Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

лидеровъ, формулы перехода и т. п., какъ дѣти рабски и1420 самодовольно подражая старшимъ; только бы поняли вы всѣ, русскіе люди нашего времени, что мы особенный (не въ смыслѣ лучшаго, а въ смысл[ѣ] самобытнаго) народъ и живемъ въ особенное наше время, и что намъ поэтому не подражать надо другимъ народамъ и жившимъ въ другое время, а жить своей жизнью и жизнью своего времени, и что нужна намъ въ наше время не борьба пролетарьята съ капиталомъ, не много или мало и такихь или иныхъ броненосцевъ, и не думскія партіи и рѣчи, а нужно1421 одно: то, чего жаждетъ весь народъ, освобожденіе земл[и] отъ собственности; въ1422 международной государств[енной] области: (опять то, чего желаетъ весь народъ) прекращенi[е] всякой враждебности къ чужимъ народамъ, и въ области внутр[енней]1423 одно нужное всѣмъ народамъ и несовмѣстимое ни съ революціей, ни съ1424 величіемъ Россіи, ни еще менѣе съ конституціей, нужно одно: свобода, но не та свобода, к[оторую] могутъ давать и отнимать Никола[и], Столып[ины] и большинство Пуришкевичей или Милюковыхъ, а та свобода, к[отора[я] не можетъ быть отнята никѣмъ, п[отому] ч[то] она основана на исполн[е]ніи высшаго единаг[о] закона для всѣхъ людей. Это та свобода, при к[оторой] человѣкъ можетъ, какъ и не можетъ быть иначе, пострадать такъ или иначе отъ тѣхъ или иныхъ причинъ внѣшнихъ — неодушевленныхъ предметовъ, животныхъ или людей, но никогда никѣмъ не можетъ быть принужденъ дѣлать то, чего онъ не хочетъ. Вотъ эта свобода и только эта свобода нужна всѣмъ и намъ, русски[мъ], въ наше время. А свобода эта пріобрѣтается только однимъ:1425 признаніе[мъ] закона жизни и слѣдованіемъ ему — религіей.1426

———————————————————————————————————

То, что дѣйствительно есть — а таковымъ я признаю свое духовное Я, то не можетъ перестать быть. Оно внѣ времен[и]. Я ищу его во времен[и] и вижу, что для моего тѣлеснаго я его не было до моего рожденія и (судя по другимъ) его не будетъ послѣ смерти. Но это — суждені[е] тѣлеснаго я, к[оторое] не можетъ мыслить внѣ времени. Сознаніе же духовнаго говорить, что оно также есть, какъ есть все, есть и не можетъ не быть.

———————————————————————————————————

29 Мая. Два рода людей: одни руководятся разумо[мъ] для познанія законовъ жизни, чтобы слѣдовать имъ, другіе руководятся разумомъ или, скорѣе, умомъ — для того, чтобы оправдывать то положеніе, въ к[отор]омъ находятся. Поступаютъ такъ одинаково и богатые довольные и бѣдные недовольные. Первые,1427 оправдывая свое положеніе, придумываютъ средства удержать его и гордятся и боятся. Вторые, оправдывая свое положеніе, придумываютъ средства измѣнить его и завидуютъ и ненавидятъ.

———————————————————————————————————

1 Іюн. Вся. Началъ вчера, забылъ нынче:

2 Іюн. Жизнь есть все больше[е] и большее перенесенi[е] своего тѣлеснаго и смѣшаннаго съ духовнымъ «я» въ одно духовное, то, к[оторое] и есть начало жизни, не моей одной, а жизни всего. Въ той мѣрѣ, въ к[оторой] перенесен[о], и нѣтъ перемѣны (а потому и страха) при смерти. Признакъ же большаго или меньша[го] перенесенія своего «я» изъ тѣлеснаго въ духовное есть любовь. Любовь есть признакъ. (Хорошо.)

———————————————————————————————————

Проституція женщины — половое общеніе для удовольствія, тщеславія, корысти, исключающе[е] дѣторожденіе. Проституція мужчины — выраженіе мыслей для удовольствія, тщеславія, корысти, исключающее мыслерожденіе — внесеніе въ міръ новыхъ нужныхъ мыслей, даж[е] не нужныхъ, но кажущихся нужным[и].

———————————————————————————————————

4 Іюня. Богъ, живущ[ій] во мнѣ и проявляющійся любовью, помоги мнѣ жить только тобою.

———————————————————————————————————

Богъ мой,1428 не оставляй меня.

———————————————————————————————————

Помни одно — любовь.

———————————————————————————————————

5 Іюн. Побѣждаю[тъ] зло непротивленіе[мъ] только тѣ, кто точно вѣритъ въ духовн[ую] жизнь.

———————————————————————————————————

Къ Ст[атъѣ] въ главѣ объ отказа[хъ]. Эти побѣдятъ. Почему? П[отому] ч[то] живутъ по уч[енію] Хр[иста]: духовной жизнью.1429

———————————————————————————————————

Тоже дл[я] п[и]сь[ма] индусу.

———————————————————————————————————

Марк[съ] говоритъ: быті[е]. Правда, это кажется самымъ несомнѣннымъ, но отчего? Отъ того, что1430 я признаю и всѣ признаютъ, ч[то] я есмь, ч[то] есть кошк[а], лошадь, дерево. Но вѣдь признаю это я и всѣ отъ того, что мы всѣ ощущаемъ, понимае[мъ], сознаемъ одинаково. Стало быть, основа всего — сознанія. Не будь единства сознані[я], не б[ыло] бы и бытія. Такъ что основа всего не сознані[е] только, а единств[о] сознанія.

<Отъ этого и говоритъ Паскаль: будь послѣдовательнѣй сны, мы бы не знали, что сонъ, что дѣйствительность. Это невѣрно:>

6 Іюн. (Къ смерт[нымъ] казн[ямъ]).

1) Намыливать. 2) Только полиція. 3) Исполняютъ это самые1431 подлые, низ[кіе], невѣжеств[енные], а устроили и распоряжаются самые благородные, высокіе, ученые господа. 4) Придумано такъ, чтобы тѣ, кто рѣшаютъ, не имѣл[и] бы непріятности исполнять.1432

———————————————————————————————————

Только не дѣлайте этого сами, не участвуя въ этихъ дѣлахъ, содѣйствуя имъ, главное же, не принимайте въ этихъ дѣлахъ самаго для васъ губительнаго участія — противодѣйствія насилію насиліемъ.

———————————————————————————————————

О моей матери.1433

———————————————————————————————————

11 Іюн. Вопросъ о томъ, что «будетъ» «послѣ» смерти, неправиленъ,1434 заключая внутреннее противорѣчіе. При смерти, т. е. при прекращеніи жизни, прекращается для умершаго представленіе времени, прекращается: «было» и «будетъ», прекращается «прежде» и «послѣ». Смерть возвращаетъ человѣка къ безвременности, освобождая его отъ ограниченія временемъ (и пространствомъ, если ставить вопросъ: гдѣ и чѣмъ я буду). (Оч[ень] важно.)1435

———————————————————————————————————

12 Іюн. Пропустить имен[а].

———————————————————————————————————

Они могли бы написать глухо: вредное, противуправительств[енное]. Но нѣтъ,1436 имъ хотѣлось показать, что они стоятъ выше всего, что для нихъ нѣтъ ни религіи, ни нравственности, ни здраваго смысла, не говоря ужъ како[го] нибудь подобія справедливости. Какъ грабителю, мучающему еще свою жертву — надругаться надъ ней.

И отличаются1437 эти несчастн[ые] отъ тѣхъ несчастны[хъ], к[оторые] воруютъ, грабятъ, убиваютъ, только тѣмъ, что тѣ стыдятся своихъ дѣлъ, скрываю[тъ] ихъ, не говорятъ о справедливо[сти], эти же какъ будто гордятся своим[и] преступленіям[и], такъ нагл[о] выставляя нетольк[о] ихъ, но заявляя свою независимость отъ всѣхъ религіозны[хъ] и человѣч[ескихъ], истинны[хъ], а не1438 написанныхъ по статья[мъ] въ книги, написанныхъ таким[и] же несчастным[и], какъ и они, людьм[и] и называемыхъ ими законами.1439

———————————————————————————————————

Только бы помн[ить]

———————————————————————————————————

Широта — содержательность мысли исключаетъ возможность обилія мысле[й]. Глубокіе умы — Кантъ рѣдко бываютъ остроумным[и] и многознающим[и]; и наоборотъ.

———————————————————————————————————

13 Іюня. У меня изжога. Что это? медицина не знаетъ, но знаетъ, что есть желудокъ, желудочный сокъ, кишки и т. п., и на основаніи этихъ знаній предписываетъ леченіе, даетъ внѣшнія и внутреннія средства. Но вѣдь кромѣ желудочнаго сока, кишеч[ника] и т. п. извѣстныхъ вамъ причинъ и условій совершающихся процессовъ есть еще сложнѣйшія причины и условія, совершенно неизвѣстныя вамъ. Это въ родѣ того, какъ если бы люди, зная законы тяготѣнія, объяснили бы законы грозъ и принимал[и] бы мѣры противъ нихъ, не зная о существованіи электричества.

Отъ этого-то не могу вѣрить въ медицину.

———————————————————————————————————

Гегель, Дарвинъ всѣмъ извѣстны, Канта, Чанинга, Лихтенберга никт[о] не знаетъ.

Какъ ясно, что главное условіе успѣха теоріи есть ея узость, низменность,1440 пошлость.

14 Іюн. Всякое насилі[е] увеличиваетъ силу наси[л]уемаго и ослабляетъ насилующаг[о].

———————————————————————————————————

15 Іюн. Спрашиваютъ, что такое смерть? Да вѣдь я ее испытываю не переставая: жизнь есть смерть. Я это съ необыкновенной ясностью чувствую. Мое «Я» личное — мои желанія для себя, воспоминанія, все это понемногу болѣе и болѣе уничтожается и замѣняется «Я» общимъ, духовнымъ, Богомъ. Полная замѣна однаго я другимъ будетъ смерть полная. Сонъ и бдѣніе образцы: переходъ отъ сна безъ сновидѣні[й] и потомъ переходъ отъ сна съ сновидѣнія[ми] къ бдящему состоянію есть точное1441подобіе рожденія, жизни и смерти. Такова смерть отъ старости, но смерть внезапная? Тож[е], только процессъ совершается быстрѣе. Опять тоже подобіе сна. Просыпаешься понемногу, когда выспался, и вдругъ, когда разбудили. Лучше выспаться, лучше умереть отъ старости, чѣмъ недоспать и не дожить.

———————————————————————————————————

Три: 1) Непроти[вленіе], 2) Устройст[во] другихъ, 3) Настояще[е].

———————————————————————————————————

Въ ст[атью] о см[ертныхъ] казн[яхъ]. Все это ужасно, но ужаснѣе всего то, что дѣлается это1442 не по увлеченію чувства, заглушающаго1443 умъ, какъ это дѣлается въ дракѣ, на войнѣ, въ грабежѣ даже, а напротивъ, по требованію ума, разсчета, заглушающаго чувство. Этимъ-то особенно ужасны эти дѣла. Ужасны тѣмъ что1444 ничто такъ ярко, какъ эти1445 дѣла, совершаемыя — отъ судьи до палач[а] — людьми, к[отор]ые не хотятъ ихъ дѣлать, ничто такъ ярко и явно не показываетъ всю1446губительность деспотизма для душъ человѣческихъ — власти однихъ людей надъ другими.

Возмутительно, когда одинъ человѣкъ можетъ отнять у другаго его трудъ, деньги, корову, лошадь, можетъ отнять даже его сына, дочь, это возмутительно,1447 но наскольк[о] возмутительнѣе, ужаснѣе то, ко[г]да одинъ человѣкъ можетъ отнять у другого его душу, можетъ заставить его сдѣлать то, что губитъ его духовное я — лишаетъ его его духовного блага, а это самое дѣлаютъ тѣ люди, к[оторые] сидятъ тамъ, наверху, и спокойно salus populi1448 ради заставляютъ людей, отъ судьи до палача подкупами, угрозами, обманами совершать эти ужасныя дѣла.1449

————

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1908 г. № 3.

[Оглавление]

<1) Всему конецъ>

<2) Дѣтск[ій] Кр[угъ] Чт[енія] (3)>

3) <Дѣтск[ое] Еванг[еліе]> <Орловъ> Художеств[енное]

4) <Дѣтск[ая] географ[ія]> Письмо индусу

5) Кр[угъ] Чт[енія] старый

6) Кр[угъ] Чт[енія] новый (1)

7) Мысли (2)

8) Деньги

9) Письма

10) Смѣсь

11) Юбилей (2)

12) (На память)

13) <Воззваніе о повѣшенныхъ 20-и>

14) Жалкіе люди

15) О землѣ

16) Жизнь или Всѣ правы

———————————————————————————————————

Ольга Захаровн[а] Залеманъ Арбатъ д. Титова кв. № 1.

[1]

Стремленіе это въ очень грубой, легкомысленной и невѣжественной фор[мѣ] выражается въ томъ, ч[то] среди людей хр[истіанскаго] міра называется наукой, т. е. случайно набранн[ыя] свѣденія изъ ка[кой] нибудь одной области. Тутъ и Теософія, и соціализмъ, и спиритизмъ, и соціологі[я], и всякія случай[ныя] свѣденія. Но не это, а то призна[ніе], сознаніе той бѣдственн[ости] и безу[мія] к[оторое]…, ничѣмъ какъ н[е можетъ] быть рѣшен[о]. Рѣшеніе возмож[но] только въ тако[мъ] опредѣл[еніи] смысла жизни, к[оторый] былъ бы доступенъ всѣмъ и былъ одинаков[о] сроденъ душѣ человѣч[еской] и потому могъ бы соединять всѣхъ людей въ одномъ пониман[iи] смысла жизни и вытекающаго изъ него руководств[а] поведенія. И так[ое] рѣшені[е] ника[къ] не въ соціали[змѣ] и д[р.], а въ одно[мъ], въ религіозномъ ученіи.

———————————————————————————————————

Недоразумѣніе выразилось на дѣлѣ въ войнахъ (но въ войнахъ скрывал[ся] патріотизмъ), въ особенно[сти] же въ революціяхъ. Убиваютъ другъ друга и говорятъ, что мы христіане, исповѣдуемъ законъ любви. —

Это особенн[о] замѣтн[о] при усовершенствованія[хъ] технически[хъ] и теперь особенно въ Россіи; съ одной стороны, по выдуман[н]ости революціи, съ другой — по христ[iанскому] духу русскаго народ[а]. Отъ этого революц[iя] будетъ, надо думать, послѣдняя.

Да, революція, истинная революція никакъ не въ завоеваніяхъ таки[хъ] или иныхъ учрежд[еній], а въ уничтоженіи всякихъ учрежденi[й], и она-то и совершается теперь въ Россіи.

———————————————————————————————————

О значеніи непротивл[енія] у Буки: въ томъ, ч[то] заповѣдь непрот[ивленія], опредѣляя мѣсто для борьбы со зломъ, разрѣшаетъ вопросъ вѣчнаго противорѣч[ія] между внѣшнимъ міромъ вѣчной борьбы и духовн[ымъ] міромъ единенія и любви въ одно царство Бога (Іоан[на]1450 I, 51).

———————————————————————————————————

Поймите, всѣ судьи, офицеры, министр[ы], професора, —

Можно б[ыло] дѣлать это, пока не знал[и].1451

———————————————————————————————————

Только бы дѣла[ли] всѣ, что онъ, Икон[никовъ].

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Скачать:TXTPDF

лидеровъ, формулы перехода и т. п., какъ дѣти рабски и1420 самодовольно подражая старшимъ; только бы поняли вы всѣ, русскіе люди нашего времени, что мы особенный (не въ смыслѣ лучшаго, а