Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

Гусев был освобожден 20 декабря 1907 г., и «дело» его было прекращено, после чего он поселился уже не в усадьбе A. Л. Толстой в Телятинках, а в яснополянском доме.

220. 8624—25. письмо Молочникова к Столыпину. — Владимир Айфалович Молочников (р. 2 декабря 1871 г., ум. в октябре 1936 г.) — единомышленник Толстого, еврей, слесарь, проживавший в Новгороде. Состоял в переписке с Толстым с 1906 г., впервые посетил Ясную поляну 31 декабря 1907 г. Убежденный пропагандист толстовских взглядов, за что неоднократно терпел преследования. 7 мая 1908 г. был присужден Петербургской судебной палатой к одному году заключения в крепости за хранение и распространение запрещенных статей Толстого, после чего Лев Николаевич написал статью [«По поводу приговора по делу Молочникова»] (см. т. 37). В 1910 г. был арестован за возбуждение молодых солдат С. И. Смирнова и А. Н. Соловьева к отказу от военной службы и за то, что хранил, с целью распространения, запрещенные статьи Толстого. По этому делу особым присутствием Петербургской судебной палаты, заседавшим в Новгороде 9 сентября 1910 г., был оправдан. В 1913 г. просидел один месяц за статью «Три года» (со смерти Толстого), помещенную в местной газете «Волховский листок». В 1916 г. просидел три месяца за перехваченное письмо к солдату В. Лосикову — против войны и военной службы. Толстой очень любил В. А. Молочникова, что и отразилось в его многочисленных (более сорока) письмах к Молочникову за 1906—1910 гг. Воспоминания В. А. Молочникова об его свиданиях с Толстым напечатаны в книге «Толстой и о Толстом», сборник третий, редакция H. Н. Гусева и B. Г. Черткова, изд. Толстовского музея, М. 1927, стр. 55—128, под заглавием: «Свет и тени (Воспоминания о моем приближении к Толстому)», в журнале «Жизнь для всех» 1911, 5, столб. 581—599, под заглавием «С Л. Н. Толстым в Крекшине», и в том же журнале под заглавием «Сутки с Л. Н. Толстым» 1910, 8—9, столб. 161—167. В первой из этих статей опубликованы и письма Толстого к Молочникову зa 1906—1909 гг. Несколько писем Толстого к Молочникову за 1910 год были напечатаны в журнале «Жизнь для всех» 1910, 7, стр. 131—136. В. А. Молочников устроил в своем доме в Новгороде «Толстовский уголок», где была открыта большая библиотека книг Толстого и о Толстом и собраны художественные произведения, изображающие Толстого.

В. А. Молочников в декабре 1907 г. отправил премьер-министру П. А. Столыпину письмо, в котором между прочим писал: «Стремиться вам нужно не к победе над революционерами, а к победе сердца народного. Чему быть, того не миновать. Что должно совершиться, — совершится. При злой, неразумной воле вы, с риском для себя, можете на очень короткое время задержать процесс событий; но при добром желании пойти навстречу народным нуждам существующее правительство могло бы сделать много хорошего.

«Петр Аркадьевич! Сделайте над собой усилие и проснитесь. Загляните поглубже в свою душу, и вы найдете скоро ответ на вопрос — что вам делать. Свое положение вы всё-таки могли бы использовать — к добру.

«Я понимаю, как смешны могут показаться вам мои непрошенные советы вам, видевшему виды, пережившему три перемены народного представительства. Но обратиться к вам с добрым советом я всё-таки позволю себе, так как в настоящем случае мною руководит не вражда к вам и не тщеславие, а самое искреннее желание добра во имя Высшей Воли, от которой мы всегда зависим.

«Раньше всего вам нужно остановиться на некоторое время и одуматься. Потом вам нужно съездить к Толстому, пока он жив, и посоветоваться, с чего начать и что делать. Узнав — что делать, вам нужно употребить всё свое влияние на царя и внушить ему неизбежность, необходимость и радостность нового великого дела, которое выпало ему на долю.

«При всем этом вам необходимо забыть то, что вас могут удалить от дела; в том виде, в котором требуют его исполнения, оно — только зло. И главное, не думать о том впечатлении, какое ваша деятельность произведет на людей. Повинуясь голосу чистой совести, вам нужно делать то дело, которое она от вас требует, и первым делом перестать участвовать в убийствах.

«Я слышал, что Л. Н. Толстой писал вам о необходимости проведения земельной реформы по теории Генри Джорджа. Я лично глубоко уверен, что эта реформа произойдет в первую голову теперешней революции. Но при добром желании правительства дело это может быть сделано законодательным путем, следовательно, без лишних трений, страданий. Реформа эта будет тем хороша, что она устроит весь хозяйственный механизм страны без всякой ломки сложившихся форм крестьянского хозяйства. Устроит не на короткое время, а навсегда, ибо она — эта реформа — устранит существующее теперь во всех странах нарушение естественных прав человека на кормилицу-землю.

«Реформой этой (проведенной на первых порах хотя бы частично) правительство развяжет себе руки, так как народ очень скоро почувствует удовлетворение. Удовлетворение нравственное почувствуют, несомненно, и лица, составляющие правительство. И сознание исполненного долга перед совестью наполнит ваше сердце прочной радостью и послужит вам искуплением за большие грехи.

«Нужно ли будет оставаться при власти правительству, или не в далеком будущем придется ему ликвидировать свои дела — этот вопрос вам можно обходить пока: это дело истории народа и не от отдельных людей зависит. Вам же можно и должно прийти на помощь тому большому делу, которое стоит на очереди».

221. 8625. Написал об этом Олсуфьеву. — 31 декабря 1907 г. Толстой писал Д. А. Олсуфьеву: «Нынче получил от одного знакомого мне только по письмам, но с самой лучшей стороны, из Новгорода, некоего Молочникова копию с его письма к П. А. Столыпину. Письмо очень хорошее и очень тронуло меня. Мне всей душой стало жалко Столыпина за ту наверно мучительную для него деятельность, в которую он, как это всегда бывает, незаметно был втянут. Помоги ему Бог для себя, для своей души освободиться от нее».

222. 8627. поверяю отделы. — «Отделами» Толстой называл предисловие к новому «Кругу чтения» («На каждый день»), в котором он излагал всё свое мировоззрение, разбив это изложение на отделы. См. прим. 155.

223. 8629. спорил с Cep[eжей] о науке. — Спор Толстого о науке с сыном Сергеем Львовичем, происходивший 27 декабря 1907 г., в дневнике H. Н. Гусева «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 47, записан следующим образом:

«Вечером Сергей Львович приводил из исследования К. Качоровского «Русская община» (2-е изд. 1906 г.) данные о том, где, как и когда возникла в России община, где она укоренилась и где исчезла, и какие причины способствовали ее развитию или ослаблению. Лев Николаевич слушал с видимым раздражением и нетерпением и, не дослушав до конца, воскликнул:

— Это отвратительно! Как может взрослый человек серьезно интересоваться этим? Важно то, почему люди соединялись в общины! Двигатель был духовный: у меня земли много, а у него мало, нужно сравнять. Причем тут восток, запад? Это всё равно, что сказать, что Толстой оставил писать романы потому, что родился на северо-востоке. Вот уж правду сказал Лао-Тзе, что умные не бывают учены, ученые не бывают умны. Как прежде губила церковь, так теперь губит наука. Горшок за ним выносят, его кормят, всё у него есть, вот он и пишет исследования о пустяках. Думает, что если он знает, какие на солнце пятна, то он всё знает, а он не знает самого главного: чем движется жизнь.

«Чем дальше, тем больше волновался Лев Николаевич, говоря это. Последние слова он говорил уже с плачем в голосе, быстро ушел к себе и затворил дверь».

1908.

1 января. Стр. 88—90.

224. 8824—25. «Критерий истинности есть возможность целесообразной деятельности». — Толстой по-своему формулирует следующее место из статьи Ник. Андреева «Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена» («Современный мир» 1907, 11, стр. 2): «…Дадим краткое резюме диалектического материализма. Два основных устоя составляют фундамент этой философии: 1) все наши познания возникают путем опыта; 2) критерием истинности, т. е. действительности знаний, является возможность основанной на них целесообразной деятельности».

225. 8919. Ивана — И. О. Шураева, слугу в яснополянском доме.

13 января. Стр 90—93.

226. 9025—26. заблудился в Засек[е]. — Засека — название государственного леса лиственных пород, в 32000 десятин, тянувшегося полосою шириной от 2 до 5 верст через всю Тульскую губернию. В XVI—XVII столетиях лес этот служил заграждением от набегов татар: деревья «засекали» и сваливали в кучу, чем преграждался путь татарской коннице, откуда и пошло название «Засека». Толстой любил ездить в Засеку верхом для прогулки.

227. 9027. Жду Ч[ерткова]. — В. Г. Чертков 15 января 1908 г. приехал на короткий срок по своим личным делам в Россию, перед окончательным возвращением из-за границы.

228. 9028—29. думаю о драме. — О какой именно драме думал тогда Толстой, сказать не можем. Быть может это была «драма о Булыгине сыне» (см. запись от 8 ноября 1907 г.). В 1908 г. им было начато драматическое произведение из жизни революционеров, под заглавием «Павел Кудряш», оставшееся незаконченным. Было напечатано впервые в «Посмертных художественных произведениях Льва Николаевича Толстого», т. III, изд. А. Л. Толстой под редакцией В. Г. Черткова, М. 1912.

229. 9118—19. (как говорит Паскаль). — Мысль Паскаля о сновидениях, на которую ссылается Толстой, следующая:

«Если бы нам каждую ночь снилось одно и то же, то это произвело бы на нас такое же впечатление, как если бы мы видели эти предметы в действительности. Если бы ремесленник наверняка рассчитывал каждую ночь, в продолжение двенадцати часов, видеть себя королем, то, полагаю, он был бы почти так же счастлив, как король, которому всякую ночь, в течение двенадцати часов, снилось бы, что он ремесленник. Если бы каждую ночь нам снилось, что нас преследуют враги, если бы, тревожимые этими тягостными призраками, мы проводили все дни в разнообразных занятиях, как бывает при путешествии, то мы страдали бы от этого почти так же, как если бы это было наяву, и нам стало бы страшно засыпать, как страшно бывает проснуться, когда нас действительно ожидают подобные неприятности. И в самом деле, эти грезы были бы едва ли не тягостнее, чем самая действительность. Но так как сны разнообразны и изменчивы, то и впечатления от них гораздо меньше, чем от видимого наяву, ибо последнее, хотя и с переменами, но повторяется чаще и постояннее. Притом же перемены эти не так неожиданны и, главным образом, бывают только при путешествиях. Поэтому тогда говорят: мне кажется, что я грежу; ибо самая жизнь тот же сон, только менее

Скачать:TXTPDF

Гусев был освобожден 20 декабря 1907 г., и «дело» его было прекращено, после чего он поселился уже не в усадьбе A. Л. Толстой в Телятинках, а в яснополянском доме. 220.