Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

Себялюбіе — или великое заблужденіе и источни[къ]1465зла, или великая истина и источи[и]къ1466 блага. Оно источникъ зла, когда относится къ личност[и], и источиикъ благ[а], когда относится къ тому духовному началу, проявленіе котораго составляетъ жизнь человѣка.1467

28 Іюн. Сердиться на другого, считая его виноватымъ передъ собою. А виноватъ никто не можетъ быть передъ другимъ, п[отому] ч[то] никто не можетъ знать души другого, виноватъ можетъ быть человѣкъ только передъ собою. И потому знай, ч[то] если ты считаешь кого ли[бо] виноватымъ передъ собой, ч[то] виноватъ навѣрно ты.

——————————————————————————————————

Одни люди до такой степени признали величіе закона непротивленія, что назвали Богомъ открывшаго. Другіе — признавъ божественность открывшаго, скрыли законъ.1468

——————————————————————————————————

3 Іюля. Я сознаю себя отдѣленнымъ1469 среди существъ, отдѣленныхъ другъ отъ друга, вслѣдствіе движенія вещества, съ которымъ я сознаю себя связаннымъ.

Движеніе даетъ поняті[е] времени, вещество — понятіе пространства. —

1470И то и другое вмѣстѣ даютъ сознаніе отдѣленности — числа, множественности существъ.

Два предмета мыслимы только тогда, когда они въ пространствѣ или во времени.

(Не то

——————————————————————————————————

5 Iл. Дарвинизмъ. Жилища людей происходить вотъ какъ: Всѣ жилища стремятся къ расширению, и для этого вырабатываются въ нихъ способности. Способности эти вырабатываются борьбой за существованіе. И способности эти опредѣляютъ ихъ видъ. Такъ, гдѣ тѣсно, на густо населенны[хъ] улица[хъ] они поднимаются, появляются многоэтажные дома. Отъ этого же появляются каменные жилища съ желѣзн[ыми] кровлями и т. д.

О томъ же, для чего эти жилища и кѣмъ они строятся — ни слова. —

Сущность всего дѣла — сознаніе своего отдѣленнаго существованія человѣкомъ, тѣмъ, кт[о] все наблюдаетъ и видитъ все отдѣленнымъ, проходится молчаніемъ, и все рѣшается приложеніемъ глупаго слова индивидь.

Было бы смѣшно, когда бы не было такъ ужасно дерзко глупо.1471

——————————————————————————————————

10 Іюл. Есть «я», есть «Оно». Отношеніе «я» къ «Оно» это — «ты». «Ты» это жизнь.

——————————————————————————————————

13 Іюля. Сознаніе себя — тѣла: ребенокъ, — себя — животнаго: юноша, — себя —человѣка: мужч[ина], женщина, — себя — души: старѣющійся человѣкъ, — себя — Бога: умирающій.

——————————————————————————————————

18 Іюл. 1) Я есмь внѣ времени. То, ч[то] я открываюсь себѣ, представляется мнѣ временемъ. Открываніе это себя себѣ и есть жизнь. —

2) Забота о мнѣніи людей не можетъ не быть и законна, но только тогда, когда это забота о мнѣні[и] божескаго въ людяхъ, когда это есть единеніе своего «Я» съ «я» другихъ, соеди[не]ніе раздѣленнаго открывающагося Бога. Нельзя не желать признака этого единенія. Но закон[на] только тогда, когда могу обойтись безъ него. 3) То, что я сознаю и называю своей жизнью, — есть постепенное открываніе Себя во мнѣ, какъ и во всѣхъ существахъ, Единаго Начала.1472 Наши жизни и жизнь міра — Его дыханіе.

Зачѣмъ это Ему нужн[о], я не знаю и не могу знать, также какъ не знаетъ и не можетъ знать клѣточка моего тѣла, зачѣмъ она нужна тѣлу. Все, что она можетъ знать, это то, что она нужна тѣлу и что она дѣлаетъ его дѣло.

19 Іюля. Я есмь внѣ причины, внѣ времени и внѣ вещества и внѣ пространства. То, ч[то] мое1473 я представляется1474 мнѣ во времени въ зависимости отъ причины и въ пространствѣ, связаннымъ съ веществомъ, происходитъ отъ того, что1475 я живу, то есть постепенно все больше и больше открываюсь самъ себѣ какъ невещественное, внѣпространственное (вездѣшное), безпричинное, внѣвременное (вѣчное) Я. Не будь этого Я или не будь того, что скрываетъ его, не могло бы быть1476 тог[о], что мы называемъ жизнью.

Жизнь есть проявленіе невещественнаго вѣчнаго во временномъ и вещественномъ.

——————————————————————————————————

21 Іюля. Помоги мнѣ, Гос[поди], жить внѣ времени въ настоящемъ и внѣ пространства въ другихъ.

(Не то — думалъ лучше.)

——————————————————————————————————

22 Іюля. Сознаніе. Свободно въ человѣкѣ одно — сознаніе, т. е. способность сознавать, перенести всего себя, свое вниманіе, чувство на то или другое. Въ самомъ простомъ видѣ сознаніе это — сознаніе того или другого члена своего тѣла. Могу направить, перенести сознаніе на руку, ногу, лѣвую, правую, на палецъ, ухо…., могу перенести сознан[іе] на ощущенія зрѣні[я], слуха…. Могу перенести, направить сознаніе на1477 желанія, на голодъ, похоть….. Могу наконецъ направить на всего себя, на свою способность сознанія, могу перенесть на другія существа Это перенесете сознанія на другихъ есть причин[а], условіе возможности любви.

Помню, въ дѣтствѣ у меня была удивлявшая меня мысль и чувство, ч[то] я сознаю себя, и сознаю, ч[то] сознаю себя, и сознаю, ч[то] сознаю, ч[то] сознаю себя. Эта1478 мысль, чувство, состояніе показывало только то, ч[то] я могу сознавать себя, свое тѣло, но что это сознані[е]1479 ничѣмъ не опредѣляется и вполнѣ свободно. Никакіе детерминисты не докажутъ мнѣ, что я не могу сейчасъ сознать (перенести сознаніе) на лѣвую пятку или на нижню[ю] губу. Это кажется не важно, а между тѣмъ на этомъ сознаніи основана свобода, божественность, внѣвременность, внѣпространственность жизни, а потому и; всякое разумно[е] и доброе міросозерцаніе.

——————————————————————————————————

Записать надо въ дневникъ мое счастливое состояніе довольн[о] чуткаго и много обнимающаго суда надъ собой: разболтался съ рабочимъ — вспомина[ю] и каюсь. Сказалъ о Сине-кинемотогр[афе], чтобы сказать, ч[то] помню по греческ[и], и опять вспоминаю и каюсь. Какъ это хорошо. И какой живой интересъ.

——————————————————————————————————

Еще записать, ч[то] начинаю чувствовать возможность дѣлать такое доброе съ лишеніемъ, к[оторое]1480 мнѣ для меня не нужно. О, какъ бы жить для Тебя, въ Тебѣ, Тобою!

——————————————————————————————————

Только въ самое послѣдн[ее] время сталъ испытывать нѣчто похожее на нравственную жизнь: желаніе быть чисты[мъ] только передъ собою.

——————————————————————————————————

12 Іюля 1908. Въ Тул[ѣ]

3100

Въ Москв[ѣ] 1500

——————————————————————————————————

23 Іюля. Я могу по своей волѣ перенести сознаніе съ одного предмета, но не могу перестать по своей волѣ сознавать то, что сознаю. Это показываетъ то, что сознаніе есть высшее мое свойство.

——————————————————————————————————

25 Іюл. Какое великое могущество доброты! Я б[ылъ] добръ съ нимъ (съ человѣкомъ чужды[хъ] убѣжденій) и подума[лъ], зачѣмъ я не поговорилъ съ нимъ объ его міросозерцаніи, и потомъ подумалъ: никакими доводами я не могъ приблизить его къ своимъ убѣжденія[мъ] (скорѣе обратное), сколько я приблизилъ его къ себѣ, а потому и къ свои[мъ] убѣжденіямъ, доброто[й] съ нимъ.

——————————————————————————————————

27 I. Матер[ія] не не реальна, а реальна для меня, отдѣленнаго существа, но не сама въ себѣ.

Непонятно, недоступно1481 мнѣ не матерьяльное само въ себѣ, но духовное само въ себѣ.

——————————————————————————————————

Чувство это сила жизни, проявляющаяся черезъ1482 вещественное ограниченіе. Сознан[іе] есть эта сила сама въ себѣ.

——————————————————————————————————

Цѣнил[и] власть, теперь начинаютъ презирать ее, какъ и должн[о].

Не могу жалѣть мухъ — есть предѣ[лъ].

——————————————————————————————————

Власть государств[енная] основа[на] на томъ разсужд[еніи], что для блага мн[о]гихъ можно сдѣлать зло одному.

Отъ этого все зло. Если Иванъ може[тъ] рѣшить, ч[то] для общаго блага можно убить Петр[а], то тоже само[е] можетъ рѣшить П[етръ] объ Иван[ѣ].

——————————————————————————————————

30 Іюл. То, ч[то] мы называемъ жизнью, есть для себя сознаніе, для другихъ присутств[iе] въ отдѣльномъ временно пространств[енномъ] существѣ Единаго безвременнаго и невеществ[еннаго] начала. Это начало мы называемъ Богомъ.

30 Іюл. 1) Та twam asi. Ты это я. Смерть есть распаденіе1483извѣстныхъ соединеній. Духъ не соединеніе, а простое. И потому не подлежи[тъ] смерти и также рожденію.

2) Жизнь истинная въ настоящемъ — уничтожая время, и въ любви — уничтожая пространств[о].

——————————————————————————————————

3) Какъ не можетъ самъ понять и вѣритъ, т. е. подчиняется — Машенька и др., это понятн[о] и достойно, но когда можетъ и хочетъ опереться на преданіе, на таин[ства] — Соловьевъ и tutti qua[nti],1484 тогда плохо.

——————————————————————————————————

5 Авг. Конституція не средство освобожденія, а новое средство порабощенія.

——————————————————————————————————

6 Авг. Вѣчность до жизни и вѣчнос[ть] послѣ. Выглянулъ на мгновеніе.

8

къ тому духовному началу, проявленіе к[отораго] составляетъ жизнь человѣка.

10

1) Поразительно мнѣ въ Индейск[омъ] журнал[ѣ], какъ Jim, проведшій годъ въ религіозномъ созерцаніи, не понимаетъ, получивъ письмо отъ жены, что тако[е] жена, что тако[е] онъ самъ. Очень вѣрн[о] и хорошо.

11

1) Напомнить Китайск[ую] пословицу: кто бранитъ за глаза; тотъ боится, а кто хвалитъ въ глаза, тотъ презираетъ.

——————————————————————————————————

2) Что нѣтъ тутъ самыхъ важныхъ для меня поздравителей: нѣтъ крестьянъ, и именн[о] изъ Ясн[ой] Пол[яны], тѣхъ, съ к[оторыми] я прожилъ вѣкъ. Стало быть, я плохъ и не стою похвалъ.

12

Издать отдѣльн[о] и дешево послан[ія] Іоанна.

——————————————————————————————————

13

Вѣдь это для меня. Вѣдь это моя жизнь обезпечивается этимъ ужасомъ. Не хочу я этого, не могу, лучш[е] сто разъ продѣлать каторгу, лучш[е] висѣлица, чѣмъ сознаніе так[ого] обезпеченія.

Не хочу я этог[о].

——————————————————————————————————

Оставьте вы въ покоѣ «Россію», то, чего нѣтъ, а подумайте о томъ, что есть — о себѣ, о своей душѣ.

Удивительная слѣпота. Хотѣлось бы думать, ч[то] только слѣпота. Нѣтъ, это хуже: Après nous le déluge.1485 A самому захватить власть, ден[ь]г[и].

Я думалъ, ч[то] онъ только глупъ, но онъ и золъ.

Пишу это, не смягчая, въ надеждѣ, ч[то] онъ постарается отомстить мнѣ, сославъ, заключивъ и, самое лучшее, убивъ меня. Про Николая я не говор[ю], онъ несчастный невмѣняемый въ своемъ ужасномъ положен[iи].

——————————————————————————————————

Мало того, что сами развратны, развращаютъ несчастныхъ бѣдняковъ въ шпіоны, тюремщик[и], палачи.

——————————————————————————————————

14 Мая. Если бы я и не зналъ, что нужно для успокоені[я] (а я знаю: нужно освободить земл[ю]), то и тогда бы ясн[о] б[ыло], ч[то] все то, что вы дѣлаете, никакъ не можетъ улучшить, а можетъ тольк[о] ухудшить положен[іе].

И когда Докт[оръ] сказалъ, ч[то] готово, всѣ эти почтенные господа удалились съ сознаніе[мъ] добросовѣстно исполне[ннаго] долга. Вѣдь это ужасно!

——————————————————————————————————

Вы говорите: революц[iонеры] жестоки, но въ 1-хъ, они мень[ше] дѣлаютъ. Не дѣл[аютъ] съ русски[ми] людьми [1 строка стерта.]

——————————————————————————————————

22 Іюл. Свобода есть полная въ сознаніи. Я сейчасъ могу сознатьпочувствовать все то, что ощущаетъ права[я] нога, колѣно, ступня.

15

Я писалъ министру: если хотятъ успокоить, а они.

Рабочіе безъ податей

Будетъ то….

16

1) Я никогда не принимала висмуту.

2) Всѣ отвратительны, всѣ все дѣлающіе для меня. Пускай они все дѣлаютъ, но чтобъ я не видалъ [видала?] ихъ.

——————————————————————————————————

Святой самоотверженн[ый] въ жизни — солдатъ. И святой въ пустынѣ не помнитъ, что такое жена? ч[то] такое онъ самъ?

——————————————————————————————————

————

ЛИСТЫ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.

16 Іюн. 08

Ты говоришь: какъ заставить себя любить всѣхъ? Уничтожь въ себѣ себялюбіе.

——————————————————————————————————

Ночью кур[ьерскій] 4 11

Утромъ скор[ый] 4—45 д[ня]

Пасаж[ирскій] 10, 20 веч[ера]

— 7 20 утр[а]

——————————————————————————————————

Только посмотри человѣкъ со стороны на жизнь людей, забудь про себя, и ясно, какъ ден[ь], будетъ то, чт[о] признаніе необходим[ости] противленія злу зломъ есть только оправданіе пороковъ: злости, мести, зависти, корысти…..1486

——————————————————————————————————

Но что будетъ? Да ничего не будетъ. Вы говорите, буду[тъ] насиловать. Зачѣмъ, когда обществ[енное] мнѣніе буд[етъ] такъ1487 требовать это, какъ1488 теперь требуетъ отмщенія. Да почему же будетъ хуже, чѣмъ теперь? Раззѣ теперь вы знаете, что будетъ съ вам[и]? Будетъ тольк[о] меньше поводовъ къ злости.

А что будетъ, никт[о] не знаетъ.

Но для этого надо, чтобъ люди б[ыли] религіозны. Но когда ж[е] эт[о] будетъ?1489

——————————————————————————————————

Также увѣрен[ы], какъ въ непогрѣшимости папы. И больш[е] всѣхъ самъ папа.

Думаешь зло и не удерживаешься.

Потомъ, когда подвинулся въ добрѣ, думаешь зло и

Скачать:TXTPDF

Себялюбіе — или великое заблужденіе и источни[къ]1465зла, или великая истина и источи[и]къ1466 блага. Оно источникъ зла, когда относится къ личност[и], и источиикъ благ[а], когда относится къ тому духовному началу, проявленіе