Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 56. Дневник, записные книжки и отдельные записи, 1907-1908 гг.

пьесе, — писал рецензент, — заключается, конечно, в глубоко волнующем наше общество сюжете и затем в искренности таланта автора, сумевшего задеть наиболее чувствительные струны… Секрет успеха автора — в его художественной правдивости… Л. Л. Толстой, видимо, задался мыслью обрисовать наиболее типичные характеры нашей деревни. Это ему почти удалось». Собственные воззрения автора выражены в словах управляющего, немца Густава Федоровича: «Вам нужны три вещи: просвещение, закон и любовь к родине».

Толстой не признавал художественного дарования в своем сыне и считал его «черносотенцем» (устный отзыв Н. Н. Гусеву).

20 марта. Стр. 187.

597. 18728. Саша приехала. — А. Л. Толстая 18 марта 1907 г. уехала в Москву.

598. 18729. Матрос из Севаст[ополя]. — Личность «матроса из Севастополя», посетившего Толстого 20 марта 1907 г., нам неизвестна. Не Теньков ли, с которым он был в переписке (см. прим. 484 и 485)?

599. 18731. Ден[е]г в Моск[ве] 1640 р. — Толстой имел в своем распоряжении деньги, отчислявшиеся в пользу его, как автора, императорскими театрами за представления на сцене его пьес: «Власть тьмы» и «Плоды просвещения». Деньги эти он употреблял на помощь нуждающимся местным крестьянам, на ежемесячную помощь заключенным за отказ от воинской повинности и на подачу милостыни нищим и прохожим.

21 марта. Стр. 188.

600. 1883—4. Убийство городового девицей. — Факт, упоминаемый здесь, записан Толстым не вполне точно. Он имел в виду случай, описанный в № 64 «Русских ведомостей» от 20 марта 1907 г. Здесь сообщалось, что 19 марта около 5 часов вечера в Москве на Сретенке на углу Даева переулка был убит стоявший на посту городовой Гриневич. Убийство произошло при следующих обстоятельствах. По Сретенке от Сухаревой башни промчались на лихаче молодой человек с барышней; поровнявшись с городовым, неизвестный произвел в него шесть выстрелов из револьвера и убил наповал. Лихач, повернув назад, помчался к Сухаревой. Когда раздались полицейские свистки и крики, извозчик остановил лошадь. Седоки бросились в разные стороны, причем неизвестный, отстреливаясь, ранил в бок ночного сторожа и скрылся в проходном дворе. Барышня была задержана и назвалась гимназисткой 6 класса Московской шестой гимназии Михайловой. Она показала, что ехавшего с ней молодого человека, убившего городового, она не знает. В № 67 от 23 марта «Русские ведомости» сообщали, что Марию Михайлову решено освободить из-под ареста.

601. 1884. Стихот[ворение] в прозе Тургенева. — Стихотворение в прозе Тургенева «Порог», содержащее апофеоз женщины-революционерки, было, очевидно, тогда впервые прочитано Толстым. Появившись в народовольческой прокламации «И. С. Тургенев», отпечатанной в летучей типографии «Народной воли» 25 сентября 1883 г. в Петербурге, оно было перепечатано в заметке С. А. Венгерова «Тургеневский «Порог» в «Русском богатстве», 1905, 11—12, стр. 155—157 и затем перепечатывалось неоднократно. По словам Д. П. Маковицкого в его «Яснополянских записках», Толстой прочел эту вещь Тургенева в английском переводе в японском журнале «The Review of Revolutions».

602. 1885. Урок с меньши[м] класом чудесный. — В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого под 21 марта 1907 г. записано: «С семи до четверти девятого Лев Николаевич занимался со вторым классом. Вышел в восхищении от своих учеников, как они хорошо рассказывали из Евангелия об искушении Христа то, что читали третьего дня, и притчу Паскаля о доме и хозяине. Все внимательны. «Я пришел к ним довольно вялым, а они меня подняли». В одиннадцать часов вечера опять разговорился о них: «Только один шалун из них. Грех не дорожить таким вниманием».

603. 1885. Смерть Пракофия [?]. — Содержание этой записи, если она прочтена верно, выяснить не можем. Быть может, ученики Толстого передали ему слух (оказавшийся неверным) о смерти его бывшего ученика, с которым вместе косил он покосы, яснополянского крестьянина Прокофия Власовича Власова (1839—1912).

23 марта. Стр. 188.

603а. 18810—11. Письмо Чел[окаевых]. — Толстой получил из Тифлиса письмо, подписанное: Саша и Алекси Челокаевы и помеченное 17 марта 1907 г. В письме шла речь о статье Толстого «Единственное возможное решение земельного вопроса». Взяв из этой статьи цитату, где сказано, что «всё зло угнетения и вражды людей» происходит от «старой неправды земельного вопроса», авторы писали: «Когда социалисты, к какой бы партии они ни принадлежали, видят всё зло жизни в праве частной собственности вообще и в частности на землю, нас это не удивляет. Отвергая религию и нравственность, они могут давать только экономическое, материальное объяснение явлениям жизни. В основании всего они полагают «экономику». Всё остальное: религию, нравственность, искусство, право и т. п. «идеологию» рассматривают как «надстройку». Но когда подобное же объяснение встречается у людей религиозных, признающих истину учения Христа, то невольно возникает вопрос: как возможно такое единение в объяснении «угнетения и вражды людей»? Мы просим вас, Лев Николаевич, объяснить нам, как возможно для вас, признающего себя учеником и последователем Иисуса Христа, видеть всё зло в земельной собственности и как вы примиряете средства, предлагаемые Христом для решения всех вопросов жизни, со средством, предлагаемым Генри Джорджем и которое вы признаете «единственно возможным решением земельного вопроса» — введение Единого налога?… Повторяем еще раз, нас удивляет и огорчает найти в вас защитника той мысли, что для людей возможно, без предварительного усвоения любви к богу, установление справедливых, хотя бы и земельных отношений внешним законом или реформою, какой является Единый налог».

В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого 23 марта 1907 г. записано: «Лев Николаевич… рассказал про письмо, полученное им из Тифлиса от… Челокаевых, что, предлагая проект Генри Джорджа, он идет в разрез с христианским решением земельного вопроса. Но прощают ему это. Лев Николаевич в недоумении, отвечать им или нет, «потерял много времени». На другой день утром Лев Николаевич дал это письмо И. К. Дитерихсу, который ехал в Тифлис, прося на словах передать его ответ Челокаевым. «Они или социалисты или крупные землевладельцы, — говорил Лев Николаевич. — Пишут самоуверенным, резким тоном».

Во втором своем письме, написанном 30 августа 1907 г., Челокаев писал, что он прочел другую статью Толстого — «К рабочему народу» и увидел свою «ошибку и несправедливость» по отношению к Толстому и заканчивал письмо словами: «Простите же, если своим предыдущим письмом и допущенной мной несправедливостью я огорчил вас». Автор писем — кн. Алексей Александрович Челокаев (Челокашвили, р. 1876 г.), сын директора Тифлисского банка и крупного промышленника, владельца нефтяных промыслов, двоюродный брат единомышленника Толстого Ильи Петровича Накашидзе. Воспитывался в Париже, затем кончил реальное училище в Тифлисе; восприняв взгляды Толстого, не продолжал предпринимательскую деятельность отца. Увлечение толстовством продолжалось недолго, и А. А. Челокаев сделался баптистом. «Саша» — первая жена Челокаева, рожд. баронесса Трамазюр.

604. 18812. Уехала Саша. — Александра Львовна Толстая 23 марта 1907 г. уехала в Крым для поправления здоровья.

24 марта. Стр. 188.

605. 18814 Писал Провозглашен[ие] Сутк[ового]. — Николай Григорьевич Сутковой (см. прим. 97) в письме от 27 февраля 1907 г. прислал Толстому составленное им изложение своего миросозерцания над названием «Свободные христиане». Целью своей при этом Н. Г. Сутковой, как писал он Толстому, ставил: «возможно короче (на четырех небольших страницах) изложить основные положения нашего жизнепонимания и возможно шире распространить этот листок в народе». Сутковой просил Толстого или самому написать подобное изложение основ их общего жизнепонимания, или указать главные недостатки изложения Суткового. Прочтя присланное ему изложение, Толстой сначала (11 марта 1907 г.) написал Сутковому, что не будет изменять его, но обещал еще раз прочесть его и, может быть, написать автору, если найдет что; но 24 марта начал свое собственное изложение основ своего жизнепонимания.

606. 18814. и Гарисон[а]. — Вильям Ллойд Гаррисон (1805—1879) — американский писатель, борец против рабства в Соединенных штатах, приверженец христианского учения о непротивлении злу насилием. В 1838 г. им было составлено «Провозглашение основ, принятых членами общества, основанного для установления между людьми всеобщего мира». Это провозглашение, излагающее основные положения христианской нравственности, приводится Толстым в его книге «Царство Божие внутри вас» и в сборнике «Круг чтения». Начав перерабатывать статью Н. Г. Суткового, Толстой решил изложить в статье и «Провозглашение» Гаррисона. Статья Толстого, в окончательной редакции получившая название «Наше жизнепонимание», была напечатана впервые в переводе в болгарском толстовском журнале «Възраждане» за 1907 год, затем в приложении к статье А. Воинова [А. В. Луначарского] «Смерть Толстого и русское общество», изд. Международного комитета помощи безработным, Лозанна 1911; в России впервые в журнале „Голос Толстого и «Единение»“ 1917, 3, стр. 3—5.

26 марта. Стр. 188.

607. 18822. С детъ[ми] урок Еванг[елия] хорош. — В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого под 26 марта 1907 г. записаны следующие слова Толстого: «Это для меня такая польза, удовольствие! Если бы я для своего удовольствия занимался с ними, то выбрал бы пять самых лучших,— остальные невнимательны. Еще не прочел с ними Евангелие до конца, надо его прочесть, а потом снова, тогда что-нибудь выйдет».

28 марта. Стр. 188.

608. 18828. воззваниестатья «Наше жизнепонимание».

29 марта. Стр. 189.

609. 1892. Взя[л] Ренана — сочинение Э. Ренана «Vіe de Jésus» [«Жизнь Иисуса»], очевидно, интересовавшее Толстого в связи с его занятиями с детьми.

610. 1892—3. «Стог в яме» огорчительно. — Значение записи неясно. Быть может, запись вызвана тем, что ученики Толстого рассказали ему про виденный ими стог сена, стоявший на низком месте и затоплявшийся полой водой, и Толстой, как хороший хозяин, был огорчен порчей ценного корма.

611. 1893. Читаю Чехова. — Толстой высоко ценил Чехова, особенно его мелкие рассказы; рассказы Чехова «Душечка» и «Беглец» он включил в свой «Круг чтения», снабдив первый из них послесловием, в котором указал на высокие художественные достоинства рассказа. О Толстом и Чехове см.: П. Сергеенко, «Толстой и его современники», изд. М. В. Саблина, М. 1911, стр. 223—239; H. Н. Апостолов, «Лев Толстой и его спутники», изд. Комиссии по ознаменованию столетия со дня рождения Л. Н. Толстого, М. 1928, стр. 171—183. См. также томы 50 и 54.

27 марта 1907 г. Д. П. Маковицкий заносит в свой дневник, что Толстой «у себя в кабинете читал Чехова, том, который увидел в зале». 29 марта Д. П. Маковицкий записывает, что Толстой читал вслух рассказ Чехова «Попрыгунья» и по окончании чтения сказал: «Превосходно, превосходно. Есть юмор сначала, а потом эта серьезность». Под тем же числом у Д. П. Маковицкого записаны еще другие слова Толстого о Чехове: «Это мне удовольствие предстоит: это я с удовольствием перечту всего Чехова». Под 30 марта Д. П. Маковицкий записывает, что Толстой похвалил из рассказов Чехова еще «Черный монах» и «Записки неизвестного человека».

30 марта. Стр. 189.

612. 1895. Письмо от Ив[ана] Ив[ановича]. — В большом

Скачать:TXTPDF

пьесе, — писал рецензент, — заключается, конечно, в глубоко волнующем наше общество сюжете и затем в искренности таланта автора, сумевшего задеть наиболее чувствительные струны... Секрет успеха автора — в его