугольника равны 2-мъ прямымъ, б[ыло] противно интересамъ люде[й], они не повѣрили бы.

Гоббесъ.820

——————————————————————————————————

Стараешься вызвать любовь къ человѣку — и не можешь. Надо вызвать любовь къ Богу, скорѣе, сознан[іе] единства съ Богомъ, и будетъ, если не любовь, то не будетъ нелюбви.821

——————————————————————————————————

Любовь нечего вызывать. Только устрани то, что мѣшаетъ проявленію любви, т. е. себя.822

——————————————————————————————————

Старость уже тѣмъ хороша, что уничтожаетъ заботы о будущемъ: будущаго нѣту — и вся забота, усиліе невольно переносится въ настоящее.823

Мы никогда не хотимъ быть виноватым[и]. А это нужно. Хорош[о] пріучать себя быть виноватымъ. И потому надо радоваться случаю.824

——————————————————————————————————

Любишь быть силенъ, ловокъ, умѣть дѣлать всякія дѣла. Есть одно дѣло, к[оторое] нужнѣ[е], радостнѣ[е] всѣхъ и въ к[оторомъ] нѣтъ конца: соверш[енствованіе] души.825

——————————————————————————————————

Какъ важно понимать жизнь какъ прохожденіе.826

——————————————————————————————————

Одни — однихъ, друг[іе] — другихъ. И сдѣлал[ось] что-то ужасно[е]. A сдѣлалось это отъ того, ч[то] могутъ жить люди вмѣстѣ тольк[о] вслѣдствіе общаг[о] міровоззрѣ[нія], a міровоззрѣні[е], соединяющ[ее] люде[й], есть тол[ь]к[о] одно — религія.

Религія же б[ыла] разрушена тѣмъ, что вынуто изъ нея то, что есть перв[ое] условіе какой бы то ни б[ыло] религіи. Уваженіе къ жизн[и] ближняго. Люди воспитаны такъ, ч[то] можно убивать, т. е. ч[то] нѣтъ религ[іи], a нѣтъ религіи — и нѣтъ средства единенія. —

Скажутъ: вездѣ убива[ютъ]. Да, вездѣ827 не слѣдовали велѣніямъ религіи. Все идетъ впередъ, и приходитъ время исполненія требован[ій] религіи.

Но вѣдь это невозможн[о]. Почемъ вы знаете? То, что то, что дѣлается теперь, невозможно — это мы знаемъ, а что будетъ, мы не знаемъ и не можемъ знать.828

——————————————————————————————————

Тѣло и ограничиваетъ и даетъ возможность общенія.829

——————————————————————————————————

(Coitus)?830

——————————————————————————————————

Нравственно[с]ть не мож[етъ] б[ыть] ни на чемъ иномъ основана, какъ на сознаніи себя духовнымъ существомъ. Только духов[ное] сущест[во] свободно отъ эгоизм[а]. А съ эгоизмомъ не мож[етъ] б[ыть] нравственност[й].831

——————————————————————————————————

[22 июля 1907.] Только посредство[мъ] тѣла въ пространствѣ я дѣлаюсь отдѣленной частью Всего.

Только посредство[мъ] движенія во времен[и] я — часть — соединя[юсь] со Всѣмъ. —832

——————————————————————————————————

Тѣло отдѣляетъ, и образуетъ пространство.

Движеніе соединяетъ, и образуетъ время.833

——————————————————————————————————

Ѣздятъ только на тѣхъ, кто самъ ѣздитъ, любитъ ѣзди[ть] или хоть хочетъ ѣздить.834

——————————————————————————————————

Мужикъ жалуется, что на немъ ѣздятъ, а самъ ѣздитъ на сыновьяхъ, на жен[ѣ], на отцѣ, на работникѣ.835

——————————————————————————————————

Самъ ѣздишь, такъ ужъ не жалуйся, чт[о] на тебѣ ѣздятъ.836

——————————————————————————————————

Кантъ — рел[и]г[і]озн[ый] учитель.837

——————————————————————————————————

Правдивость тольк[о] у живущаг[о] передъ Богомъ. Жив[ущій] пер[е]дъ людьм[и] всегда будетъ вилять.838

——————————————————————————————————

[1 неразобр.] мірскому привело его къ Христ[у]

——————————————————————————————————

Два выхода: ка[кой] лучш[е]? Не знаю.

——————————————————————————————————

Ложность поняті[я] служенія Богу. Есть только благо.839

——————————————————————————————————

Да, ужасенъ упадокъ наше[г]о общества, когда нужно разъяснять то, что не убій значитъ не убива[й] никого, а нетольк[о] тѣхъ, кто не мѣшаетъ намъ. — Одно утѣшеніе, то, ч[то] этотъ ужасный упадокъ есть признакъ того послѣдняго состоянія развращенія, при к[оторомъ] наступаетъ обновленіе. Помогай Богъ.840

——————————————————————————————————

Выборъ841 состоянія тѣла почти непроизволенъ: отскочилъ, когда обжегся, съѣлъ, когда голоденъ, заснулъ, когда спать хочется. Выборъ поступковъ: пойти? не пойти? дѣлать ту или иную работу, уже болѣе произволенъ. Выборъ предмето[въ] мысли еще болѣе.

(Что-то есть. Но все не то.)842

——————————————————————————————————

Все равно, что, оставивъ ходъ въ огородѣ скотинѣ, работать на немъ и удивляться, что все стопт[ано]. Или не вспахавши сѣять дорогі[я] растен[ія].843

——————————————————————————————————

или ѣхать на телегѣ безъ чеки и удивляться, что она плохо ѣдетъ.

——————————————————————————————————

Лучше итти пѣшк[омъ], чѣмъ въ самомъ хорошемъ экипаж[ѣ] или вагонѣ безъ чеки на колесахъ.

——————————————————————————————————

Что же будетъ? И какъ это будетъ? и что дл[я] это[го] нуж[но] дѣлать? Что для это[го] нуж[но], чтобы б[ыло] для того, ч[то]бы люди дѣла[ли] э[то]. Будетъ то, какъ нѣ[тъ] рабовъ, не живутъ съ матерям[и]. — Общественное] мнѣні[е]. Какъ? Одинъ, друг[ой] предпочтутъ быть убит[ыми], чѣмъ убивать.844

——————————————————————————————————

И потому нужно, нужнѣе всего не дѣлать революц[iю], не подавлять ее, а не убивать, не пользоваться убійств[омъ], не строить сво[ю] жизнь на убій[ствѣ].845

——————————————————————————————————

Нужно для этого

Скачать:TXTPDF

данъ намъ какъ указаніе того, что есть смерть. Сонъ совершенное подобіе смерти: въ томъ, ч[то] прекращается сознаніе, но не прекращается жизнь. Можетъ быть, подобенъ сонъ и тѣмъ, ч[то] въ немъ