работы людей надъ самими собой.
23) Пресса все болѣе и болѣе замѣняетъ личное общеніе людей. И замѣна эта особенно невыгодна для любовнаго общенія людей между собою. Какъ ни велики выгоды распространенія печати, едва ли эта невыгода не перевѣшиваетъ ихъ всѣ.
24) Четыре ступени религіозно-метафизическаго сознанія:
1) Я знаю, что существую.
2) Знаю, что существуютъ другіе люди и существа.
3) Знаю, что начало,69 основа существованія всѣхъ людей, животныхъ и всего существующаго — та же, что и во мнѣ.
4) Стремлюсь соединить основу своей жизни съ жизнью другихъ существъ — любовь[ю].
25) Я ничего непосредственно не могу знать о томъ, что было,70 когда меня не был[о], не могу знать, какова была моя утробная жизнь и первое дѣтство, не знаю непосредственно и все то, что происходило во время моего сна и забвенія. Всего этого не было бы, если бы не было такихъ же людей, какъ я, отъ к[отор]ыхъ я узнаю то, что ими б[ыло] сознано о моей неизвѣстной мнѣ жизни и о томъ, что предшествовало ей. Все это — только результатъ моего общенія съ другими людьми, к[отор]ые своим[и] разсказами даютъ мнѣ представленіе о томъ, что происходило и со мною и до меня. Свѣденія эти нужны тольк[о] для внѣшней связи явленій, но, сами по себѣ, онѣ не составляютъ части моей жизни, не нужны мнѣ и часто недостовѣрны, и достовѣрность и недостовѣрность ихъ не важны для меня. Важно для меня и составляетъ мою истинную жизнь все то, что непосредственно б[ыло] сознано мною и было открыто моему сознанію черезъ мысли сознательныхъ существъ, общавшихся со мно[й] въ этой жизни или жившихъ тысячи лѣтъ назадъ и выразившихъ словами то, что смутно таилось въ моемъ сознаніи и потому, получивъ форму выраженія, составило часть его. Такъ что мысли Будды, Канта, Христа, Амiеля и др[угихъ] составляютъ часть моей жизни, между тѣмъ какъ большая часть моей жизни въ молодости (совершенно забытая) и жизнь людей, живущихъ рядомъ со мной и каждый день общающихся со мной. (Это неясно, но постараюсь послѣ лучше выразить.)71
14 Февр. 1907. Я. П.
Писать Я. П., должно быть, ненужно. Мало вѣроятій, чтобы я уѣхалъ куда нибудь до смерти. Вчера б[ылъ] очень недоволенъ и запутанъ урокомъ съ дѣтьми. Необходимо начать съ метафизики. Не дописалъ вчера въ послѣднее то, что Сократъ, Христосъ, Будда дѣйствительно существуютъ для меня, а я, 9/10 моей такъ называемой72 жизни, жизнь всѣхъ миліоновъ людей, не оставивш[ихъ] ничего въ сознаніи другихъ людей, могущихъ передать результаты ихъ сознанія — не существуютъ для меня.
17 Февр. 1907. Я. П.
Здоровье хуже. Хорошо приближаюсь къ переходу. Занятъ Лабрюеромъ. Вчера прочелъ о Шекспирѣ — Le Nazaréen, le grand corrupteur de l’humanité.73 Сейчасъ Таня говорила про Ивана, что онъ ненавидитъ господъ, завидуетъ. И мнѣ такъ мучительно стало больно, грустно. Какъ жить подъ такой ненавистью?!
19 Февр. 1907. Я. П.
Только, чтобы записать:
Для того, чтобы отвѣтить о свободѣ воли — на вопросъ, свободенъ ли человѣкъ? — надо прежде сказать, что у человѣк[а] есть два сознанія: тѣлесное и духовное (т. е. человѣкъ сознаетъ себя то духовн[ымъ], то тѣлеснымъ). Для тѣлеснаго сознанія не можетъ быть рѣчи о свободѣ, такъ какъ жизнь тѣлесная происходитъ въ условіяхъ простр[анства] и врем[ени] (и нѣтъ настоящаго). Для духовн[аго] же сознанія точно также не мож[етъ] б[ыть] рѣчи о свобод[ѣ], такъ [какъ] для него не существуетъ ничего могущаго стѣснить его, оно всемогуще. И это сознаніе проявляется только въ томъ, чего нѣтъ для тѣлеснаго сознанія, въ настоящемъ. И потому на вопросъ о свободѣ воли отвѣтъ: несвободенъ въ тѣлесномъ сознаніи и свободенъ въ духовномъ.
Если же спросятъ: свободенъ ли человѣкъ переходить изъ однаго сознанія въ другое? отвѣтъ: жизнь — только въ духовномъ созна[ніи].
22 Февр.
Только, чтобы записать:
1) Для чего я — отдѣленное проявленіе Бога? Для того, чтобы я имѣлъ благо сознанія себя и общенія со всѣмъ міромъ (Разъяснить послѣ.)
2) Дѣтямъ нуженъ и не вреденъ догматизмъ.
17 Марта 1907. Я. П.
Очень давно не писалъ, но многое записано въ книжечкахъ. За это время б[ылъ] занятъ только дѣтскими уроками. Что дальше иду, то вижу большую и большую трудность дѣла и вмѣстѣ съ тѣмъ бòльшую надежду успѣха. Все, что до сихъ поръ сдѣлано, едва ли годится. Вчера раздѣли[лъ] на два класса. Нынче съ меньшимъ классомъ обдумывалъ. За это время были разные посѣтители и хорошія письма. Вчера б[ылъ] Кузминъ отъ Малеванцевъ. Очень радостно. Все яснѣе и яснѣе для меня безуміе и, главное, грѣхъ, гадость политич[еской] дѣятельности, лицемѣріе этой дѣятельност[и].
1) Странная вещь, неслыханная мной, это — причина нелюбви сыновей къ отцамъ (разумѣется, въ нехристіанскихъ семьяхъ): это — зависть и соперничаніе сыновей съ отцами.
2) Много разъ измѣнялъ искушенія Христа. Записано такъ: (и не дурно) (Записано въ урокахъ).
2) Настоящее — тотъ внѣвременный моментъ, к[оторый] соединяетъ прошедшее съ будущимъ.74 И въ этомъ настоящемъ я могу вызвать въ себѣ сознаніе и сдѣлать этотъ моментъ реальнымъ. Прошедшее же и будущее — иллюзія. Прошедшее….. Неясно.
3) Я только одинъ и есть и былъ и буду, и я — мгновенное проявленіе во времени.
4) Я духовное75 не хочу быть въ тѣлѣ; стало быть, я въ тѣлѣ не по своей волѣ, и есть воля высшая.
5) Чувствую благо старости и болѣзней, освобождающихъ меня отъ заботы о мнѣніи людскомъ. Помогаетъ этому и то, что меня теперь больше бранятъ, чѣмъ хвалятъ.
6) Только въ области сознанія человѣкъ свободенъ. Сознаніе же возможно только въ моментѣ настоящаго.
7) Я чувствую себя вѣчнымъ, однимъ истинно76 существующимъ. И я же, когда сужу о себѣ,77 вижу себя ничѣмъ, безконечно малой частицей чего-то безконечно великаго. Что же правда: первое или второе? Если второе, то сознаніе своего перваго, вѣчнаго «я» — обманъ. Но этого не можетъ быть, п[отому] ч[то] безъ этого обмана (перваго «я») нѣтъ жизни, нѣтъ ничего, нѣтъ, главное, и второго «я».
Если же правда — первое, то второе: вся тѣлесная жизнь есть обманъ. Но этого тоже не можетъ быть, п[отому] ч[то] безъ тѣлесной жизни я не могъ бы дѣлать этихъ разсужде[ній]. И потому есть и то, и другое: Я — духовное, непространственное, невременное существо въ тѣлесныхъ, пространственныхъ и временныхъ78 условіяхъ.
И потому, отвѣчая [на] вопросъ о свободѣ воли, надо измѣнить вопросъ такъ:
Откуда происходитъ представленіе о свободѣ воли?
8) Благотворительность подобна тому, что бы сдѣлалъ человѣкъ, который, изсушивъ сочные луга водосточными канавами, потомъ поливалъ бы эти луга въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ они представлялись бы особенно сухими.79 У народ[а]80 отберутъ то, что ему нужно, и тѣмъ81 лишатъ его возможности кормиться своимъ трудомъ, а потомъ стараются поддержать его слабыхъ, распредѣляя между ними часть того, что у него отобрано.
9) Я — не только не я, плотскій Л. H., отъ рожденія и до смерти, но я, даже съ тѣлесной точки зрѣнія, есмь только плотское проявленіе всѣхъ моихъ предковъ безъ конца и передаточное звѣно между ними и моими потомками, тоже безъ конца: Я — мгновенная вспышка чего-то.
10) Преданіе рода есть грубое проявлен[iе] сознанія своего единства.
11) Любовь дурно82 выражаетъ сознаніе единства людей. (Такъ записано: не помню значенія.) Должно быть, то, что любовь есть только послѣдствіе этого сознанія, а что сознаніе единства глубже.
12) Жизнь человѣка всегда есть переходъ изъ сознанія животнаго въ сознаніе духовное. Но какой же можетъ быть переходъ, когда времени нѣтъ?
Перехода и нѣтъ, а я и тѣлесное сознаніе и духовное доступно мнѣ только черезъ время, иначе сказать: въ формѣ времени. Ты говоришь, что время только фор[ма], что времени нѣтъ. А что же значитъ то, что тебя не было прежде, а теперь ты еси и живешь въ мірѣ и умрешь?
Это значитъ то, что я не могу вмѣстѣ понимать бытіе и небытіе въ этомъ мірѣ. Такъ что я и есмь и меня нѣтъ въ этомъ мірѣ.
13) Какъ должно бы быть мучительно тѣмъ, у кого много денегъ. У нихъ много просятъ, и какъ имъ разобрать, кому дать? Одно средство — отдать все.
14) Себя забыть хорошо бы, да нельзя, и потому надо хоть ровнять: поступать съ другими, какъ хочешь, чтобъ поступал[и] съ тобой.
15) Если замѣтилъ, что въ спорѣ человѣкъ защищаетъ свое внѣшнее положені[е], поскорѣй прекрати разговоръ.
16) Трудно молодому пренебречь тѣломъ. И не надо стараться сразу. Сначала не дѣлать дурнаго, потомъ дѣлать хорошее, потомъ отдать себя.
17) То, что жизнь истинная внѣ времени, лучше всего доказываетъ то, что она только въ настоящемъ, кот[орое] всегда внѣ времени.
18) Хотѣлось написать обращеніе къ дѣтямъ. Вступленіе въ уроки. Набросалъ такъ:
Если напишу, то вложу сюда, а теперь продолжаю дальше:
19) Вспомнилъ такъ живо милаго мальчи[ка] Николашу, что мнѣ представилось, что я — онъ, что я улыбаюсь его улыбкой, блещу его глазами. Такъ это бываетъ, когда любишь. Развѣ это не явное доказательство того, что во всѣхъ насъ живетъ одинъ духъ, и что любовь уничтожаете раздѣленіе.
20) Время есть сниманіе покрововъ съ неподвижнаго, единаго сущаго духа Божія.
21) Непроницаемость вещества въ пространствѣ скрываетъ сначала83 отъ насъ единство сущаго духа. Движеніе во времени снимаетъ эти покровы.
22) Живутъ истинной жизнью только старики и дѣти, свободные отъ половой похоти. Остальные только заводъ для продолженія животныхъ. Отъ того такъ отвратителенъ развратъ въ старикахъ и дѣтяхъ. А люди думаютъ, что вся поэзія — только въ половой жизни. Вся истинная84 поэзія всегда внѣ ея.
23) Самый ужасный и вредный человѣчеству обманъ это фарисейство, лицемѣріе, выдающее дѣятельность эгоистическую, для своихъ цѣлей за служені[е] Богу. (Лицемѣріе это съ давнихъ временъ обличается). Едва ли не болѣе85 вредное особенно развившееся въ наше время есть фарисейство политическое. Люди, отъ Царя до товарища рабочаго, увѣряютъ себя и другихъ, что они заняты благомъ народа, а они заняты имъ, сколько курица построеніемъ храма, а движимы только грубымъ эгоизмомъ.
Есть еще фарисейство семейное. Человѣкъ скупъ, властолюбивъ и хочетъ увѣрить себя и другихъ, что то, что онъ дѣлаетъ, онъ дѣлаетъ для семьи.
24) Нынче думалъ о началѣ уроковъ для дѣтей. 1) Зачѣмъ живешь? Чтобы быть счастливымъ. Какъ б[ыть] счастливымъ? Такъ жить, чтобы всѣ, живя такъ, всѣ были счастливы.
<25) Записано, что вмѣсто системы Г[енри] Дж[орджа] должно быть свободное возна[г]ражденіе за землю, к[оторой] пользу[ешься].>
26) Какъ просто то, что дѣлается: Всѣ, кто внизу, хотятъ влѣзть наверхъ, на тѣхъ, к[оторые] держатъ верхъ. Влѣзаютъ подъ разными предлогами, самый обычный — просвѣщеніе. Но кто же будетъ держать, когда всѣ полѣзутъ? Хорошо, когда въ Англіи есть рабы въ Индіи, въ колоніяхъ.
27) Читая Паскаля, понялъ въ первый разъ, какъ надо понимать l’homme dans l’état de péché86 и la rédemption.87 То, что есть естественный ходъ жизни: переходъ