Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

б[ыло] б[ы] духа.1225

——————————————————————————————————

Иногда возникаетъ глупый вопросъ: зачѣмъ все это? Если бы я зналъ, зачѣмъ все это, всего этого не был[о] бы. (Не то.) Вопросъ этотъ скорѣе похожъ на то, что человѣкъ дѣлаетъ и спрашиваетъ: зачѣмъ онъ дѣлаетъ? Я самъ живу, такъ нечего спрашивать: зачѣмъ.1226

——————————————————————————————————

1) добро тому, кто дѣлаетъ зло намъ.

2) «намъ». Не намъ, а зло.1227

3) Нѣтъ царей, судей…, а люди.1228

4) Награда есть, но для духа, не во врем[ени], а сейчасъ.1229

5) Добро и нужно-то для дѣлающаго зло.1230

———————————————————————————————————

26 Я. Я узналъ благо жизн[и], но самъ уже не могу воспользоваться имъ. И потому мнѣ хочется, нужно, я обязанъ передать то, что знаю, людямъ. Въ первый разъ почувствовалъ это обязательство.1231

———————————————————————————————————

Пошелъ было къ С[онѣ], чтобы сказать недоброе объА[ндреѣ], и на дорогѣ опомнился: Зачѣмъ? И вернувш[и]сь, почувствовалъ новую радость.

Я не знаю ещ[е] радости общенія съ Богомъ, съ однимъ Богомъ безъ людей. А какая это радость!1232

———————————————————————————————————

Если жизнь въ совершенствованіи, то человѣкъ не можетъ быть хорошъ, и смиреніе есть необходимое услові[е] жизни.1233

———————————————————————————————————

(Къ драмѣ.) Онъ отвращается отъ революціи, слушая неискренняг[о] и глупаго революціонера.1234

———————————————————————————————————

Только когда истинно любишь — т. е. всѣхъ — Бога и знаешь то благо, какое даетъ эта любовь, только тогда можно не злиться на людей, на дурныхъ людей, а1235 любить ихъ, жалѣя ихъ.1236

———————————————————————————————————

Любовь только тогда даетъ радость, когда она полная, божеская, т. е. любишь всѣхъ, т. е. любить Бога, и когда не ждешь за нее никакой награды ни отъ Бога, ни отъ людей, когда никто не знаетъ про нее. Какъ только есть хоть одинъ человѣкъ, к[отораго] не любишь, или есть забота о томъ, чтобы тебя похвалили за твою любовь, такъ нѣтъ блага отъ любви. (Юродство.)1237

———————————————————————————————————

Если знаешь благо любви, то не можешь злиться на человѣка, лишеннаго любви, не можешь не жалѣть его. Только тогда ясно и просто и не можетъ быть иначе, какъ то, чтобы жалѣть Николая II, Рокфелера, Столыпина больше, чѣмъ нищаго, больнаго, заключеннаго.1238

——————————————————————————————————

Любить враговъ, дѣлать добро дѣлающимъ намъ зло не есть подвигъ, а только влеченіе истинной любви. Дѣлать добро, любить любящихъ, какъ и сказан[о], не1239 есть любовь и не даетъ ей свойственнаг[о] блага. Благо это даетъ только истин[ная] любовьлюбовь къ1240 дѣлающимъ намъ зло.1241

——————————————————————————————————

Сказано: «намъ» зло. Не намъ, а зло.1242

——————————————————————————————————

Гусеву сказать о томъ, ч[то] наси[л]іе револ[юціонеровъ] и правительства не равное. Одно сознат[ельное], другое безсозн[ательное]. Наси[ліе] прав[ительства] и воровъ одинаковое, но нас[иліе] революц[іонеровъ] особое.

——————————————————————————————————

Памятьсвязь съ прошедшимъ во времени.1243 Любовьсвязь съ настоящимъ внѣ времени.1244 Уничтожается связь съ прошедшимъ — память, увеличивается связь съ настоящимъ — любовь.1245 Нельзя владѣть обѣим[и]; чѣмъ больше первая, тѣмъ мень[ше] вторая: у дѣтей, у женщинъ, у С[они].

И наоборотъ.1246

——————————————————————————————————

Я чувствовалъ, чт[о] ничего не потеряю, потерявъ память. Такъ и есть.1247

——————————————————————————————————

Богъ не есть любовь, но только1248 сила божія проявляется въ людяхъ1249 любовью.1250

Спрашиваю себя: можетъ ли это сознаніе, что благо, свобода, могущество — въ любви, сдѣлаться общимъ достояніемъ людей, быть передаваемо съ дѣтства? и отвѣчаю: да.1251

——————————————————————————————————

Міръ представляется такимъ устройствомъ, при к[оторомъ] существа (въ томъ числѣ человѣкъ) одарены самодѣятельностью, свободой въ точно опредѣленныхъ предѣлахъ, но свобода эта не нарушаетъ, не можетъ нарушить впередъ опредѣленной жизни цѣлаго и его законовъ. Одинъ изъ такихъ законовъ, к[оторый] можетъ быть сознанъ человѣкомъ, есть любовь.1252

——————————————————————————————————

Свобода воли есть возможность не по внѣшней, а по своей волѣ жить — дѣйствовать согласно съ закономъ Всего — Бога въ извѣстныхъ предѣлахъ; и такая свобода есть у человѣка и навѣрное даетъ ему благо.1253

——————————————————————————————————

Составить молитву по новому: Заучить, чтобъ всегда была готова.1254

——————————————————————————————————

Очень сожалѣю, ч[то] не могу согласиться съ тѣмъ, ч[то] вы пишете, такъ строго разбирая мои очень не важныя, слабыя, легенды, и ч[то] теперь,1255 стоя на порогѣ плотской смерти,1256 все больше и больше1257 убѣждаюсь1258въ благодѣтельности1259 плотской смерти и невозможности смерти того духа, которымъ1260 живу,1261 если1262 живу1263 имъ, т. е. любовью.

«И мы знаемъ, ч[то] мы перешли отъ смерти въ жизнь, если любимъ братьевъ. Не любящій брата не имѣетъ жизни вѣчной, пребывающей въ немъ.1264 Любящій же брата имѣетъ жизнь вѣчную, пребывающую въ немъ». Я нетолько вѣрю въ это, но всѣмъ существомъ испытываю истинность этого.

Любящій васъ Л. Т.

———————————————————————————————————

Думалъ ночью о смыслѣ1265 жизни, и ничего другаго не открылось, какъ то, ч[то] долженъ и можешь дѣлать то, чего1266 требуетъ твое духовное сознаніе. И эта дѣятельность даетъ благо. И познаніе таког[о] смысла жизни вполнѣ удовлетворяетъ. А для чего это? это не мое дѣло, и мнѣ не дано и не нужно знать. Нѣтъ органовъ, чтобы понять это.1267

———————————————————————————————————

Наша жизнь и наше призваніе въ ней подобно вотъ чему. Что-то хорошее, нужное для людей дѣлается, строится непонятной для нихъ силой. Дѣло людей только въ томъ, чтобы въ извѣстномъ направленіи носить, возить матерья[лъ]: камень, песокъ, извѣсть, лѣсъ, желѣзо, и если люди дѣлаютъ это, имъ легко и хорошо. Они и дѣлаютъ это — нѣкоторые, зная, что строится1268 что-то, нѣкоторые, не зная этого. Бываютъ между людьми этими нѣкоторые просто лѣнивые, к[оторые] просто не дѣлаютъ, ч[то] нужно, и имъ бываетъ худо; бываютъ и усердные, но самоувѣренные, к[оторые] думаютъ, ч[то] знаютъ, зачѣмъ идетъ работа, и начинаютъ или возить матерьялъ не туда, куда велѣно, или на мѣстѣ, гдѣ собирается матерьялъ, вмѣсто того чтобы возить, начинаютъ сами строить не то, ч[то] нужно.1269

———————————————————————————————————

Вчера, читая мистиче[скія] книги и находя въ нихъ хорошее, б[ылъ] такъ слабъ, ч[то] огорчался тѣмъ, ч[то] не у меня только, въ мои[хъ] мысляхъ хорошія, и ч[то] онѣ также несовершен[ны] могутъ показаться, какъ эти мнѣ. — Что мнѣ за дѣло? Только дѣлай, ч[то] долж[но] — не дурное, а переста[нь] желать отличиться.1270

Жизнь наша проявляется двояко: 1) какъ освобожденіе духа въ себѣ — совершенствованіе личное, 2) какъ освобожденіе духа во Всемъ — совершенствован[іе] міра.1271

———————————————————————————————————

Собака удивляется на фонографъ, а не удивляется на проявленіе жизни въ человѣкѣ, въ слонѣ — знаетъ, что есть другія существа, какъ и само, отдѣленны[я] отъ другихъ.

Муха и вошь знаетъ это про муху и вошь, но не знаетъ про человѣк[а], человѣкъ не знаетъ этог[о] про землю, земл[я] не [знаетъ] этого же про…. и т. д.1272

———————————————————————————————————

8 Фев. Удивляешься на рѣшительность сужденій недумающихъ, глупыхъ людей. А развѣ это можетъ быть иначе? Тотъ, кто думаетъ, знаетъ, какъ сложно всякое умственное утвержденіе и часто какъ сомнительно.1273

———————————————————————————————————

Грѣхи основны[е]: 1) тѣлоугожденіе,1274 2) гордость,1275 изъ нихъ изъ 1-го1276 3)1277 праздн[ость], 4)1278 сладострастіе. Изъ 2-го: 5)1279 тщеславіе, 6)1280 любостяжані[е]. Изъ1281 всѣхъ 7) недоброже[лательство].1282

———————————————————————————————————

Испытыва[ю] велик[ое] благо забвенія.1283

———————————————————————————————————

Старики и дѣти.

———————————————————————————————————

9 Февр. Есть только два возможныя послѣдовательныя (но не разумныя) міросозерцанія: тѣло есть, духъ кажется; или духъ есть, тѣло кажется.1284

Тѣло — проявленіе духа. Движенi[е] и1285 тѣло суть необходим[ыя] условія сознанія.1286 Безъ тѣла и движенія не могло бы быть сознанія. Безъ сознанія не б[ыло] бы ни тѣла ни движенія, пространст[ва] и времени то[же].

———————————————————————————————————

Сознаніе есть условіе отдѣленности, неполноты, ограниченности. То, что1287 ограничено въ человѣкѣ, само въ себѣ, не ограниченное, не нуждается въ сознаніи.

———————————————————————————————————

Хорошо начинать день молитвой о томъ, чтобы провести день или ту часть его, к[оторая] дана мнѣ, исполня[я] волю Б[ога]: свое назначені[е] и1288 кончать день передъ сномъ молитвой воспом[и]нанія и1289 покаянія о томъ, въ чемъ отступилъ отъ должнаго.

———————————————————————————————————

11 Ф. Никакъ нельзя внушить, передать другому религіозное міровоззрѣніе. У каждаго свое. Если бы не б[ыло] у кажда[го] свое, каждый особенный, не зачѣмъ бы б[ыло] каждому жить. Можно тольк[о] дать матерьялы для образованія своего міросозерцанія, а брать изъ них[ъ], ч[то] ему нужно, будетъ брать онъ самъ.

13 Ф. Боже[ская] любовь, т. е. любовь къ Б[огу], узнается только по любви къ врагамъ. Ихъ-то нужнѣе всего люби[ть] для того, ч[тобы] б[ыли] тѣ благія послѣдствія, к[оторыя] даетъ любовь.

———————————————————————————————————

Если разсуждать въ формѣ пространства и времени о жизни, то можно представить себѣ то, ч[то] наши сознанія произошли отъ сознаній частицъ, составляющихъ тѣло сознающаго, и что также изъ нашихъ сознаиій отдѣльныхъ существъ составится сознаніе однаго высша[г]о отдѣльнаго существа, к[оторое] будетъ относитьс[я] къ намъ, какъ мы къ частицамъ своего тѣла. Существа эти кажутся намъ огромными, но вѣдь предѣловъ нѣтъ ни величинѣ ни числу (звѣзды). —

Изъ всей этой чепухи вѣрно и важно одно: то, что тотъ міръ, к[оторый] мы знаемъ, к[оторый] мы воображаемъ, да, воображаемъ нашими духовными способностями, нетолько не есть весь міръ, какъ онъ есть, а есть одинъ изъ безконечно малыхъ и безчисленныхъ міровъ, какіе есть и какіе могутъ быть безконечно разнообразно представляемы. Выводъ только тотъ, что весь тѣлесный міръ есть только пр[о]изв[е]деніе нашей духовной сущности и что истинное доступное намъ знаніе только духовное.

———————————————————————————————————

Все утро думалъ и думаю о томъ, почему міръ представляется намъ1290 «im werden»?1291 Почему меня не было и не будетъ, a міръ1292 все тотъ же будетъ и также измѣняться?1293 Отвѣтъ только одинъ: Не знаю.

———————————————————————————————————

19 Ф. Вотъ это-то я хочу сказатьсказать, что нельзя такъ жить, ч[то] надо «одуматься», какъ говорилъ ещ[е] Іоаннъ. Над[о] одуматься, понять, ч[то] нельзя жить безъ вѣры, и, понявъ это: не выдумывать новыя вѣры или научныя новыя ученія, к[оторыя], не объясняя смысла жизни, только опи[с]ываютъ внѣшнюю сторону ея и потому не могутъ дать никакого руководства въ ней, ничего этого не нужно, а нужно тольк[о] откинуть отъ той вѣры, въ к[оторой] мы живемъ, то, что скрываетъ сущность настоящей, то, ч[то] скрываетъ отъ насъ истинну[ю]. Откинуть ложь и жить по той истинѣ, к[оторая] открыта намъ, и принять к[отор]ую мы принуждены1294 ужаснымъ горькимъ опытомъ.1295 Только пойми мы это, пойми мы т[о], ч[то] не осуществлен[iе] программъ демократовъ, монархистовъ, соціалистовъ, анархисто[въ], антимилитаристо[въ]1296 и т. п., пойми мы то, что не эт[и] одностороннія проявле[нія] религіозной истин[ы], свойственной наше[му] времени, могутъ избави[ть] насъ отъ зла, а избавитъ насъ только признаніе всей религіозной истины во всей ея цѣлост[и], той истины, к[оторая] отъ вѣка открыта всякому сердц[у] человѣческому и ясно, просто, убѣдительно открыта намъ1297 во всѣхъ истинныхъ ученіяхъ жизни и особенно ясно и близко въ ученіи Христа. Только пойми мы это и прим[и] эту истину, истину о томъ, ч[то] жизнь наша только въ больш[емъ] и болыш[емъ] проявлені[и] любви, любви, несовмѣстимой съ насиліемъ, пойми мы, что въ этомъ увел[и]ченіи любв[и] въ себѣ и во всемъ человѣчествѣ и отдѣльно[е] благо каждаго и благ[о] всѣхъ людей, тольк[о] пойми мы это и въ своей жизни и въ общеніи съ людьми и, главное, въ воспитан[iи]1298 слѣд[ующихъ] поколѣ[ній] поставь эту истину въ основу всего. Только пойми всякій человѣкъ, что онъ нетолько не имѣетъ никакого права, н[о] и возможност[и] устраивать жизнь другихъ людей, ч[то] дѣло его, каждаго, устраивать, блюсти свою жизнь, возвышая въ себѣ

Скачать:TXTPDF

б[ыло] б[ы] духа.1225 —————————————————————————————————— Иногда возникаетъ глупый вопросъ: зачѣмъ все это? Если бы я зналъ, зачѣмъ все это, всего этого не был[о] бы. (Не то.) Вопросъ этотъ скорѣе похожъ на