Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

отъ непосредственности животнаг[о] къ требованіямъ духовной жизни, онъ (и всѣ церковники) [называетъ] спасеніемъ, искупленіемъ, происшедшимъ отъ Христа.

28) Ek[k]lesia88 — собраніе избранныхъ — первый грѣхъ, нарушеніе завѣта Христа — всемірнаго братства.

29) Тѣмъ вредны и праздны всѣ революціи, что дѣятели ихъ руководятся только эгоизмомъ. Измѣнить же установившійся строй можетъ тольк[о] дѣятельность для Бога.

30) Читаю письмо съ самоувѣренн[ымъ] рѣшеніемъ вопроса непротивленія…. Если убиваютъ, насилуютъ,… отказаться отъ воинск[ой] повин[ности], а пойдетъ семейный. И сначала досадно на самоувѣренность, глупость, а подумавъ, вижу, что ему нельзя иначе. Если бы онъ не б[ылъ] такъ увѣренъ, то онъ или понималъ бы, какъ я, или вовсе не жилъ бы, а ему хочется жить.

31) Я говорю: жизнь раскрывается. Но что же я при этомъ? Могу ли я или не могу содѣйствовать этому раскрытію? Можешь. Можешь не движеніемъ, a соблюденіемъ своей неподвижности, перенесеніемъ себя въ единое сущее, к[оторое] всегда неподвижн[о]. Можешь тѣмъ, что[бы] не двигаться вмѣстѣ съ покровами. (Неясно, но je m’entends).89

5 Апрѣля 1907. Я. П.

Не писалъ больше полмѣся[ца]. Жилъ за это время порядочно. Былъ сильный насморкъ, и теперь чувствую себя очень слабымъ. Дѣтскіе уроки и приготовленіе къ нимъ поглощаетъ меня всего. Замѣчаю ослабленіе силъ и физическихъ и умственныхъ, но обратно пропорціональ[но] нравственнымъ. Хочется многое писать. Но многое уже навсегда оставилъ неоконченнымъ и даже не начатымъ. Записать: Едва ли успѣю нынче.

1) Разсказъ о заваленныхъ въ шахтѣ двухъ врагахъ.

2) Просительная молитва, хотя и ложная по своей цѣли, все-таки90 — польза для души, всетаки это — признаніе своей зависимости отъ Бога. Ошибка въ томъ, что безвременное настоящее переносится въ будущее, духовное — въ тѣлесное.

3) Кролики размножаются и борются, а люди совершенствуются и потому не нуждаются въ борьбѣ.

4) Какъ вся вода вытечетъ изъ ведра, если въ немъ будетъ хоть одна дырочка, такъ и всѣ радости жизни (любви) не удержатся въ душѣ человѣка, если въ немъ будетъ нелюбовь хоть къ одному человѣку.

5) Написать жизнь человѣка, прожившаго всѣ три искушенія Христа въ пустынѣ.

6) Что такое часы? Я говорю, что моя жизнь есть постепенное раскрытіе моего духовнаго неподвижнаго существа. Что же такое часы? Написано такъ: «Я сдѣлалъ себѣ тотъ же самый обманъ движенія, подъ к[оторымъ] я нахожусь». Эт[о] не то. Не умѣю отвѣтить.

7) Для того, чтобы не дѣлать ближнему своему дурнаго — любить его, нужно пріучать себя не говорить ни ему, ни о немъ дурного; а для того, чтобы пріучить себя къ этому, надо пріучить себя не думать о немъ дурного. Это можно. И тогда только можно не дѣлать дурнаго человѣку — любить его.

8) Со мной бываетъ, что когда я люблю кого нибудь — такъ это б[ыло] недавно съ мальчикомъ Колей — я не то что вижу, а чувствую его улыбку и чувствую себя имъ. Это особенно часто бываетъ, когда жалѣешь. Это подтверждаетъ то, что Богъ одинъ въ насъ во всѣхъ, и онъ есть любовь.

9) Память не есть ли сознаніе (прозрѣні[е] духа) прошедшаго, а разумъ — сознаніе (прозрѣніе духа) будущаго.

10) Вся разница между человѣкомъ и животнымъ та, что человѣкъ знаетъ, что онъ умретъ, а животное не знаетъ. Разница огромная.

11) Благотворительница довольна собой, что она сжалилась и дала бѣдной. A бѣдна[я] только о томъ думаетъ и тѣмъ довольн[а] и хвалится, что она хорошо умѣетъ выпрашивать. «Отъ меня не отвертится».

12) Есть память своя личная, что я самъ пережилъ; есть память рода — что пережили предки и что во мнѣ выражается характеромъ; есть память всемірная, божія — нравственная память того, что я знаю отъ Нача[ла], отъ к[отораго] изшелъ.

Сейчасъ написалъ письма Попову, Черткову, Сапожнику — и все очистилъ, даже отографы.

13) Думаю о томъ, какъ распредѣлить мысли для нравственнаго ученія дѣтс[каго], и вижу, что въ духовной области нѣтъ перваго, втораго, третьяго, нѣтъ болѣе или менѣе важнаго. Все одинаково важно и все — первое. (Евангельскіе работники, наняты[е] въ разные часы дня).

14) Особенно живо чувствую (чувствовалъ) радость, спокойствіе, блаженство состоянія любви ко всѣмъ. Только въ такомъ состояніи все хорошо и въ жизни и въ смерти. Хоть рѣдко, но испытываю это.

15) Насмѣшка, особенно умная, представляетъ насмѣхающагося выше того, надъ чѣмъ онъ смѣется; а больше[й] частью (всегда даже) насмѣшка есть вѣрный признакъ непониманія человѣкомъ того предмета, надъ к[оторымъ] онъ смѣется.

16) Мы думаемъ, говоримъ даже: отчего Богъ не сказалъ намъ словами, чего онъ отъ насъ хочетъ? Но мы забываемъ то, что только наша слабость говоритъ неточными, недостаточными, односторонними словами. А что у Бога есть другой языкъ, другое средство передачи своей воли. Средство это — вся жизнь внѣшняго міра и то, что вложено въ нашу душу.

17) Жизнь раскрывается. Ну, а ты-то что же при этомъ? Можешь или не можешь содѣйствовать этому раскрытію?

Можешь тѣмъ, чтобы соблюдать свою неподвижность — не двигаться вмѣстѣ съ тѣмъ, что закрываетъ тебя. Двигаясь, ты остаешься неподвиженъ. Удерживая свою неподвижность, ты двигаешься.

18) Для того, чтобы простить, надо забыть, желать забыть то, за что прощаешь, и начинать отношенія сначала.

19) Только теперь начинаю жить настоящей жизнью. Только теперь начинаю бояться однаго судьи и руководиться Его судомъ.

20) Читалъ письмо Вериг[ина] и подума[лъ] объ ужасномъ вредѣ осужденія. Да, лучш[е] 100 разъ ошибиться, считая дурнаго за хорошаго, чѣмъ одинъ разъ разлюбить одн[ого].

————

Очень слабымъ чувствую себя.

9 Апрѣля 1907. Я. П.

Вчера испыталъ, только что вставши, странное, радостное («радостное» мало), блаженное чувство спокойств[iя], увѣренности — старости. Je m’entends.91 Увѣренности въ томъ, что жизнь моя въ духѣ, а не въ тѣлѣ; и потому свободы, удовлетворенія… И тутъ же очень дурно цѣлый день чувствовалъ себя физически. Нынче непріятное было отношеніе съ женой засыпаннаго Володькинаго. Я не выдержалъ. Къ Левѣ лучше чувствую. Съ Таней радостно. Съ мальчиками понемногу идетъ дѣло, но я недоволенъ и далеко не увѣренъ. Запишу одно, что сейчасъ думалъ:

1) Моисей не увидалъ обѣтованной земл[и], въ к[оторую] велъ народъ. Я очень люблю эту аллегорію. Мы часто жалѣемъ, что не видимъ плодовъ своихъ трудовъ, но то, чтобы не видѣть, дѣлать безъ ожиданія награды, есть необходимое, существеннѣйшее условіе всякаго истинно добраго дѣла.

11 Апрѣля. 1907. Я. П

.

Третій день испытываю какое-то новое, радостное чувство живаго сознанія своего духовнаго существа и вытекающее изъ него безстрашіе, спокойствіе, любовность и жизнерадостность.

16 Апр. 1907. Я. П.

Прошло 5 дней, и нынче въ совсѣмъ другомъ настроеніи. Не могу преодолѣть недовольства окружающимъ. Тоскливо, хочется плакать. Все кажется тяжело. Сейчасъ послѣ обѣда и урока съ дѣтьми, — пришли только двое, — сидѣлъ одинъ и думалъ, что только теперь совершенно, вполнѣ предаюсь волѣ Бога. Будь, что будетъ. Нечего ни92 желать сдѣлать какое либо дѣло: написать Зак[онъ] Бож[ій] для дѣтей, ни что бы то ни было, а совершенно отдаться Ему, соблюдая только въ себѣ любовь къ Нему въ себѣ и людяхъ… и вдругъ пришла С[оня], начался разговоръ о лѣсѣ, о томъ, что воруютъ, что дѣти продали вдвое дешевле, и я не могъ побѣдить досады. Какъ будто мнѣ не все равно. Господи, помоги мнѣ. Помоги. Мнѣ жалко и гадко себя.

22 Апрѣля 1907. Я. П.

Казалось, на дняхъ записалъ, а прошло 11 дней. Очень хорошее, радостное, спокойное настроеніе за все врем[я]. Хочется только благодарить и радоваться. Занимался Еванг[еліемъ], Д[ѣтскимъ] К[ругомъ] Ч[тенія] и уроками. Вчера странное состояніе ночью въ постели. Точно кто-то на меня дунулъ. Почувствовалъ свѣжее дыханіе, и поднялось бодрое настроеніе вмѣстѣ съ сознаніемъ близости смерти. Не могу сказать, чтобы было страшно, но не могу сказать, чтобъ былъ спокоенъ.

93Все больше и больше уясняется художественная работа Три вѣка. Хорошо бы работа[ть] надъ этимъ. Записать надо:

1)

Нынче, 30 Апр. 1907. Я. П.

Весь промежуто[къ] этотъ жилъ очень хорошо. Занимался все тѣмъ же. Худож[ественной] работы хочется, но едва ли я теперь способенъ къ ней. Впрочемъ, главное дѣло — не желать ничего для себя. Дѣт[скій] К[ругъ] Ч[тенія] есть достаточное служеніе. Нынче очень дурно, слабо чувствую себя. Записать:

1) Время — это одна изъ формъ проявленія истинной жизни, та форма, въ к[отор]ой намъ, людямъ, доступна эта жизнь.

2) Живутъ истинной жизнью болѣе всего дѣти, вступая въ жизнь и не зная еще времени. Они всегда хотятъ, чтобы ничто не перемѣнял[ось]. Чѣмъ дальше они живутъ, тѣмъ больше подчиняются иллюзіи времени. Къ старости иллюзія эта все слабѣетъ — время кажется быстрѣ[е], и наконецъ старики все больше и больш[е] вступаютъ въ жизнь безвременную. Такъ что наиболѣе живутъ настоящей жизнью дѣти и старики. Люди же, живущіе половой жизнью, больше готовятъ матерьялъ жизни истинной, чѣмъ сами живутъ ею.

3) Осуждаютъ эгоизмъ. Но эгоизмъ — основной законъ жизни. Дѣло только въ томъ, что признать своимъ «ego»:94 свое сознан[іе] или свое тѣло, или, вѣрнѣе, свое духовное или тѣлесное сознаніе.

4) Анархизмъ съ допущеніемъ насилія95 — смѣшное недоразумѣніе. Анархизмъ есть только одинъ разумный — христіанство, игнорированіе какихъ бы то ни было внѣшнихъ политич[ескихъ] формъ жизни и жизнь каждаго для своего «я», но не тѣлеснаг[о], а духовнаго.

5) Пространственное, матерьяльное «я» моего тѣла также, какъ и временное «я», связано со Всѣмъ, со всѣмъ безконечнымъ пространственнымъ міромъ. Было ясно, когда я записалъ, а теперь не могу вспомнить. Временная связь это — то, что «я» — произведенi[е] моихъ безчисленныхъ, безконечныхъ предко[въ] и родоначальникъ такихъ же потомковъ. Но пространственно въ каждый моментъ не могу вспомнить, чѣмъ все связано.

6) Записано: любовь — это расширеніе жизн[и], и поставлено NB. Это-то и есть связь пространственная: любовью я сознаю собою все существующее. И какъ во времен[и] моя связь скрывается въ безконечност[и], такъ и здѣсь.

7) У каждаго человѣка есть высшее, то, до к[отораго] онъ дошелъ, міросозерцаніе, во имя к[отораго] онъ живетъ. Измѣняетъ же міросозерцаніе онъ самъ. И всякій человѣкъ способенъ воспринять только то, что согласно съ его міросозерцаніемъ. Все же несогласное, какъ бы онъ ясно не понималъ сказанное, прочитанное, проходитъ черезъ него, не оставляя никакого слѣда. — Есть такое міросозерц[аніе]: хороша жизнь высш[ихъ] свѣтскихъ людей съ украшеніям[и]96 влюблені[я], искусствъ, роскоши. Другое такое: хорошо участіе въ благоустроенности, какъ въ Европѣ. Еще другое: хорошо быть пріятнымъ, веселымъ. Еще: хорошо всѣхъ удивить. Все это не то. Всякое міросозерц[аніе] надо ясно и подробно выразить.

8) Бѣдные испытываютъ больше счаст[ья], чѣмъ богатые, п[отому] ч[то] удовлетвореніе нужды, — одежда, когда ея не б[ыло], пища, когда голодалъ, домъ, когда не б[ыло] крова, — безъ сравненія радостнѣе, чѣмъ удовлетвореніе прихотей богатыхъ.

9) Память о ближайшемъ все больше и больше пропадаетъ съ годами: человѣкъ все больше и больше сознаетъ свое неподвижное «я». Также пропадаетъ мысль о будущемъ. Человѣкъ становится не годнымъ для

Скачать:TXTPDF

отъ непосредственности животнаг[о] къ требованіямъ духовной жизни, онъ (и всѣ церковники) [называетъ] спасеніемъ, искупленіемъ, происшедшимъ отъ Христа. 28) Ek[k]lesia88 — собраніе избранныхъ — первый грѣхъ, нарушеніе завѣта Христа — всемірнаго