Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но дѣлали бы не для переустройства міра, а для себя, для души. Христіанство и революціонер[с]тв[о] несоединимы. Дѣлай для устройств[а] жизн[и] другихъ — и все тщетн[о], дѣлай для души — и себѣ благо и всему міру. Дѣлай, что тебѣ свойственно, а устройство сдѣлаетъ Богъ. Слѣдуй своем[у] закону, и будешь служить благу всѣхъ. Вѣдь левъ, заяцъ, голубь не устраиваю[тъ] жизни львовъ, зайц[евъ], голубей, а живутъ по своему закону, и жизнь ихъ устраивается такой, какою она долж[на] быть. Тоже и съ людьм[и]. «Но злой обидитъ не мен[я], а другихъ». Но зачѣмъ же онъ будетъ обижать, когда обществ[енное] мн[ѣніе] будетъ противъ него и т. д.

«Придите ко мне».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христосъ призываетъ, я напоминаю.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Говорю всѣмъ, но надежды мало. У нихъ уже мног[о] игрушекъ, и игруш[ки] занятны: патріот[измъ], право, наука, искус[с]т[во].

——————————————————————————————————

Зак[онъ] н[асилія] и з[аконъ] л[юбви]. Вставить главу о религiоз[номъ] по[ни]ма[ніи].1452

[16 Іюня]. Эпиграфы изъ 16 Іюня, 6.

17 Іюня. Сначала 1) ухудшаетъ пол[оженіе], 2) обществ[енное] мнѣніе, потомъ 3) не больше шансовъ смерт[и] и бѣдъ. Но для этог[о] нужна вѣра, а когда ея нѣтъ.

Но что же будетъ? Будетъ, то ч[то] долж[но] быть.

Спрашиваемъ, какъ будто мы всегда знаемъ, ч[то] будетъ. Все это только отъ тог[о], что мы вѣримъ не вѣчному закону, а своимъ выдумкамъ.

Суевѣрі[е].1453

Такъ ч[то] въ концѣ концо[въ] противлені[е] насил[іемъ] тольк[о] оправдан[iе] мести, зависти, коры[сти], злобы.1454

——————————————————————————————————

18 Іюн. Вѣдь мы такъ привыкли къ этому суевѣрію, какъ къ суевѣрію о томъ, что кр[о]вь Хр[иста] какъ-то очища[етъ] насъ отъ грѣха. A суевѣрі[е] кро[ви] не болѣе стра[нно], чѣмъ суевѣріе устройства чуж[ихъ] жизней.

——————————————————————————————————

Чистить грязь грязью.

——————————————————————————————————

Такъ что противленіе злу зломъ, не имѣ[я] никакого разумнаго смыс[л]а, можетъ быть объяснено только тѣмъ, ч[то] это есть оправданіе…..1455

2

Святые и мудрые какъ дѣти.

1) Предан[ность] в[олѣ] Б[ожіей], покорность, 2) равенство, 3) прощеніе, 4) смирені[е], 5) земля божья, 6) уваженіе и любовь къ труду, 7) презрѣні[е] къ потѣхамъ роскоши, 8) строгость половая, 9) состраданіе къ животнымъ, 10) сердіе.

——————————————————————————————————

3

Тѣлесная энергія требуетъ исхода.

4

1) Путешествіе по меридіану на сѣверъ и югъ. Путешествіе по своему кругу и по другимъ круг[амъ] экватора, еще 3-мъ — 2-мъ сѣвернымъ и двумъ юж[нымъ] кругамъ. Потомъ по меридіан[у] Америки.

5

Въ эпиг[рафы] 23 Февр[аля] 1, 2, 5, 7 и закл[юченіе].

[6]

1) Вести по 2 дня въ день такъ, что начавъ съ 15 довести какъ должно быть до 1-го Марта.

2) Бр[атья], б[удемъ] л[юбить] д[ругъ] д[руга], любо[въ] о[тъ] Б[ога], и л[юбящій] р[ожденъ] о[тъ] Б[ога] и з[наетъ] Б[ога], п[отому] ч[то] Б[огъ] е[сть] л[юбовь].

3) Б[ога] не в[идѣлъ] н[икто] н[икогда], н[о] е[сли] м[ы] л[юбимъ] б[ратьевъ] с[воихъ], т[о] Б[огъ] п[ребываетъ] в[ъ] н[асъ].

4) Б[огъ] е[сть] д[ухъ], и п[оклоняться] Е[му] н[ужно] в[ъ] д[ухѣ] и и[стинѣ].

Первый отдѣлъ: ученіе о благѣ, Evangelium.

5) Усиліе мысли въ томъ, ч[то]бы читать то, что оставили намъ мудрые и святые.

[7]

21 Фев. 08. Въ знаніи важно не количество знаній, даже не точность ихъ (п[отому] ч[то] точныхъ совершенно1456 знаній нѣтъ и никогда не будетъ), а разумная связность ихъ, — то, чтобы они со всѣхъ сторонъ освѣщали міръ. Въ родѣ того, ч[то] бываетъ въ постройкахъ. Постройка можетъ быть великолѣпна — зимній дворецъ и шалашъ; и то и другое разумныя постройки, если защищаютъ со всѣхъ сторонъ отъ непогоды и даютъ возможность жить въ нихъ. Но самыя великолѣпныя три стѣны безъ четвертой или безъ крыши — не постройка и внѣ сравненія съ шалашомъ. Тоже и въ научныхъ теперешнихъ знаніяхъ въ сравненіи съ1457 знаніями безграмотнаго крестьянина. Эта истина должна быть основой воспитанія и образованія. Расширять знанія надо равномѣрно.

——————————————————————————————————

1) Трудность объясненія жизни не въ томъ, чтобы объяснить происхожденіе духовнаго, а въ томъ, чтобы объяснить одинаковыя представленія тѣлеснаго.

2) Весь міръ для меня, для человѣка, зрительный: я вижу все, я ощущаю, прислушиваюсь только когда не вѣрю глазамъ. Для собаки весь міръ пахнетъ, и, повѣряя запахъ, она смотритъ. Когда собака лаетъ на видный предметъ, не успѣвъ обнюхать, то это тоже, что со мной, когда я глазами ищу, что такъ воняетъ.

3) Нельзя совсѣмъ отрицать славу людскую. Желать быть одобреннымъ Христомъ — не дурно.

23 Мар.

Если бы было извѣстно, что смерть ухудшаетъ наше положеніе, жизнь въ виду неизбѣжной смерти была бы ужасна. Если же бы мы навѣрно знали, ч[то] смерть улучшаетъ наше положеніе, мы пренебрегали бы жизнью.

——————————————————————————————————

Прежде, чѣмъ б[ылъ] Авраамъ, я есмь — можетъ, долженъ сказать каждый человѣкъ. Всѣ сознаемъ свою жизнь безъ начала ея. А если ей не было начала, то не будетъ и конца.

——————————————————————————————————

Живо почувствовалъ грѣхъ и соблазнъ писательства; почувствовалъ его на другихъ и перенесъ основательно на себя.

——————————————————————————————————

Нужно два: любовь и правда. Первое я зналъ. Надо работать надъ вторымъ. Нѣтъ, три: воздержаніе, правда и любовь. —

Счастье сознательнаго добра — соединеніе съ Богомъ.

——————————————————————————————————

Какъ Императоры убѣждены въ благодѣтельности монархіи и президенты республикъ…., а капиталисты] въ необходимости капиталовъ, а професора, фармацевты въ необходимости медицины, такъ всѣ они убѣждены въ необходимости противленія злу — насилія.

——————————————————————————————————

Законъ жизни прекрасно изображается пальцами въ перчаткѣ: отдѣля[ешь], воображая увеличить тепло, каждый палецъ, и всѣмъ холодно, и чѣмъ лучше отдѣлялъ, тѣмъ холоднѣе; откинулъ перегородки — соедин[илъ] — всѣмъ хорошо.

——————————————————————————————————

Видишь, какъ мальчи[къ], идя по деревнѣ, нарочно дразнитъ собакъ: собаки окружили его и лаютъ и бросаются, а онъ отмахивается палкой. Говоришь ему: зачѣмъ ты дразнишь собакъ? онъ говоритъ: я не дразню, я отбиваюсь.

——————————————————————————————————

Только тогда дѣлаешь дѣло Божіе, когда не знаешь, что его дѣлаешъ. —

——————————————————————————————————

Хорошо знать, что то, что ты дѣлаешь, ты дѣлаешь только для Бога и что ничто не можетъ помѣшать мнѣ дѣлать то, ч[то] я дѣлаю.

——————————————————————————————————

23 Ап. Все таинств[енное] и чудесное люди признаютъ только п[отому], ч[то] они видятъ и признаютъ не тамъ, гдѣ оно есть. Самое таинств[енное] и чудесн[ое] это мое происхожденіе. То, отъ чего я произошелъ, и то, что я буду, т. е. собственно ч[то] я такое.

——————————————————————————————————

5 Мая. Ученые изучаютъ ноги букашекъ, мозгъ Мендѣлеева, разстоянія звѣздъ въ надеждѣ, что это что-то можетъ вытти. Но эта надежда такъ же тщетна, какъ надежда школьника (очень обыкновенны[й] типъ), к[оторый] отвѣчаетъ, что взбредетъ въ голову, надѣясь, что нибудь выйдетъ.

——————————————————————————————————

12 Мая (очень важное). Главная ошибка людей — смотрѣть на свою жизнь какъ на что-то цѣльное, отдѣльное, тогда какъ1458 я — съ своей жизнью— есмь только органъ какого-то огромнаго, (для меня) живущаго полной жизнью существа, того существа, к[оторое] люди называютъ Богомъ. Въ этомъ, въ признаніи себя органомъ — и не органомъ, а частицей, подобно тому какъ моя рука, нога, голова, желудокъ есть частица моего тѣла, есть частица Бога, Всего — въ этомъ вся мудрость жизни. Уничтожаются всѣ тѣ горести, отъ к[оторыхъ] мы страдаемъ, всѣ разочарованія, и устанавливается жизнь разумная, спокойная, всегда если не радостная, то спокойная, даже всегда радостная, такъ какъ изчезаетъ главная причина страданій: желаніе удовлетворенія своего «я», а есть всегда нужное (навѣрно нужное) и всегда возможное дѣло — исполненія своего назначенія, какъ органа ЦѢЛАГО. (Воля Бога.) На этомъ весь нравственный законъ, на этомъ долгъ. Fais ce que doit, advienne que pourra.1459 Сдѣлать долгъ цѣлью жизни — и жизнь благо, п[отому] ч[то] исполнить всегда можешь.

Для того же, чтобы исполнять это дѣло жизни, нужно руководиться двумя: разумомъ и любовью.

——————————————————————————————————

20 Мая. Я несу всю тяжесть богатой жизни, не пользуясь ничѣмъ изъ ея благъ.

——————————————————————————————————

26 Мая. Не любовь, какъ у Кришны и у Павл[а], нужна, а не дѣлать1460 зла людямъ, не допускать такихъ условій, при к[оторыхъ] зло можно — непротивле[ніе].

——————————————————————————————————

3 Іюня. Сердишься, огорчаешься на невоспріимчивость людей, что не усвоиваютъ ясную, несомнѣнную, нужную правду. А подумаешь и видишь, какъ это хорошо «устроено». Устроено это затѣмъ, чтобы ты дѣлалъ свое дѣло не для достиженія своей коротенькой цѣли (не говорю уже для славы людской), а для исполненi[я] непонятнаго, не могущаго быть понятымъ1461тобой, дѣла Бога. Я знаю, что то, что я дѣлаю въ согласіи съ Нимъ, хорошо и нужно, хотя и не знаю, что это такое;1462 мало того, знаю, что это для меня самое лучшее — чего же мнѣ еще?

5 Іюня. Непремѣнно любить прежде Бога, а потомъ ближняго. Богъ это то все, чего я частица, органъ. Какже каплѣ крови не любить всего тѣла. Если она любитъ другую каплю, то прежде люби[тъ] все тѣло. (Чепуха.)

——————————————————————————————————

Матерьялисты считаютъ истинно существующимъ — тѣло, а между тѣмъ тѣло и жизнь, то, что въ пространствѣ и времени, явно не существуетъ, а только кажется. По пространству тѣло есть часть чего-то безконечнаго, т. е. ничто. Жизнь есть тоже по времени часть безконечнаго — тоже ничто.

——————————————————————————————————

Если я, умирая, буду креститься, то пусть не думаютъ, что я вѣрю въ Христа Бога и въ церковное ученіе — крещусь1463 я1464п[отому], ч[то] это движені[е] выражаетъ для меня преданность волѣ Божье[й] и сознаніе своей грѣховности и желаніе освободиться отъ нея.

——————————————————————————————————

10 Іюн. Писательство вредно п[отому], ч[то] требуетъ и приучаетъ къ славѣ людской, къ заботѣ о сужденіи людей. Отъ этого я такъ плохо освобождаюсь отъ этого порока.

——————————————————————————————————

13 Іюн. Я — органъ (членъ — слуга) непонятнаго и недоступна[го] мнѣ Всего и имѣю возможность и благо сознательно служить этому Всему, к[оторое] я называю Богомъ.

——————————————————————————————————

21 Іюня. Непротивленіе надо исполнять не п[отому], ч[то] оно предписано Богомъ, а п[отому], ч[то] оно такъ важно и велико, ч[то] люди, понявші[е] его, признали Богомъ того, кто открылъ его людямъ. Другіе же люди эти[мъ] признаніемъ того, кто открылъ законъ непротивленія, Богомъ, скрыли отъ людей самы[й] законъ.

——————————————————————————————————

23.

Скачать:TXTPDF

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .