Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

отдѣленн[ымъ] отъ Тебя, но жизнь моя1577 въ Тебѣ, и потому стремл[юсь] любовью соединяться съ Тобой и всѣмъ живымъ, тѣмъ, что отъ Тебя. Хочу этого соединенія и потому борюсь съ тѣмъ, что отдѣляетъ меня отъ Тебя: съ похотью тѣла, съ лѣнью, съ сладострастьемъ и главн[ое] съ недобротою. Борюсь съ соблазнами гордости, тщеславія, корысти,1578 возмездія, борюсь съ суевѣріями властолюбія,1579 государства,1580 богословія, науки. Борюсь усиліемъ дѣла и мысли, самоотречен[іемъ], смиреніемъ, правдивость[ю] и воздержаніемъ въ дѣлѣ и словѣ.1581

Знаю, что жизнь только въ любви въ настоящемъ и что для духовной жизни нѣтъ страданій, нѣтъ смерти, есть тольк[о] — чего желаетъ душа — только благо.

Благодарю Тебя.

——————————————————————————————————

Прошу васъ возвратить мнѣ добытую вами черезъ горничную карточку моей дочери и прекратить1582 писаніе ей1583 безсмысленно1584 неприличныхъ писемъ,1585 представляющихся мнѣ поступкомъ или невмѣняемого или очень злого человѣка.

——————————————————————————————————

Полагая, ч[то] прилагаемое заявленіе, поданное мною въ Т[ульское] Ж[андармское] у[правленіе], можетъ относиться и къ другимъ подобнымъ же случаямъ, прошу редакцію газеты NN1586 напечатать это заявленіе и другія газеты перепечатать его.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1587Прибавить къ этому только объясненіе о томъ, почему я считаю распространеніе моихъ книгъ, тѣхъ, к[оторыя] вызываютъ преслѣдовані[я] правительства, полезнымъ и даже обязательнымъ для себя. Считаю я это распространеніе полезнымъ и обязательнымъ для себя, во 1-хъ, п[отому], какъ я и говорилъ это, ч[то] не хочу1588 хотя бы однимъ молчаніемъ о тѣхъ злодѣяніяхъ, к[оторыя] совершаются правительствомъ, признавать себя участникомъ1589 въ нихъ, а во 2-хъ же и главное п[отому], ч[то]1590 только въ распространеніи усвоеніи людьми тѣхъ христ[іанскихъ] истинъ, к[оторыя] я старался, какъ умѣлъ, выразить или, скорѣе, подтвердить въ этихъ книгахъ, только въ этомъ спасеніе отъ ужасовъ нашей жизни. Истина христианская, ч[то] какое бы то ни б[ыло] насиліе и участіе въ немъ и тѣмъ болѣе насиліе съ мучительствомъ въ тюрьмахъ всякаго рода и убійства, несовмѣстимыя нетолько съ исповѣдуемымъ въ мірѣ христ[іанскимъ] ученіемъ, но ни съ какой хотя бы самой низкой человѣческой нравственностью, только въ одномъ распространена и признаніи этой истины вижу спасеніе отъ ужасовъ нашей жизни.

Только тогда могутъ прекратиться злодѣянія какъ1591 враговъ правительства, такъ и1592 правительственныхъ лицъ, когда большинство людей христ[іанскаго] міра пойметъ, что насиліе какое бы то ни б[ыло] и всякое участіе въ немъ въ видѣ1593 губерна[тора], судьи, полицейск[аго], солдата, несовмѣсти[мы] нетолько съ христіан[ствомъ], к[оторое] мы исповѣдуемъ, но съ самой низкой ступенью нравствен[ности], главное же несовмѣсти[мы] съ мирной жизнью людей, только тогда могутъ уничтожиться ужасы нашей жизни.

Если же въ своихъ книгахъ я1594 указываю преимущественно на злодѣянія правительства, а не столько на злодѣянія враговъ его, то происходить это отъ того, ч[то] злодѣянія враговъ правительства совершаются1595 временно лицами неизвѣстными1596 и скрывающимися, тогда какъ злодѣянія правительства совершаются постоянно и лицами всѣмъ извѣстными, нетолько нескрывающимися, но какъ бы гордящимися своими принимаемыми ими за полезное дѣло злодѣйствами.

22 С. Хочешь соедин[иться] — не со[е]дини[ш]ься. Хочешь тольк[о] жить дл[я] себ[я] хорошо — и соедини[ш]ься.

——————————————————————————————————

Зачѣмъ любить непріятныхъ? Затѣмъ, что въ этомъ благо.

——————————————————————————————————

Богъ1597 открывается только одинъ на одинъ.

——————————————————————————————————

26 Сент. Хочу жить здѣсь Тобою.

——————————————————————————————————

Въ жизни нашей одна дѣль — благо1598 мое. И цѣль эта достигается,1599 Но для этого жизнь должна быть во врем[ени] и пространствѣ.

1600Главное свойство жизни, общее всѣмъ существамъ — это стремленіе къ благу. Благо же не есть нѣчто постоянное. Благо есть то, ч[то] пріобрѣтается. И именно такое благо дано намъ тѣмъ, что мы познаемъ все больше и больше свою божественность, т. е.1601 все большую и большую — послѣ стѣсненія — свободу, послѣ неудовлетворенія —1602 вс[е] больш[ее] и боль[шее] удовлетвореніе, — послѣ одиночества отдѣльности все большее и большее единство со всѣмъ. Благо дано намъ. Наше дѣло только въ томъ, чтобы знать это.

——————————————————————————————————

28 Сен. То, что мужъ и жена не два, но едины, это несомнѣнно знаютъ дѣти. Скажите ребенку, что его отецъ или мать стали муже[мъ] или женой другог[о], онъ не повѣритъ.

29 Сент. Одно изъ необходимыхъ условій наступленія Ц[арства] Б[ожія], соединяющее людей, есть прогрессъ матерьяльный — средствъ общенія. Прогрессъ этотъ совершался и совершается, но люди увлеклись имъ и вообразили себѣ, ч[то] средств[о] есть цѣль. Въ родѣ того, какъ если бы люди все пахали одну и ту же землю и не сѣяли.1603 Для [того], чтобы прогресъ матерьяльный прин[есъ] свои плоды, нужн[о], чтобы б[ылъ] прогресъ духовный, прогресъ любви.

1 Окт. Для этого надо только не быть скотомъ, покорнымъ рабомъ или озлобленнымъ звѣремъ — только быть человѣкомъ.

А мы хотимъ, не будучи человѣкомъ, имѣть человѣческую жизнь. Въ этомъ недоразумѣніе.1604

——————————————————————————————————

Люди, или покоряясь самымъ унизительнымъ для человѣка требованіямъ порабощенія, совершая такія же злодѣянія, какъ и тѣ, отъ которыхъ мы хотимъ избавиться, хотятъ быть людьми, имѣть разумную, добрую жизнь. Въ этомъ недоразумѣніе. Можно понять, что человѣкъ, не понимая совершаемаго надъ нимъ обмана самопорабощенія, участвуетъ въ немъ или, не понимая того, что причина его угнетенія — насиліе, по инстинктивно животному чувству дѣлаетъ насиліе за насиліе; но и непонятно, и непростительно, когда человѣкъ, понимая обманъ, которымъ онъ опутанъ, и все то зло, которое терпитъ не онъ одинъ, а его братья отъ этого обмана, самъ участвуетъ въ немъ, самъ сѣчетъ себя и братьевъ, отнимаетъ у себя плоды своихъ трудовъ, участвуетъ или дѣятельно или молчаливымъ соглашеніемъ во всѣхъ злодѣяніяхъ администрации, судовъ, войска, въ которыхъ ему велятъ участвовать, или, понимая причину своихъ бѣдъ въ насиліяхъ, самъ совершаетъ ихъ.

Да, да, страшно, почти необъяснимо для разумнаго человѣка суевѣріе причастія, поѣданія тѣла и крови подъ видомъ вина и хлѣба, или искупленія и т. п., но еще удивительнѣе суевѣріе подчиненія насилію государства или совершенія насилія для уничтоженія насилія: революционеры.1605

——————————————————————————————————

Страшны лишенія, страданія, рискъ, но, не говоря уже о революціонерахъ, рискующихъ несравненно больше тѣхъ, кто отказывается отъ участія въ правительствѣ, развѣ не тотъ же или почти тотъ же рискъ по теперешнему времени и людей правительственныхъ? Революціонеры и бомбы сравняли шансы — хоть на это они пригодились, и шансы эти все болѣе и болѣе уравниваются. Такъ что теперь, если человѣкъ предпочитаетъ покорность властямъ, т. е. дряннымъ людямъ, покорности Богу и своей совѣсти, онъ дѣлаетъ это только по глупости или1606 потому, что предпочитаетъ1607 ложь истинѣ, подлость благородству, или [если] самъ предпочитаетъ дѣлать насилія, какъ революционеры, то только потому, что предпочитаетъ. звѣрство человѣчности, ненависть любви и ложь правдѣ.

Такъ это по расчету, но человѣкъ становится человѣкомь только жертвой. Есть сторонники суевѣрія1608 государства, которые идутъ на жертву ради своего суевѣрія; есть, и еще чаще, такіе революционеры; такъ должно и не можетъ не быть и есть среди людей, не говорю: христіанъ, но просто людей разумныхъ и добрыхъ.

Такъ вотъ будьте ими, и вы найдете истинное благо и дадите его людямъ.1609

——————————————————————————————————

2 Окт. Кто ты? что ты? чтобъ тебѣ обращаться, стать въ общеніе съ Начал[омъ] Всего, съ тѣмъ, ч[то] ты называешь Богомъ. Все, ч[то] мы можемъ, это знать, ч[то] есть Его воля — въ тебѣ.

——————————————————————————————————

2 ок. Когда страшн[о], тяжело, запутанн[о], вспомни, ч[то] жизнь только въ настоя[щемъ], и все просто, ясн[о], благо.

——————————————————————————————————

8 Окт. Говорятъ о вѣчно[сти] въ будущемъ, въ какой[-то] другой жизни. Какое недоразумѣніе!

Вся наша жизнь происходить въ вѣчности, т. е. внѣвременности въ настоящемъ.

Движеніе въ жизни нашей есть, но тольк[о] не во времени, а въ приближеніи къ совершенству, к[отор]ое происходить независимо отъ времени и к[отор]ое въ своей незаконченности (какъ это есть во времени и пространствѣ и причинности) не заключаетъ въ себѣ никакого противорѣчія, а к[отор]ое — движеніе къ совершенству — немыслимо безъ незаконченности.

——————————————————————————————————

Сдѣлать сокращенн[ый] Кругъ

15 Ок. Чел[овѣкъ] не знаетъ, ч[то] ему дѣлать, но зная то, чего ему надо не дѣлать, опредѣляетъ то, ч[то] ему нужно дѣлать.

——————————————————————————————————

Знай, что усил[іе] ты всегда можешь сдѣлат[ь].

——————————————————————————————————

Кто думаетъ о себѣ, смотритъ самъ на себя?

——————————————————————————————————

16 окт. Люди, признающіе Бога какъ то ни б[ыло], понимаютъ главный вопросъ жизни, тогда какъ люди, непризнающіе Бога, еще не поняли его.

——————————————————————————————————

Богомъ я называю въ своей цѣльности то, что я въ ограниченномъ состояніи сознаю въ себѣ.

——————————————————————————————————

Душою я называю то, что я сознаю нетѣлеснымъ въ себѣ. Богомъ то, ч[то] сознаю нетѣлеснымъ во всемъ мірѣ.

——————————————————————————————————

КОММЕНТАРИИ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ЖИЗНИ Л. Н. ТОЛСТОГО ЗА 1907—1908 гг.

1907 г.

Январь, 1—9

Нездоровье, повышенная температура (КЕ).

Январь, 1—13?

Чтение Монтеня и Плутарха (Д. 14 янв.).

Январь, 5—6

Чтение Гомера (ЯЗ 5—6 янв.).

Январь, 7

Просмотр «Нового круга чтения» (КЕ).

Январь, 7

Чтение Уота Уитмена, — «нехорошо» (КЕ).

Январь, 9—16

Чтение «L’Héritage de Pierre le Grand» («Наследие Петра Великого») Валишевского, — «плохо» (КЕ 10, 15—16 янв.; ЯЗ 16 янв.).

Январь, 14—12

Чтение драм и статей Бернарда Шоу (КЕ 12 янв.).

Январь, 12

Чтение в № 12 парижского журнала «Les Lettres» отзывов двадцати французских писателей о статье Толстого о Шекспире (КЕ).

Январь, 12

Мысли о статье «о ложности пути» европейских народов (КЕ).

Январь, 13

Чтение комментариев Э. Рейса на послания апостола Павла (La Bible. Traduction nouvelle avec une introduction et commentaires par Edouard Reuss. Tomes 14—15. Les Epîtrеs Pauliniennes) (Д. 14 янв.; ЯЗ 13 янв.).

Январь, 13—14

Чтение «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта по-гречески и по-русски (КЕ).

Январь, 15, 24

Писание «Детского закона божия» (КЕ).

Январь, 16

Чтение статьи о непротивлении злу насилием. Jacob Beilhart (Д.).

Январь, 19

Чтение Монтеня (ЯЗ).

Январь, 20

Посещение Толстого астрономами Стефаником и А. П. Ганским (КЕ; ЯЗ 20 янв.).

Январь, 22—23

Чтение в № 11085 «Нового времени» от 21 января статьи М. О. Меньшикова «Две России» (ЯЗ 22—23 янв.).

Январь, 26

Толстой узнал о смерти Г. А. Русанова (18 января) (КЕ).

Январь, 26

Толстой «огорчился», прочитав в № 18 «Русских ведомостей» заметку «Шекспир, Толстой и Метерлинк» (КЕ).

Январь, 28 — Февраль, 1

Чтение «превосходной» книги Baba Premânand Bharati «Shree Krishna. The Lord of Love» («Кришна, господь любви») (KE 28—29 янв.; Д. 2 февр.).

Январь, 28 — Февраль, 1

Чтение книги Э. Рейхеля «Shakespeare-Litteratur», Stuttgart 1887 (ЯЗ 28 янв. и 6 февр.).

Февраль, 4

Новый приступ к работе над «Детским законом божиим» (КЕ).

Февраль, 5

Чтение корректур «Избранных мыслей Лабрюйера» в переводе Г. А. Русанова (КЕ).

Февраль, 7, 9

Чтение «Saint Paul («Святой Павел») Ренана (КЕ).

Февраль, 9—10

Письмо к Евгению Рейхелю о Шекспире (КЕ).

Февраль, 10—12

Писание «Детского закона божия» (КЕ).

Февраль, 12

Возобновление вечерних занятий с яснополянскими мальчиками (КЕ).

Февраль, 13—15, 22—23

Вечерние уроки с яснополянскими мальчиками (КЕ).

Февраль, 15—19

Перевод новых избранных мыслей Лабрюйера — в дополнение к мыслям, выбранным Г. А. Русановым (КЕ).

Февраль, 16

Первое посещение Толстого единомышленником П. П. Картушиным (КЕ).

Февраль, 16

Чтение в парижском журнале

Скачать:TXTPDF

отдѣленн[ымъ] отъ Тебя, но жизнь моя1577 въ Тебѣ, и потому стремл[юсь] любовью соединяться съ Тобой и всѣмъ живымъ, тѣмъ, что отъ Тебя. Хочу этого соединенія и потому борюсь съ тѣмъ,