Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

великая просьба. Сделайте, что можете, чтоб отменить этот юбилей и освободить меня. Навеки вам буду очень, очень благодарен»…

«Великий художник отменяет не только самое заслуженное, но и самое внушительное чествование, всеми восторженно предпринятое.

«Привет и поклонение целого мира не утешат великой души мудрого старца, если они могут привести к раздражению, злобе и оскорбленному чувству других людей.

«Он сам — свой высший суд.

«Его решению благоговейно подчиняется всякий чуткий человек, и комитет почина и бюро печати считают долгом прекратить свою деятельность».

268. 1116—7. Саша выписывает из книжечек. — Толстой поручил дочери Александре Львовне переписать на машинке записанные им в записную книжку мысли и вложить их в его Дневник, что и было ею исполнено. Мы печатаем эти вложенные в Дневник листы в тексте Дневника: см. стр. 111—115.

23 марта. Стр. 112—114.

269. 11223. Прежде, чем был Авраам, я есмь. — Текст взят из Евангелия от Иоанна гл. 8, ст. 58.

25 марта. Стр. 114—115.

270. 1157. на Cep[еже]. — «Сережа» — старший сын Толстого Сергей Львович.

10 апреля. Стр. 115.

271. 11513. Были сыновья. — 31 марта 1908 г. в Ясную поляну приехал Илья Львович Толстой, 4 апреля — Лев Львович, 9 апреля — Михаил Львович.

272. 11518. пишу статью. — Подразумевается статья: «Закон насилия и закон любви».

19 апреля. Стр. 116.

273. 11610. Был Семенов. — Леонид Дмитриевич Семенов (р. 19 ноября 1880 г.; ум. 13 декабря 1917 г.) — внук сенатора и вице-председателя Русского географического общества П. П. Семенова-Тяньшанского, сын помещика и действительного статского советника. Кончил историко-филологический факультет петербургского университета; в 1905 г. выпустил «Собрание стихотворений» (изд. «Содружество»), о котором Ник. Поярков в книге «Поэты наших дней» (М. 1907 г., стр. 131) писал: «Если приклеивать ярлык, молодого поэта можно причислить к той школе, во главе которой стоят Андрей Белый и Ал. Блок. Мистический налет, искание бога, жажда озарений — вот штрихи, бегло набрасывающие схему этой школы». Писал стихи и статьи о театре в журнале «Новый путь»; там же (1903 г. № 5) была напечатана его драма «Около тайны». В 1906 г. Л. Д. Семенов увлекся революционным настроением и ходил по деревням с революционной агитацией, в то же время стараясь удерживать крестьян от разгромов имений. Его арестовали, он бежал, его поймали и сильно избили. Сидя в течение года в тюрьме, Л. Д. Семенов стал читать Евангелие и проникся религиозным настроением. По выходе из тюрьмы сблизился с А. М. Добролюбовым и воспринял его миросозерцание. Средства к существованию стал добывать физическим трудом, поселившись работником у крестьянина в деревне Гремячка, Рязанской губ., Данковского уезда вблизи имения своих родных. В Ясной поляне был впервые 22 июня 1907 г.; произвел на Толстого впечатление очень близкого ему человека («я больше, чем желаю любить всякого человека, полюбил вас», писал ему Толстой 8 августа 1907 г.). Приехав в Ясную поляну вторично 14 апреля 1908 г., Л. Д. Семенов привез Толстому свой рассказ «Отрывки» (о смертной казни), который очень растрогал Толстого (за исключением начала) и который Толстой отправил с своим письмом в «Вестник Европы», где он и был напечатан в № 8 за 1908 г. О впечатлении, произведенном на Толстого этим рассказом Л. Д. Семенова, см. H. Н. Гусев «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1928, стр. 154—155. С самого начала своего знакомства с Толстым Л. Д. Семенов не прерывал с ним, хотя и не частой, но серьезной и задушевной переписки (письма Толстого к Л. Д. Семенову, с инициалами адресата: Л. С., напечатаны в «Письмах Л. Н. Толстого», собранных и редактированных П. А. Сергеенко, т. второй, изд. «Книга», М. 1911). Л. Д. Семенов много общался с сектантами — скопцами, хлыстами, бегунами в губерниях Симбирской, Калужской, Орловской; особенно сблизился он с хлыстами, которых считал наиболее близкими к духовному пониманию учения Христа. В 1908 г. Л. Д. Семенов, чтобы «смирить свой дух», проработал несколько месяцев в шахтах. Ползая на четвереньках, по колени в воде, он толкал в подземных галлереях вагонетки с углем. От военной службы Л. Д. Семенов отказался в 1908 г., однако его оставляли в покое до октября 1910 г., когда возникло жандармское дело о нем и его пропаганде. В марте 1911 г. Семенова арестовали и, несмотря на его отказ, определили солдатом в Оровайский полк и в течение двух лет пересылали с места на место: из одной казармы в другую, в лазарет, на гауптвахту, в дом умалишенных и т. д. 60 суток Л. Д. Семенов просидел в карцере, из них 45 на хлебе и воде. В 1913 г. был отправлен в Казанскую окружную лечебницу, где его признали душевно больным и неспособным к военной службе. Последние годы жизни вернулся к православию; жил в небольшой общине единоверцев в деревне Гремячке, где был убит бандитами. Л. Д. Семенову принадлежит еще: «У порога неизбежности. Листки» — «Альманах издательства Шиповник», книга 8, Спб. 1909, стр. 7—48. О Л. Д. Семенове см.: Ю. Якубовский, «Л. Н. Толстой и его друзья» — «Толстовский ежегодник 1913 года», изд. Общества Толстовского музея в С.-Петербурге и Толстовского общества в Москве, отдел «Воспоминания», стр. 39, 41—42; А. С. Пругавин, «Неприемлющие мира», изд. «Задруга», М. 1918, стр. 176—179; Н. Муравьев, «Богоискатель» — «Понедельник Власти народа» 1918, № 4 от 25 марта; С. Дурылин, «Бегун» — там же, № 5 от 1 апреля; Л. Днепрович, «Погибший правдописатель» — «Народное богатство» (Рязань) 1918, 2; Н. Одинокий, «Узоры жизни» — там же; В. Молочников, «Свет и тени» — «Толстой и о Толстом», сборник третий, изд. Толстовского музея, М. 1927, стр. 82—85; Валерий Брюсов, «Дневники», изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1927; В. Пяст, «Встречи», изд. «Федерация», М. 1929; Андрей Белый, «Начало века», Гихл, 1933.

28 апреля. Стр. 116.

274. 11613. Меня старательно лечат. — 12 апреля с Толстым произошел второй обморок, сопровождавшийся забывчивостью и большой слабостью. Хотя уже на другой день 13 апреля он ходил, а на следующий день ездил верхом, но так как вполне здоровье его не восстанавливалось, С. А. Толстая вызвала доктора Д. В. Никитина, который приехал 20 апреля, и В. А. Щуровского, приехавшего 21 апреля. В «Ежедневнике» С. А. Толстой 21 апреля 1908 г. записано: «Совещались доктора, слушали, расспрашивали Льва Николаевича. Обморок от переутомления; катарр прямой и толстой кишки, изжога нервная».

275. 11613. Был Щур[овский]. — Владимир Андреевич Щуровский (р. 1852 г.) — врач, ассистент при университетской клинике внутренних болезней в Москве. Лечил Толстого во время его крымской болезни в 1901—1902 гг.; был и при его последних днях в Астапове. См. т. 54.

276. 11613—15. Усердие не знает. — В записках Н. Н. Гусева «Два года с Л. Н. Толстым» (изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 138) имеется следующая запись от 22 апреля 1908 г. (Гусев тогда только-что вернулся в Ясную поляну после нескольких дней отсутствия): «Вчера приезжал ко Льву Николаевичу, по приглашению Софьи Андреевны, известный московский врач Щуровский. Лев Николаевич улыбаясь сказал мне про него:

— Лечили меня вчера… Он был мне скорее приятен… Исповедываться я еще могу, а причащаться — нет. (С исповедью Лев Николаевич сравнивал докторский осмотр, с причащением — принятие лекарств.) Он там иод прописал…»

277. 11615. Несколько дней, да и почти всегда нехорошо… — В «Ежедневнике» С. А. Толстой имеются следующие записи о здоровье Льва Николаевича. 25 апреля: «У Льва Николаевича сильное отделение геморроидальной крови». 26 апреля: «Лев Николаевич всё зябнет». 28 апреля: «[Лев Николаевич] гулял, но жалуется на слабость».

278. 11616. кажется, что кончил статью. — Имеется в виду статья «Закон насилия и закон любви». Однако Толстой продолжал работать над этой статьей еще некоторое время.

279. 11619—20. Вчера получил укорительное по пунктам письмо. — Толстой получил письмо от крестьянина с. Дедилова Богородицкого у. Тульской губ. Я. С. Фетисова, посетившего его 17 февраля 1908 г. и в то время жившего в Москве. В своем письме С. Я. Фетисов так формулировал те возражения, которые ему приходилось слышать против Толстого: «Одни говорят, что толстовство утопия, и утопия, отставшая от жизни. Другие говорят, что 1) толстовствотеория сытого человека, которому нет дела до житейской неурядицы. Сам Толстой живет припеваючи; говорит одно, а живет по другому. (С последним отчасти согласен и я.) Все эти возражения по существу, конечно, неважны. Но обидно и горько слышать, когда говорят, что 1) Толстой отдал землю не крестьянам, а жене; 2) говорит о свободном воспитании и образовании, а у яснополянских крестьян гнилая школа; 3) отрицает науку и искусство, а сам пользуется всем, что они дали; 4) говорит, что писательство пустяки, а сам пишет; 5) говорит, что все люди должны жить скромно, а сам живет в барском доме и по-барски; 6) других упрекает за праздность и роскошь, а на свою праздную и развращенную семью смотрит сквозь пальцы; 7) отвергает всякое правительство, а живет вместе с сыном, который служит земским начальником. И если он ссылается на Христа, то и жить должен по примеру Христа: Христос как учил жить других, так жил и сам и даже умер, не отказавшись от своего учения. Кроме того теория Толстого вообще никаких научных данных под собой не имеет. Она хочет изменить жизнь. людей, рассчитывая на их доброе желание. Но это утопия. Общественная же теория должна быть не утопична, а научна. Христианство существует 1900 лет, и жизнь от этого не улучшилась. Людей нужно не просить, а принудить к лучшей жизни. А чтобы знать, как лучше устроить жизнь, нужно изучать ее во всех проявлениях и на основании этого научного знания вводить новые начала и не просьбами, а кулаком». — Вот что говорят про толстовство люди образованные. И если бы вы, Лев; Николаевич, передали землю не жене, а крестьянам, то почти все эти возражения отпали бы сами собой. Теперь же, когда указывают на недочеты в вашей личной жизни, приходится ужасно мучиться».

На это письмо Толстой не ответил.

280. 11623 как вчера говорит Паскаль. — Слово «вчера» означает здесь: во вчерашнем дне «Мыслей мудрых людей на каждый день»; которые Толстой прочитывал ежедневно. На 27 апреля здесь помещена следующая мысль Паскаля: «Одни люди ищут блага во власти, другие в любознательности, в науках, третьи в наслаждениях. Эти три рода вожделений образовали три различных школы, и все философы следовали какой-либо из трех. Те же, которые более других приблизились к истинной философии, поняли, что

Скачать:TXTPDF

великая просьба. Сделайте, что можете, чтоб отменить этот юбилей и освободить меня. Навеки вам буду очень, очень благодарен»... «Великий художник отменяет не только самое заслуженное, но и самое внушительное чествование,