Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

Богослов, по евангельскому рассказу, один из первых двенадцати учеников Иисуса Христа, наиболее им любимый. Предание, упоминаемое Толстым, рассказывается церковным писателем Иеронимом (330—419): «Когда блаженный Иоанн евангелист, живший в Эфесе, стал уже так стар, что ученики с трудом носили его даже в церковь, и ему невозможно было, как прежде, поучать в собраниях, то он обыкновенно в различных собраниях ограничивал свои беседы словами: «Детки, любите друг друга». Ученики и братья, наскучив слышать от него всё одно и то же, наконец сказали ему: «Учитель! зачем ты нам повторяешь это постоянно?» Иоанн же отвечал им следующими истинно достойными его словами: «Это заповедь господня, и если соблюдаете ее, то и довольно» (Hieronymus, «In Galatas», VI, 10.)

20 июля. Стр. 44—48.

115. 4422. дети — см. примечание 112.

116. 4422—23. убийство Звегин[цевских] людей. — Анна Евгеньевна Звегинцева (рожд. Вонлярлярская) — жена действительного статского советника, очень консервативного духа, владелица в 1906 г. 274 десятин земли близ деревни Кривцово, около Ясной поляны. В ее усадьбе помещалась становая квартира. Была причастна к аресту в октябре 1907 г. секретаря Толстого H. Н. Гусева. Изредка бывала в Ясной поляне.

Д. П. Маковицкий в записи от 20 июня 1907 г. следующим образом рассказывает про убийство служащих А. Б. Звегинцевой: «В десять часов раздался звук набата. Оказалось, что тульские «забастовщики» убили Арсения, охотника Звегинцевой, и ее кучера хохла. Дело было так. В лесу Звегинцевой бабы повстречались с чужими людьми, испугались их и побежали домой. Звегинцева [у которой незадолго до этого увели четырех лошадей] послала своих служащих спросить этих людей, кто они такие и что им нужно. Служащие догнали их на шоссе и стали спрашивать у них паспорта и двоих из них обыскивать. У тех оказались револьверы, они выстрелили и двух служащих убили». На следующий день, 21 июня, Д. П. Маковицкий записывает, что Толстой вместе с В. Г. Чертковым ездил в Кочаки (погост вблизи Ясной поляны), где они смотрели трупы убитых. Толстой выражал сожаление о семье убитого Арсения Ивановича Филина (четверо сирот), и сказал, что — убийцы «мальчики 18—19 лет». В тот же день на место происшествия приехал тульский вице-губернатор В. А. Лопухин, который побывал и в Ясной поляне. Розыски убийц остались тщетны: они скрылись в Засеке (в лесу).

117. 4424—25. Приезд Тани с мужем. — Муж Татьяны Львовны Толстой — Михаил Сергеевич Сухотин (1850—1914), крупный землевладелец Новосильского у. Тульской губ. См. т. 53. Сухотины приехали в Ясную поляну 10 июля и уехали 13 июля.

118. 459—10. по случаю заключения в тюрьму Фельтена. — Николай Евгеньевич Фельтен (род. 1884 г.), в то время ответственный редактор книгоиздательства «Обновление», выпускавшего в 1906 г. самые резкие антиправительственные и антицерковные статьи Толстого, был арестован зa напечатание статьи Толстого «Не убий» (написана в 1900 г.). Через несколько дней H. Е. Фельтен был выпущен под залог в тысячу рублей. О H. Е. Фельтене см. тт. 54 и 55.

119. 4510. писал брошюру «Не убий никого». — Статья Толстого «Не убий никого» появилась с цензурными сокращениями в петербургской газете «Слово» № 245 от 6 сентября 1907 г. и эатем 8 сентября в «Русских ведомостях», «Голосе Москвы», «Столичном утре», «Речи» и «Товарище». Полностью появилась в 1917 г. в издании «Посредник» № 1157, затем в 1918 г. в Самаре в изд. «Благая весть».

120. 4512. письмо Стол[ыпину]. — Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) — с июня 1906 г. — председатель совета министров, проводил крайне реакционную политику, применял систему карательных экспедиций с военно-полевыми судами, расстрелами и виселицами, укреплял кулаческое землевладение путем отрубной системы за счет общинных земель и беднейшего крестьянства. Толстой начал писать письмо Столыпину 17 июля 1907 г. и закончил 26 июля; в этом письме он убеждал Столыпина отказаться от политики репрессий и провести освобождение земли от частной собственности по системе Генри Джорджа. Письмо Толстого к Столыпину было напечатано с пропусками еще при жизни Столыпина в книге: «Письма Л. Н. Толстого 1848—1910», собранные П. А. Сергеенко, изд. «Книга», М. 1910, стр. 314—319. Полностью в статье H. Н. Гусева: «Переписка Л. Н. Толстого с П. А. Столыпиным» — «Лев Николаевич Толстой». Юбилейный сборник, Гиз, 1929, стр. 84—88. Там же ответ Столыпина Толстому (стр. 91—93).

121. 4512. Руки вверх. — Этот замысел (очевидно художественного произведения) остался невыполненным. В следующем, 1908 г., Толстой начинает писать художественные произведения, в которых действующими лицами являлись революционеры («Нет в мире виноватых» и «Кто убийцы?»), но произведения эти остались незаконченными.

122. 4513. во время игры Гольденв[ейзера]. — Александр Борисович Гольденвейзер (р. 1875 г.) — пианист, профессор Московской консерватории, друг Толстого, автор книги: «Вблизи Толстого» (два тома, М. 1922—1923). См. т. 53, прим. к записи Дневника от 22 ноября 1896 г. А. Б. Гольденвейзер в последние годы жизни Толстого по летам живал в усадьбе Александры Львовны Толстой близ деревни Телятинки, в трех верстах от Ясной поляны, и часто бывал у Толстого.

123. 4522—24. Если бы….. (Гоббс). — Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ и социолог. Гоббс утверждал, что люди в природном состоянии враждебны друг другу (homo homini lupus est — человек человеку волк). Война всех против всех (bellum omnium contra omnes) есть естественное состояние человеческих обществ. Для обуздания этих свойств человека необходима государственная власть. Гоббс неоднократно указывал на влияние материальных интересов на суждения людей. «Гоббс утверждает, что если бы такие истины, как то, что сумма углов треугольника равна двум прямым, нарушали интересы имущих, то последние сожгли бы, поскольку это было бы в их власти, все книги по геометрии» (А. Варьяш, «История новой философии», том первый, часть II, Гиз, 1926, стр. 69). В предисловии к своему трактату «Человеческая природа» Гоббс говорит: «Основные элементы природы, разум и страсть, вызвали к жизни два рода познания: математическое и догматическое. Первое свободно от споров и разногласий, ибо оно сводится к сравнению фигур и движений; в этих вопросах истина не сталкивается с интересами людей. В области же познания второго рода всё вызывает споры, ибо этот род познания занимается сравнением людей, так же, как их правами и выгодами, а в этих вопросах человек будет восставать против разума всякий раз, когда разум выскажется против него» (Гоббс, «Избранные сочинения», Гиз, 1926, стр. 1).

124. 4530. вспомнил о ветеринаре. — Ветеринар, упоминаемый в записи Дневника от 20 июля 1907 г., нам неизвестен. Повидимому, это — то лицо, которое было у Толстого 18 июля 1907 г., как это записано под этим числом в «Карманном ежедневнике на 1907 год» (см. стр. 204).

125. 4532—33. как говор[ит] Марк Aвp[елий]. — Марк Аврелий Антонин (собственно, Анний Вер, (121—180) — римский император, философ-стоик, автор книги «Εἰς ἑαυτόν» [«Наедине с собой»]. Толстой имеет в виду название книги.

126. 4723—24. «Мы переходим от смерти в жизнь если любим братьев». — Цитата взята в несколько измененном виде из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова (гл. 3, ст. 14): «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев».

127. 4733. как живет Добролюбов. — Об Александре Михайловиче Добролюбове см. прим. 75.

6 августа. Стр. 48—49.

128. 4820—21. отдал Ч[ерткову] Н[е] У[бий] Никого. — Статья Толстого «Не убий никого» была передана им, как это делалось в то время со всеми его новыми статьями, В. Г. Черткову для одновременного издания как в России, так и за границей в переводах.

129. 4821—22. взялся за Д[eтcкий] К[руг] Ч[тения] для Ив[ана] Ив[ановича]. — И. И. Горбунов-Посадов приступил тогда к изданию журнала «Свободное воспитание» и просил Толстого написать ему для первого номера о своем «Круге чтения» для детей. Толстой написал небольшую статью, которая, под названием: «Беседы с детьми по нравственным вопросам», появилась в первом № журнала «Свободное воспитание» за 1907—1908 г., стлб. 13—22.

8 августа. Стр. 49—52.

130. 4911. Кончил статью — «Не убий никого».

131. 4922—23. Придите ко мне все труждающиеся и обр[емененные]. — Цитата взята из одиннадцатой главы Евангелия от Матфея (ст. 28—30).

132. 4932. Франциски. — О Франциске Ассизском см. прим. 8.

133. 5127—30. Читал про слепо-немую….. радоваться жизни. — Речь идет о Елене Келлер (р. 14 июня 1880 г.), американской слепо-глухонемой писательнице. Родившись здоровым ребенком, Келлер вследствие болезни потеряла в младенчестве зрение и слух. Оказавшись очень способной, в школе под руководством учителей выучилась не только писать, но и говорить. Кончила Кембридж-Бостонский университет. Свой взгляд на жизнь изложила в книге «Оптимизм», где писала: «Я счастлива при всех моих немощах; несмотря на них, сознание счастья коренится во мне так глубоко, что стало моим символом веры» (Елена Келлер, «Оптимизм». Перевод с английского Н. П. Марковой, Спб. 1910, стр. 12). «Я верую в бога, верую в человека, верую в силу духа. Я признаю своим священным долгом поддерживать бодрость в себе и в других, удерживать язык свой от ропота против божьего мира, ибо никто не в праве порицать мироздание, которое бог создал благим и в котором тысячи людей трудились во имя добра. Я считаю, что мы должны поступать так, чтобы всё более приближаться к тому времени, когда никто не захочет жить в довольстве, пока рядом страдает его ближний» (стр. 50).

134. 5213. мысль Лаодцы. — Лao-Tсe (VI в. до н. э.) — китайский философ, основатель религии таосизма, один из любимейших мыслителей Толстого. С учением Лao-Тсе Толстой познакомился впервые в 1884 г. В 1909 г. Толстой проредактировал изречения Лао-Тсе, переведенные им в 1893 г. совместно с Е. И. Поповым с европейских переводов и написал статью: «Учение Лао-Тсе» (см. т. 39). Мысль Лао-Тсе, о которой говорит Толстой, включена в «Круг чтения» на 10 февраля под № 8: «Тот, кто ищет учености, растет с каждым днем в глазах мира. Тот, кто ищет разума, с каждым днем умаляется. Он умаляется всё больше и больше до тех пор, пока не достигнет полного смирения. Когда же он достиг полного смирения, нет вещи, которой он бы не мог совершить».

22 августа. Стр. 52—56.

135. 5225. Таня — Т. Л. Сухотина.

136. 5225. простился с Малеванным. — О Кондратии Алексеевиче Малеванном и его учении см. прим. 46. О влиянии, оказанном на К. А. Малеванного его посещением Толстого, писал Толстому в мае 1908 г. H. М. Кузьмин: «Малеванный стал вегетарианцем, за ним пошли и его братья. Они заметно становятся свободнее. Они очень часто вспоминают вас, читают ваши книги. Всему этому способствует сам Малеванный, он сам своим посетителям раздает ваши книги. Про вас

Скачать:TXTPDF

Богослов, по евангельскому рассказу, один из первых двенадцати учеников Иисуса Христа, наиболее им любимый. Предание, упоминаемое Толстым, рассказывается церковным писателем Иеронимом (330—419): «Когда блаженный Иоанн евангелист, живший в Эфесе, стал