Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

«Бюлов» — «Большая советская энциклопедия», т. 8). В империалистическую войну был назначен послом в Италию. По окончании войны отошел от политической деятельности.

247. 9714. Рокфелера. — Джон Рокфеллер (1839—1937) — американский миллиардер, глава крупнейшего в мире нефтяного промышленного синдиката.

248. 9734. Читал Schaw. — Бернард Шоу (Shaw, а не Schaw, как у Толстого) (р. 1856 г.) — современный английский писатель. Толстой впервые читал Б. Шоу в январе 1907 г. (См. запись в «Карманном ежедневнике на 1907 год» от 12 января и прим. 19). В Яснополянской библиотеке имеются следующие книги Б. Шоу, вышедшие в 1907 — 1908 гг.: 1) «John Bull’s Other Island and Major Barbara: also How He Lied to Her Husband»; 2) «The Sanity of Art: an Exposure of the Current Nonsense about Artists being Degenerate». В первой из этих книг имеются пометки Толстого. Кроме того, 9 марта 1908 г. Толстой читал книгу Б. Шоу: «The Impossibilities of Anarchism» [«Невозможность анархизма»] (см. Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 108).

9 февраля. Стр. 98—103.

249. 9826. Был Буткевич. — Анатолий Степанович Буткевич (р. 7 ноября 1859 г.) — единомышленник Толстого. Будучи студентом Московского университета, в 1881 г. был выслан административно в Тобольскую губ. По возвращении из ссылки в 1886 г. посетил Толстого и целиком воспринял его взгляды. Поселившись на хуторе в Крапивенском уезде, посвятил себя пчеловодству и сделался крупным специалистом в этой области. Имеет ряд трудов по своей специальности: «Самоучитель пчеловодства», изд. «Деревенская жизнь и крестьянское хозяйство», М. 1905 и последнее вновь пересмотренное и дополненное издание Кооперативного издательства «Жизнь и знание», М. 1931, «Систематическая энциклопедия пчеловодства», Тула, 1928—1929 и др. См. т. 50.

250. 9826. с юнош[ей] учителем. — «Юноша учитель», приезжавший к Толстому с А. С. Буткевичем, — Кондратий Федорович Коношевич (р. 20 сентября 1886 г.). Сын крестьянина с. Орловки, Нежинского у., Черниговской губ., К. Ф. Коношевич окончил Черниговское трехклассное училище, после чего сдал экзамен на звание сельского учителя и в 1905 г. был назначен учителем в село Подлинное, Конотопского у., Черниговской губ. Здесь принял участие в революционном движении, разъезжал по селам и произносил агитационные речи. 15 декабря 1905 г. приехавшим отрядом казаков, драгун и полиции был арестован во время занятий в школе и так же, как двенадцать арестованных крестьян, был привязан арканом к седлам лошадей, которых казаки погнали во всю, и все привязанные волочились по земле. В передышки для лошадей арестованных избивали нагайками, шашками, прикладами, кулаками. Избитых отвезли в Конотопскую тюрьму, где Коношевич просидел четыре с половиной месяца, после чего был выслан под надзор полиции в гор. Ромны Полтавской губ. Здесь познакомился с книгами Толстого и воспринял его взгляды. Уехав без разрешения на родину к отцу, был здесь вторично арестован и два месяца просидел в Нежинской тюрьме. С 1908 по 1920 г. работал в качестве рабочего в Туле, у А. С. Буткевича, в толстовской колонии Н. А. Шеермана в Екатеринославской губ., у единомышленника Толстого М. В. Булыгина в его имении Хатунка, на Кавказе, в Севастополе, в Ставропольской губ., в толстовской детской колонии Опалиха под Москвой. В 1920—1930 гг. работал в пчеловодной артели в Ясной поляне, где организовал пасеку, перешедшую в 1930 г. в ведение Опытной пчеловодной станции.

251. 9832. Письмо от Гр. Петрова. — Григорий Спиридонович Петров (1867—1925) — либеральный священник, популярный писатель, автор многих брошюр на тему о «правде божией» и «царствии божием на земле», как, например, «Евангелие как основа жизни» (выдержало несколько изданий), «По стопам Христа» и др. Редактор журнала «Друг трезвости» (1900—1901 гг.) и газеты «Правда божия» (1906 г.), приостановленной московской администрацией. В 1907 г. был избран членом Второй государственной думы, но вскоре по постановлению духовных властей был водворен «на покаяние» в Коневский монастырь. В 1908 г. напечатал «Письмо митрополиту Антонию», с изложением своих религиозных воззрений, после чего был лишен сана и сделался профессиональным журналистом. В войну 1914—1917 гг. был военным корреспондентом газеты «Русское слово»; корреспонденции его были проникнуты патриотическим духом и призывали к войне «до победного конца». При Советской власти — эмигрант. — Писания Петрова не удовлетворяли Толстого, находившего их недоговоренными и половинчатыми; он говорил, что Петров «не из нутра пишет», и удивлялся, что Петров, при своем понимании христианства, всё-таки «обедни служит». — О своем желании посетить Ясную поляну Петров написал Толстому 2 февраля 1908 г. следующее письмо: «Дорогой и глубокочтимый Лев Николаевич! Видел я недавно Бирюкова и П. А. Сергеенко. Они говорили мне, что Вам понравилось мое письмо о синодальной церкви. Мне это очень дорого. Что будет со мною дальше, не знаю. Говорят, меня будут еще судить за письмо. Это было бы хорошо. Только тогда посадят или вышлют куда-нибудь, а мне очень хотелось бы повидать Вас. Не позволите ли посетить Вас около 10-го февраля. Я не буду надоедать и не отниму Вашего рабочего времени… Вам и Вашей семье искренние лучшие пожелания. Глубоко преданный Вам Г. Петров». Отвечала Г. С. Петрову по просьбе мужа С. А. Толстая 15 февраля. Он приехал в Ясную поляну 24 февраля, а уехал 26-го. Толстой, после разговора с Петровым, не увидел в нем близкого себе человека, и уже 25 февраля сказал Н. Н. Гусеву, что «Петров — не христианин». (Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 101.) Вернувшись из Ясной поляны, Петров написал фельетон «У Л. Н. Толстого», который, за подписью Г. Курбский, был напечатан в «Русском слове» 1908 г. № 62 от 14 марта. Здесь Петров писал: «Основная мысль всего «Круга чтения» всё та же обычная толстовская: внутреннее самоусовершенствование, и только одно оно. Внешние условия жизни, их ужас и неправда, как бы не существуют для автора «Круга чтения»… Он выхватывает личность человека из общества и государства и совершенствует ее, а совершенствование общества как-то проскальзывает между рук. Чувствуется оторванность от жизни, замкнутость в себе. Это — в измененном виде пустынное монашество… По существу это — дряблость характера, слабоволие, духовная трусость, боязнь жизни… И Л. Толстой, как ни великий гений, но это гений старой, отживающей России. Гений России рабской, России крепостнической, России опекаемой».

Толстой был огорчен обнаружившимся в этом фельетоне полным непониманием Петровым его взглядов, о чем он 15 марта 1908 г. в следующих выражениях говорил Н. Н. Гусеву: «А каков наш посетитель-то?… Нежелание не только войти в душу человека, но даже быть добросовестным перед собой, перед своей совестью… Он — революционер, и все, кто не согласен с ним, ничего не значат…» (Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 114).

252. 9910—11. для задуманного воззвания. — Отдельного «Воззвания» Толстой не написал, но написал в форме воззвания гл. XVIII и XIX статьи «Закон насилия и закон любви», куда вошли и мысли, записанные в этом месте Дневника (а также ниже, см. мысль 5 на то же число, стр. 99).

253. 1017—14. «Истинная добродетель….. оно не мы». — Приводимая Толстым мысль Паскаля находится в §XLIX главы XVII второй части его «Pensées «[«Мыслей»] и в точном переводе гласит так:

«Истинная и единственная добродетель состоит в том, чтобы ненавидеть себя — ибо человек достоин ненависти за свою похоть — и искать Существа, истинно достойного любви, чтобы любить Его. Но раз мы не можем любить того, что вне нас, то нужно любить существо, которое находится в нас самих, но которое не то, что мы сами; это и есть «истинное» в каждом из людей. А таково лишь Существо Всеобъемлющее. Царство Божие — в нас; всеобщее благо — в нас, но это не мы» (Блез Паскаль, «Мысли о религии»). Перевод с французского П. Д. Первова, изд. второе, М. 1899, стр. 233—234).

254. 10311. Собака удивляется на фонограф. — Томас Эдисон в ноябре 1907 г. послал Толстому в подарок фонограф для диктования писем. Аппарат был получен в Ясной поляне 4 января 1908 г. Когда однажды вечером фонограф завели в зале, и раздались его особенные звуки, комнатная собака (пудель) начала, смотря в упор на фонограф, громко на него лаять. Толстой тогда же обратил внимание на этот случай и объяснил его тем, что собака видит в фонографе особое существо.

19 февраля. Стр. 105—107.

255. 10512. как говорил еще Иоанн. — Имеется в виду евангельское повествование о проповеди Иоанна Крестителя (Евангелие от Матфея, гл. 3; от Марка, гл. 1; от Луки, гл. 3). Словом: «одумайтесь» Толстой переводил греческий глагол μετανοεἷτε, переведенный в Евангелиях словом «покайтесь» (Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 2).

23 февраля. Стр. 108.

256. 10815. Анночке — внучке Толстого Анне Ильинишне Толстой, по первому мужу Хольмберг, по второму — Поповой. См. прим. 460.

10 марта. Стр. 109—110.

257. 10914—15 Затея[ли] юбилей. — 28 августа 1908 г. Толстому исполнялось восемьдесят лет. Для ознаменования этого события в Петербурге образовался «Комитет почина», председателем которого был проф. М. М. Ковалевский, товарищами председателя — В. Г. Короленко и И. Е. Репин, секретарем — М. А. Стахович. В комитет вошли многие писатели и общественные деятели, как-то: Л. Андреев, К. К. Арсеньев, П. Д. Боборыкин, Вал. Брюсов, И. А. Бунин, П. И. Вейнберг, С. А. Венгеров, И. В. Гессен, А. К. Глазунов, Ф. А. Головин, Н. В. Давыдов, H. Н. Златовратский, А. А. Измайлов, Н. А. Котляревский, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. И. Немирович-Данченко, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Г. С. Петров, А. А. Потехин, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Родичев, М. М. Стасюлевич, П. Б. Струве, А. И. Сумбатов (Южин), E. Н. Трубецкой, Н. А. Хомяков, А. А. Шахматов и др. В комитет были приглашены и представители периодической печати, образовавшие временное бюро. Бюро печати обратилось к представителям московской и провинциальной прессы с предложением прислать своих делегатов на собрания комитета для обсуждения вопроса об участии периодической печати в чествовании 80-летия Толстого. Заседание представителей печати состоялось 23 февраля; явилось сорок делегатов. Был намечен план чествования, и собрание поручило бюро созвать всероссийский съезд представителей печати для окончательного установления порядка чествования печатью юбилея Толстого.

Прогрессивная печать горячо откликнулась на призыв комитета и открыла как бы толстовскую рубрику. Почти ежедневно появлялись в печати всевозможные сведения, проекты и беседы о 80-летии Толстого. «Толстовский юбилей», «Национальный праздник», «Грандиозное торжество» так и пестрели в газетах. Предполагалось,

Скачать:TXTPDF

«Бюлов» — «Большая советская энциклопедия», т. 8). В империалистическую войну был назначен послом в Италию. По окончании войны отошел от политической деятельности. 247. 9714. Рокфелера. — Джон Рокфеллер (1839—1937) —