Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

по вѣрѣ усиливаютъ вѣру. Вѣра производитъ поступки. Circulus viciosus.117

1) Сегодня, 13 Мая, проснувшись, испытываю странное новое душевное состояніе: какъ будто все забылъ — не могу вспомнить, есть ли Ю[лія] И[вановна] или нѣтъ, не могу вспомнить: какое число? что я пишу? — А между тѣмъ не столько представленія, сколько чувства нынѣшнихъ сновидѣній представляются особенно ярко.

2) Воспользоваться свободой революціи для того, чтобы избавиться отъ суевѣрія необходимости власти. «Но люди не готовы». Тутъ cercle vicieux.118 Люди не будутъ готовы, пока будетъ развращающая ихъ власть.

3) Какъ опекунъ считаетъ всегда неготовымъ воспитанника, также и кандидаты въ опекуны. Анархисты видятъ зло власти, но вѣрятъ въ нее — въ ея средства.

4) Можно любить всякаго человѣка. Только, чтобы любить такъ человѣка, надо любить его не за что нибудь, а ни за что. Только начни любить такъ и найдешь, за что.

5) Что прежде, что послѣ? Прежде надо освободить людей отъ рабства, а потомъ уже облегчать машинами работу. А не такъ, какъ теперь — когда изобрѣтеніе машинъ только усиливаетъ рабство.

6) То, что ученые историки все дальше и дальше проникаютъ въ древность, показываетъ, что и прошедшее открывается намъ также, какъ и будущее, но открывается другимъ процессомъ и также неполно.

7) Спрашивать: есть ли Богъ? все равно, что спрашивать: есть ли я? Я въ себѣ знаю Бога — не всего, но частицу, проявленіе. Все то, чего я есмь проявленіе, это есть Богъ, столь же неизбѣжно существующій, какъ и я.

8) Вредъ медицины въ томъ, что люди больше заняты тѣломъ, чѣмъ духомъ. Жизнь сложилась такъ, что гибнутъ миліоны молодыхъ, сильныхъ, здоровыхъ, дѣтей — гибнетъ жизнь, а старательно и искусно лечатъ старыхъ, ненужныхъ, вредныхъ. Главное, пріучаетъ людей — даже народъ — больше заботиться о тѣлѣ, чѣмъ о душѣ.

Если бы не было ея совсѣмъ, не было бы этого соблазна заботы о тѣлѣ, люди больше думали бы о душѣ, и въ общемъ положеніе людей было бы много лучше. Прекрасное выраженіе въ народѣ, когда боленъ: помираю. Болѣзнь заставляла бы думать о смерти, а не объ аптекѣ.

А живи люди болѣе духовной жизнью, не было бы браунинговъ, войнъ, голодныхъ дѣтей и матерей, уничтожающихъ плодъ.

9) Говорятъ: нѣтъ духовнаго начала, все отъ тѣла. Если люди живутъ для тѣла, заняты только тѣломъ, никогда не борятся съ нимъ, то какже имъ думать иначе. Ребенокъ живетъ для тѣла, но не объясняетъ, не оправдываетъ этого, но горе, когда взрослый продолжаетъ жить по-ребячески и искусными умствованіями оправдываетъ это. Только тотъ, кто борется съ тѣломъ, знаетъ, что такое тѣло, и знаетъ, что есть то, что борется съ нимъ и что сильнѣе его.

10) Свобода, равенство можетъ быть осуществимо только любовью, а не насиліемъ.

При осуществленіи насиліемъ это — величайшее зло.

11) Двѣ науки точныя: математика и нравственное ученіе.

Одно — самое поверхностное, другое — самое глубокое. Точны и несомнѣнны эти науки потому, что у всѣхъ людей одинъ и тотъ же разумъ, воспринимающій математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (ученіе о жизни) нравственное ученіе.

7 Іюня 1907. Я. П.

Давно не писалъ. Прежнее нездоровье прошло, но начина[ется] какъ будто новое. Нынче очень, очень грустно. Стыдно признаться, но не могу вызвать радости. На душѣ спокойно, серьезно, но не радостно. Грустно, главное, отъ того мрака, въ к[оторомъ] такъ упорно живутъ люди. Озлобленіе народа, безумная роскошь наша. Горбунова разсказала про ужасный дѣтскій развратъ. Вчера б[ыло] хорошее чувство о письмѣ Андрея. Испыталъ радость уединенія съ Богомъ. Нынче пересматривалъ Д[ѣтскій] К[ругъ] Ч[тенія]. Дѣти не приходили. Письмо отъ Суткового, и я написалъ ему о Добролюбовцахъ. Грустно, грустно. Г[оспо]ди, помоги мнѣ, сожги моего древняг[о], плотскаго 119 человѣка. Да, одно утѣшенье, одно спасен[ье]: жить въ вѣчности, а не во времени. Потерялъ записную книжку у кровати. Жалко. Записать:

1) Богъ, все измѣняющій и самъ не измѣняющійся.

2) Я сознаю тѣло, сознаю душу, но не сознаю того, что сознаетъ и то и другое. Это-то и есть Онъ, Богъ, Любовь.

3) Жизнь не120 въ тѣлѣ и не въ душѣ, а въ духѣ. Онъ одинъ сознаетъ и то и другое, а его ничто не сознаетъ.

4) Какая обворожительная черта лица — прелесть улыбки!

Не могу найти той книжки.

Былъ у Мар[ьи] Ал[ександровны]. Она взволнована Скуратовскими мужиками, а я не могу не видѣть и въ нихъ: отсутствія того главнаго — внутренней работы, к[отор]ая одна можетъ спасти людей. — Думалъ о томъ, какъ вредно писать статьи, составлять статьи, а не излагать мысл[и], чувства, какъ онѣ приходятъ.

9 Іюня 1907. Я. П.

Нынче пробудился. Хорошо на душѣ. Вспомнилъ о томъ, что Николаевъ въ своей книгѣ высказываетъ мои мысли о томъ, что человѣкъ есть отдѣленное духовное существо,121 сознающее свою отдѣленность пространствомъ и временемъ, и мнѣ сдѣлалось непріятно. И опять точно также, какъ отъ письма А[ндрея], когда я прикинулъ этотъ вопросъ къ дѣлу жиз[ни], къ отношенію къ Богу, сейчасъ не тольк[о] прошло, но изъ тяжелаго, непріятнаго чувств[а] перешло въ радостное, высокое.

Записать:

1221) Безумная жизнь людей. Вся безумная — и старая и новая,123 которыя борятся между собой. Состарѣвшаяся безумная жизнь считается разумной, новая безумная жизнь считается прогрессомъ: Вѣра, политика, наука, искусство, педагогика, промышленность, торговля, финансы, земледѣліе, печать, общеніе половъ, медицина, психіатрія, табакъ, вино. Все одинаково безумно — и старое и новое.

2) Вѣра, исповѣдуемая христi[анскими] народами, — вѣра еврейская. Отъ того успѣхъ Евреевъ всравне[ніи] съ христіанами, хотя и смутно, но придерживающимися истиннаго христіанства. Если представить себѣ124 народы исповѣдующими такую религію, к[отор]ая требовала бы, главное, энергическихъ125порывовъ, легкомыслія, веселости, то въ народахъ, исповѣдующихъ такую религію, самый большой успѣхъ имѣли бы цыгане.126

3) Міръ раскрывается мнѣ въ извѣстный моментъ своего развитія, и раскрывается мнѣ, какъ человѣку (такъ и всѣмъ людямъ), извѣстнымъ темпомъ, т. е. съ одной и той же быстротой, какъ ровно поворачивающееся колесо часовъ. Я могу себѣ представить127 существа, изъ к[оторыхъ] стали люди, за сотни тысячъ лѣтъ въ прошедшемъ, въ тотъ моментъ, когда они были звѣри, могу представить себѣ и128 міръ впередъ на сотни тысячъ лѣтъ, когда волкъ будетъ лежать съ ягненкомъ (сдѣлается травояднымъ или ручнымъ). Это относительно момента раскрытія, но я могу представить себѣ и болѣе медленный и болѣе быстрый, чѣмъ нашъ, темпъ раскрытія. И одно это измѣненіе темпа дастъ возможность129 бытія самыхъ разнообразныхъ, непонятныхъ намъ существъ.

4) Вся цѣль теперешней цивилизаціи — уменьшеніе труда и увеличеніе удовольствій праздности. (Еврейская цивилизація: празднос[ть] — условіе рая). Тогда какъ130 главное131 благо человѣка — матерьяльное — должно быть въ увеличеніи пріятности труда. При теперешней цивилизаціи человѣкъ, его радости, 132 отдаются въ жертву выгодѣ. Паръ вмѣсто лошади, сѣялка вмѣсто руки, велосипедъ, моторъ вмѣсто ногъ и т. п.

5) Вредъ — и самый большой — медицины въ томъ, что мѣшаетъ спокойной торжественности процесса умиранія.

6) Самое вѣрное средство прогнать сомнѣнія и укрѣпить себя въ томъ, въ чемъ сомнѣваешься, это то, чтобы проповѣдывать, учить другихъ тому, въ чемъ сомнѣваешься. Ив. Мих. Трегубовъ.

7) Когда человѣкъ лишился способности зрѣнія, онъ не можетъ уже отличать свѣтъ отъ тьмы. Также и человѣкъ, лишившійся сознанія своей божественности, теряетъ возможность различенія добра и зла.

8) Одно чувство проникаетъ всю библію и связываетъ между собой всю ту кашу самыхъ разныхъ и по смыслу и по достоинст[ву] мыслей, правилъ, разсказовъ, это — чувство исключительной, узкой любви къ своему народу.

9) Испыталъ большую радость133 общенія съ Богомъ, только съ

Богомъ, безъ людей. И испыталъ это, благодаря пись[му] А[ндрея], к[отор]ое при отсутствіи общені[я] съ Бого[мъ] б[ыло] бы очень больно.

10) Нынче поймалъ себя, по случаю письм[а] П. Николаева, на томъ, какъ я еще дорожу славой людской. Тоже превратилъ въ радость.

10 Іюня 1907. Я. П.

Физически слабъ. На душѣ хорошо. Любовное отношеніе становится привычкой. Ахъ, коли бы съ дѣтства пріобрѣталась эта привычка! Возможно ли это? Я думаю: да. Записать кое-что:

1) Все больше и больше почти физически страдаю отъ неравенства: богатства, излишествъ нашей жизни среди нищеты; и не могу уменьшить этого неравенства. Въ этомъ тайный трагизмъ моей жизни.

2) Какое великое слово: «ищите Ц[арства] Б[ожія] и правды Его, и остальное приложится вамъ». Это значитъ: будете искать остальнаго во всѣхъ разныхъ видахъ, какъ всѣ ищутъ, и навѣрное не найдете, и Ц[арства] Б[ожія] нетолько не найдете, но удалитесь отъ него. И наоборотъ: ищите Ц[арства] Б[ожія] — и найдете его и все остальное. Это — единственное средство полученія остальнаго. Какъ хотѣлось бы убѣдить въ этомъ людей.

16 Іюня 1907. Я. П.

Чертковы пріѣзжаютъ. Очень меня радуетъ. Мало пишу, мал[о] думаю. Былъ въ очень дурномъ духѣ дня два тому назадъ. Болѣе или менѣ[е] держался. Кажется, опять простудился. Записать надо кое-что изъ книжеч[ки]. Теперь записываю кое-что прямо:

1) Многіе понимаютъ, т. е. думаютъ, что понимаютъ, христ[iанское] ученіе, вообще религіозно-нравственное ученіе, «отчасти», и берутъ кое что, оставляютъ другое. Это все равно, что брать изъ молитвы, изрѣченія, стихотворенія одни слова, откидывая другія. Les grandes pensées viennent du coeur.134 Это хорошо: les grandes pensées viennent,135 но «du coeur»136 не нужно. Развѣ не тоже — христ[iанское] ученіе безъ непротивленія?

2) То, что жизнь есть непрестающее раскрытіе того, что уже есть, подтверждается тѣмъ, что мы не можемъ ничѣмъ остановить это раскрытіе, представляющееся намъ нашимъ движеніемъ. Я всегда могу заставить себя дѣйствовать (т. е. мнѣ кажется, что я могу). Въ сущности же, я не могу не дѣйствовать, но ни какъ не могу заставить себя не дѣйствовать:137 остановить обращеніе крови, дыханіе, заснуть.

3) Самоувѣренны[е] и потому ничтожные люди всегда импонируютъ скромнымъ и потому достойнымъ, умнымъ, нравственнымъ людямъ именно п[отому], ч[то] скромный человѣкъ, судя по себѣ, никакъ не можетъ себѣ представить, чтобы плохой человѣкъ такъ уважалъ себя и съ такой самоувѣренностью говорилъ о томъ, чего не знаетъ.

4) Въ человѣкѣ сердце и разумъ: т. е. желанія и способность находить средства ихъ удовлетворенія. Но это не весь человѣкъ. Человѣкъ вполнѣ это еще способность сознавать себя (внѣ времени): свои желанія и свой разумъ.

5) Движеніе, какъ внѣ меня, такъ и во мнѣ есть открываніе для меня того вѣчнаго, внѣвременнаго и внѣпространственнаго существа, к[отор]ое есть и к[отор]аго я не могу обнять, но къ познанію к[отор]аго приближаюсь. Въ этомъ открыван[іи] меня и міра я могу принимать участіе двоякое: пассивное, безсознательное,138 отдаваясь теченію, признавая реальнымъ переменчивый міръ,139 — и активное, сознательное, признавая себя духовнымъ существомъ, все болѣе и болѣе раскрывающимся, сливающимся со Всѣмъ. (Неясно выражено, но мнѣ понятно, и надѣюсь выразить когда-нибудь яснѣе).

27 Іюня 1907. Я. П.

Пріѣхали Ч[ертко]вы, прожил[и] у насъ 3 дня. Очень б[ыло] радостно. Живетъ Нестеровъ — пріятный. Былъ Сергѣенк[о]. Вчера были 800

Скачать:TXTPDF

по вѣрѣ усиливаютъ вѣру. Вѣра производитъ поступки. Circulus viciosus.117 1) Сегодня, 13 Мая, проснувшись, испытываю странное новое душевное состояніе: какъ будто все забылъ — не могу вспомнить, есть ли Ю[лія]