Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

«Новая Русь» 1908, 30 августа, 1 и 4 сентября (первые две статьи также в «Русских ведомостях» и «Русском слове» 29 и 31 августа); А. Хирьяков, «После юбилея» — «Речь» 1908, 4 сентября.

391. 15118. приезжий тяжелый юношабывший у Толстого 14 сентября 1908 г., нам неизвестен.

392. 15114. Сейча[с] придут тульские революционеры. — Четверо проживавших в Туле молодых людей, по взглядам примыкавших к партии социалистов-революционеров, через В. Г. Черткова были приглашены к Толстому побеседовать о революции, ее целях и путях. Беседа состоялась 14 сентября 1908 г.; при ней присутствовали В. Г. Чертков, С. Д. Николаев и H. Н. Гусев, которому и удалось записать беседу стенографически. Запись H. Н. Гусева была напечатана с значительными цензурными пропусками в его книге «Два года с Л. Н. Толстым», изд. «Посредник», М. 1912, стр. 196—207 и полностью в его же книге: «Лев Толстой против государства и церкви», изд. «Свободное слово», Берлин 1913, стр. 42—55.

Толстой отстаивал свою установившуюся точку зрения: что существующий насильнический строй может быть уничтожен лишь путем нравственного совершенствования людей, особенно трудового народа, который своим участием в правительственном насилии поддерживает эксплуатацию и угнетение. На другой день, 15 сентября, Толстой продиктовал письмо своим собеседникам, в котором кратко сформулировал отличие своих взглядов от революционных.

28 сентября. Стр. 151—152.

393. 15135. Two is company… — Английская поговорка: two is company, three is none (где двое, там третийлишний).

26 октября. Стр. 152—153.

394. 1528——9. Все занят Кр[угом] Чт[ения]. Хочу назвать: «Учение жизни». — «Новый круг чтения» в окончательной редакции получил название: «На каждый день. Учение о жизни, изложенное в изречениях».

395. 15211. Начал худож[ественное]. — Точными данными о том, какое именно художественное произведение начал тогда Толстой, мы не располагаем. Возможно, что это было произведение, изображающее революционеров, о котором Толстой думал на протяжении многих месяцев 1908 г.; возможно, что это — незаконченный рассказ «Роженица» (см. т. 37).

396. 15212—13. Начал….. письмо Сербке. — Толстой получил из Белграда от сербской женщины Анды М. Петробутевой письмо от 7 октября (нового стиля) с призывом поднять свой голос против только-что состоявшейся аннексии Боснии и Герцеговины к Австрии. Толстой ответил на это письмо 18 октября 1908 г., но затем, продолжая думать по вопросу, затронутому в письме, начал писать статью, законченную только 5 ноября 1908 г. В окончательной редакции статья была озаглавлена: «О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии» и была напечатана с цензурными пропусками в «Голосе Москвы» 1908 г. №№ 281—284 от 4—7 декабря и в «Русских ведомостях» и других газетах 7 декабря. Полностью — в 1917 г. в издании «Посредник» под заглавием: «Как освободиться народам от порабощения».

397. 15214—15. Получил вчера книгу от Китайца. — По Запискам Д. П. Маковицкого, Толстой получил от китайского писателя Ку-Хун-Мина (с которым он был в переписке в 1906 г.) две книги: 1) «The Universal Order or Conduct of Life. A Confucian Catechism» by Ku Hung Ming (M. A.) Shangai 1906. Printed at the Shangai Mercury; 2) «Great Learning (of Higher Education)». В настоящее время в Яснополянской библиотеке этих книг не имеется.

398. 15226. вчерашн[его] социалиста. — Этот посетитель Толстого неизвестен.

399. 15226—27. озлобленного христианина-крестъянина. — Толстой получил из Петербурга от крестьянина М. А. Антонова письмо от 17 октября 1908 г., в котором автор жестоко нападал на Толстого с точки зрения социализма. М. А. Антонов писал: «Борцы освободительного движения — социалисты — разрешают основные задачи жизни, доказывая, что прежде всего нужно, в целях общечеловеческого счастья, разрушить насильнический строй, противопоставив физической силе правительства физическую силу народа и, вырвав власть из рук кучки угнетателей, передать ее народу. Вы же разрешаете эту задачу совершенно иначе: «единственное средство избавления от насилия есть покорное без борьбы перенесение его» — говорите вы…. Социалисты говорят: русскому земледельческому народу нужно обладать землею, гражданскою свободою и всеми благами культуры, доступными теперь лишь богачам. А вы говорите: «Русскому земледельческому народу, огромному большинству, нужно только продолжать жить, как он живет теперь, земледельческой общинной жизнью, но только не участвовать в делах правительства и не повиноваться ему». Разница в воззрениях и средствах к спасению между социалистами и вами та, что социалисты в учении своем являются практиками жизни, активными борцами за благо людей, а вы — только отвлеченно рассуждаете о жизни и делаете выводы и заключения как идеалист, сытый и довольный, вполне обеспеченный непротивленец…. Да, Лев Николаевич, во всей системе вашего катехизиса есть один большой пробел, пустопорожнее место, которое разрушает эту систему в самом ее корне — это непрактическое отношение к условиям человеческой жизни. Для того чтобы строить жизнь людей на началах справедливости, нужно прежде всего иметь в виду, как самое основное, экономические условия и стараться создать их такими, чтобы при них не могло быть ни безработных, ни голодных. Голодному человеку что вы ни говорите: хотя ангельскими словами утешайте его, обещая через непротивление получить рай, он всегда способен или пасть до степени покорного идиота, предателя и негодяя, или выйти из себя, озвереть, изнасиловать вас и сожрать. Это — закон природы и в доказательствах не нуждается… Социалисты говорят: нужно взять силой, активной борьбой, ибо «в борьбе обретешь ты право свое». И у них это — не праздные слова, за это они идут умирать на баррикадах и на виселицах. Вы же, обзывая их за это «деспотами, удивительными по своему легкомыслию людьми», из кабинета Ясной поляны утверждаете, что не нужно борьбы, нужно только народу продолжать жить так, как он жил, и лишь не участвовать в делах правительства. Где же у вас выход? Как же, откуда же народ получит землю, и как исполнена будет вами заповедь любви по отношению к нему?.. На эти вопросы вы не отвечаете, может быть, потому, что вам истина всепокоряющего непротивленства кажется слишком ясною и всепокоряющею. Но в сущности у вас тут всё до того неясно, недоказательно, запутанно, до того сказано свысока и на сытый желудок, что становится обидно и досадно читать эти ваши слова. И опять тут выступает наружу ваше невнимательное или, вернее, непрактичное отношение к экономическим вопросам и внешним условиям человеческой жизни. Может быть, это происходит оттого, что вы, как человек вполне обеспеченный материально, от колыбели до сих пор не испытали всей горечи нужды, вы никогда не сидели у воды без хлеба, никогда тяжелые экономические условия не доводили вас до степени унижения своей личности, не угрожали вам и вашим детям вырождением и позором — и вы не понимаете самой существенной стороны человеческой жизни: всемогущества ее внешних условий. Везде, где только вы касаетесь этой стороны жизни, внешних условий ее, там вы теряете под собой почву, проповедь ваша делается туманною, неубедительною, вы впадаете в крайнее противоречие с самим собой… Правда ваша, что люди нравственно не подготовленные не могут установить гармонии жизни, так же как сырые дрова не могут загореться в печке, как их ни перекладывай. Но приготовить людей для гармонии жизни можно лишь при известных благоприятных внешних условиях, как и зажечь дрова, положив их наперед в такое место, где бы они просохли. Точно так же правы вы и в том, что советуете рабочему народу перестать служить правительству и не слушаться его, ибо указываете этим возможность занять в борьбе с несправедливым правительством позицию действительно неприступную. Но не правы опять-таки в том, что не принимаете в расчет того, что у рабочего народа нет съестных припасов, что, даже заняв эту неприступную позицию, они не долго продержались бы на ней — им угрожала бы голодная смерть… Социалисты прекрасно знают, что нужно прежде выработать канву, по которой уже потом можно-будет вышивать цветы разных идеалистических учений, в том числе и вашего, которое в существе и они считают добрым. Нет никакого резона ополчаться вам против них за то, что они не по вашему методу готовят почву; пути у вас различны, но цель — одна». Письмо заканчивается словами: «Я люблю вас, как человека, уважаю, как писателя, и поэтому уже считал себя обязанным быть о вами откровенным в своем письме».

Толстой не отвечал на это письмо.

400. 15227. великое слово Франциск[а] Ассизск[ого]. — О Франциске Ассизском и его поучении о том, в чем «радость совершенная», см. прим. 8.

30 октября. Стр. 154.

401. 15416. Ан[дрея] жена — вторая жена Андрея Львовича Толстого, Екатерина Васильевна Горяинова (по первому мужу Арцимович).

31 октября. Стр. 154—155.

402. 15426. Письмо от Индуса. — Письмо от индуса Tarakuatta Das (см. прим. 329), упоминаемое в записи Дневника от 31 октября 1908 г., в архиве Толстого не сохранилось.

403. 15426—27. Надо отвечать почти тоже — т. е. почти тоже, что было Толстым написано сербской женщине (см. прим. 396). Толстой начал писать индусу Tarakuatta Das 7 июня 1908 г. (см. прим. 329), но оставил это письмо и лишь после получения нового письма от Tarakuatta Das вновь вернулся к своему ответу на его первое письмо и приступил к его продолжению и переработке. Журнал «The Free Hindostan» [«Свободный Индостан»], издававшийся Tarakuatta Das в Северо-Американских Соединенных штатах и присланный им Толстому, ставил своей задачей агитацию за насильственное восстание индусов против власти англичан; девизом своим журнал ставил два положения: 1) «противодействие нападению не только справедливо, но и обязательно»; 2) «непротивление вредит одинаково и альтруизму и эгоизму». В своем ответе Толстой высказал свой взгляд на причины порабощения индийского народа англичанами и на средства освобождения от него. Письмо разрослось в большую статью, законченную только 14 декабря 1908 г. Было напечатано в выдержках под заглавием «Письмо к индусу» в газете «Киевские вести» 1909, № 103 от 19 апреля; полностью в «Сочинениях гр. Л. Н. Толстого», ч. двадцатая, изд. С. А. Толстой М. 1911, стр. 411—427.

15 ноября. Стр. 157—158.

404. 1583—5. не моя воля а как Ты. — Выражения: «Не моя воля да будет, но Твоя», «не то, что я хочу, а то, что Ты хочешь» — заимствованы из Евангелия от Матфея гл. 26, ст. 39—42 и от Марка гл. 14, ст. 35—36.

28 ноября. Стр. 158.

405. 15819. Вчера приехал Миша с женой. — Младший сын Толстого Михаил Львович (р. 20 декабря 1879 г.) и его жена Александра Владимировна, рожд. Глебова (р. 15 апреля 1880 г.). См. тт. 49 и 54.

406. 15819. и юношей Вяз[емским]. — Кн. Дмитрий Леонидович Вяземский (р. 1884 г., был убит 2 марта 1917 г., проезжая по улицам Петербурга вместе

Скачать:TXTPDF

«Новая Русь» 1908, 30 августа, 1 и 4 сентября (первые две статьи также в «Русских ведомостях» и «Русском слове» 29 и 31 августа); А. Хирьяков, «После юбилея» — «Речь» 1908,