Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

пользу написания этих книг Иоанном весьма недостаточными. Толстому в посланиях, приписываемых Иоанну, было особенно близко последовательно проведенное понимание «бога любви» («бог есть любовь», «бога никто нигде не видел; если мы любим друг друга, то бог в нас пребывает»).

18 декабря. Стр. 165—167.

419. 16526—27. Приехали Реп[ин] с Нордм[ан]. — Наталья Борисовна Нордман-Северова (ум. 17 июня 1914 г. на 52 году жизни от туберкулеза) — писательница, ближайший друг И. Е. Репина, автор книг и статей: «Эта», повесть, Спб. 1901; «Крест материнства», рассказ. Спб. 1904; «Возмутительно!» комедия-водевиль, Спб. 1906; «Новая жизнь», сцена, Спб. 1906; «Следует раскрепостить прислугу», Спб. 1908: «Интимные страницы», Спб. 1910; «Ласточка права», сцена, М. 1910; «Поваренная книга для голодающих», Спб. 1911; «Пионерка», шарж, М. 1912; «К идеалам», Спб. 1912, и др.; ряд статей о вегетарианстве и защите животных в журнале «Вегетарианское обозрение» 1911—1914 гг. В книге «Интимные страницы» напечатаны «Письма к друзьям» о посещении Ясной поляны в 1907 и 1908 гг. (стр. 77—140). См. Илья Репин, «Сестрица Наталья Борисовна» — «Вегетарианское обозрение» 1914, 6—7, стр. 204—209; Иос. Перпер, «Наталья Борисовна» — там же, стр. 209—213; К. Чуковский, «Памяти Нордман-Северовой» — «Речь» 1914, № 164 от 19 июня; некрологи в «Новом времени» от 19 июня, «Русском слове» от 20 июня 1914 г. и других газетах.

420. 16528—29. Написал очень озлобленное предисловие и не годящееся начало. — 14 декабря 1908 г. Толстой написал предисловие к новому своему рассказу «Убийцы» и начал самый рассказ. Рассказом он не удовлетворился тотчас же по его написании, что видно из пометки на рукописи: «Опять не то». В предисловии, которое Толстой называет в Дневнике «очень озлобленным», он писал о том чувстве «сострадания, стыда, недоумения, ужаса и — страшно сказать — негодования, доходящего иногда до ненависти», которое возбуждала в нем деятельность правительства. Предисловие это было напечатано в «Посмертных художественных произведениях» Л. Н. Толстого, изд. «Свободное слово», том III, Берлин 1912, стр. 249—250; самое же начало рассказа появляется впервые в нашем издании (т. 37).

421. 16530—31. получил письмо недоброе о том, что наживаюсь сочинениями. — Толстой получил письмо от крестьянина Ивана Степановича Грушевского, служившего в магазине швейных машин в гор. Боровичах Новгородской губ. В 1905 г. Грушевский за участие в революционной деятельности был арестован и девять месяцев просидел в тюрьме. Судом был оправдан, но состоял под надзором полиции. В письме от 15 декабря 1908 г. Грушевский писал: «Мне пришлось, сидя в тюрьме, прочесть Ваше «Воскресение». Оно мне дало такую отраду и прибавило силы переносить заключение. Я понял, какую глубину Вы таите в себе. Вы сердцевед и глубокий мыслитель. Мне хотелось бы познакомиться с другими Вашими произведениями, которые весь цивилизованный мир признал величайшими, но мои крайне ограниченные средства и семейное бедственное положение не дают мне располагать такими деньгами, чтобы купить Ваши произведения. Поэтому я обращаюсь к Вам: почему Вы, исписавший кипы бумаги, давший человечеству много великого, но не дали народу (я говорю о рабочих и крестьянах), среди которого Вы живете и творите? То великое народу недоступно по ценам. Скажу Вам прямо, что Вы пишете не для крестьян и рабочих, а пишете для состоятельной публики, у которой есть во всем достаток. Значит, Ваш труд не есть труд человека, дающего народу свои знания и поучения даром. Желающий купить Ваши творения должен затратить изрядную сумму денег. Свои творения Вы продаете на общественном рынке на вес золота. Вы тот же паразит, живущий за счет других. Вы видите страдание народа, слышите стоны голодающих. Но Вы сыты и имеете во всем достаток» (Письмо не опубликовано; хранится в Рукописном отделении Гос. Толстовского музея).

422. 16531—32. б[ыл] так слаб, что огорчился и отвечал (бросил письмо). — Письмо было разорвано и брошено в корзину. Из корзины его извлек Д. П. Маковицкий и сохранил в своих бумагах. Подлинник находится в Национальном музее в Праге; в Гос. Литературном музее в Москве имеется, фотокопия с него. Толстой писал:

«Г-н Ив. Грушевский.

Получил ваше нехорошее письмо и очень удивляюсь, что могло побудить вас оскорблять старого человека, не сделавшего вам ничего дурного, упрекая его за то, чего он никогда не делал. Все мои сочинения, в том числе и Воскресение, написанные с 1890 года [ошибка; должно быть: с 1881 г.], предоставлены бесплатно в пользование всех тех, кто хочет печатать их. — Только сочинения, писанные до этого времени и не заключающие, по моему мнению, ничего полезного, остались в собственности моих наследников.

Очень сожалею о том, что вы так легкомысленно судите о людях и без всякого повода стараетесь сделать им неприятное.

Лев Толстой.

17 Дек. 1908.

Просил бы вас не посылать мне ни газеты с статьею и ни писать мне».

27 декабря. Стр. 167—168.

423. 16720. Было много посетителей. — По «Ежедневнику» С. А. Толстой и по запискам Д. П. Маковицкого, в Ясную поляну между 19 и 26 декабря приезжали: двоюродные сестры С. Н. Толстой А. Д. Раевская и В. Д. Философова, А. Б. Гольденвейзер, Д. А. Кузминский, А. Л. Толстой с женой, теща М. Л. Толстого С. Н. Глебова, С. Л. Толстой с женой, сыном и его учителем, Христо Досев, Лев Рыжий (Л. В. Тонилов)

424. 16721. Занимался….. статьей о статье С[толыпи]на. — 20 декабря 1908 г. Толстой получил от студента физико-математического факультета Петербургского университета Л. А. Арсеньева письмо следующего содержания: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Посылаю вам статью А. С-на, напечатанную в «Новом Времени» 18 декабря, и очень прошу вас сообщить, что вы думаете о ней, а в особенности о словах Христа: утверждает ли он, что злословящий отца и мать подлежит смертной казни». При письме была приложена вырезка статьи А. Ст[олыпи]на «Заметки», помещенной в № 11772 «Нового времени» от 18 декабря 1908 г., в которой автор оправдывал смертную казнь словами Иисуса Христа в Евангелии от Марка (гл. 7, ст. 9—13). Статья Столыпина взволновала и возмутила Толстого; вызванные ею чувства и мысли он изложил в статье: «Христианство и смертная казнь», начатой 22 декабря 1908 г. и законченной 2 января 1909 г. Статья Толстого с цензурными пропусками была напечатана 23 февраля 1909 г. в либеральных газетах: «Новая Русь», «Наша газета» и др. Полностью впервые в издании И. Ладыжникова, Берлин, без обозначения года. Самому же Столыпину в тот же день, как прочел его статью, Толстой написал следующее письмо: «Александр Аркадьевич, прочел то, что вы написали 18 декабря. Стыдно, гадко. Пожалейте свою душу. Я любил вашего отца, и мне больно зa вас».

425. 16723—24. Написал….. 1) священнику. — Священник церкви села Мелешкова Подольской губ. Степан Козубовский прислал Толстому письмо от 16 декабря 1908 г., в котором писал: «Лев Николаевич! Я вижу и чувствую, что вы утопаете во мгле рокового заблуждения, — и собственными силами не в состоянии уже выбраться на светлую дорогу «подлинной» и вечной божией истины… Позвольте же мне, из чувства братской любви, протянуть вам руку помощи…. Да, Лев Николаевич, ваше учение во многом ложь и неправда!.. Не обижайтесь на меня, вспомните слова премудрого: «Обличи мудрого, и он возлюбит тебя».. Далее Козубовский возражал против отдельных пунктов религиозного учения Толстого, — главным образом, о понятии бога. В своем ответе Козубовскому, написанном 25 декабря, Толстой писал, что письмо Козубовского очень тронуло его, но верований его он принять не может.

426. 16724. 2) о священном писани[и]. — Житель гор. Пучежа, Костромской губ. Н. А. Муравьев 11 декабря 1908 г. обратился к Толстому с вопросом: «Как понимаете Вы и учите других людей понимать и объяснять такое явно противное всему учению Христа событие в его жизни, как изгнание торгующих в храме? Это мучительное противоречие в великом учении любви не может быть понято и объяснено ни моим умом, ни моим сердцем!» В ответе на это письмо, написанном 24 декабря, Толстой писал: «Одно из самых зловредных суеверий есть суеверие о том, что книги и мысли, выраженные в них, могут быть полным выражением непререкаемой истины…. Большая часть, едва ли не все злодейства и нарушения непосредственного человеческого чувства, ужаснейшие жестокости и нелепости нашей жизни, если поискать их источник, основаны на каком-либо ложном толковании признанных священными мест писания. И надо сказать, что не потому совершаются нелепости и злодейства в нашей жизни, что они основаны на ложном толковании мест писаний, признаваемых непогрешимыми, а признаются писания священными и непогрешимыми для того, чтобы из них можно было выводить те нелепости и безобразия, которые с уверенностью в своей правоте совершаются людьми нашего мира…. Надо знать и зная никогда не забывать того, что Евангелие очень хорошая книга, но составлена она разными лицами очень дурно, так что в этой книге рядом с величайшими, вечными, божескими истинами, открытыми Христом, находятся величайшие глупости и даже гадости. И нехорошо людям забывать, не хотеть знать важное, нужное, великое, а подчеркивать и отыскивать смысл в грубых ошибках; прибавках».

427. 16724—25. 3) о пространстве и времени. ― 24—26 декабря 1908 г. Толстой писал о пространстве и времени в ответ на письмо И. Сыпаялга. 27 декабря 1908 г Толстой продиктовал В. Г. Черткову письмо английскому писателю White, приславшему ему свою книгу (название ее неизвестно), в котором писал: «Понятие бесконечности как времени, так и пространства, само в себе не имеет никакого реального объективного значения, вследствие неизбежно присоединяемого к этим понятиям признака или свойства бесконечности. Для меня метафизическая основа всего есть сознание отделенности каждого из нас. Мы сознаем себя отделенными проявлениями Бога. Для того же, чтобы сознавать себя и Богом, и отделенным от Него, т. е. ограниченным, необходимы понятия пространства, наполненного веществом, и времени с неперестающим движением. Кант и немецкие философы выражают это тем, что пространство и время суть неизбежные формы нашего мышления». Письмо к Уайту в переводе на английский язык было подписано Толстым 12 января 1909 г.

428. 1689. встретил меня юноша. — О посещении «юноши» (фамилия его неизвестна) 26 декабря 1908 г. в дневнике Д. П. Маковицкого записано: «Утром был трогательный 19-летний юноша из Москвы. Как начал говорить со Львом Николаевичем, так заплакал и долго не мог продолжать. Лев Николаевич дал ему книг и направил его к H. Н. Гусеву, так как он ехал в Рязань». У Гусева «юноша» не был.

429. 16814. Приехали петерб[ургские] студенты с адресом. — 27 декабря 1908 г. в половине 2-го к Толстому приехала депутация студентов Петербургского университета, доставившая ему приветственный адрес по случаю его 80-летия. Делегация

Скачать:TXTPDF

пользу написания этих книг Иоанном весьма недостаточными. Толстому в посланиях, приписываемых Иоанну, было особенно близко последовательно проведенное понимание «бога любви» («бог есть любовь», «бога никто нигде не видел; если мы