Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

непостоянный» (Паскаль, «Мысли о религии». Перевод с французского С. Долгова, изд. второе, М. 1902, стр. 39—40).

230. 9129—30. «мне говорят….. здоровь[ю])».—Толстой имел в виду статейку «О религии», подписанную NN и помещенную в приложении к № 6 петербургской газеты «Русь» от 7 января 1908 г. В этой статье сказано: ,,Всякую религию я разделяю на две части: первая представляет собой попытки «объять необъятное», а вторая — установить моральные законы… Об этой первой части я говорить совсем не буду, так как сейчас в моем уме пронесся внушительный образ Косьмы Пруткова и прозвучал его генеральский голос: «Плюнь тому в глаза, кто скажет тебе, что можно объять необъятное!» Займусь второй: нужен ли мне этот свод законов? Думаю, что нет… Во всех своих поступках я обязан, в силу расчетливости, руководиться не прописями, а умом и совестью. Если эти две струны не дают в какой-либо момент гармонического звука, то это значит, что я взял фальшивый аккорд, неуместный в общей гармонии того сложного инструмента, который я называю своим сознанием. Священное писание приказывает: «Чти отца твоего». Мой ум делает оговорку: «ежели он достоин почтения». Священное писание говорит: «Не прелюбы сотвори». Мой ум спрашивает: «До какого возраста можно следовать сему, не нанося ущерба своему здоровью?»“

231. 9220—26. Люди все стоят….. поднять ее. — Вариант сравнения, употребленного Толстым в мысли 14 в записи 13 января 1908 г., устно был передан Толстым 14 января (по записи Н. Н. Гусева) в следующих словах: «Мне представляется так. Перед нами тысячепудовая тяжесть; мы все сидим здесь; вот этот стол — эта тяжесть. И у каждого из нас есть рычаг, проведенный к этой тяжести. Если мы все каждый на свой рычаг налегнем, то мы, несомненно, поднимем эту тяжесть. А мы, вместо того, чтобы поднимать каждый свой рычаг, вскакиваем на этот стол и начинаем ногтем ковырять его, — и увеличиваем тяжесть своей тяжестью. Конечно, это лучшие люди, — те, которые вскакивают, которые хотят сбросить эту тяжесть. Другие просто сидят спокойно: тяжесть — и пусть тяжесть, а я буду пить чай и есть пирожное» (Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 66).

232. 9227—29. Есть предание….. любите друг друга. — Относительно предание об апостоле Иоанне см. прим. 114.

20 января. Стр. 93—94.

233. 9316. Абрикосовы — Хрисанф Николаевич Абрикосов (р. 1877 г.), единомышленник Толстого, впоследствии агроном и пчеловод (см. т. 54) и его жена Наталья Леонидовна (р. 1881 г.), рожд. Оболенская, внучка сестры Толстого. Воспоминания X. Н. Абрикосова о его пребывании в Ясной поляне в январе 1908 г. см. в его статье «Из воспоминаний о Л. Н. Толстом» в «Юбилейном сборнике» «Лев Николаевич Толстой», под редакцией Н. Н. Гусева, Гиз, 1929, стр. 270—271.

234. 9317. Плюсн[ин] — Василий Васильевич Плюснин (р. 22 июля 1877 г.), единомышленник Толстого. Уроженец села Камень-рыболов, Приамурского края, сын разбогатевшего крестьянина миллионера, владельца золотых приисков, гильзовой фабрики, лесопильного завода, домов и лавок в гор. Хабаровске. В. В. Плюснин, окончив в 1897 г. гимназию, поступил в императорское техническое училище в Москве, но в 1903 г. по религиозно-нравственным мотивам вышел с четвертого курса училища, роздал свое имущество, отказался от наследства и решил построить свою жизнь на трудовых началах. Отправившись из Москвы пешком по шоссе, 5 мая 1903 г. вблизи Ясной поляны встретил Толстого, вышедшего на прогулку. О встрече с В. В. Плюсниным Толстой 6 мая 1903 г. писал дочери М. Л. Оболенской: «Вчера, гуляя, встретил юношу, который вышел из технического училища, сын богатых родителей, и шел ко мне, а потом куда Бог приведет, чтобы спуститься до народа и работать. Хотя и знаешь, как это — если не вовсе неосуществимо, то страшно трудно, нельзя видеть этого без умиления». Из Ясной поляны В. В. Плюснин отправился к М. В. Булыгину (см. прим. 200), где учился работать, оттуда пошел пешком в Крым, потом в Новороссийск и на Кавказ, где поселился в общине единомышленников Толстого в Геленджике; потом жил в Тифлисе, в Благовещенске и Хабаровске. В 1907 г. поехал к духоборам в Америку, откуда проехал в Англию к В. Г. Черткову. Так как секретарь Толстого Гусев был в то время под арестом, В. Г. Чертков предложил В. В. Плюснину заменить его. Но когда 24 января 1908 г. В. В. Плюснин с письмом от Черткова приехал к Толстому, Гусев был уже освобожден, и В. В. Плюснин, проживя недолгое время в Ясной поляне в занятиях по регистрации полученных Толстым за последние месяцы писем и в переписке «Круга чтения», уехал сначала в усадьбу А. Л. Толстой, а затем в Хабаровск, где в 1909 г. открыл народную столовую и народную библиотеку, в 1913 г. — детскую колонию. С 1925 г. состоит сотрудником настоящего издания; соредактор томов 67—69.

235. 9317. Поша — Павел Иванович Бирюков (1860—1931), друг, единомышленник и биограф Толстого. См. т. 50, прим. к записи Дневника от 14 декабря 1888 г.

236. 9321. Начал писать статью. — Речь идет о статье, названной Толстым сначала — «Всему бывает конец», а в окончательной редакции — «Закон насилия и закон любви». Предмет статьи — бедственность современной жизни, происходящая от насильнического общественного устройства, и указание путей изменения этого устройства. Начатая со второй половины января, статья писалась в течение февраля, марта, апреля и первой половины мая 1908 г.; возвращался к ней Толстой также в июне и августе того же года. Была напечатана в отрывках в газете «Киевские вести» 1909 г., №№ 47, 49 и 52 от 17, 19 и 22 февраля; полностью — в издании «Свободное слово» № 106, Christchurch 1909.

237. 9326. Кончил отделы. — «Отделами» Толстой называл предисловие к «Новому кругу чтения» («На каждый день»), излагавшее содержание всего произведения в последовательности отделов, его составлявших. См. прим. 155.

238. 947—9. рассуждения архиерея о том, чем упражнялся Бог до сотворения мира. — Эти рассуждения как курьез передал Толстому Н. Н. Гусев, прочитавший их, как ему помнится, в записках Порфирия Успенского, епископа Чигиринского (1804—1885): «Книга бытия моего», 8 томов, изд. Академии наук, 1894—1902.

31 января. Стр. 95—98.

239. 952. Начал исправлять стары[й] Кр[уг] Чт[ения]. — Исправление «старого» «Круга чтения», т. е. первого издания, выпущенного «Посредником» в 1906 — 1907 гг., было начато Толстым еще в августе 1907 г. (см. записи в «Карманном ежедневнике на 1907 год» от 17, 18 и 19 августа, стр. 209). Приехав в Москву в январе 1908 г., В. Г. Чертков устроил печатание второго издания «Круга чтения» т-вом И. Д. Сытина, ради чего Толстой еще раз просмотрел уже исправленный им печатный экземпляр первого издания и внес в него значительные исправления. Вскоре же начали поступать корректуры набора, которые Толстой вновь усердно прочитывал и исправлял. Издание было набрано и сверстано всё, но при жизни Толстого вышел в свет (в 1910 г.) только первый выпускЯнварь» — «Март»); три остальные выпуска появились лишь в 1912 г.

240. 956—7. Стах[ович] Мих[аил]. — Михаил Александрович Стахович (р. 8 января 1861 г., ум. 10 сентября 1923 г.) — друг семьи Толстых, сын старого знакомого Толстого Александра Александровича Стаховича и Ольги Павловны, рожд. Ушаковой, землевладелец Орловской губ., орловский губернский предводитель дворянства, член Государственного совета по выборам от земства. При Временном правительстве — финляндский генерал-губернатор, затем посол в Испании. Умер в белой эмиграции. См. т. 50.

241. 958—9. Детское излож[ение] Еванг[елияJ —самое простое и общедоступное изложение «Евангелия», сделанное Толстым в феврале — апреле 1907 г. для своих учеников. Было напечатано в 1908 г. в издании «Посредник» (№ 717) под заглавием: «Учение Христа, изложенное для детей».

242. 959—10. Мар[ьи] Александровн[ы] — М. А. Шмидт.

243. 9510—11. Написал….. Столыпину. — Второе письмо Толстого к премьер-министру и министру внутренних дел П. А. Столыпину было закончено им 28 января 1908 г. и касалось правительственных репрессий и политики насаждения и укрепления мелкой земельной собственности. Толстой указывал на бесплодность насильственной борьбы с революцией и на необходимость отмены земельной собственности. Столыпин не ответил Толстому на это письмо. В неполном виде письмо Толстого было напечатано в «Письмах Л. Н. Толстого», собранных П. А. Сергеенко, изд. «Книга», М. 1910, стр. 314—319; полностью — в Юбилейном сборнике «Лев Николаевич Толстой», под редакцией H. Н. Гусева, Гиз, 1929, стр. 93—96.

244. 9511. Задаго. — Зимако (Zimaco, а не Задаго, как в Дневнике) прислал Толстому из Франции письмо от 1 февраля (нового стиля) 1908 г., в котором выражал согласие с мыслями, выраженными Толстым в его письме от 27 декабря 1907 г. к Генриху Сенкевичу об угнетении поляков в Пруссии, напечатанном во французских газетах. Патриотизм, — писал Зимако, есть вредный предрассудок, вызывающий войны. Вопрос национальный разрешится только тогда, когда будет разрешен вопрос социальный. Социальный вопрос есть прежде всего вопрос экономический; он разрешится только тогда, когда люди станут коммунистами. Коммунизм же может осуществиться лишь при наличии взаимной любви людей друг к другу. В своем ответе Зимако, написанном 26 января, Толстой писал, что он рад общению с ним, как с человеком, близким по взглядам, и указывал, что он только в одном не сходится с Зимако: в признании социального вопроса прежде всего вопросом экономическим. «Социальный вопрос, — писал Толстой, — как вы говорите, или наступление Царствия Божия, как вы подразумеваете и как я понимаю, гораздо шире этого. Экономическая проблема — лишь маленькая часть дуги окружности. Сюда же относится взаимоотношение полов, воспитание детей, отношение к преступникам, к сумасшедшим, к животным и целый ряд личных поступков, которые не входят в экономическую проблему и которые являются самыми важными для человечества. Все эти вопросы не решаются путем разрешения экономической проблемы. И решение этих вопросов и всех вообще вопросов, могущих возникнуть у человека, не входит в область экономических законов, но входит в область духовную». — На письмо Толстого Зимако не ответил.

245. 9516—17 иногда….. видеть меня. — Имеется в виду 16 стих 16 главы Евангелия от Иоанна, где сказано: «Вскоре вы не увидите меня, и опять вскоре увидите меня».

246. 9713. Бюлова. — Бернгард Бюлов (р. 1849 г.) — германский политический деятель, с 1900 по 1909 г. имперский канцлер и прусский министр-президент. «В течение всей своей карьеры Бюлов представлял собой чрезвычайно ловкого и угодливого придворного, прекрасно умевшего обходиться и с императором, и с ближайшими любимцами последнего, и с главными партиями германского рейхстага» (П. Преображенский в статье

Скачать:TXTPDF

непостоянный» (Паскаль, «Мысли о религии». Перевод с французского С. Долгова, изд. второе, М. 1902, стр. 39—40). 230. 9129—30. «мне говорят..... здоровь[ю])».—Толстой имел в виду статейку «О религии», подписанную NN и