Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

при следующем письме: «Мар. 28—1907. Многоуважаемый Лев Николаевич, С согласия всей нашей Общины при сем письме присылаем Вам «Драф» на пять тысяч (5000) долларов, и убедительно просим Вас определить эти деньги для голодающих людей в местностях, которые Вы найдете более необходимыми. Пожалуйста известите нас о получении. Шлем Вам братский душевный привет и желаем от бога всего хорошего в Вашей жизни. Члены Общины. Николай Зибаров, Василий Потапов и Семен Рыбин».

Толстой просил Н. Г. Суткового взять на себя распределение этих денег среди крестьян Самарской губернии, где, по газетам, голод был особенно силен. 25 апреля 1907 г. Н. Г. Сутковой выехал в Самарскую губернию. С места он послал Толстому несколько писем с описанием положения дел, а 1—3 июня написал обширное письмо о жизни и религиозных воззрениях «добролюбовцев» (последователей А. М. Добролюбова, см. прим. 75), среди которых он поселился.

98. 3635. написал ему о Добролюбовцах. — Толстой отвечал Н. Г. Сутковому, на его письмо о «добролюбовцах» от 1—3 июня 1907 г., 7 июня 1907 г. Соглашаясь с основным религиозным учением «добролюбовцев», Толстой оговаривался: «То же, что вы пишете об их собраниях и храме молчания и бодрствования, есть то же, что было и есть у квакеров и боюсь, что может выродиться в обряд». Далее Толстой высказывается и против распространенного у «добролюбовцев» «нежелания знать книги», указывая на значение преемственности духовного опыта человечества и на ошибочность «выделения себя от людей в кучку праведников». «В этом мне кажется ошибка Добролюбова и его друзей», пишет Толстой в заключение письма.

99. 372—3. Потерял записную книжку у кровати. — У Толстого было несколько записных книжек. Одна всегда лежала на ночном столике; просыпаясь ночью, он записывал в нее приходившие ему мысли. В Дневнике речь идет именно о такой книжке.

100. 3712. Был у Мар[ьи] Ал[ександровны]. — Мария Александровна Шмидт (1844—1911) — близкий друг и убежденный единомышленник Толстого, бывшая классная дама в Николаевском женском училище в Москве, жила физическим трудом в усадьбе Овсянниково, в пяти верстах от Ясной поляны. Биографии М. А. Шмидт посвящена книга: Е. Е. Горбунова-Посадова, «Друг Толстого Мария Александровна Шмидт», изд. Толстовского музея, М. 1929. См. т. 49, прим. к записи Дневника от 20 апреля 1884 г.

101. 3712—13. Она взволнована Скуратовскими мужиками. — Скуратово — деревня близ Овсянникова, где жила М. А. Шмидт. Акцизное управление решило перевести казенную винную лавку в эту деревню и дало скуратовскому крестьянину двести рублей задатка для постройки помещения. Он выстроил дом. Между тем скуратовские крестьяне не хотели, чтобы у них была «казенка». Управление требовало, чтобы, если крестьяне не хотят, чтобы у них была винная лавка, они вернули обратно задаток. М. А. Шмидт очень близко к сердцу принимала это дело.

102. 3713—15. я не могу не видеть….. спасти людей. — В своих «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкий записывает под 7 июня 1907 г.: «Лев Николаевич говорил, что овсянниковскиѳ и скуратовские мужики начинают с того, что если будет кабак, то они сопьются. Борются со злом внешними средствами; а самое драгоценное — внутреннее, — внутреннее освобождение». Дело с открытием в Скуратове винной лавки кончилось лишь после того, как единомышленник Толстого, помещик Черниговской губ. С. И. Листовский, внес двести рублей, выданные акцизным управлением в задаток скуратовскому крестьянину для постройки помещения для винной лавки.

9 июня. Стр. 36—37.

103. 3720. Николаев в своей книге. — Имеется в виду книга: П. П. Николаев, «Понятие о боге, как о совершенной основе сознания. (Мысли о сущности нашего сознания, на ряду с изложением метафизического учения Христа о боге и смысле жизни.) Ч. 1. «Можем ли мы верить в бога». Женева 1907.

104. 397—8. Ив[ан] Мих[айлович] Трегубов — (1858—1931) — единомышленник Толстого по основным вопросам, бывший воспитатель в Полтавском духовном училище; в 1897 г. за помощь гонимым сектантам духоборам был выслан в гор. Бауск. Был большим другом русских сектантов; придавал большое значение пропаганде христианских взглядов. См. т. 52, прим. к записи Дневника от 23 декабря 1891 г. Упоминание в Дневнике об И. М. Трегубове вызвано его письмом к Толстому от 30 мая 1907 г., в котором он прислал свое обращение в Государственную думу по поводу преследований отказывающихся от военной службы. В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого 6 июня 1907 г. записан следующий отзыв Толстого об И. М. Трегубове, соответствующий тому, что записано о нем в Дневнике: «Он вечно сомневался. В Москве, когда приходил, у него был записан ряд вопросов, и только ответишь ему на один, уже спрашивает другой. Теперь стал пропагандировать, и пропаганда уничтожила его сомнения. Когда человек одно и то же постоянно говорит, он перестает сомневаться в истинности того, что говорит. Это — средство уничтожить сомнения: пропаганда», — сказал Лев Николаевич, как бы сам удивляясь этой новой для него мысли». В таком же смысле переданы слова Толстого об И. М. Трегубове и в дневнике А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», I, стр. 193—194.

105. 3921. по случаю писъм[а] П. Николаева. — Петр Петрович Николаев (1873—1928) — автор книги «Понятие о боге, как о совершенной основе сознания» (см. прим. 103). Сын казачьего генерала, родился в Петербурге, учился в Киевском кадетском, затем в Пажеском корпусе, где получил отвращение к военщине. Служил два года в Тифлисе чиновником особых поручений при наместнике; затем, получив к гражданской службе такое же отвращение, как и к военной, уехал в родовое имение около Таганрога, где прожил около восьми лет. С Толстым познакомился в Москве в 1899 или 1900 г. С 1905 г. жил зa границей. В своей книге «Понятие о боге как о совершенной основе сознания» пытался философски обосновать религиозно-метафизичеекие взгляды Толстого. Второе издание этой книги вышло в Женеве в двух томах в 1915—1916 гг. Из этой книги издано отдельно введение под названием: «Духовно-монистическое понимание мира», изд. «Зеленая палочка», М. 1914. Кроме того, П. П. Николаеву принадлежат сочинения: «Современные бедствия, Бессилие церкви, науки и политики. Разумное религиозное понятие о жизни», София 1924 (краткое изложение всей философской работы автора) и «Исследование нашего сознания. (Духовно-монистическое мировоззрение)», Белград 1929 (один из основных отделов всего сочинения автора «Понятие о боге как о совершенной основе жизни» в его переработанном виде).

В письме от 2 июня 1907 г. П. П. Николаев писал Толстому о только что вышедшей первой части своей книги, которую при этом посылал ему. Толстой отвечал П. П. Николаеву 7 июля, сочувственно отзываясь о его книге и в то же время указывая на необходимость дальнейшей обработки.

10 июня. Стр. 39—40.

106. 3933—34 «ищите….. остальное приложится вам». — Цитата взята не вполне точно из Евангелия от Матфея, гл. 6, ст. 33. Точный текст: «Ищите же прежде царства божия и правды его, и это всё приложится вам». То же в Евангелии от Луки, гл. 12, ст. 31.

16 июня. Стр. 40—41.

107. 408. Чертковы приезжают. — После 1905 года В. Г. Чертков, в 1897 г. высланный за границу за помощь преследуемым сектантам духоборам» получил возможность вернуться в Россию. Прежде окончательного переезда он решил приехать о семьей провести лето вблизи Льва Николаевича и заарендовал два дома в усадьбе помещиков Кулешова и Гужона, близ деревни Ясенки, в пяти верстах от Ясной поляны.

108. 4018. les grandes pensées viennent du coeur — изречение принадлежит французскому мыслителю Вовенаргу (1715—1747). Входит в состав его «Réflexions et Maximes» под № 127.

27 июня. Стр. 41—44.

109. 4118. Приехали Ч[ертко]вы. — В. Г. Чертков с женой Анной Константиновной и сыном Владимиром Владимировичем приехали 19 июня 1907 г. и до устройства своего помещения были приглашены С. А. Толстой остановиться в яснополянском доме.

110. 4119. Живет Нестеров. — Михаил Васильевич Нестеров (р. 1862 г.) — художник, автор картины «Святая Русь», ряда картин из жизни Сергия Радонежского и др., портретов И. П. Павлова, В. Г. Черткова и др. Главные работы — во Владимирском соборе в Киеве, в соборе Воскресения на месте убийства Александра II и в Третьяковской галлерее. М. В. Нестеров приехал в Ясную поляну 23 июня 1907 г. и в течение нескольких дней написал большой портрет Толстого и сделал ряд небольших зарисовок (находятся в Толстовском музее в Москве).

111. 4119—20. Был Сергеенк[o]. — Петр Алексеевич Сергеенко (р. 1854 г., ум. 7 июля 1930 г.) — литератор, часто бывавший у Толстого. Автор книг: «Как живет и работает гр. Л. Н. Толстой» (1898, 2 изд. 1908), «О Толстом. Международный Толстовский альманах» (ред., 1909), «Толстой и его современники» (1911) и ряда статей в журналах и газетах; «Нива», «Русское слово», «Русские ведомости» и др. В 1910—1912 гг. выпустил три тома писем Толстого к разным лицам. См. т. 52.

112. 4120. Вчера были 800 детей. — 26 июня 1907 г. Ясную поляну посетили около восьмисот пятидесяти мальчиков и девочек, учащихся тульских школ, с руководителями учителями. Они приехали на станцию Козловка-Засека, откуда пришли пешком в Ясную поляну. Посещение этих детей так описывалось в прессе: «Как только дети вошли в усадьбу, Лев Николаевич с семьей и гостями вышли навстречу, поздоровались с детьми и руководителями и, выразив удовольствие их благополучному прибытию, просили детей быть у них как у себя дома… Пришедшие по жаре дети стали проситься, чтобы их повели купаться. По совету Льва Николаевича направились на реку Воронку через великолепный лес. Сначала отправились на купанье мальчики. Вскоре пришел и сам Лев Николаевич и пробыл около реки в обществе детей всё время купанья, постоянно заботясь, чтобы о детьми что-либо не случилось. Когда дети стали одеваться, он сам завязывал им бантики, показывал им разные гимнастические упражнения, проделав их с детьми сам, и всё время дружелюбно и с любовью разговаривал с детьми и руководителями». После мальчиков купались девочки под надзором С. А. Толстой. После купанья детям был предложен чай. «Напившись чая, дети гуляли по усадьбе, а также были устроены игры при огромном количестве участников. Игры наблюдало всё семейство графа с ним самим во главе. Наигравшись и нагулявшись вволю, дети окружили балкон и криками «спасибо» и «ура»! — благодарили хозяев за сердечный прием» («Биржевые ведомости» 1907, 2 издание, № 155 от 1 июля). См. также: П. Сергеенко, «Толстой и его современники», изд. В. М. Саблина, М. 1911, стр. 265—281, статья «Толстой и дети».

113. 432. Хотелось ожидаемым детям сказать вот что. — См. предыдущее примечание. Никакой речи Толстой собравшимся детям не произнес.

114. 4310—11. И[оанн]….. любите друг друга. — Апостол Иоанн

Скачать:TXTPDF

при следующем письме: «Мар. 28—1907. Многоуважаемый Лев Николаевич, С согласия всей нашей Общины при сем письме присылаем Вам «Драф» на пять тысяч (5000) долларов, и убедительно просим Вас определить эти