Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

страдаешь.

——————————————————————————————————

22 Іюн. Какое удивительно безнравственное, антихристіанское и глупое1490 ученіе объ искупленіи Христомъ грѣховъ людей. Богъ такой злой, что требуетъ возмездія, и такой глупы[й], чт[о]1491 ничего умнѣй не придумалъ, какъ то, чтобы казнить сына. — Не проще ли было сдѣлать то, что свойственно всякому доброму человѣ[ку] — просто простить.

Удивительно. Очевидн[о], чѣмъ глупѣе ученіе, тѣмъ больше оно распространяется, и тѣмъ тверже за него держат[ся] люди.

——————————————————————————————————

149224 Іюн.1493 Хорошо всегда, когда бранятъ, осуждаютъ.

Когда за дѣло, то можешь исправиться, узнавъ свои недостатки. Когда же незаслуженно, то двѣ выгоды: 1) что есть случай простить и не дать подняться недоброму чувству къ осуждающему, и 2) ничто такъ не показываетъ ясно тщету заботы о людскомъ мнѣніи (слава людская): что не дѣлай, всегда будутъ люди, осуждающіе тебя.

——————————————————————————————————

Нынче ночью была страшная головная боль, и я почувствовалъ себя однимъ съ Богомъ и, страшно сказать, не могъ установить отношенія къ Нему. Говорилъ себѣ: 1) вотъ случай безропотно страдать, 2) это приближаетъ къ освобожденію смертью и 3) это заставляетъ цѣнить здоровую жизнь. Но сколько не старался, не могъ вызвать въ себѣ должнаго чувства сознанія блага и благодарности. А это нужно и должно. По недовольству собой чувствую, ч[то] это должн[о] и можно.1494

25 Іюн. Какъ ни странно это сказать: я сожалѣ[ю] о томъ, ч[то] у меня не б[ыло], какъ вчера, мучительн[ой] головной боли. Жалѣю п[отому], ч[то] б[ылъ] недоволенъ тѣмъ, какъ перенесъ эту боль вчера, и хотѣлъ перенест[и] лучше, безъ недовольств[а], а съ благодарностью. Ужъ и то хорошо.1495

——————————————————————————————————

Слѣпого 8 лѣтъ.

——————————————————————————————————

29 Iн. Да, не то ч[то] прощать, а любить, дѣлать добро ненавидящимъ, обижающимъ есть благо, выше к[отораго] нѣтъ ничего. Надо испытать это. И люди лишаютъ себя этого!

——————————————————————————————————

Жить на своихъ мѣстахъ, а не устраивать бож[ескую] жизнь.

——————————————————————————————————

Самоотреченіе, тольк[о] самоотреченіе рѣшаетъ вопросъ: хорошо или дурно то, что я дѣлаю или собираюсь дѣлать.

——————————————————————————————————

Читаю Индуса. Очень остроумно, многословно и пусто. Онъ хочетъ оправдать ихъ вѣрованія въ объект[ивныя] существа и ихъ сомнѣ[нія] въ нихъ. И все это пустая болтовня. Одно есть и одно несомнѣнно: моя жизнь и моя возможность и необходимость рѣшать, какъ проводить ее. Одно, одно это — основа всѣхъ религій, всѣхъ философій. И одно это есть.

——————————————————————————————————

3 Іюля. Все въ томъ, что я проявленіе Бога: я Все и ничто. Отъ этого отдѣленность. Для того, чтобы могла быть отдѣленность: движеніе и вещество, время и пространство.

——————————————————————————————————

Кто хуже: палачъ или тотъ, кто не своими деньгами подкупаетъ1496 человѣка, чтобъ онъ былъ палачомъ?

——————————————————————————————————

4 Іюля. Сознаніе себя, своей жизни есть сознаніе своей божественности, отдѣленной отъ Всего. Въ этомъ только жизнь. Тѣлесные процессы безъ сознанія не жизнь. Сознаніе безъ ограниченности тѣлесностью тоже ничто. Сознаніе сознающаго себя сознанія, сознающа[го] себя…..

Тоже и тѣлесная жизнь во мнѣ безъ сознанія — тоже, что тѣлесная жизнь внѣ меня и про к[оторую] я не знаю.

——————————————————————————————————

Перенесеніе своей жизни въ сознаніе, въ духовное нераздѣленное, неограниченное — нетолько свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближеніе къ этой свободѣ, всемогуществу, к[отор]аго она никогда не достигнетъ, п[отому] ч[то] достиженіе уничтожало бы движеніе. А въ этомъ движені[и] неперестающее благо.

——————————————————————————————————

Матерьялисты говорятъ, ч[то] все это оч[ень] просто — дѣлаются руки, ног[и], мозгъ, глаза и потомъ сознаніе,1497 т. е. то, что человѣкъ знаетъ про себя, что онъ есть. Что онъ — онъ. Оч[ень] просто. Вѣдь это было бы смѣшно, когда бы не было такъ дерзк[о] глупо.1498

——————————————————————————————————

6 Іюля. Вивикананда говоритъ, ч[то] вѣчное уничтоженіе зла и увеличеніе блага невозможно, но это невозможно только при представленіи времени или при представленіи осуществленія. Но ни того ни другаго не должно быть.1499 Увеличеніе добра въ себѣ и въ мірѣ есть жизнь и моя и жизнь міра. И1500 увеличеніе это не можетъ быть осуществлено, но1501процессъ этого увеличенія есть сама жизнь. — Исполняя свое назначеніе жизни — увеличенія добра, я только исполняю свое назначеніе (волю Бога), какъ исполняетъ свое назначеніе каждый малѣйшій органъ тѣла. Я органъ Бога и если исполняю свое назначен[iе], не ища своего, a дѣлая, что должно, я блаженъ. А это только и нужн[о] всѣмъ.

——————————————————————————————————

Ужасно положенi[е] того, кто увѣренъ, ч[то] онъ все знаетъ

——————————————————————————————————

Эгоизмъ женщинъ, доходящі[й] до комизма.

——————————————————————————————————

Борьба за существован[iе] между жил[и]щам[и]. Побѣдителемъ остается сильны[й] — каменный, желѣзомъ крытый; деревянный, соломой крыты[е] погибаютъ. Изъ борьбы развиваются новые органы, вторы[е] и треть[и] и седьмые этажи. И всегда тѣмъ лучше, чѣмъ интенсивнѣ[е] борьба — въ больш[и]хъ городахъ.

Чтоже такое жил[и]ща? Жилища это индивидъ. Происхожденіе видовъ путемъ естествен[наго] отбора, переживаніе наиболѣе приспособленнаго.

7 Iл. Какъ просто по мужицки: «жить для души», а не для тѣла. Все въ этомъ.

——————————————————————————————————

9 Iл. М[ихаилъ] С[ергѣевичъ] — спокойная красивая иронія надо всѣмъ. Сначала внушаетъ, но потомъ видишь, ч[то] за ироніей ничего нѣтъ. Иронія ради ироніи.

——————————————————————————————————

11 Іюля. Если бы всегда помнить, сходясь съ людьми, о томъ, чтоб[ы] жить для него, а не дл[я] себя. Начинаю понимать возможность этог[о] — того, что [бы] интерес[ъ] жизни б[ылъ] не я, а ты и Онъ.

——————————————————————————————————

14 Іюля. Помнишь ли ты, ч[то] ты сейчасъ жив[ъ] и сейчасъ умеръ. Если помнишь (а это надо помнить, нельзя не помнить), то какое же можетъ быть человѣку дѣло, кромѣ какъ исполнять въ настоящемъ то, что должно.

Только тогда «переходишь отъ смерт[и] въ жизнь».

——————————————————————————————————

Какъ хорошо, успокоительно не на словахъ, а въ душѣ признавать себя виноватымъ, особенно въ томъ, ч[то] тебѣ тяжело. А поищи и всегда найдешь свою виноватость. А признай виноватость, и все легко. И на оборотъ. Какъ это ясно и какъ благотворно, и какъ удивительн[о], что люди не знаютъ этого, не зналъ и я.

——————————————————————————————————

15 Іюля. Я это сознаніе Бога.1502

——————————————————————————————————

16. Въ глуши вижу, созрѣлъ плодъ — какія-то крупныя ягоды. И подумалъ: никто ихъ не видитъ, никому они не нужны, и имъ (этому растенію) никто не нуженъ, а они неукоснительно, во всю, дѣлаютъ свое дѣло, т. е. не свое, а то, какое имъ предназначено, исполняя волю того Я,1503 к[оторое] въ видѣ отдѣльнаго существа живетъ въ немъ, въ этомъ растен[іи]. Также и человѣкъ, кромѣ того имѣя счастье еще сознательно жить этимъ всемірнымъ Я, сознава[ть] его въ себѣ. Да я — Л[евъ] Н[иколаевичъ], я — писатель, я — губернаторъ я — нищі[й], я — царь, это — большо[е] заблужденіе. Отъ него всѣ страданія людей. Есть только одинъ Я, a мы проявленія его. И благо намъ, если мы не принимаемъ свое проявлени[е] за «Я» и не живемъ имъ, а всегда чувствуемъ въ себѣ то «Я». И горести, самыя разнообразныя и неизбѣжныя горести и страдаиія, если мы живемъ въ заблужденіи о томъ, что я есть наше я, отд[ѣльнаго] сущес[тва]. Жизнь — въ исполненіи воли Я; или иначе: жизнь — въ стремлен[іи] къ соединенію съ этимъ Я. А это соединеніе есть лучшее благо нашей жизни — любовь.1504

——————————————————————————————————

28 Іюл. Правительство своимъ успѣхомъ противъ насильнической революціи вернѣ[е] смерти готовитъ на себя революці[ю] христіанскую неустранимую.

——————————————————————————————————

Революціонерамъ надо сказать: нельзя, друзья, воздвигать храмовъ неумѣлым[и] руками да еще и нечистыми.

——————————————————————————————————

31 Іюля.

5 Августа. Съ особенной ясностью почувствовалъ нынче всю значительность пониманія жизни какъ короткимъ временнымъ призваніемъ исполненія назначения до всякую минуту могущей наступить смерти, и безумія жизни, принимаемой какъ что-то такое, имѣющее смыслъ въ самомъ себѣ, могущее имѣть цѣли, достиженіе к[оторыхъ] разумн[о].

15 Авг. 1908. 1) Не думай, ч[то] отъ того, ч[то] большинство людей подъ словомъ Богъ разумѣетъ нѣчто неразумное и сверхъестественное, ч[то] само поняті[е] Бога есть понятіе ложное и не нужное, к[оторое] можно откинуть. Это показываетъ только то, ч[то] понятіе это извращено, но не то, чтобы понятіе б[ыло] ложно или излишне; напротивъ, это понятіе самое и разумное и естественное, безъ к[отораго] нельзя жить разумному человѣку: тутъ всѣ 3 опредѣлен[ія].

——————————————————————————————————

2) Человѣкъ не можетъ вполнѣ вѣрить въ свою вѣру, когда онъ знаетъ, что рядомъ съ нимъ миліоны людей вѣкам[и] считали только свою1505 вѣру истинной. И такихъ вѣръ десятк[и] съ миліонами исповѣдниковъ, и считаютъ мою вѣру ложной, какъ это считается Магометаниномъ по отношенію къ хри[с]тіанству, къ Буддизм[у], Таосизму, Брам[а]низму. Потребност[ь] убѣдить людей въ истинности своей вѣры такъ настоятельна, ч[то] люди готовы даже насиліемъ, мечомъ, ч[то] противно основамъ ихъ вѣры, застав[лять] другихъ вѣрить въ ихъ вѣру.

И въ самомъ дѣлѣ, развѣ можетъ спокойно перенести всякій вѣрующ[ій] челов[ѣкъ] сознаніе того, что люди разумные и добрые не убѣждаютс[я] его разумными доводами въ истинности исповѣдуемой имъ вѣры и считаютъ разумным[и] доводам[и] тѣ, к[оторые] разрушаютъ его вѣру.

Выходъ одинъ, и самый безумный: считать всѣхъ невѣрующихъ въ его вѣру людьми и недобрыми и неразумными, тоже самое, что дѣлаютъ люди другихъ [вѣръ] относительн[о] его.

Зная, ч[то] не всѣ разумные люди вѣря[тъ] въ его вѣру, человѣ[къ] не можетъ искренн[о] вѣрить.

А между тѣмъ въ такомъ положен[iи] всѣ люди, во что бы то ни было вѣрующіе. Что же, значитъ ли то, что нѣтъ истинной вѣры, общей всѣмъ людямъ, и ч[то] всѣ вѣры пустые вымыслы? Такъ и рѣшаютъ вопросъ вѣры люди наиболѣ[е] ограниченные, такъ наз[ываемые] учены[е] — интелигенція. А между тѣмъ, вопросъ рѣшается очень просто: истинная, разумная, общая всему человѣчеству вѣра всегда б[ыла] и есть. Общія основы всѣхъ вѣръ однѣ и тѣже во всѣхъ вѣроученія[хъ], но эти основы такъ загромождены всяки[ми] обрядам[и], суевѣріям[и], ч[то] люди ужъ не видятъ основъ, и то, ч[то] затемняе[тъ] у каждаг[о] народа по своему истин[н]ую религію, считаютъ самой религіей.

Религія только тогда истинная, когд[а] она общая всѣмъ. И такая религія есть, и надо умѣт[ь] выдѣлять ее. Тольк[о] тогда, когда челов[ѣкъ] вѣритъ въ такую религію, у нег[о] ужъ не можетъ быть сомнѣній.

3) Все больше и больше начинаю освобождаться отъ авторитета Евангелія.1506

——————————————————————————————————

16 Авг. Если повернешь сдѣланное для Бога любви дѣло — для славы людской, то не достигнешь1507 очень часто ни того ни другаго. Очень часто, лишивъ себя для славы людск[ой] блага любви, не получишь и сл[авы] л[юдской]. И если иногда на время и достигнешь сл[авы] люд[ской], то ужъ навѣрное лишишь себя значені[я], награды перваго — награды не въ будущемъ, а сейчасъ (вѣчно) плода любви, блага приближенія къ Б[огу].

——————————————————————————————————

17 Авг. 1908. Цѣломудріе при допущеніи полового общенія въ извѣстны[хъ] условіяхъ (бракъ) не есть цѣломудріе. Любовь при допущеніи противленія насиліемъ не есть любовь.

——————————————————————————————————

Худ[ожественное]. 1) Ребенокъ въ богатой буржуазной] семьѣ атеистическ[ой] научно либеральной — предается церковности. Онъ черезъ 15 лѣтъ революц[іонеръ] анархистъ.

2) Кроткій, искренній1508 сынъ священника, хорош[о] учится и въ школ[ѣ] и въ семинаріи. Его женятъ, постригаютъ. Дочь1509 его сосѣд[а] прихожанин[а]1510 даетъ матушкѣ, тщеславно[й] интелигентк[ѣ], книг[у]. Онъ читаетъ1511 Толстог[о], и пробуждаются вопросы.

3) Мальчикъ, 6-й сынъ слѣпог[о] нищаго, вызываетъ сочувств[іе] жены первого либерала атеиста. Его берутъ, отдаютъ

Скачать:TXTPDF

страдаешь. —————————————————————————————————— 22 Іюн. Какое удивительно безнравственное, антихристіанское и глупое1490 ученіе объ искупленіи Христомъ грѣховъ людей. Богъ такой злой, что требуетъ возмездія, и такой глупы[й], чт[о]1491 ничего умнѣй не придумалъ,