Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

не гадости, не зло.1170

——————————————————————————————————

Schow поразителенъ своей пошлостью. У него нѣтъ нетолько своей ни одной мысл[и], поднимающейся надъ пошлостью толпы, онъ не понимаетъ ни одной великой мысли прошедшихъ мыслителей. Вся его особенность въ томъ, ч[то] онъ величайшія избитыя пошлости1171 высказываетъ самымъ изысканно извращенн[ымъ] новымъ способомъ, какъ будто онъ говоритъ что-то свое, новое.

Главная черта его — ужасающая самоувѣренность, ровняющаяся тольк[о] съ его философск[имъ] полнымъ невѣжествомъ.1172

——————————————————————————————————

Свою духовность, свою основность всему люди выражаютъ въ самыхъ неожиданныхъ формахъ. Духовность выражается безсмертіемъ загробной жизни, безсмертіемъ матеріи, воскресені[емъ], воскрешеніемъ. Основность выражается твореніе[мъ] Богомъ, силою матеріи. Во всѣхъ этихъ объясненіях[ъ] слѣдствіе берется за причину.1173

——————————————————————————————————

Я начинаю забывать: Нынче много спалъ и почувствовалъ освобожденіе отъ личности. Такъ удивительн[о] хорошо! Только бы совсѣмъ освободиться! Сонъ, сновидѣніе есть образецъ такого освобожденія.1174

——————————————————————————————————

4) Христi[анство] не въ томъ только, ч[то]б[ы] не повиноваться правит[ельству], оно въ томъ, ч[то]б[ы] повиноваться Богу.

И повиновеніе Богу легче, чѣмъ правит[ельству].1175

3) Насиліе чье бы то ни б[ыло] не избавитъ.1176

2) Одно изъ двухъ: продолжать, но забыть нельз[я].1177

1) Не для себя, a дѣти летятъ въ пропасть.1178

——————————————————————————————————

Если бы что нибудь фанта[с]т[ическое], ч[то] можетъ быть и можетъ не быть, но это вѣдь неизбежн[о] будетъ.

И если бы для этаг[о] нужно б[ыло] дѣлать что нибудь опасное, трудное, стыдное, унизительное, несогласное съ природой, а тутъ наоборотъ безопасно, легко, требуетъ достоинства и согласно съ природой.1179

Опасность отъ Японцевъ, Китайцевъ. Но вѣдь христіан[скій] законъ — законъ жизни для всѣхъ людей, а Яп[онцы] и Кит[айцы] люди. Пускай придутъ, они тотчасъ же переймутъ.1180

——————————————————————————————————

Добрая жизнь народовъ возможна только по мѣрѣ доброты людей, ихъ составляющихъ. Революція же вызываетъ троицу: гордости, зависти, злобы. —

Улучшеніе возможно при улучшеніи народа, при неучастіи его въ грѣхѣ власти.1181

——————————————————————————————————

Сходясь съ людьми, помни, что надо общаться съ ними во всю, т. е. не какъ съ царемъ, нищимъ, прокур[о]ромъ, а съ сыно[мъ] божіимъ, въ виду смерти.1182

——————————————————————————————————

Говорятъ о безсмертіи души, о будущей жизни. Что тебѣ до будущаго? Тебѣ дана возможность все увеличивающагося и увеличивающагося блага, чего же тебѣ еще? Вопросъ о будущей жизни это вопросъ о томъ: какъ я буду ѣздить верхомъ, когда у меня не будетъ лошади, или чт[о] нибу[дь] подобное.

Кромѣ того: если ты живешь духовной жизнь[ю], то ты живешь во всемъ томъ, что остается посл[ѣ] тебя. Теряется тольк[о] отдѣленное сознаніе, сознаніе своей ограниченности.1183

11 Фев. Испытываю странное чувство недоумѣнія передъ тѣмъ сознаніемъ огромнаг[о] незаслуженнаго счасть[я], к[отор]ое заливаетъ меня.

——————————————————————————————————

12 Ф. Любовь только тогда даетъ радостьблаго, когда это любовь ко всѣмъ — любовь божеская: какъ только есть хоть одинъ человѣкъ, к[отораго] не любишь, это все равно ка[къ] дырка въ ведрѣ — все вытечетъ.

Часто, видя, какъ люди хвалятъ, величаютъ мен[я], думаю: вотъ вотъ увидятъ они меня настоящаго и поймутъ, какой не великій, a маленькій и гаденьк[ій] человѣчекъ. Пишу это ненарочно, а п[отому], ч[то] часто всѣмъ существомъ чувствую это.

14 Ф. То, что мы не помнимъ своей прежней жизни, никакъ не доказываетъ того, чтобы мы не жили (уже слово жили въ прошедшемъ времени нарушаетъ мысль). Вѣрнѣе сказать: что мы возникли, ч[то] мы начались, а не всегда есмы. Наше забвеніе доказываетъ только то, что у насъ теперь не то, а другое сознаніе. Поэтому и1184 въ смерти мы теряемъ не жизнь, а только сознаніе этой жизни, что нисколько не включаетъ уничтоженіе.

Для того, чтобы увѣриться въ невременности жизни,1185 повѣрить въ будущую жизнь, т. е. въ жизнь невременную, надо увѣриться въ прошедшей, въ предшествовавшей этой жизни, т. е. въ внѣвременной жизни.

«Но всетаки жизнь, хоть съ другимъ сознаніемъ, будетъ послѣ смерти. Опять время

Да, опять время, но какъ въ этой жизни, несмотря на послѣдовательн[ость] явленій, я сознаю внѣвременное единство, такъ это будетъ и въ послѣдовательныхъ жизняхъ. (Не ясно, но только не могъ, мнѣ ясно.)

——————————————————————————————————

Русск[іе] ненавидятъ Ев[реевъ], Ев[реи] Р[усскихъ], Ф[ранцузы], Р[усскіе], П[оляки] всѣ ненави[дятъ] Нѣм[цевъ], Яп[онцевъ], всѣ готовятся къ убійств[у], и все это христіан[е] или такіе люди, к[оторые] знаютъ такія истины, к[оторыя] ставятъ ихъ выше хри[с]тіа[нства].1186

——————————————————————————————————

Всѣ подтрунива[ютъ], дѣлая видъ, ч[то] серьезно мы[слятъ] и говорятъ, и всѣ знаю[тъ], какъ устроить благ[о] народа — всѣ противн[ики] одинъ другом[у], но такъ увѣре[ны], что убиваю[тъ], лгутъ, подл[ичаютъ] для это[го].1187

——————————————————————————————————

Но говорятъ: ч[то] жъ дѣлать? Вѣдь погибаемъ. Погибаете, это правда, но дѣлать можно многое. Однаго тольк[о] нельзя дѣлать: продолжать дѣлать то, усиливать то, ч[то] привело къ погибели. А это-то дѣлается.

Человѣкъ попалъ въ болотную трясину и п[отому], ч[то] ему плохо, лѣзетъ глубже, воображая, ч[то] есть другая сторо[на], на к[оторую] онъ выберет[ся].

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1908 г. № 1.

1 янв. Удивительное изречение Столярова: кормится.

Январь 1.

Писалъ Кр[угъ] Чт[енія]. Исключилъ ложь и возстановилъ неравенство. Письмо отъ Наживина и съ религіозными вопросами. Встрѣтилъ «крамольника», трудился для освобождения народа. Цѣлый день мнѣ стыдно.

Январь 2.

Кр[угъ] Чт[енія] все работаю, подвигаюсь.

Январь 4.

Ругат[ельное] письмо и озлоб[ление]. Былъ тюрем[ный] священникъ, и я дурно себя велъ. Съ сыновьями хорошо.

Январь 5.

Молитву упростить. Тепло.

Январь 6.

Играли хорошо Тан[ѣевъ] и Гольден[вейзеръ]. Работалъ Кр[угъ] Чт[енія]. Дунаевъ б[ылъ], очень жалокъ духовно.

Январь 7.

Тоже. Былъ Новичковъ и очень жалкій, изломавшій[ся] Офицер[овъ]. Писалъ отдѣлы и молитву очень хорошо. Уѣхалъ А[ндрей] съ ж[еной], оба милы.

Январь 8.

Былъ ветеринаръ. Письмо изъ Ясен[ковъ]. Саша уѣхала къ Анд[рюшѣ]. Пріѣхала Мар[ья] Ал[ександровна]. Плохо занимался Кр[угомъ] Чт[енія]. Ослабъ желудкомъ.

Январь 9.

Былъ Скороходовъ. Писалъ отдѣлы. П1188

Январь 10.

Пріѣхалъ милый Абрикосовъ съ Наташей и дочкой. Ходилъ пѣшкомъ. Работа все та же. Отъ Ч[ерткова] письмо.

Январь 11.

Кончилъ отдѣлы. Погода прекрасна. Заблудился въ засѣкѣ. С[офья] А[ндреевна] уѣхала въ Москву.

Январь 12.

Ничего не дѣлалъ, думалъ о драмѣ. Очень слабъ, ходилъ гулять. Написалъ письма вечеромъ.

Январь 13.

Очень слабъ. Написалъ письмо Молчанову, Шараповой и дневникъ. Вечеромъ пріѣхалъ Сергѣенко. Утромъ б[ыло] слабо сердце.

Январь 14.

Хорошо записалъ о томъ, что такое «я». Ѣздилъ верхомъ. Здоровье лучше. Хорошее письмо отъ Гаврилова — отвѣтилъ. И отъ Сахатова изъ Канады.

Январь 15.

Пріѣхалъ Плюснинъ. Ѣдетъ Ч[ертковъ] и Беневск[ій].

1189Пріѣхали Ч[ертковъ], Б[еневскій]. Читалъ письмо Беневской.

Январь 16.

Ѣздилъ верхомъ. Писалъ о религіи и наукѣ. Болитъ немного грудь.

Январь 17.

Написалъ письмо Е[вгенію] И[вановичу] и Беневской. Хорошія письма. Читалъ Лев[ину] драму. Умѣренно и хорошо по мысли, но слабо.

18 января.

Тяжелые посѣтители крестьяне. Хорошо спа[лъ].

Январь 26.

Отвѣтить Устиновой. Просмотрѣть Трегуб[ова]. Зловредность шутки.

[9 марта] Мартъ 7.1190

Статья плохо подвигается. Думается объ описаніи убійцъ революц[іонеровъ], палачей и правительства.

[9 марта] Мартъ 8.

Былъ Ч[ертковъ]. Саша милая уѣхала въ Москву. Душанъ вчера вернулся. Послалъ печатать 3 мѣсяца Кр[уга] Чт[енія].

Мартъ 9.

Очень давно не записывалъ: 3-го заболѣлъ, б[ыл]ъ обморокъ. Юбилеемъ меня тревожатъ. На душѣ очень хорошо.1191 × 3 Іюня.

————

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1908 г. № 2.

1908. 1 Ян.

Если смыслъ жизни въ совершенствовании, то ясно, что онъ не можетъ быть въ усовершенствованіи души. (Она и такъ божественн[а], совершенна), а только въ уничтоженіи того, ч[то] мѣшаетъ ея проявленію — грѣховъ.1192

———————————————————————————————————

2 Я. Видѣлъ во снѣ мое чувств[енное] отношеніе къ Парашѣ и ея дочери. И зналъ, ч[то] отвратит[е]льн[о], и не могъ остановиться. Тоже въ этой жизни: знаешь и не можешь и все больше и больше просыпаешься. —1193

———————————————————————————————————

3 Я. (Къ К[ругу] Ч[тенія]). Гордость, неравенство и богатств[о] приводятъ къ жизни для славы людской, ко лжи. —

Только суевѣрія: 1) церк[ви], 2) наук[и] — иск[усства], 3) Госуд[арства] и 4) насилія даютъ возможность праздной жизн[и].1194

———————————————————————————————————

8 Янв. Всѣ, почти, техническія усовершенствоваіия удовлетворяютъ1195 или эгоистич[ескимъ] стремленіямъ къ личному наслажденію или семейной, сословной, народно-государств[енной] гордости.1196

———————————————————————————————————

9 Я. Сновидѣниія — совершенны[й] образецъ жизни, — разница только въ отсутствіи въ сновидѣніяхъ участiя воли, усилія души и въ томъ, ч[то] сновидѣнія не такъ послѣдовательны (какъ говоритъ Паскаль), какъ событія дней. А какъ все, что я познаю во снѣ, дано мнѣ моей способностью воспріятія, такъ и все на яву дано мнѣ той же способностью.1197

———————————————————————————————————

Все, ч[то] намъ нужно, дано намъ, и просить не о чемъ.1198

———————————————————————————————————

10 Я. Сознательно стремись къ тому, въ чемъ жизнь, къ освобожденію духа, и жизнь всегда благо.1199

———————————————————————————————————

К[ругъ] Ч[тенія]. Не вѣрь тому, ч[то] нарушенi[е] цѣломудрія мож[етъ] б[ыть] нужн[о] для здоровья. Во 1-хъ, это неправда, нарушеніе цѣломудр[ія] гораздо больше угрожаетъ здоровью, чѣмъ сохраненіе его, а во 2-хъ и главное: здоровье и нравствен[ный] законъ — два требованія — два условія жизни несоизмѣримыя. Лишаться нравственности для здоровья все равно, какъ для тепла разламывать по частямъ свой домъ и топить имъ.1200

———————————————————————————————————

11 Ян. 1) Къ Кр[угу] Чт[енія]. Для усилія воздержанія нужно поступать такъ, какъ будто имѣ[е]шь тѣ чувства, к[оторыя] желалъ бы имѣть.1201 2) Не должно до тѣхъ поръ заимствовать отъ другихъ отвѣты на вопросы, пока вопросы эти не возникл[и] въ самомъ себѣ.1202

———————————————————————————————————

13 Я. Смерть не есть освобожденіе, а есть прекращеніе процесса освобожденія.1203

———————————————————————————————————

Умирая, надо дѣлать наибольшія усилія для освобожденія: это самый удобный моментъ для освобожденія.1204

———————————————————————————————————

Неслѣдованіе непротивленію источникъ всѣхъ бѣдствій, отъ того, ч[то] есть подобіе религіи и нѣтъ никакой — подобіе само[е] грубое, какъ и должно б[ыло] быть: иконы, мощи, папы, причастія. Главное же то, ч[то] рядомъ Еванг[еліе], разрушающее все это.1205

14 Я. Основа жизни — сознаніе своего существованія, не того,1206 какимъ я себя сознаю,1207 а то, ч[то] я есмь, что только одно я есть. Все остальное кажется, кромѣ такого же я въ другихъ, к[оторое] я познаю любовью.1208 —

——————————————————————————————————

Хороша старость еще тѣмъ, ч[то] знаешь, ч[то] не доживешь до оцѣнки своихъ дѣлъ. Такъ что для оцѣнк[и] людей и не стоитъ дѣлать.1209

——————————————————————————————————

Всякое разсуждені[е] о происхожденіи чего нибудь во времени нелѣпо: шли туманныя пятна, а прежде пятенъ? И главное: для кого они были? Тоже и съ Богомъ творцомъ. A чѣмъ онъ упражнялся до сотворенiя міра?1210

——————————————————————————————————

Требовать доброй жизни и защищать пьянство.1211

——————————————————————————————————

Главное заблужденi[е] научное1212 въ томъ, ч[то] думаютъ, ч[то] существуетъ міръ, а не я.1213

——————————————————————————————————

Люди, считающі[е] себя религіозными — нерелигіоз[ны], — ученым[и] — не учены, добры[ми] — не добры, утонченны[ми] — не утонченны.1214

——————————————————————————————————

Нельзя достаточно радоваться осужденію, обвиненію, клеветѣ, к[отор]ую не можешь опровергнуть. Ничто такъ не возвращаетъ къ истинной жизни для своего духа, для Бога, къ жизни любви.1215

——————————————————————————————————

Больше несправедлив[ость] того, чтобы человѣ[къ] могъ не знать истин[ы] отъ того, ч[то] она слож[на], научна, чѣмъ то, что у одного ми[лі]он[ы], а у другого сапогъ нѣтъ.1216

Признавая жизнь въ себѣ, изучаешь и улучшаешь доступнаго и извѣстнаго1217 себя; признавая жизнь въ мірѣ, изучаешь и улучшаешь недоступный и неизвѣстный1218 міръ.1219

——————————————————————————————————

Не[с]овмѣстимо научное,1220 т. е. изучені[е] мір[а], съ религіозн[ымъ], т. е. изучені[емъ] своего я, и потому неизбѣжно, при занятіи одни[мъ] из двухъ, пренебрежен[іе] другимъ.1221

——————————————————————————————————

Простота условіе и признакъ истины.1222

——————————————————————————————————

То, что мы называемъ сознаніемъ, есть ничто иное, какъ только чувство противорѣчія требованій нашего духа съ требованіями тѣла, сознаніе нашего несовершенства.1223

——————————————————————————————————

Если бы было одно тѣло безъ требованій духа, не б[ыло] бы сознанія, не было бы и тѣла, а если бы б[ылъ] одинъ духъ,1224 то точно такж[е] не б[ыло] бы сознанія его, не

Скачать:TXTPDF

не гадости, не зло.1170 —————————————————————————————————— Schow поразителенъ своей пошлостью. У него нѣтъ нетолько своей ни одной мысл[и], поднимающейся надъ пошлостью толпы, онъ не понимаетъ ни одной великой мысли прошедшихъ мыслителей.