Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

чувства, какъ бываютъ больны[е], лишенные правильн[ой] дѣятельности сердца.

Для того, чтобы возстановить дѣятельность и того и друг[ого], нужно только устранить ту причин[у], которая задерживае[тъ] эту дѣятельность.1383

———————————————————————————————————

23 Ап. Есть сознаніе себя, своей духовной сущности, и сознаніе своихъ предѣловъ, которое1384 въ началѣ жизни сознается какъ «я». Это второе сознаніе предѣловъ заслоняетъ, скрываетъ первое сознаніе духовнос[ти]: кажется, что сознаніе своихъ предѣловъ и есть сознаніе себя. Вся жизнь есть1385 все большее и большее сознаніе своей духовной сущности, освобожденіе отъ обмана признанія собою своихъ предѣловъ. Смерть для того, кто вполнѣ сознаетъ свою духовную сущность, есть освобожденіе отъ стѣснявшихъ ее предѣловъ.

26 Ап. Ничто такъ не утверждаетъ въ неуничтожаемост[и], безвременности своей сущности, ничто такъ не способствуетъ спокойному принятію смерти, какъ мысль о томъ,1386 что умирая, я не вступаю въ новое положеніе, а только возвращаюсь въ то безвременное, безпространственное, безтѣлесное, безформенное состояніе, въ к[отор]омъ былъ и изъ к[отораго] пришелъ въ эту жизнь. (Хорошо).

———————————————————————————————————

Нельзя даже сказать: «въ к[оторомъ] былъ», а въ то состояніе, к[оторое] мнѣ1387 также свойственно, какъ и то, въ к[оторомъ) я нахожусь теперь.

———————————————————————————————————

Таничка еще свѣжа отъ Начала всего — любви и любитъ всѣхъ. Мика уже любитъ только себя; я пріучаюсь опять, какъ Таничка, любить всѣхъ.

———————————————————————————————————

26 An. Der langen Rede kurzer Sinn.1388 Причина всѣхъ бѣдствій — суевѣріе возможности устройства общества насиліемъ. Причина суевѣрія —1389 отсталость вѣры, дѣятельность, не имѣющая уже разумнаго основанія. Причина отсталост[и] вѣры — непониманіе той, к[отор]ая свойственна возрасту человѣчества и открыта ему. И потому избавл[еніе] отъ бѣдствій — пониманіе соотвѣ[т]ственной возрасту человѣчества вѣры, вѣры въ высшій законъ любви.1390

———————————————————————————————————

30 Ап. Соціалисты1391 дѣлаютъ, кромѣ всѣхъ другихъ ошибокъ, двѣ главныя, разрушающія всѣ ихъ доводы.

Первая въ предположен[iи] о томъ, что все сосредоточенное въ однихъ мѣстахъ машинное производство останется тоже при экономической свободѣ рабочихъ. —Тогда какъ потребность по крайней мѣрѣ 99/1001392 всѣхъ предметовъ — защиты государств[а], изготовляемыхъ теперь: ружей, пушекъ, крѣпостей, предметовъ роскоши, желѣзныхъ дорогъ1393 и т. п. должна уничтожиться; такъ что и машинное, всегда тяжелое для людей производство, возникш[ее] только при1394 несвободѣ, произведшей капитализмъ, нетолько не будетъ расти, но уничтожится, и люди будутъ жить не кучами мучительно городской жизнью, а просторно, естественно и радостно на землѣ, и имъ не нужно будетъ капитала. Прогрессъ же техническ[iй] будетъ въ томъ, ч[то] будутъ придуманы облегчен[iя] производства безъ необходимости каторжной жизни. Вчера б[ылъ] убежденный рабочій соціалистъ. Я спросилъ, что онъ дѣлалъ на заводѣ. — Труб[ки] для папиросныхъ гильзъ.

2) То, что1395 при соціал[истическомъ] устройствѣ необходимы распорядители. Откуда возьмутъ такихъ людей, которые безъ злоупотребленій устроятъ посредствомъ насилія соціалистическій1396 справедливый строй?

2 Мая. Развѣ не ясно, како[й] полный невѣжда этотъ проф[ессоръ] Геккель. Каковы же его ученики. Возражать не стоитъ, возраженіе въ Еванг[еліи], но они не знаютъ его, безнадежно не знаютъ, рѣшивъ, ч[то] они выше его.1397

———————————————————————————————————

А если люди такъ невѣжест[венны], ч[то] могутъ по закону убива[ть], то что же законъ? И все рушится.1398

———————————————————————————————————

Нельзя спрашивать, перемѣнить ли жизнь? Перемѣнить надо жизнь только тогда, когда нельзя не перемѣнить. И тогда нечего спрашивать. А для того, чтобы притти въ такое положеніе, надо внутренне, духовн[о] измѣниться.

———————————————————————————————————

9 Мая. Сознаніе и познаніе.

Сознаніе это — изученіе своего духовнаго существа, познаніе — это изученіе всего внѣшняго. Одно всегда въ ущербъ другому. Чѣмъ больше одного, тѣмъ меньше другаго.

Память и усилія мысли въ той же зависимости: чѣмъ больше однаго, тѣмъ меньш[е] другаго. Какъ одно ограниченное вмѣстилище. И отъ того, что вмѣстилище для обоихъ одно, почти всегда смѣшиваютъ оба и принимаютъ одно за другое, тогда какъ напротивъ — чѣмъ больше памяти, тѣмъ меньше усилія мысли, и на оборотъ. — Про памятливаго человѣк[а] говорятъ: умный, а про самобытно мыслящаго, мало помнящаго говорятъ: глупый.

———————————————————————————————————

10 Мая. Сознаніе есть изученіе духовн[ой] сущности, познаніе — изученіе тѣлесного, вещественнаго. Сознаніе есть знаніе идеала совершенства и своего отношенія къ нему. Изъ него вытекаетъ нравствен[ное] совершенствованіе. Познаніе есть знаніе вещественнаго міра, всегда недоступное по условіямъ времени и простр[анства] — безконечности ихъ, и потому изъ него ничего не вытекаетъ.

———————————————————————————————————

11 Мая. «Старый брешетъ» огорчило меня, но благополучно преодолѣлъ, захотѣлось сдѣлать ему добро. Надо бы написать. А какъ явенъ самообманъ общины. Разговоры о любви, а желать оскорбить или не замѣтить, что оскорбляешь, ни по чемъ.

———————————————————————————————————

13 Мая. 1) Утеряна главная сущность ученія Хр[иста]: сыновность Богу. —

———————————————————————————————————

2) Дано участіе въ жизни Божеской.

———————————————————————————————————

14 Мая. Благодарю тебя, Господи, за то, ч[то] открылъ то, ч[то] можно жить Тобою. Только такъ и хочу жить.

———————————————————————————————————

Къ заявленію. И не думайте, ч[то] я разсчитываю на неприкосновенность въ зависимости отъ юбил[ея]1399…..

———————————————————————————————————

Къ Обращ[енію]. Вспомните, ч[то] вы сыны Бога, а не палачи.1400

———————————————————————————————————

15 М[ая]. Къ Не убій. И все это дѣлается для насъ, для мирн[ыхъ] жителей — хотимъ мы или не хотимъ этого, насъ дѣлаютъ участникам[и] этихъ ужасовъ.1401

И все это дѣлается среди тѣхъ людей и тѣм[и] людьми, к[оторые] говорятъ, ч[то] поклоняются и считаю[тъ] Богомъ Того, кто сказалъ: Вамъ сказано… Всѣ братья….. Любить всѣхъ, прощать всѣмъ не 7, а 70 разъ 7. Кто сказа[лъ] про казнь, ч[то] пусть то[тъ], кто безъ грѣха, броситъ 1-ый камень. Въ этомъ страш[ное] дѣло, это самое ужасн[ое], запрещенн[ое] дѣл[о] дѣла[е]т[ся]1402 наибол[ѣе] почитаемым[и] людьм[и] и съ участіемъ учителе[й] этой вѣры.1403

———————————————————————————————————

Дѣлается тамъ, гдѣ въ народѣ считалось несчастненьк[имъ] водой[?] помочь.

———————————————————————————————————

Вижу, какъ съ улыбк[ой] презрѣн[ія] прочтутъ это европ[ейцы]. То ли дѣло у на[съ], скажутъ Англич[ане] и др. У насъ все это такъ устро[ено], ч[то] одно удовольс[твіе]. Все по машин[ѣ]. Ничего не видно, и толь[ко] флагъ.

———————————————————————————————————

16 М. И ЭТО ХРИСТІАНЕ!

———————————————————————————————————

Сознаніе есть сличен[iе], сравненіе своего «я» тѣлеснаго, своей личности, съ «я» божественнымъ, духовнымъ, всеобщимъ, к[оторое] во мнѣ же.1404 Поэтому сознаніе — основа всякой нравственности. —

Есть люди, лишенные или почти лишенные этого свойства — сознанія. У этихъ людей часто рядомъ съ огромнымъ знаніемъ, утонченнос[тью] — нѣтъ нравственны[хъ] требованій: мои сыновья и имъ имя легіонъ, всѣ ученые.

Помню, какъ я въ дѣтствѣ почти удивил[ся] проявленію въ себѣ этого свойства, к[оторое] еще не умѣло находить для себя матерьялъ. Помню, меня удивляло то, ч[то] я могъ, сознавая себя, сознавать сознающаго себя, и, опять спрашивая, сознавалъ, что я сознаю себя сознающи[мъ] сознающаго себя. И потомъ: сознаю себя, сознающаго себя, сознающаго себя и т. д. до безконечности.

Да, сознаніе есть признаніе въ себѣ Бога и сужденіе Бога во мнѣ о1405 своей личности и о всемъ открывающемся мнѣ съ точки зрѣнія личности.

———————————————————————————————————

Записано въ февралѣ: почему міръ представляется намъ im Werden,1406въ движеніи, и почему меня не будетъ, a міръ все также будетъ измѣняться? И я отвѣтилъ: не знаю.

Нѣтъ, знаю.

16 Мая. 1) Міръ представляется мнѣ im Werden п[отому], ч[то] я не въ силахъ обнять его весь, какъ онъ есть, внѣ времени, такъ, какъ я понимаю, знаю, обнимаю умершаго (любимаго) человѣка: Маша, Николинька. То же, что міръ будетъ безъ меня измѣняться, есть ни на чемъ не основанное предположеніе. Міръ будетъ представляться другимъ существамъ (т. е. мнѣ кажется, ч[то] будетъ представляться другимъ существамъ) опять во времен[и] только отъ того, ч[то существ[а] не могутъ понимать внѣ времени. Тоже, ч[то] эти существ[а] будутъ, опять только по моей ограниченности кажется мнѣ. Существа эти есть.

Тутъ-то и видно степень своей ограниченно[сти], всей1407 неполности своей1408 въ сравненіи со Всѣмъ,1409 съ Богомъ.1410

(Оч[ень] хорошо.)1411

———————————————————————————————————

Какая не[с]равненная свѣжесть мысли сейчасъ послѣ сна! Какъ надо пользоваться ею.

———————————————————————————————————

17 Мая. Здѣсь Самарскіе Добролюбовцы. Мнѣ невыразимо мучительно стыдно передъ ними. И это дурно. Мнѣ нѣтъ дѣла до нихъ — дѣло до Бога, и передъ нимъ мнѣ больно. (Не то.)

———————————————————————————————————

Я не спорю, ч[то] они дѣлаютъ глупости и жестокости, но они дѣлаютъ тож[е] сам[ое], ч[то] вы — они си[л]ой хотятъ устроить жизнь другихъ. —

Вы для блага, и они тоже. Вы для этого считаете нужнымъ насилія, убійства, и они тож[е]; вы говорите: перестань[те] убивать, и они тож[е]. Que cessent les assassins.1412

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы говорите: у васъ преданія. И у нихъ тоже. Они ваши ученики, всѣ капельк[и] подобрали.

Разница только въ томъ, ч[то] вы хотите, чтоб[ъ] все оставало[сь] по старому, а они говорятъ, ч[то] вс[е] движет[ся], и хотятъ перемѣн[ы]. Мож[етъ] б[ыть] тѣ перем[ѣны], к[оторыя] он[и] представляю[тъ] себѣ, невѣрны, но въ томъ, ч[то] нельзя оставаться вѣчно по старом[у], они правѣй васъ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они начали. Вѣдь это могутъ говор[ить] подравшіяся дѣти.1413

25 Мая. Они нетольк[о] ваши ученики, они ваше произведенi[е], ваши дѣти. Не будь васъ, не б[ыло] бы ихъ, вы произвели и производите ихъ. Когда вы сердитесь на нихъ, это похоже на то, ч[то] дѣлалъ бы человѣкъ, к[оторый] сердил[ся] бы на дверь за то, что она не отворяется наружу, и дави[лъ] бы ее1414 внутрь.

———————————————————————————————————

Разница еще въ томъ, ч[то] вы всетаки жесточе, холодно систематически жесточе съ своими Шлиссельб[ургами], като[р]гами, ви[с]ѣлица[ми], и что начинаютъ они изъ-за мести, а вы начали изъ-за свои[хъ] выгодъ, а продолжает[е] изъ-за мести.1415

———————————————————————————————————

27 Мая. Для того, чтобы люди могли жить согласной жизнью, надо, чтобы они всѣ признавали одинъ и тотъ же законъ.

Такой законъ — могущій соединить всѣхъ людей, есть только одинъ: законъ, общій всѣмъ людямъ, законъ, вытекающій изъ положенія всякого человѣка въ мірѣ — законъ всемірно религіозный. И такой законъ — высшее въ данное время понимате своего отношенія всякаго человѣка къ міру — такой законъ всегда есть, и всегда, во всякое время есть, хотя и могущее измѣняться, его высшее въ данное время выраженіе. И такое выраженіе въ наше время есть непротивленіе.

Какъ отвратительны краснорѣчивыя разсужденія о любви и восхваленія ея, какъ и Павла и въ исторіи Кришны: Онъ всѣхъ колотитъ, убиваетъ и всѣмъ внѣдривае[тъ] любовь, чтобъ они съ любовью переходил[и] въ тотъ міръ. Тоже и у насъ.

Любовь же — отношенi[е] къ людямъ выш[е] справедливости — прежде чѣмъ требовать жертвы самоотреченія, требуетъ недѣланія зла любимымъ, т. е. всѣмъ людямъ.1416 Зло же есть дѣланіе того, чего себѣ не желаешь — насилія.1417 И потому первое, самое низкое, но за то ясно опредѣленное проявл[е]ні[е] любви есть недѣланіе насилія, и недѣланіе его ни при какихъ условіяхъ, т. е. НЕПРОТИВЛЕНІЕ.

(Оч[ень], оч[ень] важно).

———————————————————————————————————

28 Мая. Ахъ, только бы вы, люди запутавшіеся, легкомысленные, потерявшіе религію, т. е. смыслъ жизни, перестали бы одни играть въ эту1418 безсмысленную и жестокую игру революціи, другіе въ еще болѣе глупое и жестокое подд[е]ржаніе величія Россі[и], третьи въ совсѣмъ ужъ до комизма глупую игру конституціи:1419 кулуаровъ,

Скачать:TXTPDF

чувства, какъ бываютъ больны[е], лишенные правильн[ой] дѣятельности сердца. Для того, чтобы возстановить дѣятельность и того и друг[ого], нужно только устранить ту причин[у], которая задерживае[тъ] эту дѣятельность.1383 ——————————————————————————————————— 23 Ап. Есть