Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

русского народа». Имел намерение поступить в монастырь. Судя по запискам Д. П. Маковицкого, беседовал с Толстым почти исключительно на религиозные темы. Д. П. Маковицкому казалось, что В. В. Энгельгардт произвел на Толстого впечатление не вполне нормального человека.

18 января. Стр. 180.

506. 1808. Ив[ан] Ив[анович] — И. И. Горбунов-Посадов.

507. 1808—9. Искушение от Левы. — Под словами: «Искушение от Левы» следует разуметь статью Льва Львовича Толстого: «Отрицание или самосовершенствование?», напечатанную в №№ 17 и 19 «Голоса Москвы» от 16 и 18 января 1907 г. и направленную против взглядов отца. В этой статье Л. Л. Толстой писал: «В глубине души отец мой, может быть, всегда за земную власть, но, пойдя по пути проповедника своего антиправительственного христианства, таил это свое убеждение в глубине души и только стариком, в тяжелую минуту волнения, высказал его вновь, как, может быть, выражал в юности.

«К чему же сводятся при таком взгляде на власть все сочинения отца, в которых он отрицает власть, в которых горячо и многословно призывает людей к неповиновению властям и правительствам?

«Мне кажется, что все эти сочинения теряют после этого большую долю своего значения. Мы видим, что они не выражают истинных взглядов их автора, а только пытаются доказать известные мысли и положения, часто очень бездоказательно и слабо. Невольно вспоминается при этом последнее предсмертное письмо Тургенева к моему отцу, в котором он умоляет его вернуться к художественной работе и оставить религиозно-социальную проповедь. Не был ли забытый у нас на время Тургенев глубоко прав?…

«Отрицание материального, внешнего устройства людей и нежелание считаться с этим устройством есть ахиллесова пята всех теорий Льва Николаевича…

«Как Руссо был подготовителем французской революции, так Толстой был зажигателем русской. Тот и другой были врагами существовавших государственных и общественных организаций своего, да и всякого времени; тот и другой проповедывали возвращение к лучшей жизни и лучшим, по их мнению, более естественным общественным формам ее, через отрицание власти. Но оба эти мыслителя одинаково не дали ничего практически положительного для совершенствования настоящего человеческого общественного строя, и оба одинаково заблуждались, или, лучше сказать, шли слишком далеко в своих утопиях и идеалах, не считаясь с внешней материальной стороной жизни людей, с их несовершенством и грехами…

«Отрицание земной власти ведет непременно к отрицанию жизни, к хаосу на земле, и потому-то отрицательная проповедь Льва Николаевича имела в России пагубное влияние.

«Это влияние распространилось на всю широкую русскую жизнь, проникло во все ее углы и сферы и заразило массы» В войско, в суд, в народную жизнь, в науку, в стены учебных заведений, в самую правительственную машину, всюду оно внесло о собой зерно сомнения и пошатнуло этим сомнением весь государственный строй»…

Толстой в то время еще не читал статьи сына, которую прочел позднее.

Думаем так потому, что в письме от 31 января 1907 г. Г. Бычкову на его вопрос об этой статье он отвечал: «Статьи Л. Л. Толстого я не читал и потому отвечать на то, что там написано, не могу». Полагаем, что с содержанием статьи Л. Л. Толстого Льва Николаевича познакомили приехавшие 18 января И. И. Горбунов-Посадов или Сергей Львович Толстой.

19 января. Стр. 180.

508. 18014. Таня — Татьяна Львовна Сухотина.

509. 18014. девочкадочь Т. Л. Сухотиной, Татьяна Михайловна Сухотина.

510. 18014. поправились. — Т. Л. Сухотина и ее дочь были больны инфлуэнцей.

20 января. Стр. 180.

511. 18017. Астрономы. — 20 января 1907 г. Ясную поляну посетили словенский астроном Милан П. Стефаник и адъюнкт-астроном Пулковской обсерватории Алексей Павлович Ганский (1870—1908).

512. 18017—18. несчастный крестьянин поэт — посетивший Толстого 20 января 1907 г., нам неизвестен.

21 января. Стр. 180.

513. 18021. Ездил в Ясенк[и]. — Ясенки — почтовое отделение в пяти верстах от Ясной поляны. Часть корреспонденции на имя Толстого проходила через это отделение. Правильно за получением почты в Ясенки от Толстых не ездили; ясенковская почта получалась обычно раз в неделю — по большей части самим Львом Николаевичем, ездившим туда верхом.

514. 18021. б[ыл] Булыгин. — О Михаиле Васильевиче Булыгине см. прим. 200.

22 января. Стр. 180.

515. 18023. Приехала Вагнер. — Екатерина Дмитриевна Вагнер (рожд. Былим- Колосовская) — народная учительница, очень преданная своему делу. Некоторое время была учительницей у духоборов. В последние годы своей жизни была воспитательницей в детском доме в усадьбе В. Г. Черткова Лизиновке, Воронежской губ., где была убита бандитами в 1918 г. С Толстым увидалась впервые 22 декабря 1891 г. в Бегичевке, Рязанской губ., где Толстой организовал помощь голодающему населению. См. т. 52, прим. к записи Дневника от 23 декабря 1891 г.

14 августа 1908 г. Е. Д. Вагнер, жившая тогда в Гренобле (Франция), прочитав статью Толстого против смертных казней («Не могу молчать»), писала ему: «Со слезами счастья прочла я Ваши, дорогой, любимый Лев Николаевич, осуждения ужасам произвола, творящимся в России, высказанные Вами в «Je ne puis pius me taire, il faut que je parle». Это их сказать, эти слова приезжала я умолять полтора года тому назад».

516. 18024. Куртыш. — Об Иване Марковиче Куртыше, отказавшемся от военной службы в 1906 г., см. прим. 196. Толстой узнал о нем впервые из письма И. Ф. Наживина в сентябре 1906 г. 21 января 1907 г. Толстой получил от И. Ф. Наживина новое письмо со сведениями о Куртыше. Наживин писал, что заключенный в тюрьму Куртыш сказал, что он не только не имеет злобы к своим начальникам за то, что они посадили его, но жалеет их и будет молиться, чтобы бог просветил их.

517. 18025. правовед. — Толстой получил письмо от городского судьи гор. Порхова, Псковской губ., Петра Александровича Парвова следующего содержания: «Ваше сиятельство высокочтимый учитель Лев Николаевич. К стыду моему только с год тому назад я стал знакомиться с вашими сочинениями богословского характера и прозревать истину. Неотразимо глубокое впечатление произвела на меня: «В чем моя вера» и приведенное там учение. Много раз слышал я в церкви чтение Евангелия, причем включенные в него заповеди являлись для меня непонятными: я умилялся слышанием их безотчетно, не предполагая в них открытого вами столь стройного и разумного учения. Поклоняюсь вам за данную мне возможность нравственно перевоспитаться и умоляю дать совет по причине следующего сомнения.

«Я старый правовед, 46 лет, прослуживший более 25 лет, не удачно; был последние 2 года в отставке по болезни; по выздоровлении искал службы, в которой нуждался, имея жену и 3 детей, и наконец в июне месяце я получил благодаря товариществу с министром юстиции — должность городского судьи в г. Порхове, Псковской губ. По толкованию заповеди «не судите» занятие это нехорошее, а по дефектам правоведческого образования — более ни к чему не способен. Жалованье же это нужно для прокорма. Как мне сойти с этого распутья и как мне вести это дело в чисто христианском духе? Можно ли быть судьею — не мстителем за зло (хотя невозможно всё оставлять безнаказанным), а по возможности миротворцем и защитником, и оправдает ли такой порядок деятельности это отступление от заповеди Христа? Простите, высокоуважаемый старший брат мой, за причиняемое мною вам беспокойство, но, если признаете возможным, то не откажите наставить меня».

518. 18025. Каменев. — Толстой получил следующее письмо от 19 января 1907 г. от тульского психиатра Н. П. Каменева: «Глубокоуважаемый граф Лев Николаевич! Позвольте покорнейше просить вас принять прилагаемый при сем экземпляр моей записки об устройстве в казенном лесу близ Ясной поляны лечебно-трудового убежища для нервно-больных. Мой скромный труд навеян незабвенной встречей с вами летом 1905 года в Петелине. Я был бы крайне обрадован, если бы вы нашли возможным ознакомиться с этими двумя статейками и сообщить мне свое об них мнение.

«Я был бы несказанно счастлив, если бы вы своим авторитетным словом оказали содействие осуществлению общественно-оздоровительного убежища для падающих духом и расслабленных мыслью.

«С искренним и непоколебимо глубоким к вам почтением и преданностью Н. Каменев».

Автор письма — врач психиатр Николай Петрович Каменев (р. 27 ноября 1857 г.), с 1895 по 1918 г. — директор психиатрической больницы Тульского губернского земства. В 1903 г. организовал в дер. Петелино, близ Тулы, психиатрическую колонию на шестьсот больных. Автор ряда статей по своей специальности. При письме Каменев приложил свой проект устройства Яснополянского трудового убежища для душевнобольных, в котором писал: «Поучительная жизнь и творения всемирно известного гениального художника литературы и религиозно-жизненной философии представляют здесь столь величавое сочетание первобытности, истории и высоты духа, что на целый ряд будущих веков Яснополянское психиатрическое убежище даст свои лечебные сокровища на укрепление душевных сил». Проект осуществления не получил.

23 января. Стр. 180.

519. 18028. Борюсь с мыслями о Леве. — См. прим. 507.

26 января. Стр. 181.

520. 18113—14. огорчился Метерлинком. — См. прим. 144.

521. 18115. Умер Русанов. — Гавриил Андреевич Русанов (р. 1845 г.) — друг и единомышленник Толстого, помещик Землянского у., Воронежской губ., бывший член окружного суда в Острогожске, затем в Харькове. Познакомился с Толстым в 1883 г. и до самой смерти состоял с ним в деятельной и задушевной переписке. Последние годы жизни был разбит параличом; умер 18 января 1907 г. См. т. 50, прим. к записи Дневника от 12 марта 1889 г.

27 января. Стр. 181.

522. 18118. Был Николаев.— О Сергее Дмитриевиче Николаеве см. прим. 78.

28 января. Стр. 181.

523. 18121—22. Читал браминскую книгу. — Имеется в виду книга: Baba Premânand Bharati, «Shree Krishna. The Lord of Love», New York 1904.

29 января. Стр. 181.

524. 18124. Во сне видел издание журнал[а] нравственного. — Подробнее об этом сне см. в записи Дневника от 13 февраля 1907 г., стр. 15.

525. 18126. Прекрасная история Кришны. — Речь идет об упомянутой выше (см. прим. 523) книге Баба Премананд Бхарати.

30 января. Стр. 181.

526. 18128. Написал 15 писем. — 30 января 1907 г. Толстой написал письма следующим лицам: 1) А. М. Бодянскому о переселении к духоборам, 2) единомышленнику В. А. Лебрену о своей жизни и своих работах, 3) духобору И. Мульченко о жизни духоборов, 4) отказавшемуся от военной службы Е. И. Слободянику, 5) Ю. Третьякову о перемене жизни, 6) П. Ф. Буклеевой о занятиях с детьми, 7) А. Т. Рыбке по его личному вопросу, 8) иеромонаху Иоанну о церкви, 9) Н. П. Каменеву об его проекте устройства вблизи Ясной поляны лечебно-трудового убежища для нервно-больных, 10) А. П. Сергеенко о получении от него письма и газетных вырезок, 11) П. А. Парвову об учении Христа в приложении его к жизни, 12) А. К. Чертковой личного содержания, 13—15)

Скачать:TXTPDF

русского народа». Имел намерение поступить в монастырь. Судя по запискам Д. П. Маковицкого, беседовал с Толстым почти исключительно на религиозные темы. Д. П. Маковицкому казалось, что В. В. Энгельгардт произвел