Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

журналов бесконечное количество, но такого — ни одного». — Об этом же сне Толстой упоминает и в записи от 29 января в «Карманном ежедневнике на 1907 год» (см. стр. 181).

39. 175—6. мысли Будды. — Будда (род ок. 550 г. до н. э., ум. ок. 480 г.) — священное имя Сиддарты Гаутамы (сына индийского царя Судгоданы), считающегося основателем буддийской религии.

14 февраля. Стр. 17.

40. 1715. Сократ — (469—399 до н. э.) — греческий философ.

17 февраля. Стр. 17.

41. 1721—22. Занят Лабрюером. — Жан де-Лабрюйер (1645—1696) — французский мыслитель, автор книги: «Les caractères ou les moeurs de ce siècle» [«Характеры или нравы этого века»], появившейся в 1688 г. Друг Толстого, Гаврила Андреевич Русанов (о нем см. прим. 521), по его совету, перевел избранные мысли из этой книги Лабрюйера, для отдельного издания их книгоиздательством «Посредник». Г. А. Русанов умер до появления в свет этой книги (18 января 1907 г.), и редактор-издатель «Посредника» И. И. Горбунов-Посадов переслал корректуры его перевода Толстому с просьбой просмотреть их. Толстой впервые читал корректуры этой книги 5 февраля 1907 г. (см. запись от этого числа в «Карманном ежедневнике на 1907 год», стр. 182). Прочитав корректуру перевода Русанова, внеся в него исправления и значительно сократив его, Толстой решил дополнить присланный ему перевод некоторыми изречениями Лабрюйера, пропущенными Русановым. Он сам и перевел эти изречения, которые появились в книге: «Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье». Перевод с французского Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого. С предисловием Л. Н. Толстого, изд. «Посредник» № 686, М. 1908, стр. 187—200.

42. 1722—23. — Le Nazaréen, le grand corrupteur de l’humanité. — Приводимая Толстым (не вполне точно) цитата заимствована из следующего мнения французского писателя Louis Thomas: «Les jugements de Tolstoï, qu’il trucide Shakespeare ou déifie le Nazaréen, se rapportent à Tolstoï, qui est Russe, et non à Shakespeare, poète, ou au Nazaréen, corrupteur de l’humanité» [«Суждения Толстого, которыми он ловко побивает Шекспира или обоготворяет Назарянина, относятся к Толстому, русскому, но не к поэту Шекспиру и не к Назарянину, развратителю человечества»]. Мнение это напечатано в числе ряда отзывов других французских писателей по поводу статьи Толстого о Шекспире, озаглавленных: «Tolstoï et Shakespeare», в парижском журнале: «Les Lettres». Revue mensuelle. 1907—1908. Premier semestre, p. 63.

48. 1723. Таня — старшая дочь Толстого, Татьяна Львовна Сухотина (р. 4 октября 1864 г.). См. т. 48, прим. к записи Дневника от 22 мая 1878 г.

44. 1723. Ивана. — Иван Осипович Шураев (р. 1887 г.) — яснополянский крестьянин, служивший лакеем в яснополянском доме, ныне работает монтером на Тульском оружейном заводе.

17 марта. Стр. 18—23.

45. 1827—28. б[ыл] Кузьмин. — Николай Максимович Кузьмин (р. 1884 г.) — бывший воспитанник Петровско-Разумовской сельско-хозяйственной академии; в настоящее время агроном. О Н. М. Кузьмине см.: Христо Досев, «Вблизи Ясной поляны (1907—1909 гг.)», изд. «Посредник», М., без обозначения года, стр. 19, 53; С. Горлов, «В лучах Л. Н. Толстого» — «Жизнь для всех» 1912, 6, столб. 967—969; В. Молочников, «Свет и тени (Воспоминания о моем приближении к Толстому)» — «Толстой и о Толстом», вып. 3, изд. Толстовского музея, М. 1927, стр. 68.

46. 1826. от Малеванцев. — Малеванцы — последователи распространенного на юге религиозно-общественного движения, начатого Кондратом Алексеевичем Малеванным (1845—1913), мещанином гор. Таращи, Киевской губ., по ремеслу — колесником, неграмотным. Учение свое Малеванный начал распространять среди местного населения в 1891 г. Вскоре Малеванный был арестован, затем освобожден и выслан на родину под надзор полиции; но так как он не прекращал свою проповедь, то в апреле 1893 г. был посажен в Киевский дом умалишенных, а 14 сентября 1893 г. переведен в Казанскую психиатрическую лечебницу, где пробыл до лета 1905 г. О Малеванном и малеванцах см. также: В. И. Ясевич-Бородаевская, «Сектантство в Киевской губернии. Баптисты и малеванцы». Спб. 1902; В. Д. Бонч-Бруевич, «Русское правительство и Кондрат Малеванный» — «Рассвет. Социал-демократический листок для сектантов», Женева 1904, 1; А. П. Раевский, «Свидание с Кондратом Малеванным» — там же; Е. В. Молоствова, «Свидание с сектантом Малеванным в Казанской психиатрической больнице» — «Свободное слово» 1905, 17—18, стлб. 12—14; П. Бирюков, «Малеванцы», изд. «Посредник» № 668. М. 1907; И. Трегубов, «Малеванный и малеванцы» — «Календарь для каждого» 1914. Составил А. С. Зонов под редакцией И. Горбунова-Посадова. М. 1914, стлб. 181—186.

47. 1828. Очень радостно. — Н. М. Кузьмин рассказывал Толстому о религиозном подъеме у малеванцев. (Он побывал в Киеве и в Фастове Киевской губ.). Свои впечатления от пребывания у малеванцев Н. М. Кузьмин изложил в своих записках, которые он оставил Толстому. Были напечатаны под названием: «Среди малеванцев» в журнале «Познание России» 1909, кн. I, стр. 1—35; кн. II, стр. 1—14; кн. III, стр. 1—23. Статья была подписана псевдонимом: Николай Жихарев. Д. П. Маковицкий 17 марта 1907 г. записал отзыв Толстого о записках Н. М. Кузьмина: «Очень хороши Кузьмина эти записки. Жалко только, что в них есть восторженность, напыщенность. Для религиозного чувства нужно спокойствиеОчень высокое настроение этих малеванцев». О впечатлении, произведенном на Толстого рассказами Н. М. Кузьмина о малеванцах и его записками о них, см. также запись от 18 марта в «Карманном ежедневнике на 1907 год», стр. 187.

48. 1832—34. Странная вещь, неслыханная мной…… с отцами. Запись вызвана отношением к Толстому его сына Льва. См. запись от 2 февраля 1907 г., стр. 8.

49. 191. изменял искушения Христа. — Толстой занят был тогда самым кратким и доступным детям изложением учения Христа, которое он прочитывал с ними на уроках. Из этого изложения образовалась книжка «Учение Христа, изложенное для детей», впервые напечатанная «Посредником» в 1908 г. (№ 717).

50. 192. Записано в уроках — в тех черновых набросках уроков для детей, которые Толстой делал для себя, готовясь к урокам с детьми.

51. 2114. мальчи[ка] Николашу. — В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого упоминается среди тогдашних учеников Толстого, как один из тех, кем он был особенно доволен, яснополянский мальчик Коля Ромашкин Николай Константинович Ромашкин (он же Орехов, р. 1895 г.) ныне работает хозяйственником в «Печать Тула».

52. 229. системы Г[енри] Дж[орджа]. — Генри Джордж (1839—1897) — американский экономист, пропагандист освобождения земли от частной собственности, которое он предлагал осуществить путем введения «единого налога» с ценности земли (обложения земельной ренты), при отмене всех прочих податей и налогов. Толстой считал проект «единого налога» Генри Джорджа наиболее справедливым и практическим способом уничтожения частной земельной собственности, о чем писал в ряде статей: «Великий грех» (1905), «Письмо крестьянину о земле» (1905), «Единственно возможное решение земельного вопроса» (1906) и др.

53. 2217. Читая Паскаля. — Блэз Паскаль (1623—1662) — французский ученый и религиозный мыслитель, автор книги «Pensées» [«Мысли»]. Толстой впервые прочел Паскаля в 1876 г., и с тех пор Паскаль сделался его любимейшим писателем.

54. 2228—29. письмо с самоуверенн[ым] решением вопроса непротивления, — написанное А. А. Пуцято из Петербурга, следующее: «Лев Николаевич! Что мне делать, если ко мне придут разбойники и будут убивать мою семью? Должен ли я в этом случае противиться злу? Что если они захотят насиловать сестер? Должен ли я убивать их, несмотря на то, что никакое убийство не может быть оправдано? Я был бы очень счастлив получить от вас на это ответ. Могу ли я — холостяк, отказаться от воинской повинности, зная, что вместо меня должен будет итти семьянин, оставив детей и жену?»

5 апреля. Стр. 23—25.

55. 2314. Рассказ о заваленных в шахте двух врагах. — Замысел этот Толстым не был осуществлен. Упоминание о нем есть также в записи 18 марта в «Карманном ежедневнике на 1907 год», см. стр. 187. Содержание замысла неизвестно, но можно предположить, что Толстого привлекала мысль художественно изобразить душевное состояние двух личных врагов перед лицом близкой и неминуемой смерти.

56. 2325—26. жизнь человека, прожившего все три искушения Христа в пустыне. — Сюжет этот не был разработан Толстым.

57. 245. с мальчиком Колей — яснополянским мальчиком Колей Ромашкиным (Ореховым). См. прим. 51.

58. 2422. написал….. Попову. — Евгений Иванович Попов (р. 16 марта 1864 г.) — педагог, переводчик и писатель, в то время единомышленник Толстого. См. т. 50, прим. к записи Дневника от 23 ноября 1888 г. Толстой писал Е. И. Попову по поводу его статьи о воспитании, присланной им вместе с письмом от 15 марта (нов. ст.) 1907 г., которое Толстой получил 15 марта (см. запись этого дня в «Карманном ежедневнике на 1907 год», стр. 187). Ответ Толстого напечатан в сборнике: «Письма Л. Н. Толстого. Том второй. Собранные и редактированные П. А. Сергеенко», изд. «Книга», М. 1911, стр. 232—233.

59. 2422. Черткову. — Владимир Григорьевич Чертков (р. 22 октября 1854г., ум. 9 ноября 1936 г.) — старейший друг и единомышленник Толстого. См. т. 85. Толстой писал В. Г. Черткову по поводу его планов печатать через издательство И. Д. Сытина и К° полное собрание сочинений Толстого.

60. 2422. Сапожнику. — Сапожник, живший в Благовещенске на Амуре, обратился к Толстому 4 марта 1907 г. с крайне безграмотным, но искренно написанным письмом, начинающимся словами: «Письмо Графу Льву Николавичу Тастову, Отъ Крестьянина танбовскай Губерни Спаскаго уезда сѣло хамутовка отъ Пётаръ Сергевича, отъ Васякина мастиравой сапожникъ. Милостливый государь Левъ николайвичъ Талстой Я щитаю васъ поучению вашиму вы втарой тварецъ мира. я надеюсь что вы не оставитя Левъ николайвичъ мою прозбу безъ посьлетсвия». Далее Васякин просил Толстого ответить на вопрос, «что такой есть исусъ христосъ это говорятъ что исусъ родился отъ маріе духамъ бземужа и хто гаваритъ христосъ учения пазнания жизнь это жизня отначалъ отъ начала эту жизню и расьпинаютъ такъ и я признаю я людемъ неверю я верю толька чтосовисть говоритъ совисть говоритъ такъ что себе нежелайтъ неделай другому я щитаю мы все братя и китайце и епонцы и все пртчия инастранны мы далжны все жить какъ братя безвойны управлетца». В своем ответе П. С. Васякину, написанном 5 апреля 1907 г., Толстой писал: «Получил ваше письмо и с большим удовольствием прочел его. Приятно знать людей, которые заняты больше своей душой, чем мирскими делами». Далее Толстой отвечал на вопрос П. С. Васякина об Иисусе Христе.

61. 243. отографы. — «Отографами» или «автографами» Толстой называл получавшиеся им в большом количестве письма с приложением его фотографической карточки и с просьбой сделать на ней свою подпись. На такого рода письма Толстой редко

Скачать:TXTPDF

журналов бесконечное количество, но такого — ни одного». — Об этом же сне Толстой упоминает и в записи от 29 января в «Карманном ежедневнике на 1907 год» (см. стр. 181).